Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
статья по музыке на тему
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Доклад: «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу»
Учитель музыки начальных классов,
Руководитель вокально-хорового кружка
МАОУ «Средняя школа № 24»
г. Петропавловска-Камчатского
Брусенцова Оксана Павловна
Г. Петропавловск-Камчатский
2015
Слайд 1
Слайд 2
Учитывая современный темп и условия нашей жизни, забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества и должна осуществляться не только родителями, но и педагогами образовательных учреждений. Формирование представлений о здоровом образе жизни у школьников – это целостный процесс. Он требует овладение количеством определенных знаний и изучение разных приемов работы с детьми, а так же пропаганды знаний, о здоровом образе жизни, среди родителей.
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Поэтому научить наших учеников с ранних лет проявлять заботу о своем здоровье одна из основных наших задач.
Т. к. я являюсь учителем музыки, то в своем выступлении я хочу остановиться на благотворном влиянии музыки на здоровье человека и на применении здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу.
Слайд 3
Музыка сама по себе является феноменальным явлением. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние и настроение. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, даже побеждают физическую боль.
Проведенные научные исследования показывают, что некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.
Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. В начале XX века было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой.
Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой.
Слайд 4
Но давайте вернемся к урокам вокала. Т.к. я являюсь учителем музыки в начальной школе, то ко мне в вокальный кружок приходят дети самого раннего школьного возраста, для которых пение – является одним из любимых видов музыкальной деятельности. Петь же полезно в любом возрасте, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся. Пение благотворно действует на бронхо-лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.
Моя задача на вокальных занятиях – создать полноценные условия для поддержания и сохранения здоровья моих учеников; развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии; внедрить эти технологии в образовательный процесс; закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения их физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики учащихся и их комфортного состояния в образовательном процессе.
На современных уроках вокала могут применяться такие здоровьесберегающие технологии, как вокалотерапия, ритмотерапия.
Основатель современной научной музыкальной терапии Шушарджан Сергей Ваганович, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапи происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса, а также вибрационных процессов, возникающих в результате фонации.
Вокалотерапия предполагает использование на занятиях определенных дыхательных и голосовых упражнений, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи.
Слайд 5
Свои занятия я начинаю с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где скопление слизи во время насморка.
Слайд 6
Особенно хочу остановиться на выполнении дыхательных упражнений дыхательной лечебной гимнастики, разработанной педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Разработанная ею методика была создана для певцов и актеров, и является самым эффективным средством для постановки голоса и лечения заикания. Дыхательная гимнастика Стрельниковой снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, восстанавливает нарушенное носовое дыхание, Улучшает дренажную функцию бронхов, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани, повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно - психическое состояние.
Слайд 7
Конечно же, гимнастика Александры Николаевны очень объемна, знаменитая «стрельниковская сотня» включает в себя около 96 упражнений. Мы на уроках вокала с детьми используем наиболее простые и распространенные упражнения (Слайд 8) «Ладошки», «Насос», «Кошка», «Погончики» .
Кроме выше сказанного на своих уроках я использую упражнения для развития артикуляционного аппарата, правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
(Слайд 9)
В качестве релаксации, для переключения внимания детей на другой вид деятельности на уроках хорового пения я часто использую ритмотерапию - различные музыкально-ритмические упражнения. Они помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.
Занятия музыкой, хоровым пением должны снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся, доставлять детям радость. Поэтому на своих занятиях я всегда стремлюсь к созданию благоприятного эмоционально-психологического климата, быть доброжелательной, с улыбкой на лице, во время разучивания песенного репертуара хвалить своих учеников. Только в такой обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости повышается работоспособность учащихся, усвоение знаний идет более качественно, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей детей, решается задача предупреждения утомления учащихся
Работая с детьми, я постоянно слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Я, как педагог стараюсь следить за своей речью, избегая повышения голоса. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.
(Слайд 10)
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать выводы: занятия вокалом с использованием здоровьесберегающих технологий очень эффективны в плане поддержания и сохранения здоровья учащихся; музыка в целом, и хоровое пение в частности, способствуют формированию здорового образа жизни.
И напоследок хочу поделиться интересной информацией:
Музыка П.И. Чайковского используется при лечении бессонницы, язве желудка, для снятия нервного напряжения, для большой жизненной силы.
Список произведений классической музыки для регуляции психо-эмоционального состояния детей:
Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности:
`Мазурка` Шопена,
`Вальсы` Штрауса,
`Мелодии` Рубинштейна.
Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы:
Кантата № 2 Баха,
Лунная соната Бетховена.
Для общего успокоения:
Симфония № 6 (часть 2) Бетховена,
Колыбельная Брамса,
Аве Мария Шуберта.
Для снятия симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми:
Концерт ре-минор для скрипки Баха.
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением:
Опера «Дон Жуан» Моцарта,
Венгерская рапсодия №1 Листа,
Сюита «Маскарад» Хачатуряна.
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения:
Симфония № 5 (часть 2) Чайковского,
Увертюра «Эгмондт» Бетховена.
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей:
Итальянский концерт Баха,
Симфонии Гайдна.
Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности:
`Времена года` Чайковского,
`Лунный свет` Дебюсси,
Симфония № 5 Мендельсона
Желаю всем вам и вашим ученикам крепкого здоровья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях и уроках английского языка в ДОУ и образовательной школе.
автор работы: Степанова Алина Александровна...
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения на...
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке "Цветочный дизайн"
Опираясь на народную мудрость: "Лучше предупредить, чем предотвратить", понимаешь, что одной из важнейших задач образования является воспитание здоровой, социально адаптированной личности. В статье ра...
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в дополнительном образовании
Данная статья будет полезна педагогам и родителям....
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях учебной практики
На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, созданию здоровье сберегающих условий обучения. Здоровье человека – тема для разговора доста...
Здоровьесберегающие технологии на занятиях по вокалу
Методическая разработка...