Урок музыки "Музыкальная ярмарка" для учащихся 5 класса
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Минубаева Алия Юлаевна

     Тема урока: Музыкальная ярмарка.

     Тип урока: Урок - концерт.

     Вид урока: Урок – обобщения и  закрепление пройденного материала, расширение  полученных знаний.

     Цель:       Дать понятие «фольклор».

     Задачи: Познакомить с балетом И.Ф.Стравинского «Петрушка». Помочь осознать, что с самого своего рождения оно неразрывно связано с музыкой. Учить выявлять на музыкальных примерах все достоинства связей между музыкой народной и композиторской, изобразительным искусством и литературой. Развивать любовь и интерес к чтению литературных произведений, к изобразительному искусству, умение видеть не только глазами, но и вслушиваться в них. Вырабатывать вдумчивое отношение к жизни, восприятию её с разных сторон. Прививать интерес к занятиям музыкой. Развивать эстетический вкус. Воспитывать интерес, уважение и любовь к музыке кино.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

Разработка урока музыки

на тему: «Музыкальная ярмарка»

для 5 класса

учителя музыки

высшей квалификационной категории

Минубаевой Алии Юлаевны

                       

                                                                                           

   

Открытый урок  5  классе

 Тема урока: Музыкальная ярмарка

Направлена на расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от музыки, характеризующей картины народной музыки.

Тип урока: Урок - концерт.

Вид урока: Урок расширения новых  и закрепления полученных  знаний.

Цель: Дать представление  о детском музыкальном фольклоре.

Задачи: Познакомить с народной музыкой. Помочь осознать, что с помощью музыки можно увидеть различные картины народной жизни. Учить выявлять на музыкальных примерах все достоинства связей между музыкой народной и композиторской, изобразительным искусством и литературой. Развивать эстетический вкус. Вырабатывать вдумчивое отношение к жизни, восприятие её с разных сторон. Прививать интерес к занятиям музыкой. Воспитывать интерес, уважение и любовь к народному искусству.

Музыкальный материал: Русская народная песня «Светит месяц», детские песни «Осень» и «Дождик», «Во поле береза стояла» и «Уж как по мосту мосточку» - нотная таблица.

Оборудование урока:  Интерактивная доска, проектор, изображения музыкальных инструментов, шумовые музыкальные инструменты, портрет П.И.Чайковского, музыкальный материал на электронном носителе, словарь эстетических эмоций, нотная таблица, наглядный материал к музыкальным фрагментам.

Ход урока:

Поделись живыми снами,

Говори душе моей,

Что не выскажешь словами –

Звуком на душу навей.

                    А.А.Фет.   

I. Введение в тему урока. Сегодня мы собрались с Вами, чтобы подвести итоги первой учебно-музыкальной четверти. И так… Ой, а вы ничего не слышите? Кажется к нам  приближаются довольно странные звуки …Я слышу шум, музыку, песни… Давайте, посмотрим что это… и   вдруг раздается шум, гам, пение…

         (Сюрпризный момент-вход в класс переодетых ребят в скоморохов, барынь, сударынь с пряниками, баранками, самоваром, олицетворяющих ярморочное гуляние ), который подразумевает цель постепенного ввода учащихся в тему урока.

 Учитель: Сегодня у нас с Вами состоится необычный урок, а необычность его будет в том, что мы перенесемся на ярмарку! Да непростую, а музыкальную!

II. Работа по теме урока.

? Скажите, а кто-нибудь из вас знает что такое  « ярмарка». Что оно означает?

! Ярмарка - в переводе с польского и немецкого означает – ежегодный рынок.

       

1. (Беседа о ярмарке)

   В прошлом ярмарки обычно располагались в хорошо защищённых местах (у замков или монастырей), на пересечении торговых путей, во время церковных праздников. Право на их проведение давал король, граф или другое высокопоставленное лицо.

  В Китае ярмарки приурочивались к религиозным праздникам с XII в. до н. э. Они проводились также во время Олимпийских игр в Древней Греции и были регулярными в эпоху Римской империи.

  Вероятно, первой в Западной Европе стала ярмарка в Сен-Дени под Парижем в 629 году, но к X веку они уже стали повсеместным явлением.

  В средневековье ярмарки были одним из важнейших событий в обществе. Не только потому, что на них продавались разные товары, но и потому, что купцы приезжали из разных городов, оставались в городе продолжительное время и тратили часть вырученных средств в хостелах, магазинах и т. д. Также люди могли обменяться новостями из отдалённых регионов. На ярмарках присутствовали гадалки, музыканты, трубадуры и т. д. Таким образом, ярмарка была ещё развлекательным центром для людей.  

    С развитием рынка ярмарки из центров оптовой торговли превратились в выставки образцов. В настоящее время многие ярмарки проводятся в рамках тех или иных выставочных мероприятий. В отличие от обычной выставки, посетители ярмарки часто имеют возможность сразу купить понравившиеся им экспонаты. В то же время сохранились традиционные ярмарки - например ярмарки выездной торговли по выходным дням.

А нашу ярмарку откроет прекрасный русский танец в исполнении учащихся 4 класса.

2. (Русский танец в исполнении учащихся 4 класса)

3. (Беседа о фольклоре)

! Ярмарку можно назвать источником зарождения народного фольклора!

? Кто скажет, что такое фольклор.

 В отличие от подавляющего большинства терминов, ведущих свое происхождение от латинских и древнегреческих слов, этот термин пришел к нам из староанглийского языка. Быть может, потому что он относится не только к музыке. Английский  folk-народ, lore- учение. Вместе эти слова – folklore- переводятся как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно во всем мире принято называть устное музыкальное и литературное творчество.

? Как вы думаете почему.

? Чьи идеи, чей опыт воплотился в произведениях устного народного творчества.

! В произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость.

Музыкальный фольклор- это народные песни, танцы, былины и инструментальные наигрыши.

? Как дошли до нас все эти песни, танцы, былины.

! Из уст в уста из поколения в поколение. В отличие от профессиональной музыки фольклор не знает авторства. Произведения живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Поэтому фольклористы (так называют тех, кто изучает народное творчество) в разных местах от разных исполнителей записывают порой очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни или былины. Песни бывают очень разные. Давайте вспомним о них!

? Какие виды народных песен вы можете назвать.

! Колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки, свадебные песни, протяжные лирические, рассказывающие о тяжелой женской доли, были, повествующие о подвигах древних богатырей.

   В песнях, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая, то есть жанровое содержание русской песни многообразно.

4. Работа с нотной записью и исполнение (р.н.п. «Во поле, береза стояла…», «Уж как по мосту мосточку»)

? Скажите какие вы знаете русские народные песни.

! Давайте вспомним некоторые из них, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Посмотрите на нотную запись и скажите, сделав небольшой анализ этих песен. В чем их сходство и в чем отличие.

Сходство                                                                         Отличие

Русские народные                                                          Характер

Написаны в скрипичном ключе                                   Лад

Повторы                                                                          Звуковедение                                                                        

Распевы                                                                           Темп

                                                                                          Размер  

! Я предлагаю исполнить эти два фрагмента в характере данных песен.

(Исполнение)

5. Исполнение с использованием музыкальных инструментов песни «Светит месяц»

? Скажите, ребята, а эта нотная запись с какой русской народной песней.

!  «Светит месяц»

? Какая эта песня по характеру и настроению. Охарактеризуйте её с помощью словаря эстетических эмоций.

!  Веселая, задорная, прыгучая, мажорная и т.д.

? Что изображено на ней.

! Музыкальные инструменты.

? Какие…

? Как называется оркестр, в котором присутствуют народные инструменты?

! Оркестр народных инструментов

? Какие еще оркестры Вы знаете.

!Военный, симфонический, школьный и т.д.

Учитель: Я предлагаю исполнить эту песню ансамблем, используя музыкальные инструменты.

(Исполнение с учащимися, используя музыкальные инструменты)

5. (Слушание) Игорь Федорович Стравинский балет «Петрушка»

! И так, прекрасная у нас с вами ярмарка получается!

?А кто же был главным заводилой, главным героем Ярмарок.

! Это были скоморохи, смехотворцы, гудошники, петрушки - профессиональные представители зрелищной культуры, которые «ватагами» бродили по селам и городам, водили медведей, разыгрывали веселые сценки. Эти «смехотворцы» и «гудошники» были носителями народного веселья и «глума» - сатиры.

  Сегодня я хочу познакомить вас с выдающимся композитором, которого зовут-

Игорь Федорович Стравинский.

      Русский композитор, дирижер. Родился 5 (17) июня 1882 в Ораниенбауме близ Санкт-Петербурга. Вырос в музыкальной семье – отец его был оперным певцом. Пробовал сочинять музыку, не имея специального образования, и лишь в двадцатилетнем возрасте начал брать уроки композиции у Римского-Корсакова. В 1905 опубликовал симфонию, написанную в академическом стиле. Под влиянием Римского-Корсакова обратился к русскому музыкальному фольклору. Его первое крупное произведение, пронизанное национальными мотивами, появилось после встречи с Сергеем Дягилевым – прославленным балетным импресарио, готовившим ряд спектаклей русского балета в Париже.

    Но заговорила я об этом человеке не случайно. Я хочу познакомить Вас с его произведением  которое так и называется «Петрушка».

     «Петрушка» – балет русского композитора Игоря Стравинского, премьера которого состоялась 13 июня 1911 в Парижском, театре Шатле, под управлением Пьера Монтё. Первая редакция 1910―1911, вторая редакция 1948. Автор либретто - Александр Бенуа.

    «Петрушка» — это история одного из традиционных персонажей русских народных кукольных представлений, Петрушки, сделанного из соломы и опилок, в котором тем не менее просыпается жизнь и развиваются эмоции.

 Этот балет в одном действии, состоящий из русских потешных сцен в четырех картинах, где действующие лица:

Петрушка. Балерина. Арап. Фокусник. Уличные танцовщицы.

Шарманщик. Ухарь-купец. Две цыганки. Кучера, извозчики.

Кормилицы. Купцы. Ряженые: Баба, Черт, Коза, Гусар,

Поваренок. Мастеровые. Гуляющие.

    А начинается первая картина с гулянья на Масленицу в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Движется пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление.

(Слушание 1.) Этот фрагмент из балета - яркий пример народного гулянья!

  Появляется Фокусник-чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте.

   Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посередине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом и среди толпы.

?! Посмотрите фрагмент из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского и проанализируйте, как с помощью музыки композитор нарисовал каждого из действующих лиц. Определите характер, настроение и поведение. Что мы смогли увидеть в этой музыке?

(Слушание 2.)

! С помощью музыки мы смогли увидеть картину народной жизни, быт, настроение, а так же  характер героев этого балета, действие, происходящее во время народного гулянья. Именно такие театры были в то время на ярмарках. Хочу обратить ваше внимание на то, что Игорь Федорович Стравинский в этом балете использует темы русских народных песен, развивает их. Одним из ярких примеров тому может послужить музыкальный фрагмент из балета танцующих девушек, где сквозит музыка из  р.н.п. «Вдоль по Питерской…», «Ах вы, сени, мои сени…»

(Слушание 3.)

 Вывод: На примере  балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского можно сделать вывод, композиторы использовали в своих произведениях напевы народных песен, ритмы танцев, интонации родного фольклора с мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной культуры от другой. Как сказал когда-то Михаил Иванович Глинка - известный русский композитор:«Создает музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем (перекладываем на музыку, украшаем)».

III. Исполнение песен «Осень», «Дождик», музыкальная игра «Здравствуй, Осень!»

! Наша ярмарка необычна тем, что она «Осенняя»!

? Как вы думаете почему.

! Потому что осень наступила.

Я думаю, что об этом факте мы с вами сейчас расскажем, исполнив  песню «Осень»

(Исполнение песни «Осень»)

? Какие изменения происходят в природе с приходом Осени.

! Падают листья, становится холодно и зябко, дни укорачиваются, начинают лить дожди.

Ребята! Как поется в одной известной песне: «У природы нет плохой погоды!». А чтобы нам с Вами было не так грустно, предлагаю исполнить песню «Дождик» весело звонко, задорно, используя наши шумовые инструменты.

(Исполнение песни «Дождик»)

! Ребята! Раз у нас с Вами Осенняя ярмарка, думаю в самый раз сейчас пригласить саму Осень!

И так приготовились, вместе со мной давайте красиво скажем: «Осень, просим!»

(Входит Осень и начинается музыкальная игра «Здравствуй, Осень!»)

IY. Итог урока.

! Наша Музыкальная Осенняя Ярмарка сегодня подошла к концу, но это всего лишь часть её. Впереди я уверена, что мы с вами сможем встретить и Зимнюю, и Весеннюю, и даже Летнюю ярмарку! А мне хочется закончить эту встречу такими словами:

Ярмарка огневая, яркая!

Ярмарка плясовая, жаркая!

Гляньте налево — лавки с товаром!

Гляньте направо — веселье даром!

Подходи, честной народ!

Ярмарка к себе зовет!

Ярмарка не даст скучать!

Петь заставит, танцевать

Y. Домашнее задание: Желаю Вам хорошо отдохнуть! И к следующей нашей встрече подготовить пословицы и поговорки о Ярмарке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 3-м классе по теме: «В музыкальном театре»

Цель урока: Представления о музыкально- сценических жанрах – опера, балет. Задачи: -Учить воспринимать музыку, разбираться в музыкальной драматургии произведений; -Развивать музыкальные и творче...

Разработка урока музыки "Музыкальная азбука", 3 класс

На уроке учащиеся 3 класса изучают нотную грамотность....

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Урок музыки в 4-м классе “Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики”

В данном  учебном материале представлена разработка урока музыки в 4-м классе по теме "Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики."...

Урок музыки «Музыкальная живопись и живописная музыка в опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"». 5-й класс

Интегративный урок музыки и изобразительного искусства на примере творчества Н.Римского-Корсакова и И.Айвазовского...