Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Метель»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.В. Свиридова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_simfonicheskoy_muzyki.doc | 50 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема II полугодия: “Мир образов камерной и симфонической музыки”
Тема 23 урока: Образы симфонической музыки. Г.В. Свиридов «Метель»
Класс: 6
Дата: 24.02.15г.
Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний.
Форма урока: урок-беседа.
Проверка домашнего задания: Знать и объяснять новые понятия.
На выбор:
- Подготовь мини-проект на тему «Времена года в музыке, литературе и живописи».
- Подготовь презентацию на тему «Образы Италии в творчестве русских композиторов».
Краткое содержание: Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г.В. Свиридова.
Музыкальный материал:
Фрагменты музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»:
- «Тройка»
- «Вальс»
- «Весна и осень»
- «Романс»
- «Пастораль»
- «Военный марш»
- «Венчание»
- Песня «Три танкиста».
Цели-результаты:
Деятельность учащегося | Деятельность учителя |
- Выделяет ключевые моменты текста, участвует в обсуждении (с. 120). - Называет полное имя композитора Г.В. Свиридова. - Дает полное название произведения Свиридова (с. 120). - Называет автора литературного произведения (А.С. Пушкина).
- Проговаривает чувства, которые выражает музыка. - Сопоставляет поэтические и музыкальные произведения (с.110-111). - Выявляет средства выразительности музыкальных инструментов (с. 111). - Высказывает суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения. | 1. Раздает тексты в учебнике на с. 120. Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» - это музыка семи пьес для симфонического оркестра.
Слушает сообщения детей, дополняет. Наблюдает за работой учащихся, задает вопросы, ведет мониторинг. Слушание музыки: Фрагменты музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»: - «Тройка» с. 121 - «Вальс» с. 122 - «Весна и осень» с. 124 - «Романс» с. 126 - «Пастораль» с. 127 - «Военный марш» с. 128 - «Венчание» с. 130 |
Домашнее задание: попробуйте изобразить в рисунке образ наиболее впечатлившей вас музыкальной иллюстрации Свиридова.
А.С. Пушкин, 1830г
Краткое содержание повести «Метель»
В 1811 г. в поместье своём проживал с женой и дочерью Машей Гаврила Гаврилович Р. Был он гостеприимен, и многие пользовались его гостеприимством, а некоторые приезжали ради Марьи Гавриловны. Но Марья Гавриловна была влюблена в бедного армейского прапорщика по имени Владимир, проводившего отпуск в своей деревне по соседству. Молодые влюблённые, считая, что воля родителей препятствует их счастью, решили обойтись без благословения, то есть венчаться тайно, а потом броситься к ногам родителей, которые, конечно же, будут тронуты постоянством детей, простят и благословят их. План этот принадлежал Владимиру, но и Марья Гавриловна наконец поддалась его уговорам о бегстве. За ней должны были приехать сани, чтобы отвезти ее в соседнее село Жадрино, в котором было решено венчаться и где Владимир уже должен был ее ожидать.
В назначенный для побега вечер Марья Гавриловна была в сильном волнении, отказалась от ужина, сославшись на головную боль, и рано ушла к себе. В условленное время она вышла в сад. На дороге дожидался ее кучер Владимира с санями. На дворе бушевала метель.
Сам же Владимир весь этот день провёл в хлопотах: ему необходимо было уговорить священника, а также найти свидетелей. Уладив эти дела, он, сам правя в маленьких санях в одну лошадь, отправился в Жадрино, но, едва выехал он за околицу, как поднялась метель, из-за которой Владимир сбился с пути и проплутал всю ночь в поисках дороги. На рассвете только добрался он до Жадрина и нашёл церковь запертою.
А Марья Гавриловна утром как ни в чем не бывало вышла из своей комнаты и на вопросы родителей о самочувствии отвечала спокойно, но вечером с ней сделалась сильная горячка. В бреду повторяла она имя Владимира, говорила о своей тайне, но слова ее были столь несвязны, что мать ничего не поняла, кроме того, что дочь влюблена в соседского помещика и что любовь, должно быть, была причиной болезни. И родители решили отдать Машу за Владимира. На приглашение Владимир отвечал сумбурным и невразумительным письмом, в котором писал, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нем. А через несколько дней уехал он в армию. Происходило это в 1812 г., и через некоторое время имя его было напечатано в числе отличившихся и раненных под Бородином. Эта новость опечалила Машу, а вскоре скончался Гаврила Гаврилович, оставив ее своей наследницей. Женихи кружились вокруг неё, но она, казалось, была верна умершему в Москве от ран Владимиру.
«Между тем война со славою была окончена». Полки возвращались из-за границы. В имении Марьи Гавриловны появился раненый гусарский полковник Бурмин, который приехал в отпуск в своё поместье, находившееся неподалёку. Марья Гавриловна и Бурмин чувствовали, что нравились друг другу, но что-то удерживало каждого от решительного шага. Однажды Бурмин приехал с визитом и нашёл Марью Гавриловну в саду. Он объявил Марье Гавриловне, что любит ее, но не может стать ее мужем, так как уже женат, но не знает, кто его жена, где она и жива ли. И он рассказал ей удивительную историю, как в начале 1812 г. ехал он из отпуска в полк и во время сильной метели сбился с дороги. Увидев вдалеке огонёк, направился к нему и наехал на открытую церковь, около которой стояли сани и в нетерпении ходили люди. Они вели себя так, как будто ждали именно его. В церкви сидела молодая барышня, с которой Бурмина поставили перед налоем. Им двигало непростительное легкомыслие. Когда обряд венчания кончился, молодым предложили поцеловаться, и девушка, взглянув на Бурмина, с криком «не он, не он» упала без памяти. Бурмин беспрепятственно вышел из церкви и уехал. И вот теперь он не знает, что сделалось с его женою, как ее зовут, и не знает даже, где происходило венчание. Слуга, бывший с ним в то время, умер, так что нет никакой возможности отыскать эту женщину.
«Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня? Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок музыки для 6 класса "Мир образов симфонической музыки"
Разработка урока музыки для 6 класса по теме "Василий Сергеевич Калинников. Симфония жизни в 4- х частях"...
Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»
Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...
«Образы симфонической музыки. Г. Свиридов «Метель»Музыкальные иллюстрации».
ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения.ЗАДАЧИ:- позн...
Технологическая карта урока музыки в 6 классе «Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации»
Технологическая карта к уроку музыки в 6 классе "Образы симфонической музыки" по программе.авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. Цель урока:познакомить с выразительными возможн...
Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»
Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо...
Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»
Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла...
Презентация к уроку музыки "Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 6 класс
Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" Георгия Свиридова являются одним из самых ярких, возвышенных, поэтичных и в то же время популярных произведений композитора. Данный ур...