Урок музыки «Музыкальная живопись и живописная музыка в опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"». 5-й класс
план-конспект урока по музыке (5 класс)
Интегративный урок музыки и изобразительного искусства на примере творчества Н.Римского-Корсакова и И.Айвазовского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_zhivopis_i_zhivopisnaya_muzyka_v_opere_n.a._rimskogo-korsakova_sadko.docx | 16.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки «Музыкальная живопись и живописная музыка в опере Н.А. Римского-Корсакова "Садко"».
5-й класс
- Поленичко Ирина Вячеславовна, учитель музыки
Разделы: Музыка
Класс: 5
Цель урока: “услышать” музыку на картине и “нарисовать” картину в музыке.
На доске портреты Н.А. Римского-Корсакова, И. Айвазовского и картины моря в разном состоянии – штиль, легкие волны, шторм: И. Айвазовский “Штиль”, “Ночь. Голубая волна”, “Радуга”.
Ход урока
Вход учеников по пригласительным билетам, разделение на 4 команды: “Бриз”, “Баркас”, “Шторм”, “Штиль”.
- Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Ответы детей.
Расшифровка названий команд, их связь с морской тематикой.
Выход на тему урока.
- Море, как явление природы. Может быть изображено в разных искусствах – и в музыке, и в живописи. Кто из известных вам людей искусства изображал море в своих произведениях?
Ответы детей.
Учитель обращает внимание на портреты Римского-Корсакова и Айвазовского.
- Что такое, на ваш взгляд, музыкальность в живописи?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам внимательно посмотреть на картины Айвазовского, где море изображено в разных состояниях и попытаться услышать музыку, которая звучит у вас внутри.
- К каждой картине напишите 3-4 прилагательных, которые опишут вашу внутреннюю музыку.
Дети читают прилагательные, учитель пишет их на доске под соответствующей картиной.
- Скажите, пожалуйста, вы все услышали одинаковую музыку или похожую?
Ответы детей.
- В живописи есть музыка и эта музыка “внутренняя” и мы слышим ее внутренним слухом.
Учитель совместно с детьми делает вывод: в каждой картине есть своя музыка и каждый слышит ее по-разному.
- При помощи каких средств выразительности Айвазовский передает состояние моря?
Ответы детей.
- Как вы думаете, при помощи каких средств выразительности композитор изображает море в музыке?
Ответы детей.
- Послушайте, пожалуйста, вступление к опере “Садко” Н.А.Римского-Корсакова и мысленно “нарисуйте” море, а, чтобы вам было легче это сделать – во время прослушивания “нарисуйте” море движениями рук.
Звучит муз. фрагмент. Вступление к опере “Садко”.
- Обсудите в группе какое море у вас получилось и напишите 5 прилагательных, которые соответствуют этой картине.
Обсуждение. Группы дополняют друг друга.
- А сейчас я предлагаю каждому из вас в тетради нарисовать то море, которое вы увидели, когда слушали музыкальную картину Римского-Корсакова.
Звучит еще раз муз. фрагмент. Вступление к опере “Садко”, дети рисуют море в тетрадях.
- Покажите ваши рисунки друг другу.
- Какая из картин Айвазовского близка музыке вступления из оперы “Садко”? Что их роднит?
Ответы детей.
- Какие средства выразительности использует композитор?
… а художник?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам по группам заполнить таблицу.
Средства выразительности
развернуть таблицу
Живопись | Музыка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
развернуть таблицу
Образец заполненной таблицы:
развернуть таблицу
Живопись | Музыка |
рисунок (линия) | мелодия |
колорит (цвет) | тембр |
композиция | форма |
смена тона в красках, чередование объектов | ритм |
|
|
развернуть таблицу
Группы меняются таблицами и проверяют друг у друга.
Обсуждение.
- Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Ответы детей.
Учитель и дети вместе делают вывод урока: все художественные произведения и музыки, и изобразительного искусства рождаются из единого источника. Источник этот сама жизнь (окружающий мир).
“Услышать” музыку картин, почувствовать почерк выдающегося Мастера позволяет вступить в диалог с художником любой эпохи.
Домашнее задание: с помощью интернета, энциклопедий найти кто еще из художников и музыкантов изображал море.
Дополнительный материал: А.Зацепин песня “Ты слышишь, море?”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
УРОК МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Музыкальная живопись и живописная музыка»ЦЕЛЬ УРОКА: Показать учащимся взаимосвязь музыки и других видов искусства.ЗАДАЧИ:1. Показать учащимся на...
Урок музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Данный урок раскрывает взаимосвязь музыки с другими видами искусства (с живописью в частности) на примере импрессионизма....
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по ФГОС "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Представлена методическая разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка". Составлена технологическая карта урока. Урок построен с применением приёмов технго...
конспект урока музыки в 5 классе"Музыкальная живопись и живописная музыка"
разработка урока музыки для 5 класса...
Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка"
Конспект открытого урока музыки и ИЗО в 5 классе...
Презентация и конспект урока музыки в 5 классе "Музыкальная живопись и живописная музыка".
Методическая разработка в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка" показывает взаимосвязь музыки и изобразительного искусства....