Здоровьесберегающие технологии на занятиях по вокалу
методическая разработка

Павлова Татьяна Анатольевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Новосибирского района Новосибирской области – Дом детского творчества «Мастер»

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях по вокалу»

Методическая разработка

                 Педагог дополнительного образования Павлова Татьяна Анатольевна

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении дополнительного образования, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки.

Задачи:

•        создать условия для сохранения здоровья обучающихся;

•        разработать меры по здоровьесбережению;

•        внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс;

•        создать комплекс условий, максимально обеспечивающих непрерывное, разностороннее и последовательное развитие обучающихся с учетом их индивидуальных способностей

Здоровьесберегающие технологии должны реализоваться на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности обучающегося, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей

Проблемы сохранения здоровья детей стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова: «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и обучающихся. Данные технологии должны соответствовать принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов: «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью обучающихся и педагогов.

Здоровьесберегающих технологий, применяемых на занятиях по вокалу, существует довольно много. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Подготовка к работе – создание эмоционального настроя, и введение аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

Прежде чем начинать занятия пением, необходимо снять внутреннее напряжение, ощутить психологическую и физическую раскованность. Для этого существуют специальные разминки.

  1. Дыхание. Дыхательная гимнастика – тренируется дыхательная мускулатура, улучшается дренаж бронхов, увеличивается ёмкость лёгких. Умение управлять дыханием способствует умению управлять своим организмом. Медленный вдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, лечит от заикания, кашля, помогает в лечении бронхиальной астмы, снимает усталость и переутомление. Стоит сказать и о том, что в период пандемии, в комплекс дыхательной гимнастики были введены специальные упражнения для профилактики болезней лёгких.
  2. Артикуляция. Упражнения для развития артикуляционного аппарата и дикции – артикуляционная разминка, скороговорки, речевые упражнения – это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на исправление недостатков произношения и имеющий большое значение для формирования правильного звукопроизношения и коррекции неправильно произносимых звуков. Достаточно часто врачи-логопеды рекомендуют вокальные занятия как составную часть комплексной логопедической терапии.
  3. Вокальная фонопедия - воспитание навыков правильного голосоведения, постепенной активизации мышечного аппарата гортани при минимальной нагрузке. Каждый человек должен пользоваться естественным, именно ему свойственным голосом. Найти естественное звучание голоса и научить пользоваться им – основная задача фонопедического метода развития голоса на занятиях по вокалу.
  4. Улыбкотерапия -  огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.

Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и поющие уже с улыбкой смотрят на мир и на других людей.

Упражнения для реализации здоровьесберегающих технологий:

«Лошадка». Поцокать языком громко и быстро 10-30 сек.

«Ворона». Произносите «Ка-аа-аа-ар». Посмотрите при этом в зеркало. Постарайтесь как можно выше поднять мягкое нёбо и маленький язычок. Повторите 6-8 раз

«Колечко». Напряженно скользя кончиком языка по нёбу, постарайтесь дотянуться до маленького язычка. Делайте это с закрытым ртом несколько раз.

«Лев». Дотянитесь языком до подбородка. Повторите несколько раз.

«Зевота». Вызывайте несколько раз подряд зевоту искусственно. 
Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая от окружающих.

«Трубочка». Вытяните губы трубочкой. Вращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки.

«Смех». Во время смеха положите ладонь на горло, почувствуйте, как напряжены мышцы. Произносите: «Ха-ха-ха!»

О лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания» то, с учетом открытий в современной науке, рекомендации будут следующими:

Гласные звуки:

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания:

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать):

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Для детей среднего и младшего школьного возраста можно использовать музыкально-ритмические упражнения, движения, мимику и жесты, которые являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

1. Игра «Ритмическое эхо» - педагог дает ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши или играя на ударных инструментах, должны повторить.

2. Ритмизация собственных имен и фамилий, используя хлопки и голос.

3. Коллективная импровизация ритма (исполнение различных ритмических рисунков).

Логоритмическая гимнастика сочетает в себе движения, речь и музыку:

1. Жученька озорник

Черный ус крутить привык – ж-ж-ж-ж («летают», изображая жуков. Читают стихотворение, меняя высоту голоса - маленькие и большие жуки)

2. Тут как тут хевронья муха

Зазвенела возле уха – з-з-з-з («летают», изображая мух. Читают стихотворение, меняя высоту голоса - маленькие и большие жуки)

3.Ехали медведи на велосипеде (низким голосом)

А за ними кот – задом-наперед (средним голосом)

А за ним комарики – на воздушном шарике (высоким голосом, имитируя все движения)

4.Я большая черепаха

Я кусаю всех от страха.

Кусь, кусь, кусь, кусь –

Никого я не боюсь.

Кусь, кусь, кусь, кусь –

Всему свету улыбнусь

(Читают стихотворение, стоя друг за другом и делают массаж спины щипательными движениями впереди стоящему. Улыбаются, затем разворачиваются в противоположную сторону и повторяют стихотворение, делая массаж другому соседу).

5. Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям - физкульт-привет!

(на прыжке поднять руки вверх)

Все эти упражнения можно использовать как в начале занятия, так и для снятия напряжения после долгого сидения.

Вывод: После такого короткого активного отдыха повышается внимание детей, а восприятие учебного материала улучшается. При выполнении этих упражнений задействованы все группы мышц, как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса. «Двигательные» стихи и песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела, снижая нервное и мышечное напряжение.

Список литературы:

1.Емельянов, В.В. 'Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры / В.В. Емельянов. - Тюмень: Тюменский изд. дом, 2011. - 79 с.

2. Щетинин, М. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой / М.Н. Щетинин. – Москва: Метафора, 2016. - 127 с

3.Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья: учебное пособие для воспитателей дошкольных детских учреждений и родителей / В.В. Ветрова - Москва: Сфера, 2011. - 128 с

4. Петрушин В.И Музыкальная психотерапия: теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.И. Петрушин. - М.: Владос, 2000. - 175 с.

5. Иванников, В.Ф. Методика поточного пения / В.Ф. Иванников. - М., 2005. –  16 с.

6. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья: учебное пособие для воспитателей дошкольных детских учреждений и родителей / В. В. Ветрова. - Москва: Сфера, 2011. - 128 с

7. Егоров, А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы / Под общ. ред. Н. И. Жинкина. - Москва: Музгиз, 1962. - 172 с.

8. Петрушин, В.И Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.И. Петрушин. - М.: Владос, 2000. – 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством

Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование нав...

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового пения (статья)

В данной статье я описываю здоровьесберегающие технологии, которые постоянно использую на своих занятиях хорового пения.В результате такой работы учащиеся лучше осваивают музыкальный материал, наблюда...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ

"Забота о здоровье - это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".В.А. Сухомлинский....

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по вокалу...

Конспект открытого занятия «Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»

Конспект открытого занятия«Опора дыхания как здоровьесберегающие технологии на занятиях»...