Применение метода проектов в учебной деятельности учителя музыки
учебно-методический материал по музыке (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Публикация содержит анализ проектной методики, применительно к уроку музыки. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. При создании проекта у школьников стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.doc | 101 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить,
если в это же время не учатся сами».
Али Апшерони
Какой урок имеет право называться современным? В общепринятом понимании, современный урок музыки – это урок, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи: специфика восприятия музыки и современные технологии образовательной сферы, позволяющие воспользоваться различными компьютерными средствами, как педагогу, так и детям.
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
Одной из таких технологий и является проектная методика.
Применительно к уроку музыки, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы школьников в современном мире, применяю в своей работе данную методику. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.
Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
В чем суть проекта, влияет ли его применение на модель обучения, с какой регулярностью и в какой форме проектные задания включаются и какова техника их выполнения?
Мною используется метод проектов в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко применяю его для классов, где общий уровень развития обучающихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний практически по любой теме.
Под моим руководством, школьники рассказывают о творчестве композиторов, об истории создания произведений и музыкальных инструментов, высказывают собственное мнение, создавают собственные сценарии, готовятся к концертам, выпускают газеты музыкальной тематики и т.д.
В проектной методике применяю весьма плодотворную идею. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики мною на уроке достигается сразу несколько целей: расширен кругозор детей, закреплен изученный материал, создана атмосфера праздника и кабинет музыки пополнен творческими работами детей.
По моим наблюдениям, овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры.
При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, придерживаюсь следующих правил:
• во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;
• во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока.
Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое. Например, «Портрет композитора», «Путешествие в мир музыкальных инструментов», «История создания музыкального произведения» и т.д. Стараюсь создать у детей впечатление, что проект на уроке музыки - это новые знания, общение, деятельность, удовольствие.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
1. Мини-исследовательские проекты, рассчитанные на один урок или его часть, например, «Мои любимые композиторы», «Рейтинг любимых музыкальных клипов», «Рейтинг любимых исполнителей» и т. д.
2. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
3. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов». Включаю в практику, начиная с 4 класса.
4.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса. Здесь для работы подключаются ребята их разных параллелей. Можно сказать, что в школе уже сформирована команда для подготовки мероприятий данного уровня.
5. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, и.т.д.
6. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
7. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме.
Считаю, что проекты активизируют школьников, которые должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, учащиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и.т.д.
С моими учениками мы идем этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют сами ученики, вызывает у них большой интерес, увлекает, идет от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Опыт работы проектной методики в течение 2 лет позволяет провести предварительный анализ и дать ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на обучение музыке».
Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность обучающимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей обучающихся.
Анализ результатов качества знаний учащихся показал, что в результате использования мною на уроках музыки данной методики, повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
Учебный год | 2012 - 2013 | 2013 - 2014 | 2014 - 2015 |
Обученность | 100% | 100% | 100% |
Качество | 88% | 91% | 93% |
Эта технология позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мной, но и воспитательные. Учащиеся по-новому смотрят на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на культуру и историю своей страны. Все это способствует максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого, формированию активной гражданской позиции обучающихся.
Вот несколько конкретных примеров:
в 6-8 классах учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. Проектная деятельность позволяет проявить ребятам свои музыкальные предпочтения, умения в самостоятельной работе с информацией, интересы, волевые качества через детальную разработку имеющейся проблемы. Для ребят это доступный способ достижения цели. С учётом интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты, как «Мои любимые композиторы», «История гимна России», «Зарождение и развитие жанра мюзикла», «От оперы к оперетте», «Рейтинг любимых музыкальных видеоклипов». Достигнута основная цель: учащиеся приобщились к творчеству, работали с большим подъемом и вдохновением.
Круг проблем, отраженных в проектах, связан с творческими портретами композиторов или историей создания музыкальных сочинений, событиями музыкальной жизни страны и мира. Ребята совместно работают над общей проблемой, но цель каждый учащийся определяет для себя сам, т. е. создает индивидуальный проект. Так, в информационном проекте, связанном с обобщением знаний о творчестве Фредерика Шопена, учащиеся собирали информацию о творчестве, проводили анкетирование, решали проблему через анализ имеющихся сведений и оформляли странички презентации. В результате, мои ученики развивают коммуникативные умения, приобретают новые знания, формы мышления, связанные с обработкой информации, формируя умения публичной защиты своих результатов деятельности.
Иногда самостоятельная работа учеников остается для одноклассников тайной до начала занятия. И лишь во время урока собранный материал заслушивается и обсуждается. Так, в урок по теме «Зима в музыке» включены произведения трех авторов – П. И. Чайковского, А. Вивальди и Г. В. Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребята сравнивают «Зиму» в изображении разных композиторов и художников, размышляют, анализируют, какя из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному музыкальному произведению.
Самыми масштабными по объему выполненных работ, стали проекты «В мире фэнтези» (1 место, 2014 г.), «Молодежные субкультуры» (3 место, 2010 г.), представленные на школьной научно-практической конференции НИЦШЕ.
Интересной была работа по созданию видео-роликов для школьного Вечера встречи выпускников (2013 г.). Совместная деятельность не делила нас на учителей и учеников. Мы были равноценными участниками созидательного процесса. Мои «коллеги» освоили новые для себя специальности: автора сценария, режиссера-постановщика, оператора, постановщика спецэффектов, редактора.
Подводя некоторые итоги работы по методу проектов, я предложила своим ученикам принять участие в опросе.
Цель опроса: выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит ли продолжить работу в этом направлении.
Все результаты анкетирования были обработаны.
Анализируя представленный выше практический опыт, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе обучения позволяет включить обучающихся в реальную исследовательскую деятельность и нацелить их на получение реального результата.
Имея возможность делиться с другими людьми своими знаниями в области музыки, своими музыкальными впечатлениями, школьники открыли для себя ценность музыки и как языка общения.
Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство активизации познавательных и творческих способностей обучающихся. Проект - это реальная возможность для саморазвития и самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов в учебной деятельности
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда. Древняя мудрость. Ведущим методом учебной деятельности, который...
Инновационный проект АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ пол женский
В условиях внедрения ФГОС в начальной школе, на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают т...
Применение метода проектов во внеурочной деятельности
Метод проектов...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО по теме «Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы» (из опыта работы)
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМОпо теме«Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы»(из опыта работы)...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО по теме «Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса современной школы» (из опыта работы)
Выступление на ГМО...
Использование метода учебного проекта в практике работы учителя музыки
Метод учебного проекта на уроках музыки...