Конспект урока музыки в 5 классе в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
план-конспект занятия по музыке (5 класс) на тему

Бобрышева Юлия Васильевна

Застывшая музыка. Музыка и архитектура. Рскрытие заимообогощающих связей между различными сферами искусства на примере музыки и архитектуры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_kl.docx38.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                               

                               Конспект  урока музыки в 5 классе

в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

                                     

Тема урока: «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Тема полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”.

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: интегрированный урок.

Ведущий метод: проблемно-поисковый.

Цель урока: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

Задачи. 

Образовательные:

- определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия;

- рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке;

- подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.

Развивающие:

- развивать способность наблюдать, исследовать, проектировать,  анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека;

Воспитывающие:

- формировать эмоционально-нравственное отношение к произведениям искусства, пробуждать интерес к историческому и культурному наследию человечества;

- способствовать патриотическому воспитанию учащихся, толерантному отношению к различному вероисповеданию.

Формирование УУД:

Предметные:

научатся проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, находить взаимосвязи между различными видами искусств, передавать характер звучания пьес и песен,  закрепят   понятия «архитектура, органная музыка, акапелла».

Личностные действия: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата, самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, проявление  эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать.

Регулятивные действия: самостоятельно определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться  корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, участие в проектно-исследовательской деятельности.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее, анализ, синтез, сравнение, формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, уметь доказывать.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, уметь оценивать друг друга.

 

Оборудование урока и методическое обеспечение:

учебники  «Музыка» 5 класс для учащихся (авт. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская);

компьютер и мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки;

тематическая презентация к уроку;

портреты И.С.Баха, П.И. Чайковского, С.В.Рахманинова;

раздаточный материал  (бумага-основа  для коллажа, набор фотографий католических и православных храмов, клей, маркер цветной);

нотная тетрадь  и текст «Пасхальной песенки»;

веточки вербы

Музыкальный материал:

Вивальди. «Времена года. Осень»

«Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»

И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор

Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”

Чайковский. «Богородице Дево, радуйся!»

«Пасхальная песенка»

                                                 Ход урока.

1. Организационный этап. Мотивация.

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке, на котором вы получите новые знания.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку?  (изобразительное искусство, литература….).

слайд

Внимание на экран! С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? (демонстрация слайдов с изображением различных архитектурных сооружений в сопровождении музыки А. Вивальди «Времена года.Осень»)

Беседа по поставленному вопросу: архитектура и музыка.

СООБЩЕНИЕ     слайд

- Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий  Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ  С МУЗЫКОЙ...”

3. Постановка цели урока и построение проекта выхода из затруднения.

- Какой возникает вопрос? (как связаны эти два вида искусства, что между ними общего или различного…) Кроме этого знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (дети затрудняются ответить)

- Итак, какова тема нашего урока и какие цели и задачи можно поставить сегодня? Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы? (учащимися проговаривается тема, задачи урока и пути решения).

- Для того, чтобы решить наши задачи я предлагаю провести исследование. В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи. Перед вами (на слайдах) небольшой “музыкально-архитектурный” фотоальбом.  Элементы музыкальной речи будем «переводить”  на язык архитектуры с помощью фотографий, которые я подобрала для каждого элемента выразительности. (Суть исследования заключается в сопоставлении элементов выразительности, происходит поиск соответствий).

слайд  4. Открытие и усвоение нового знания.

- Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения:

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности;

гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание;

ритм (порядок, чередование в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность;

тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент;

темп (движение) – отражение происходящего;

регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

Давайте назовём виды и стили архитектуры. Ответы на слайдах. 

Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

- Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка.

- Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь)

           (на слайде 2 вида храмов – католический и православный) видео

- Верно. Как звучала музыка?

- Как вы думаете, в каком из этих храмов может звучать такая музыка? (дети дискутируют, определяют, аргументируют).

слайд СООБЩЕНИЕ Справа на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Если присмотреться, то  его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее.

- Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Греческий распев, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент. Что же это за инструмент?

       (поиск информации в учебнике, стр. 128, дети озвучивают)

слайд-- Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”. Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.

- Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Германии. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.

- Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя.

           (слушание - И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор) видео

- О чём эта музыка?

ответы детей (беседа о многоголосии, звуковедении, регистрах.) 

- Тема сегодняшнего урока – “Застывшая музыка”, но здесь мне так и хочется её изменить на “Ожившую архитектуру”.

Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль)

Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком)

 А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз)

А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) 

А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор).

 Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе.

- А о чём рассказывают православные храмы?

СООБЩЕНИЕ Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.

- До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие.

Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки? (Хор).

Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных.

          (слушание - С.Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”) видео

- Хочется немного помолчать, правда?.. (да) 

Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная)

 Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная, она русская; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)

- Какая особенность исполнения музыки в православных храмах?

ответы детей В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов.

Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.

- Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Союз каких видов искусств мы можем здесь видеть?

 (музыка, архитектура, изо) слайд

Храмовое искусство - одна из вершин такого союза.

5. Динамическая пауза.

- Давайте попробуем ощутить влияние различных видов искусств: представим себя в роли хоровых дирижеров в храме  среди этой величественной красоты.

      (пластическое интонирование-дирижирование под песню_А.Каччини "Аве, Мария"-пение по нотам.

                  (дети высказывают свои впечатления от действия)

6. Первичное закрепление, применение теоретического знания на практике. Задание в нотной тетради. Рисование архитектуры.

слайд

- А сейчас я предлагаю вам поработать над мини-проектом (объяснение сути задания: две команды получают одинаковый комплект карточек с изображениями различных храмов. 1 группа работает с католическими храмами, выбирает их из комплекта и составляет коллаж храмового комплекса на основе по горизонтали, 2 группа работает с православными храмами. За помощью или подсказкой можно обратиться к учебнику. Подводится отчет-анализ, подводится итог работы, команды проверяют работы друг у друга, корректирую при необходимости)

- А сейчас маркером проведите линию по очертаниям ваших храмов.  Что получается? (линия словно мелодия). Какая получается линия-мелодия? (вывод: у православных храмов линия более плавная, мягкая, у католических – острая, ломаная). Посмотрите - линия словно мелодия, мелодия – это музыка. Глядя на наш коллаж, можно увидеть, что это словно «застывшая музыка».

слайд 7. Включение нового знания в систему знаний, закрепление.

- В связи с каким предстоящим событием вы будете посещать храм? (вербное воскресение, Пасха). Какие пасхальные песни вы знаете? Как они звучат, какое настроение создают?

      (далее идет вокально-хоровая работа над песнями)

ДРУГУ

1.Как то получилось, что сошлись дороги

Вовсе не похожи, но сошлись в одну.

Если вдруг в дороге грусть тебя встревожит,

Знай, что я с любовью руку протяну.

Припев (2раза)

Если вдруг несчастье на тебя нагрянет,

Если на ресницах заблестит слеза,

Знай, что сквозь туманы я с любовью гляну

Осторожно в самые глаза.

2.С другом можно плакать, можно и смеяться,

С другом можно просто сидя помолчать.

Кто сказал, что с другом можно не считаться?

Друга первым делом надо уважать.

Припев

3.Разве друга ищут, разве выбирают?

Друг к тебе приходит просто, невзначай,

Да и другом разве каждого считают?

Недруга от друга надо отличать.

Припев

Пасхальная песня

1.Что за день такой прекрасный
Светит солнышко так ясно
Птички звонче нам поют,
Люди дружно в храм идут.


ПРИПЕВ:
Христос воскрес Христос воскрес
Воистину воскрес и  пусть несется,
Пусть несется эта песня до небес.
Христос воскрес и  мы Ему поем.
Мы этот день Пасхою зовем.

2.Что праздник Пасхи означает?
Он спасенье предлагает,
Он  поднявшись в небеса,
Двери в Рай  открыл нам Сам.

ПРИПЕВ.

3. Пасха-  день такой прекрасный
Светит солнышко так ясно
Птички звонче нам поют,
Люди дружно в храм идут.

«Пасхальной песней», намечается исполнительский план, проводится взаимооценивание исполнения)

- Исполняя песню, что вы могли «увидеть» своим внутренним взором? (храм, интерьер храма, образа). Наверное, представили наш храм, в котором вы бываете?

- Как вы думаете, можно ли «услышать» какую-то музыку в архитектуре нашего города? (демонстрируются слайды с изображениями архитектурных сооружений г. Щёкино  и Тулы ).

                     (беседа на поставленный вопрос, вывод)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке, взаимооценивание, итог.

- Какие виды искусства мы попробовали связать? Что мы выявили? Есть ли между ними общие черты? Можно ли утвердить высказывание что «архитектура  – это застывшая музыка»? Как вы это объясните?

- А если мы это высказывание перевернем, как оно будет звучать?

(«архитектура – это  ожившая музыка» и «музыка – это ожившая архитектура»)

         

9. Высказывания о  музыке

В мире нет живого существа,

Настолько жесткого и адски злого,

Чтоб не смогла хотя б на миг один

В нем музыка свершить переворота.

У. Шекспир

Архитектура – застывшая музыка, музыка в пространстве.

Ф. Шеллинг

Архитектура – летопись мира. Она рассказывает и тогда, когда уже молчат
песни и предания, когда уже ничто не напоминает о сгинувшем народе.

Н. В. Гоголь

10. ИТОГ. В чем разница? Перед тем как мы перейдем к обсуждению вопроса о том, что общего между архитектурой и музыкой, установим для себя их отличия.

    Во-первых, архитектура – «застывшее» искусство, которое стабильно. Любое сооружение всегда статично, им можно любоваться бесконечно, не отрывая глаз, оно не начинается и не оканчивается – оно просто есть.

    Что же касается музыки, то у любого произведения есть вступительная часть, кульминация и окончание. Наслаждаться мелодией можно до тех пор, пока не прозвучит последняя нота.

   Во-вторых, любые сооружения, над которыми работали архитекторы и строители, предназначены для наших глаз. Мы можем глядеть на них, любоваться, рассматривать и фотографировать.

     А вот музыка – искусство, улавливаемое ушами. Услышав определенный набор звуков, наш мозг собирает их в единую мелодию, которой мы можем насладиться в течение короткого промежутка времени.

- Какие новые знания вы получили на уроке?

         - Все ли вам было понятно на уроке? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

         - Понравился ли вам урок?

      Домашнее задание. Слайд

         - Наш урок закончен, я благодарю всех за работу и желаю успехов!

                                      (выход с урока под музыку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока музыки 5 класс "Музыка в мультфильмах"

Конспект урока 5 класс по теме "Связь искусств" на примере мультфильмов...

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения  в рамках введения системно- деятельностного подхода  ФГОСДиагностическая карта анализа урока на основе...

Конспект урока музыки 6 класс III четверть Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Тема урока: «Красота природы и правда отображения ее в музыке»Цель: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях....

Технологическая карта урока географии, 5 класс "Открытия русских путешественников" (системно – деятельностный подход)

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ...

Диагностическая карта анализа урока на основе исследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС

Диагностическая картаанализа урока на основеисследовательского метода обучения в рамках введения системно- деятельностного подхода ФГОС...

Творчество на уроках музыки в школе - как основной принцип системно-деятельностного подхода

Традиционный урок, построенный по принципу: «Делай как я ˗ и все будет правильно», в нынешнем процессе обучения не работает, поскольку ребенок, поставленный в позицию современного ученика,...

Формы и методы работы на уроках истории и обществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Формы и методы работы на уроках истории иобществознания в рамках реализации системно-деятельностного подхода...