Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях и уроках английского языка в ДОУ и образовательной школе.
методическая разработка по английскому языку по теме

МО учителей английского языка МАОУСОШ №72

автор работы: Степанова Алина Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_tezisov_po_teme_konferencii_microsoft_office_word.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях и уроках английского языка в ДОУ и образовательной школе.

Степанова А.А.

Безусловно, все педагоги в большей или меньшей степени реализуют на своих  уроках, мероприятиях и в организации повседневной жизни детей приемы здоровьесбережения.

Но я особый педагог, так как преподаю английский язык в школе и веду занятия по английскому языку в нескольких садиках города Ульяновска. Это  дает мне уникальную возможность осуществлять преемственность в преподавании между ДОУ и школой. И одной из главнейших задач для меня является сохранение в процессе обучения здоровья моих подопечных.

На своих занятиях по английскому языку в ДОУ и на уроках в  школе  я использую как традиционные, так и нетрадиционные приемы здоровьесберегающей  технологии, среди которых:

•    Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.;

•    Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, музыкотерапию (музыкальное сопровождение педагогического процесса), релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций.

Известный факт, что недостатки речи детей, как на русском, так и на английском языке  тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на моих занятиях и уроках.  

На своих  занятиях  в ДОУ использую некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Дети на занятиях обучаются таким приёмам  самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения, которые сопровождаются английской лексикой в стихотворной форме.

Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации  внимания,   обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.

Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, пальчиковые игры, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.

Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и  рифмовок к уроку я обращаю внимание на следующее: важно, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока; преимущественно подбираю стихи и рифмовки с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения; текст чаще воспроизводится в записи или проговаривается учителем, особенно в начальных классах, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Практически на каждом моем занятии и  уроке дети поют песни. Все это способствует положительному эмоциональному настрою и повышению мотивации к изучению предмета. В системе использую аутентичные видеоресурсы на уроке, что позволяет моделировать ситуации, при которых изучение языка происходит при погружении в культурную среду носителей языка и облегчает стрессовую ситуацию при аудировании.

Для занятий  и уроков я подбираю динамические паузы с использованием   упражнений,  синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется  поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.

В последние годы в отечественной психологии накоплен богатый опыт использования игры как эффективного метода коррекции эмоционально-личностного развития ребенка. В игровой, неформальной обстановке дошкольники и  недавние младшие школьники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности.

Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие атрибутом детства, детской культуры. Для современного ребенка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Кукла для ребенка – партнер по общению во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит замена реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. Использование кукол просто необходимо на занятиях по английскому языку в садиках и на уроках английского языка в начальных классах.

Кукла позволяет ребенку «спрятаться», даже если он боится говорить, краснеет, говоря за куклу, он успокаивается. В  результате такой куклотерапии, ребенок  начинает  говорить увереннее, ведь это не он говорит, а его герой.

Таким образом, в результате  использования приемов  здоровьесберегающих  технологий на  занятиях и уроках по английскому языку:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;  дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

 - корректируется  поведение, и преодолеваются психологические трудности;

 - формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

 -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Литература:

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка. Практическое пособие.  М.: АРКТИ, 2005.175 с.
  2.  Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования //Иностранные языки в школе.2005 . №8 .С. 48-50.
  3. Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе// Иностранные языки в школе.2007.№8.С.56-57.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе.- 2000.- № 1.С. 20-21.
  5. Сотникова Е.Н., Селиванова Е.Б., Васильева Р.А., Ушакова Т.И., Кожевникова М.А.. Евдокимова М.Н., Виноградова Е.А. Общеобразовательный урок с активной динамической нагрузкой//Центр образования.2009.№3. С.70-80.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладного творчества.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения на...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный динамично изменяющийся мир оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, который постоянно усложняется и, как следствие, требует от детей все большего нервно-психического ...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях в кружке "Цветочный дизайн"

Опираясь на народную мудрость: "Лучше предупредить, чем предотвратить", понимаешь, что одной из важнейших задач образования является воспитание здоровой, социально адаптированной личности. В статье ра...

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу...

«Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях внеурочной деятельности по английскому языку»

Термин  «здоровьесбережение»  получил  широкое  распространение  в  педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, на...