Использование метода учебного проекта в практике работы учителя музыки
статья по музыке

Метод учебного проекта на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_uchebnogo_proekta_na_urokah_muzyki.docx21.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование метода учебного проекта в практике работы учителя музыки

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

УУД направлены на достижение планируемых результатов и участие обучающихся в проектной деятельности позволяет выявить знания, умения и навыки, приобретённые ими в ходе образовательной деятельности.

«Всё, что я познаю, знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В настоящее время метод проектов является наиболее адекватным среди разнообразных направлений современных педагогических методик и технологий.

Метод проектов на уроках музыки

Основная задача учителя музыки – формирование положительной мотивации в процессе изучения предмета «Музыка» в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности обучающихся на продуктивно-творческий уровень.

Глубоко убеждена, что музыка как искусство и музыка как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия ученика и учителя.

В основу урока музыки должна быть положена учебно-познавательная деятельность обучающихся, направленная на стимулирование личностного восприятия музыкального произведения, когда каждый ученик, постигая объективное содержание произведений музыкального искусства, находит в них пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Из опыта работы

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1. Тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

2. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

3. Необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.

В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

Рассмотрим, как типы проектов могут использоваться в процессе музыкального образования. Информационные проекты направлены на добывание информации, ее анализ и обобщение . В условиях музыкального образования это могут быть: создание видеофильмов, альбомов, стенгазет, презентаций творчества различных композиторов, истории создания музыкальных сочинений, событий музыкальной жизни страны и родного края и т. п. В качестве возможного варианта информационного музыкального проекта мы предлагаем проект на тему «Тембр голоса». Цель проекта: вызвать интерес у детей к изучению тембров голосов. Задачи проекта: поиск и изучение информации по заданной теме; представление полной картины данных о тембрах мужских и женских голосов; анализ видов тембров мужских и женских голосов на примерах.

Исследовательские проекты предполагают получение ответа на вопрос о природе того или иного явления с точки зрения современного научного знания; они не только интеллектуально обогащают школьников, но и стимулируют их познавательную активность. Такие проекты предполагают аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, выдвижение гипотезы (предположения), поиска путей решения обозначенной проблемы, проверки своих предположений, обсуждения полученных результатов . В условиях музыкального образования исследовательские проекты могут быть связаны с изучением истории отдельных направлений музыкального искусства, творчества композиторов и исполнителей, музыкальной культуры родного края и т. п. В качестве возможного варианта исследовательского проекта можно предложить проект на тему «Музыкальные инструменты». Цель проекта: проследить историю создания различных музыкальных инструментов, научиться различать на слух их звучание. Задачи проекта: собрать, систематизировать и презентовать информацию об истории создания музыкальных инструментов (включая историко-культурологический и художественный контекст), их современном звучании, использовании их тембров в различных музыкальных сочинениях для создания определенного художественного образа, о выдающихся мастерах игры на данном музыкальном инструменте.

 Творческим проектом может стать составление аудио- и видео-хрестоматий музыкального материала, создание видеофильма по определенной теме. В качестве возможного варианта творческого проекта мы предлагаем проект на тему «Моя песня». Цель проекта: создать песню собственного сочинения. Задачи проекта: сочинить или подобрать стихотворение; сочинить мелодию, спеть ее или подобрать на клавишном музыкальном инструменте; рассказать, как песня создавалась.

 Ролевые, игровые проекты подразумевают принятие на себя участниками определенных ролей, обусловленных характером и содержанием проекта . В условиях музыкального образования это может быть музыкально-театральная постановка, литературно-музыкальная гостиная, бал в контексте определенной эпохи, создание аналогов популярных музыкальных телевизионных конкурсов и т. п. В качестве возможного варианта ролевого, игрового проекта мы предлагаем проект на тему «Минута славы». Цель проекта: продемонстрировать музыкальные умения и умения актерского мастерства. Задачи проекта: подобрать удобное для исполнения музыкальное произведения из репертуара известных исполнителей; подобрать соответствующий реквизит, костюм, скопировать характерные жесты и движения; исполнить музыкальное произведение в условиях действия правил, принятых в популярной телевизионной передаче.

Практико-ориентированные проекты предполагают обязательную ориентировку результата деятельности на социальные интересы самих обучающихся, а результатом может стать какой-либо документ, программа действий, справочный материал, словарь В качестве возможного варианта практико-ориентированного музыкального проекта мы предлагаем проект на тему «Музыкальная зарядка». Цель проекта: показ комплекса упражнений с музыкальным сопровождением. Задачи проекта: подобрать движения или упражнения для зарядки, проводящейся в определенных условиях (на уроке музыки, на обычном уроке, на школьной перемене и т. п.); подобрать музыкальное сопровождение для выполнения данных движений или упражнений; составить пояснение, где и как выполнять зарядку; продемонстрировать результат.

 Индивидуальные и коллективные проекты на музыкальных занятиях могут быть представлены в виде сообщений, подкрепленных компьютерной презентацией, аудио- и видеоматериалами; в виде самостоятельно выполненных творческих заданий. Художественные продукты обучающихся, выполненные в процессе музыкальной проектной деятельности, могут быть презентованы в рамках небольшого концерта или выставки. В программе «Музыка» для 5−8 классов общеобразовательной школы, разработанной Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской, приводятся следующие ориентировочные примеры тематики исследовательских проектов обучающихся: «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе», «Музыка в храмовом синтезе искусств», «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Авторская песня: любимые барды», «Что такое современность в музыке?», «Классика в обработке: поиски и находки».

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

Использование метода проектов на уроках музыки позволяет по-новому получать и презентовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. позволяет проводить уроки музыки на современном уровне. Он очень удобен не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся, воспитания интереса к музыкальной культуре. Работа над разного вида проектами позволяет развивать разные стороны личности каждого школьника, способствует его социализации и самовыражению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода учебного проекта в педагогической практике учителя начальной школы

Обычно мы даем знания детям, которые так и останутся теорией. А наша цель научить детей применять изучаемую теорию на практике для решения конкретных проблем реальной жизни, что полностью укладывает в...

Использование метода учебного проекта в практике работы учителя физической культуры

Поиск новых стратегий в преподавании теоретической части физической культуры....

Использование методов учебного проекта в моей работе.

Данный материал содержит презентацию к моему выступлению на семинаре по теме " Использование методов учебного проекта в моей работе"....

« Использование метода учебного проекта в практике работы учителя английского языка»

Данная статья предназначена для учителей, которые используют на своих уроках метод проектной деятельности...

Статья "Использование метода учебного проекта в практике работы педагога дополнительного образования"

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которы...

Использование метода учебного проекта в практике работы учителя английского языка.

Одной из технологий, которую я использую на уроках, является метод проектов, обеспечивающий личностно-ориентированное обучение. Технология проектов разнообразна. Проекты могут быть объёмными и длитель...

Использование метода учебного проекта в практике работы учителя математики

Метод проектов — это совокупность приёмов и действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для обучающи...