Методы вокально-ансамблевой работы в детском коллективе
статья по теме
Статья о специфике обучения вокально-ансамблевому пению, об общедидатических и специальных методах обучения в детском вокальном ансамбле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_pechat.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы вокально-ансамблевой работы
Вокально-ансамблевое воспитание происходит, в основном, в работе над музыкальными произведениями. Под влиянием самого произведения, характера работы над ним, в зависимости от личности руководителя и его мастерства и других факторов формируются специальные способности, совершенствуются внимание, память и другие качества воспитанников, закладывается фундамент певческой культуры. Разучивание произведения – сложный кропотливый процесс, в котором общевоспитательные и специальные задачи музыкального обучения органически переплетены, взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Поэтому важно, чтобы занятия были яркие, с чередованием видов деятельности, использованием наглядности, включением игровых моментов (особенно на 1-2 годах обучения). Одним из самых важных условий правильного обучения является эмоционально- эстетический настрой ансамбля, т. е. создание руководителем непринужденной обстановки, сочетающей напряженный труд с увлекательным творчеством, что активизирует интерес, любознательность детей, создает оптимизм и высокую работоспособность.
Спецификой вокально-ансамблевого обучения является то, что все основные учебные задачи ставятся с самого начала обучения, усложняясь и расширяясь в дальнейшем путем работы над все более разнообразным, трудным репертуаром. Основой, на которой строится вокально-ансамблевое воспитание, формируется любой детский или юношеский вокальный коллектив, является индивидуальное певческое развитие. В процессе работы над качеством звучания детского голоса важно внимательно, бережно относиться к детскому голосу, учитывать, что у большинства детей сила голоса небольшая, голос находится в стадии формирования, не допускать форсированного пения.
Важную роль в вокально-ансамблевой работе играет учебно-тренировочный материал, назначение которого: 1 – разогревание и настройка голосового аппарата в начале занятия, 2 – развитие вокально-хоровых навыков, музыкально-певческих способностей. Каждое упражнение должно иметь развитие определенных навыков.
Значительное место в образовательном процессе занимает индивидуальная работа, которая позволяет контролировать и направлять певческое развитие каждого участника, определять, насколько верна работа руководителя, дифференцированно подходить к каждому из воспитанников, укреплять контакты педагога с детьми и является важной индивидуальной формой воспитания.
Расширению индивидуального контроля способствуют занятия по подгруппам, в которые дети могут распределяться по следующим признакам: одинаковый возраст, сравнительно одинаковая музыкально - певческая продвинутость, индивидуальные особенности.
Большое значение для творческого роста имеют концертные выступления, которые активизируют работу коллектива, способствуют формированию важных моральных качеств воспитанников.
Методы вокально-ансамблевого воспитания детей сложны и многообразны, они объединяют познавательные процессы с практическими умениями. Каждый метод представляет собой систему приемов, объединенных общностью задач и подходов к их решению (см. приложение). Наряду с общедидактическими в вокальной педагогике сложились свои специальные методы, отражающие специфику певческой деятельности.
Общедидактические методы:
- словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, лекция);
- наглядные методы (демонстрация, иллюстрация);
- практические методы (упражнения, игры, индивидуальный опрос).
Специальные вокальные методы:
- фонетический метод (использование определенных сочетаний фонем с целью выравнивания тембрового звучания гласных, для настройки певческого голоса на правильное звукообразование, исправления различных его недостатков);
- концентрический метод М.И. Глинки (постепенное расширение звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра – примарных звуков при глубоком индивидуальном подходе к каждому ученику);
- метод мысленного пения (формирование вокально-слуховых представлений, лежащих в основе вокального воспроизведения);
- объяснительно - иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным (устное объяснение и показ правильного вокального звучания педагогом и последующее воспроизведение и повторение учащимися певческого звука и способов работы голосового аппарата в соответствии с объяснениями и показом педагога).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детским коллективом "Вокальный ансамбль JOY" (English sining) ( из опыта педагога ГБОУ № 628 "Александринская гимназия", Санкт-Петербург
Автор рассуждает на тему об актуальности, эффективности, востребованности, результативности образовательной программы "Ансамблевое пение на английском языке"...
"Работа с детскими коллективами"
Выступление на методическом объединении 10.12.2011 г....
Значение групповой и парной работы в детском коллективе предшкольной подготовки.
В статье представлен материал о значении групповой и парной работы в детском коллективе в предшкольной подготовке....
Консультация «Использование метода синквейна в работе воспитателя детского дома»
В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет провести рефлексию по какому...
«Возможности и потребности классных руководителей в обновлении форм и методов организации воспитательной работы в классном коллективе на современном этапе».
Выступление на конкурсе педагогических достижений-2021 Санкт-Петербург, номинация "Воспитать человека", подноминация "Мастер".В федеральном государственном образовательном ста...
Воспитательные технологии в работе с детским коллективом
Статья адресована педагогам, работающим с детьми....
Исследовательская и творческая деятельность учащихся как одна из форм работы с детским коллективом
Одно из самых важных направлений коллектива – исследовательская деятельность. Для того чтобы воссоздать колорит эпохи, народный костюм, воспроизвести песни и народные танцы, нужно обратиться к д...