Методическая разработка «Развитие дошкольников средствами музыкальных занятий на основе интеграции деятельности воспитателя ДОУ и музыкального руководителя».
методическая разработка по музыке на тему
Актуальность. Проблема поиска новых подходов организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с введением ФГОС является актуальной. Системно - деятельностный подход дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация, а включаться в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.
Целевые ориентиры ФГОС, требования к результатам освоения основной образовательной программы напрямую связаны с задачами музыкальной деятельности: развитие воображения, фантазии, умения контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии.
Реализация системно-деятельностного подхода возможна только в тесном взаимодействии педагогов: музыкального руководителя и воспитателя. Поэтому очень важно найти оптимальные способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.
Активное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей позволит эффективно проектировать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО. И если все участники образовательно-воспитательного процесса будут работать с доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 249.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича с.Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области
структурное подразделение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования – детский сад «Солнышко»
Методическая разработка
«Развитие дошкольников средствами музыкальных занятий на основе интеграции деятельности воспитателя ДОУ и музыкального руководителя».
Подготовила:
Вечканова Инесса Леонидовна
музыкальный руководитель
1 квалификационной категории
Детского сада «Солнышко» с.Алексеевка
с.Алексеевка, 2015
Актуальность. Проблема поиска новых подходов организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении с введением ФГОС является актуальной. Системно - деятельностный подход дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация, а включаться в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.
Целевые ориентиры ФГОС, требования к результатам освоения основной образовательной программы напрямую связаны с задачами музыкальной деятельности: развитие воображения, фантазии, умения контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии.
Реализация системно-деятельностного подхода возможна только в тесном взаимодействии педагогов: музыкального руководителя и воспитателя. Поэтому очень важно найти оптимальные способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя.
Активное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей позволит эффективно проектировать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО. И если все участники образовательно-воспитательного процесса будут работать с доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребёнка, но и общества в целом.
1. Комплекс музыкальных занятий
«Обучение дошкольников основам музыкальной грамоты»
Цель: творческое развитие дошкольников средствами музыкальной деятельности.
Задачи
- Познакомить детей с основными понятиями музыкальной грамоты: звуки шумовые и музыкальные, длинные и короткие, высокие и низкие, направление движения мелодии, динамические оттенки.
- Способствовать освоению следующий понятий: форма и строение музыкального произведения (2-х и 3-х частная форма), реприза, музыкальные жанры, мелодия, фраза, акцент, характер и настроение музыки.
- Развивать умение записывать ритмический рисунок и мелодию с помощью условных знаков на «нитке» и на нотоносце, знакомство с
названием нот.
1-й год обучения (первая младшая группа).
На первом году обучения дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами (изучают строение, звучание, приемы игры). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).
Тема: «Детские музыкальные инструменты».
Название темы | Содержание темы | Репертуар | Период | Кол-во |
прохождения | ..• | |||
занятии | ||||
1. Организационное | Беседа с детьми о предстоящей | - | Сентябрь | 1 |
занятие. | деятельности. | |||
2. «Погремушка как | Строение и устройстве погремушки: ножка, наполнитель, футляр-емкость для горошин | 1.Песенка «Погремушка» | Сентябрь | 1 |
музыкальный | Ю.Антенева | |||
инструмент» | 2.Пляска с погремушками | |||
3.Игра «Кто. скорее?» | ||||
3. «Разновидности | Показ различных видов погремушек: с | 1.Свободные пляски с погремушками 2.Подвижные игры 3. «Догонялки» 4.Свободные игры с погремушками | Сентябрь | 3 |
погремушек» | ножкой и без ножки, различной формы, | |||
металлические, деревянные, | ||||
пластмассовые и др. Определение на слух | ||||
различных погремушек. | ||||
4. «Тембр. | Слушание звучания разнотембровых | 1.Музыкально- дидактическая игра «Угадай-ка» 2.Игра на различных погремушках с использованием р.н.м. | октябрь | 4 |
Разнотембровые погремушки» | погремушек: гремящих, звенящих, | |||
шуршащих и др., в зависимости от | ||||
материала. Определение на слух звучания | ||||
всех этих погремушек. | ||||
5. «Бубен. | Рассказ об устройстве бубна: корпус, | 1.Игра «Кто скорее?» | Ноябрь | 1 |
Строение бубна» | донце, ямка, металлические пластинки, | 2.«Угадай-ка» | ||
бубенчики. | ||||
6. «Разновидности бубнов» | Беседа о разных видах бубнов: малые, | Свободная игра на всех видах бубнов 2. Игра «Кто скорее?» 3 .Игра «Бубен» Фрида | Ноябрь | 2 |
средние, большие концертные, с | ||||
бубенчиками и без бубенчиков. | ||||
Определение на слух звучания различных | ||||
бубнов, показ, | ||||
7. «Разновидность бубнов. Динамика, слуховое восприятие» | Беседа о зависимости громкости звука, | 1. «Тихо-громко в бубен бей» | Ноябрь | 2 |
извлекаемого бубном, от его размера, | 2.« Угадай- ка» | |||
количества бубенчиков и силы удара. | ||||
8. «Колокольчик. Его строение» | Рассказ о строении колокольчика: юбочка, язычок, ушко. Показ. | 1.Свободные игры | Декабрь | 2 |
2. «Угадай-ка» (бубен, | ||||
колокольчики, погремушки) | ||||
9. «Разновидности колокольчиков»
| Показ различных колокольчиков: малые, | 1. «Игра с колокольчиками» | Декабрь | 1 |
большие, средние, валдайские. | 2. Свободная игра на | |||
колокольчиках | ||||
10. «Тембр. Различие в звучаниях колокольчиков»
| Определение на слух звучания различных | 1. «Тихие и громкие звоночки» | Декабрь | 2 |
колокольчиков: громко, тихо, нежно, | 2.Слуховая «Угадай-ка» | |||
звонко, мелодично, протяжно - в | ||||
зависимости от вида и приема игры | ||||
(«трель», удар палочкой, пальцем, | ||||
встряхивание). | ||||
11. «Барабан. Строение барабана» | Показ барабана. Рассказ о его строении: | 1.Песня «Барабан» 2.«Маленъкий марш» Парлова 3.Марширование под барабан | 1 | |
корпус, два донца, палочки, ремешок. | Январь | |||
Звукоизвлечение. Слушание музыки. | ||||
12. «Разновидности | Показ различных барабанов: большого, малого, железного. Беседа о том, чем они отличаются друг от друга. | 1.Упражнение «Гулять-отдыхать» | 1 | |
барабана» | 2.Песня «Барабан» | Январь | ||
3.Марширование под все барабаны | ||||
13. «Тембр. | Восприятия на слух звучания различных | 1.Иrра «Угадай-ка» | 2 | |
Различие в звучании разных барабанов» | барабанов. Различать звучание больших, | 2.Музыкально-ритмическая игра | Январь | |
малых и железного барабана. | «Труба и барабан» | |||
14. «Музыкальные игрушки» | Показ музыкальных игрушек: неваляшек, | 1. Свободные пляски, игры, | Февраль | 4 |
музыкальных волчков, органчиков, | подвижные игры | |||
музыкальных открыток, шкатулок, | 2. «Угадай-ка» | |||
коробочек. Закрепление знаний детей о | ||||
музыкальных игрушках. | ||||
15. «Ложки деревянные как музыкальный инструмент» | Ложка - музыкальный инструмент. | 1.Песня «Ложкари» | Март | 1 |
Описание лодки: расписные, деревянные, | 2. «Лошадка» (прямой галоп) | |||
металлические, большие, маленькие, | ||||
пластмассовые. | ||||
16. «Строение ложки» | Беседа о строении ложки: палочка-ручка, | 1.Показ приемов игры на ложках | Март | 1 |
пяточка. Как извлекается звук. | 2. Свободные игры, пляски | |||
17. «Тембр. Слуховое восприятие звучания ложки | Слушать звучание различных ложек, определять на слух большие и маленькие, деревянные, металлические и пластмассовые. | 1. Определение на слух | Март | 2 |
2. «Угадай-ка» | ||||
3. Свободные игры, пляски | ||||
18. «Металлофон. Строение металлофона» | Показ металлофона. Беседа о его строении: корпус, металлические пластиночки разного размера, молоточек. | 1.Исполнение взрослым | Апрель | 1 |
различных пьес на металлофоне | ||||
19. «Звуки музыкальные и немузыкальные»
| Беседа о шумовых звуках и музыкальных с | 1. « Угадайка» 2 .Исполнение взрослым знакомых песенок, подпевание детьми | Апрель | 2 |
показом звучания различных | ||||
инструментов. Определение на слух. | ||||
20. «Высокие и низкие звуки» | Определение на слух звучания | 1. «Птица и птенчики» 2.Упраднения «Дождик», «Дятел», «Ручеек» | Май | 2 |
металлофона в высоком и низком | ||||
регистре. Узнавание приемов удар и | ||||
glissando. | ||||
21. «Звуки громкие и тихие» | Определить на слух громкость звучания металлофона. | 1. «Мышка-речка» 2. «Дождик-дятел» 3. «Угадай-ка» | Май | 1 |
2-й год обучения (вторая младшая группа).
На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник), расширяются представления о знакомых инструментах Дети знакомятся с музыкальными терминами.
Тема……
Название темы | Содержание темы | Репертуар | Период | Кол-во | |
прохождения | занятий | ||||
1.Организационное занятие | Беседа с детьми о предстоящей работе. | - | Сентябрь | 1 | |
2. «Ритм» | Проверка чувства ритма, чувства динамики, реакции на начало и конец мелодии. | 1. «Андрей-воробей», р.Н.м. | Сентябрь | 1 | |
2.«Тихо-громко в бубен бей» | |||||
Тиличеевой | |||||
3. «Бубен. Строение бубна» | Повторение строения бубна. Разновидности бубнов. | 1.Игра «Бубен» Фрида | Сентябрь | 1 | |
2 .. «Тихо-громко в бубен бей» | |||||
Тиличеевой | |||||
4 .. «Короткие и длинные звуки» | Беседа о коротких и длинных звуках. | 1. «Андрей-воробей» 1 ч. | Сентябрь | 2 | |
Графическое изображение. Прохлопывание | |||||
попевок. | |||||
5. «Короткие и длинные звуки» | Графическое изображение на фланелеграфе. | 1. Слушание «Мишка с куклой» | Октябрь | 2 | |
Пропевание песенок. | 2. «Андрей-воробей» | ||||
6. «Короткие и длинные звуки» | Определение на слух коротких и длинных | 1.Игра «Шагать и бегать» | Октябрь | 2 | |
звуков. Выполнение упражнений. | 2. «Бег» Магиденко | ||||
7. «Металлофон, Строение металлофона» | Определение на слух приемов игры на | 1. «Ручейки», «Мышки» | Ноябрь | 4 | |
металлофоне. Начинать и заканчивать с | 2.Игра «Успевай-ка» | ||||
аккомпанементом. Упражнения на развитие | 3. «дождик», «Дятел» | ||||
воображения и фантазии. | 4.Подвижные игры | ||||
5.ПридумываЙ свою музыку | |||||
8. «Настроение в музыке» | Определение характера, динамики, темпа в | 1. «Полька» Красева | Декабрь | 5 | |
незнакомых произведениях, выбор | |||||
соответствующих инструментов. | |||||
9. «Музыкальные жанры» | Марш-танец. Слушание произведений в | 1.Марши 2.Польки 3. Свободные маршировки и танцы | Январь | 3 | |
этих жанрах, определение на слух. | |||||
10. «Средства | Беседа о средствах выразительности музыки | 1. «Колокольчики звенят» | Январь | 1 | |
музыкальной | (характер, темп и т.д.). | ||||
выразительности» | |||||
11. «Средства музыкальной выразительности | Вслушиваться в музыку. Определять характер и регистр в незнакомых произведениях. | 1. «Мы запели песенку» 2. «Праздник птиц» 3. «Скворцы и вороны» 4. «Плачь куклы» | Февраль | 4 | |
12. «Ударно- шумовой оркестр» | Состав ударно-шумового оркестра, показ инструментов, слушание произведений для ударно-шумового оркестра. | 1. «Мы запели песенку» 2. «Марши» 3. «Пойду ль я» 4. подвижные игры | Март | 2 | |
13. «Ударно- шумовой оркестр. Ложки» | Повторение строения ложек, разновидности | 1. «Топотушки» | Март | 2 | |
ложек. Знакомство с музыкальными | 2. Подвижные игры и танцы на | ||||
палочками. | дробном шаге | ||||
14. «Ударно- шумовой оркестр. Музыкальные палочки и кубики» | Слушание музыкальных произведений. Выбор соответствующих музыкальных инструментов. Исполнение по подгруппам оркестра и движений. | 1. «Топотушки» (др. шаг) 2. «Моя лошадка» (галоп) 3. свободные танцы под оркестр (по подгруппам) | Апрель | 4 | |
15. «Ударно- шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники» | Строение и извлечение звука треугольника. Сравнение на слух звучания различных треугольников (большого, оркестрового, малого, среднего ). Слушание новой пьесы. Выбор соответствующих инструментов. | 1. «Лесная песенка» Филиппенко 2. «Звенящий треугольник» 3. «Колокольчики звенят» 4. «Мы запели песенку» | Май | 4 | |
Тема..
Название темы | Содержание темы | Репертуар | Период | Кол-во | |
прохождения | занятий | ||||
1. Организационное занятие | Беседа о предстоящей деятельности. | - | Сентябрь | 1 | |
2. «Мелодия. Поступенность движения мелодии. | Определение мелодии. Слушание отдельных | 1. «Лесенка» 2. «Горка» 3. «Ручейки» | Сентябрь | 3 | |
фраз, определение движения | |||||
мелодии вверх и вниз. | |||||
3. «Ритм. Короткие и длинные звуки» | Работа на фланелеграфе, выкладывание | 1. «Андрей-воробей» 2. «Лесенка» 3. «Горка» | Октябрь | 4 | |
полосками коротких и длинных звуков. | |||||
4. «Музыкальные жанры. Вальс» | Характеристика жанра. Слушание различных вальсов в грамзаписи. Определение характера музыки, подыгрывание. | 1. Грамзаписи различных | Ноябрь | 4 | |
вальсов | |||||
2. Валъс«Осенний сон» | |||||
5. «Разновидности вальсов» | Беседа о разновидностях вальсов (праздничных, лирических, танцевальных). Слушание различных вальсов в исполнении на фортепиано. Определение характера звучания, подыгрывание, на самостоятельно выбранных инструментах. | 1. Вальс «Осенний сон» 2. «Над волнами» 3. «На сопках Маньчжурии» 4. «Маленький вальс» 5 . «Березка» 6. «Вальс конькобежцев» | Декабрь | 4 | |
6. Музыкальные жанры. Полька» | Разновидности танцев. Различные польки, слушание их в исполнении на фортепиано, характеристика музыки.
| 1. «Мишка с куклой» | Январь | 2 | |
2. «Полька» Лядовой | |||||
3. «Полька» латв. н.м. | |||||
7. «Музыкальные инструменты. Ксилофон» | Устройство ксилофона. Показ приемов игры на ксилофоне. Слушание в исполнение взрослого знакомых песенок в звучании ксилофонов. | 1. Знакомые пьесы 2. упражнения для детей | Январь | 3 | |
8. «Форма музыкального произведения» | Куплетная форма. Двухчастная форма. Определение формы. Слушать начало припева и второй части. Слушание произведений в куплетной и двухчастной форме. | 1. Знакомые песни 2. Вальсы 3. Польки | Февраль | 4 | |
9. «Русская народная песня» | Слушание русских народных мелодий. | 1. р .. Н.м. «Я на горку шла» 2. «Во саду ли» 3. «Во поле береза» | Март | 4 | |
Сравнение характера, настроения, формы. | |||||
Определение движения мелодии, | |||||
определение длинных и коротких звуков. | |||||
10. «Ударно-шумовой оркестр» | Знакомство с ударно-шумовым оркестром, его составом и инструментами: трещотки, бубенцы, коробочка, колотушка, рубель, маракасы, кастаньеты. | 1. Грамзаписи, фонограммы, пьесы в исполнении на фортепиано. | Апрель | 4 | |
11. «Современная музыка» | Слушание произведений в современных ритмах в эстрадных обработках. Определение характера, ритма, настроения, динамики, регистра и т.д. | 1. Музыка Р . Паулса | Май | 3 | |
2. «Регтайм» | |||||
15. «Ударно- шумовой оркестр. Состав оркестра. Треугольники» | Строение и извлечение звука треугольника. Сравнение на слух звучания различных треугольников (большого, оркестрового, малого, среднего ). Слушание новой пьесы. Выбор соответствующих инструментов. | 1. «Лесная песенка» Филиппенко 2. «Звенящий треугольник» 3. «Колокольчики звенят» 4. «Мы запели песенку» | Май | 4 |
2. Задачи воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в музыкальном развитии детей
Задачи музыкального руководителя ДОУ | Задачи воспитателя ДОУ |
1. Организация и проведение музыкальных занятий в каждой возрастной группе: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий. 2. Подбор репертуара и музыкально-дидактического материала, направленного на развитие самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду. 3. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей. 4. Консультации и мастер-классы для воспитателей в области музыкального развития детей. 5. Участие в педагогических советах и совещаниях 6. Организация работы с родителями дошкольников по музыкально-творческой деятельности детей в семье | 1. Использование средств музыкальных занятий в образовательном процессе. 2. Создание педагогических условий, способствующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников. 3. Использование музыкально-дидактического материала для индивидуального развития детей в НОД. 4. Организация разнообразной творческой деятельности детей совместно со взрослым и сверстниками. 5. Организация работы с родителями (консультации, родительские собрания) для творческой деятельности детей в семье. |
Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя группы, совместный творческий подход к данному вопросу, смогут принести свои положительные результаты.
3. Интеграция деятельности воспитателя и музыкального руководителя ДОУ в решении проблем музыкального развития детей
Музыкальный руководитель | Воспитатель детского сада | |||
Диагностические задачи | ||||
1. Изучение индивидуальных особенностей и способностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника. 2. Учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка в организации музыкальных занятий. 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в музыкальном развитии. | 1. Мониторинг индивидуальных особенностей и способностей ребенка на разных возрастных этапах. 2. Учет индивидуальных особенностей и способностей ребенка в целостном образовательном процессе ДОУ. 3. Определение эффективности педагогических условий, созданных в детском саду, оказывающих воздействие на музыкальное воспитание и общее развитие дошкольника. | |||
Задачи педагогического проектирования образовательного процесса | ||||
1. Подбор музыкального репертуара для музыкальных занятий с детьми 2. Решение задач музыкального воспитания и развития дошкольников. 3.Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов. | 1. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста в целях содействия в работе музыкального педагога. 2. Решение задач воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения средств музыкальных занятий. | |||
4. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности. 5. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ | 3. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка. 4. Создание предметно-развивающей среды, способствующей активизации деятельности детей со взрослыми и сверстниками. | |||
Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ | ||||
1 Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка | 1. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка | |||
Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности | ||||
1. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: - увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей | 1. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: - увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей |
4. Формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
Задачи | Формы сотрудничества и сотворчества |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности | 1. Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности |
2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ | 2. Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии | 3. Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка |
4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника | 4. Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы сопровождения |
5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду | 5. Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития |
6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов | 6. Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции. |
7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности | 7. Взаимопосещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка |
8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности | 8. Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ; совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей |
9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями села, района ДОУ | 9. Коллективные походы в музыкальную школу, в РДК «Степняки»; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада, инициирующей процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка | 10. Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса, проектов «Музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребенка» |
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей | 11. Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников. |
5. Методические рекомендации воспитателю ДОУ
необходимо:
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2.Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
Литература:
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.
- Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева - Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». — М. : Мозаика Синтез», 2014 г.
- Л. В. Герасимова «Ожидание чуда» - Пособие для музыкальных руководителей . М., 2002,
- Э. П. Костина «Камертон» - Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М. : Линка-Пресс, 2008,
- В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду» - Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика-Синтез. 2006,
- М. Ю. Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2003,
- «Музыкальный руководитель» - Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. Главный редактор Т. Б. Корябина. № 6, 2005.
- 11. «Музыкальная палитра» - Иллюстрированный методический журнал для музыкальных руководителей. Главный редактор Анна Буренина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "РАЗВИТИЕ КОМБИНАТОРНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Таким образом, развитие логического мышления – одна из важнейших задач, стоящих перед дидактикой....
Методическая разработка "Развитие музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству"
Методическая разработка посвещена развитию музыкально-эстетического вкуса поющих детей и их эстетическое отношение к музыкальному искусству. Данная разработка будет полезна преподавателям хоровых дисц...
Методическая разработка «Развитие актёрских способностей на занятиях в вокальной студии»
Очень часто приходится видеть исполнителей – профессиональных вокалистов и начинающих певцов, которые, даже при хорошем вокале, но вследствие закрепощённости и отсутствия навыков актерского маст...
Методическая разработка «Развитие творческого потенциала юного акробата средствами музыкального искусства»
laquo;Есть в музыке бездумное начало,призыв к свободе, от земных оков.Она не зря лукаво обольщалаЛюдей на протяжении веков»Евгений Винокуров Музыка – искусство, способное выражать фи...
Методическая разработка"Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ"
Методическая разработка "Развитие музыкальных способностей учащихся музыкальных школ" состоит из пояснительной записки, основной части работы где раскрываются содержания понятий "музыка...
Методическая разработка "Развитие мелкой моторики на занятиях бисероплетением"
Развитие мелкой моторики является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной д...
Методическая разработка "Развитие исследовательских компетентностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность"
В методической разработке определены новизна и практическая значимость, что позволит ее применять педагогам в своей деятельности....