Методическая разработка «Развитие актёрских способностей на занятиях в вокальной студии»
методическая разработка на тему
Очень часто приходится видеть исполнителей – профессиональных вокалистов и начинающих певцов, которые, даже при хорошем вокале, но вследствие закрепощённости и отсутствия навыков актерского мастерства выглядят на сцене, мягко говоря, неубедительно, а зачастую и просто беспомощно. Занятия по актёрскому мастерству в вокальной студии направлены не на освоение навыков профессии актера, а на развитие психофизического аспекта ребёнка, благодаря которому воспитанник учится раскрываться миру, избавляется от страхов, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktyorskoe_masterstvo.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Дом детского творчества «СОЮЗ»
Выборгского района Санкт-Петербурга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Педагога дополнительного образования Павловой Т.В.
Тема:
«Развитие актёрских способностей на занятиях в вокальной студии»
г. Санкт-Петербург
2014 г.
Певец — это актер, который использует певческий голос как инструмент. Каждая музыкальная фраза рассказывает историю, которая также передается через язык тела, выражение лица, дикцию и динамику голоса.
Очень часто приходится видеть исполнителей – профессиональных вокалистов и начинающих певцов, которые, даже при хорошем вокале, но вследствие закрепощённости и отсутствия навыков актерского мастерства выглядят на сцене, мягко говоря, неубедительно, а зачастую и просто беспомощно.
Многим певцам среднего уровня (если судить по техническим навыкам) публика аплодирует стоя и вызывает на бис; в то время как певец, который исполняет свой репертуар технически почти на полном автоматизме, получает вежливые уважительные аплодисменты...
Как правило, 90% из всех начинающих вокалистов, которые приходят обучаться вокалу, производят впечатление, описанное выше. Потому что «Божий дар» лежит на поверхности лишь у редких единичных счастливчиков. В остальных случаях его приходится терпеливо «вытаскивать» из обучающихся.
В современном обществе людям сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Большинство чувствуют страх, агрессию, неуверенность, не могут выразить свои мысли, чувства. Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, но и в движениях. Решить эти проблемы помогает занятия по актёрскому мастерству.
Актёрские способности, в широком смысле - навыки и умения произвольного исполнения ролей, имитация чьего-то поведения, изображения тех или иных чувств, переживаний, отношений и т.п.; в узком смысле - компетентность актера.
Занятия по актёрскому мастерству в вокальной студии направлены не на освоение навыков профессии актера, а на развитие психофизического аспекта ребёнка, благодаря которому воспитанник учится раскрываться миру, избавляется от страхов, связанных с общением с другими людьми, выступлением перед публикой.
Известно, что эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется у каждого человека по разному, степень постижения и глубина переживаний и тонкость понимания всех сторон музыки вариативна у разных людей. Это различие определяется и врожденными особенностями личности (темпераментом, свойствами нервной системы), и индивидуальным социальным опытом, мерой его психологической культуры, степенью готовности ребенка к деятельности исполнителя, творца. При этом, восприятие и глубокое понимание, образная интерпретация художественных образов доступна каждой психологически здоровой личности.
Пример построение занятий по актёрскому мастерству в условиях вокальной студии
Для младшей группы
(ребята 7-9 летнего возраста).
Занятие строится на принципе добровольного вовлечения в игру. Игра, в ее самом простом понимании - основа всего педагогического процесса младших школьников.
Перед тем, как привести несколько примеров таких, казалось бы, простых игр-упражнений, следует уточнить, что преподаватель и ученик в них, и это – принципиально, не разделены барьером; они – непосредственные участники игры, преподаватель играет с группой прямо на площадке, «ничем не отличаясь» от учеников. Практически не вмешиваясь в сложные процессы взаимодействия мира реального и мира фантазии, в котором живут дети в момент игры, направляя работу их воображения в сторону постижения того, что есть Добро, духовность, в самом простом, обыденном понимании, которое присуще игре, раскрепощающей воображение.
Ведь именно воображение для маленького человека является основой всей его творческой деятельности, общего развития, реализуемых в игровой форме.
Каждый урок начинается с дыхательной гимнастики, удобнее проводить под музыку. Важно приучить ребенка выполнять упражнения ритмически точно, «не загоняя» и не «затягивая» ритма. Необходимо следит за глубиной дыхания, за его свободой, за свободой основных групп мышц. Длительность гимнастики – до 10 минут.
По окончании педагог в течение 10-15 минут распевает детей.
Затем проводятся музыкальные игры, которые призваны развивать музыкальный слух, чувство ритма. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые игры:
- на повторение хлопками в ладоши нескольких ритмических схем,
- сравнительный «показ» детьми высоты музыкального тона,
- игры на музыкальное внимание (дети бегают вокруг стульев, число которых на один меньше числа играющих. Пауза в музыке – команда занять ближайший стул. Проигрывает тот участник, которому не достается стула).
Увлекательные игры, могут чередоваться с прослушиванием музыкальных произведений («Детский альбом» П.И.Чайковского, «Альбом для юношества» Р.Шумана). Дети должны своими словами описать характер музыки, рассказать (придумать) ее сюжет. Музыкальная разминка завершается обычно пением несложной песни или попевки, причем каждый раз дается новое задание, связанное с пением:
- Изменение громкости звучания
- Изменение характера исполнения
- Пение группами
- Пение индивидуальное
- Пение по частям (друг за другом) и т.д.
Часть занятия, называемая разминкой длится 35-40 минут. После ее окончания объявляется перемена на 10 минут, чтобы дети могли отдохнуть, перестроиться, сбросить груз психоэмоционального напряжения.
Вторая часть урока состоит из игр, заданий, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
В этом смысле стоит отличать воспитание обычного бытового внимания или внимательности, от процесса воспитания творческого внимания, наблюдательности, при которой ребенок порой кажется и рассеянным, но только внешне.
Каждый педагог может самостоятельно придумать задания или воспользоваться опытом коллег, имеющих большой стаж театрально-педагогической практики в этой области.
Привожу пример цикла упражнений, который успешно использует в своей работе А.К. Михайлова, заведующая отделением сценических искусств Центра эстетического воспитания.
1. Нарисую у тебя на спине…
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине. Упражнение кажется очень простым, но стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнера нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.
2. Рисунки на заборе
Ее значение в воспитании абстрактного мышления трудно переоценить.
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» и (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств.
Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнера.
Воспитание доброжелательного отношения к творчеству других, уважения к чужому мнению – необходимые элементы развития гармоничной личности. В этом смысле, упражнение «Рисунки на заборе» просто незаменимо.
Упражнения, приведенные выше, обращены на развитие внимания и эмоциональной сферы ребенка, на развитие сообразительности.
3. Говорим по-болтунски!
Педагог читает небольшое стихотворение или короткую басню. Одного из учеников просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский). Любопытно, что задание, выполнение которого всегда довольно затруднительно для взрослых, у детей находит почти всегда быстрый и радостный отклик. Изобретательность детей столь высока, что, чаще всего, они почти сразу, поняв задание и заговорив «по-болтунски», используют довольно точные рифмы, вернее их звукоподражающее соответствие. Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность действия. Заметим, дети почти всегда блестяще исполняют это упражнение.
4. Зеркало.
Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – ребёнок перед зеркалом, другой – его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения является Кривое зеркало. Преподаватель может «наделить» отражение некоторыми характерными чертами, той или иной «кривизной», за счет чего искажаются формы отражения. Оно может быть гротесково-увеличенным, либо уменьшенным и так далее…
5. «Баранья голова».
Игры, которые развивают и помогают концентрировать внимание. Также – традиционные упражнения. Применительно к младшим школьникам, лучше использовать Баранью голову, игру, в которой каждый произносит одно произвольно придуманное слово, повторив предварительно все слова, придуманные другими участниками. В случае, когда чье-либо слово забыто, надо произнести: «баранья голова», после чего продолжить перечисление. Побеждает самый памятливый и внимательный участник. Любопытно, что игра прекрасно развивает ассоциативную память, слова ассоциируются с людьми, их произносившими, что является дополнительной подсказкой в игре.
6. Люди – самолеты.
Упражнение очень полезно для развития дыхательного аппарата. Кроме того, оно важно в воспитании у ребенка чувства группы, партнерства.
Группа становится по кругу, и преподаватель, играющий роль руководителя полетов подает команды: «на взлет», «выезжайте на рулежную дорожку», «взлет», «набор высоты» и т.д. У всех участвующих в игре предполагается один тип самолетов (спортивные, грузовые, военные и т.д.). Исходя из этого, ученики голосом воспроизводят звук моторов этих машин. В зависимости от высоты и типа самолета дети ведут себя соответственно в «полете». «Диспетчер» просит «самолеты» развернуться, увидеть аэродром посадки, «приземлиться» и выключить «двигатели».
Для средней группы
(ребята 10-13 летнего возраста).
Творческий концерт, проводится 1 раз в месяц, представляет собой импровизированное представление, с вокальными и танцевальными номерами, чтением стихов, обыгрыванием басен, пародиями и т.д. Для проведения концерта выбираются ведущие, ответственные за сценарий. Воспитанники самостоятельно готовят номера, подбирают костюмы. Данные концерты позволяют учащимся реализовать свои творческие способности, адаптироваться к концертной обстановке, попробовать себя в различных образах, проявить свою индивидуальность.
Занятие проходит в 3 этапа:
I. В начале каждого концерта педагог проводит беседу на определённую тему, например:
- «Сценарий» (закономерности построения сценариев, композиция, написание мини сценариев);
- «Правила работы с микрофоном»;
- «Правила поведения на сцене»;
- «Сценическая речь» (тембр, постановка согласных, скороговорки);
- «Моделирование сценического образа»;
- «Исполнительские способности»;
- «Постановка концертного номера»;
- «Музыкальная интерпретация»;
- «Вокальная импровизация»;
- «Учимся выступать публично» (психотехника поможет понять, откуда берутся страхи, негативные эмоции, даёт ребёнку вдохновение переступить через страх):
- «Страх мешающий выступлению. Способы преодоления»;
- «Публичные выступления. Цель»;
- «Публичные выступления. Самонастройка»;
- «Публичные выступления. Работа с аудиторией»;
- «Публичные выступления. Факторы воздействия на публику»;
- «Публичные выступления. Привлечение и удержание внимания».
II. Затем проводится концерт, состоящий из самостоятельно подготовленных учащимися номеров.
Ведут концерт сами воспитанники студии (каждый раз новые). Педагог отвечает только за музыкально-техническую часть проведение концерта.
Самостоятельная работа над номером
Основной целью Творческого концерта является подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству. Используя эту идею, подготовка к выступлению должна включать анализ песенного материала. Это необходимо для того, чтобы понять смысл и прочувствовать душу песни. Что же говорит песня на бумаге и как подать эти эмоции наилучшим образом в целом? Громче или мягче? Жестко и твердо или тепло и гармонично? С вибрато или без?
Эта часть вокального обучения не менее важна, чем изучение вокальной линии, ритма и слов. Она дает основу для искреннего исполнения. После этого необходимо продумать движениям, которые подходят для исполнения вашей песни. Как только придуманы базовые движения, необходимо длительная репетиционная работа, при этом нужно представлять исполнение песни в режиме выступления.
Как только учащийся выходит на сцену и начинает свое выступление, большинство базовых технических действий выполняются на автоматизме (если номер усердно готовился).
Вот тут начинается настоящее актерское мастерство.
Работая над номером каждый ученик, сочиняет представление - «анонс», своего номера, в котором пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего номера. Чем ярче ребенок воображает свой номер, то, что он будет делать «на сцене», тем ярче работает его художественная фантазия.
Дело в том, что самостоятельная работа на сцене, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы, чем многие упражнения, ибо в ее основе лежит яркое индивидуальное желание что-то сделать самому.
В конце учебного года самые удачные номера включаются в отчётный концерт для родителей. Важно участие в них, в качестве зрителей, именно родителей и школьных друзей обучающихся, ибо это создает «свою» аудиторию, которая заинтересованно следит за творческим ростом учеников.
Также в условиях Творческого концерта ребята пробуют себя в роли ВЕДУЩИХ, что даёт им возможность:
- Знакомства с собой. Позволяет открыть в себе свое творческое «я», свободно и естественно выражать эмоции.
- Работа с речью, где разрабатываются органы речи с целью чёткого произношения. Это делают через различные пословицы, поговорки и др.
- Работа с голосом. Голос должен звучать в полную силу, иметь широкий диапазон и приятный тембр. Важную роль в речи играет интонация, придающая неповторимую окраску предложению.
- Также в условиях Творческого концерта включаются упражнения по пластике тела, помогающие избавиться от зажимов, которые мешают свободно ощущать себя в пространстве.
- Большое значение в развитии актёрских навыков играет импровизация. Ведь невозможно общаться и жить по шаблону. Импровизация учит человека искренне реагировать на события.
- Работа над диалогом, монологом, умением общаться с партнером, работу с новыми образами (здесь ребёнок учится общению с людьми, воздействовать на партнёра и отвечать на его контрдействия).
III. После окончания концерта проходит обязательный этап анализ выступлений. Анализировать творчество ребёнка крайне сложно, важно акцентировать успешные стороны его номера и деликатно направлять к самоанализу недочётов и недостатков выступления.
В конце занятия сообщается тема следующего творческого концерта, например:
«Осенние фантазии», «Новогодний сюрприз», «Нестандартные декорации», «Маска», «Мой мир», «Грани творчества», «Концерт пародий», «Открытие года» и т.д.
В результате:
- Исчезает страх и скованность, явно исчезло насмешливое отношение друг к другу («школьный» зажим). На вопрос педагога, кто хотел бы выполнить то или иное упражнение, поднимается лес рук, чего было не добиться в первые месяцы занятий.
- Исчезает агрессивность в индивидуальном поведении и общении. Появляется доброжелательность.
- Исчезает обособленность и внутренняя конфликтность, появилось стойкое желание выполнять различные упражнения коллективно, но не для того, чтобы иметь возможность спрятаться за чужими спинами, а чтобы чувствовать и самому оказывать поддержку партнеру. Приходит понимание, что на сцене все зависит от всех.
- Заметно снижается психоэмоциональное напряжение учеников. Исчезают многие индивидуальные зажимы. В лучшую сторону изменяется речь.
- У многих детей обнаруживаются и развиваются творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические (многие сочиняют стихи).
Литература:
1. Е.Р. Ганелин. Школьный театр. Программа обучения детей основам сценического искусства. Методическое пособие. Санкт-Петербург.2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие музыкальных способностей учащихся старшего школьного возраста»
Начальный этап обучения игре на фортепиано имеет свои особенности. Прежде всего речь идет о приобщении ребенка к миру музыки, поэтому очень важно заботиться о воспитании ребенка, что справ...
Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»
Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей ребенка в процессе занятий хореографией"
В разработке представлены методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, задания на танцевально-музыкальную импровизацию, образные этюды, сюжетные занятия, методики диагностики ...
«Развитие актёрских способностей на занятиях в вокальной студии»
Упражнения, обращены на развитие внимания и эмоциональной сферы ребенка, на развитие сообразительности...
Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей на занятиях хореографии"
Цель данной методической разработки – обобщение опыта развития творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Развитие актерских способностей на занятиях вокальной студии
Большое спасибо, как раз, то, что искала!