"ЕСЕНИН И МУЗЫКА" ( материал для уроков музыки в 7-8 классах или для музыкального лектория для старшеклассников)
методическая разработка по музыке (8 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«ЕСЕНИН И МУЗЫКА»
( урок музыки в 7-8 классах)
или МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ЭПИГРАФ:
“К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя” С. Есенин
Оборудование:
-портрет С. Есенина
-портрет Г. Свиридова
-записи: а)”Не жалею” (А. Пономарева)
б) “Над окошком месяц” (Русский романс)
в) Г.Свиридов “Поэма памяти С. Есенина”.
г) г/з “Я сердцем никогда не лгу” (Литературно-музыкальная композиция по произведениям Есенина)
д) Аудиозапись Песня “ Ермак”
е) Э. Григ «Песня Сольвейг”
ж) в/ф “25-летие школы. Хор учителей”
Цель:
- Прививать любовь к своей земле, к своему краю, к Отчизне.
- Показать музыкальность лирики Есенина.
- Учить слушать и вслушиваться в музыку.
ХОД УРОКА:
Слушаем “Не жалею...”
Беседа о музыке.
-Какие чувства вызывает песня?
-Каков её х-р?
-Чьи это стихи?
(Ставится портрет С. Есенина)
Сегодня мы поговорим о С. Есенине. Не удивляйтесь… О поэте… С. Есенине.
“Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которою вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией”,- сказал поэт Борис Пастернак.
Моцартовская стихия! Что это такое? Особая чистота и страстность стиха? Конечно. Особая, высшая музыкальность? Несомненно. Но, наверное, и ещё что-то более значительное – человечное, духовное.
“Он был великим патриотом и звонко звучащим певцом народа”.
Любовь к Родине у Есенина неразрывно связана с любовью к песне. Он пронес эту любовь от первых детских впечатлений:
Родился я с песнями в травном одеяле…
Через юность:
Я – беспечный парень. Ничего не надо.
Только б слушать песни – сердцем подпевать…
Через поэтическую зрелость:
Любя тебя и ночи темноту,
Тебе, о Родина, сложил я песню ту…
До последних дней своей жизни:
Не всё ль равно – придет другой,
Печаль ушедшего не сгложет,
Оставленный и дорогой
Пришедший лучше песню сложит.
Стихов специально для песен Есенин, как и Пушкин, не писал, хотя многие называл песнями: “Песнь о собаке”, “Песня о хлебе”, “Песня о великом походе” и др.
Песенность была органично присуща творчеству поэта. И не удивительно поэтому, что в поэзии Есенин не перестаёт привлекать внимание композиторов до сегодняшнего дня.
Есенин и природа.
Какие стихи о природе вы знаете?
Слушаем ”Отговорила роща золотая” (исп. учитель) “Я по первому снегу бреду”(исп. учитель) Разучивание песни “Отговорила роща…”
Есенин много путешествовал… Но Родина всегда была с ним, в нем самом. Его заботит судьба России – он в раздумьях о судьбе её…
Слушаем “Я покинул родимый дом” (исп. учитель)
-Что для тебя Родина?
-Что дорого тебе лично?
Строки о матери.
Обычные слова, но таково уж, видимо, колдовство подлинной поэзии, что слова эти как бы сами собой складываются в светлую, сердечную песню…
Милая, добрая, старая, нежная…
Слушаем “Письмо матери” (исп. учитель)
У каждого композитора есть любимые поэты, на стихи которых он пишет песни и романсы, однако среди них есть самый любимый. Как вы думаете, кто был самым любимым поэтом у М.И. Глинки? (Пушкин). И у нашего современника, Пушкин – тоже – один из любимых поэтов.(Наиграть мелодию “Вальса” или “Романса” из “Метели” Г.В. Свиридова)
Георгий Васильевич Свиридов (портрет поставить рядом с портретом Есенина)
Слушаем фрагменты из “Поэмы памяти С. Есенина”.
Эпиграф к поэме …более всего любовь к родному краю томила, мучила и жгла.
Слушаем “Над окошком месяц”
Разучивание “Не жалею…”
Повторение “Отговорила роща…”
“Мне кажется, - говорила сестра поэта, - что нет такой русской народной песни, которую бы не знала наша мать… Топила ли она печку, шила, пряла ли за любой работой можно было услышать её песни. И каждый из нас, её детей, с пеленок слушал её напевы, подрастая, невольно запоминал их и подпевал ей”.
Безграмотная крестьянка, она и не подозревала, что в иных её песнях звучат кем-то когда-то положенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова и др. поэтов, что сама того не зная, приобщает детей к великой русской поэзии. Она и сказки рассказывала по-особому, вкладывая в уста действующих лиц песни – будь то мотив знакомых песен или мелодий, рожденные её богатой музыкальной фантазией.
Так ещё с самого раннего детства впитывал Есенин неотразимую красоту материнского пения и ту правду человеческих чувств, что заложена в хорошей песне и которую так талантливо раскрывала своим исполнением Татьяна Фёдоровна. И не было для него большей радости, как услышать пение матери, когда, уже взрослым приезжал в деревню. Иной раз и сам ей подпевал. “Голос у него был небольшой, но пел он с каким-то своим, особенным чувством”.
Мудрено ли, что и в стихах поэта образ матери неотделим от её пения?
Такой предстанет она в стихотворении, посвященном сестре Шуре, написанном в 1925г.:
Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать,
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать…
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза приоткрою,
Вижу вновь дорогие черты.
Ещё до замужества славилась на всю округу Татьяна Федоровна(мать) своим песенным даром. Да и было ей с кого пример брать. О своем деде Есенин скажет: “Никто не имел для меня такого значения, как мой дед. Это был удивительный человек, яркая личность, широкая натура, “умственный” мужчина. Дед имел прекрасную память и знал наизусть великое множество народных песен”.
Дед обучил 5-летнего Сережу грамоте. Книжки деда – песеннники, повести о работниках, многочисленные сказания. Любовно собранные в нескольких корзинах маленькие гармошки – “черемушки” словно магнитом притягивали к себе любознательного внука. А сколько славных старинных песен было перепето этим искусным умельцем-песенником, для которого, “спеть песню ребёнку было…необходимостью”.
Музыкальная одаренность и любовь к народной песне достались Есенину по наследству и от родного отца. Александр Никитич в детстве обладал таким чудесным, хрустальным дискантом, что без его участия не обходилось ни одно торжество или, наоборот, печальный обряд отпевания во всех окрестных деревнях и сёлах. Богата была родина поэта песнями, прибаутками (разновидность частушек). Одних лишь частушек Есенин сам записал около 4 тысяч. Обнаружить их до сих пор не удалось за исключением 107, опубликованных в 1918г. в газете “Голос трудового народа”.
Ещё подростком поражал Есенин односельчан своим особым умением вдумчиво вслушиваться в песни, звучащие около костров вечером, на сенокосе, особенно песни про Ермака, про Степана Разина. (Слушаем “Ермака”)
Сенокосная пора. Изнурительный труд скрашивает песня. Вместе с другими крестьянскими мальчишками помогает Сережа женщинам “шевелить” сено. А спустя годы – стихи:
Сгребая сено на покосах,
Поют мне песню косари.
Память подсказывает поэту и веселые хороводы, что затевала неутомимая молодежь после нелегкой работы.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гул комаров.
А как гаркнут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров…
Тальянкою называли на родине Есенина гармонь. Этот излюбленный народный инструмент “звучит” во многих произведениях поэта – в его стихах и в прозе.
Бесбашеннным весельем дышат строки:
Сыпь, тальянка, звонко!
Сыпь, тальянка, смело!
А когда надвигается на Есенина злая тоска, слышится ему –
Дальний плач тальянки, голос одинокий,
И такой родимый, и такой далекий.
(Слушаем Хор учителей школы №9) в/ф
И, как лучшему другу, поверяет поэт любимому инструменту свои задушевные мысли:
Заиграй, сыграй, тальяночка,
Малиновы меха,
Я играю на тальяночке
Про синие глаза…
Ещё в самые юные годы приходилось Есенину неоднократно слышать великолепную игру гармониста. Сам поэт мастерски играл на гармони (как, впрочем, и на гитаре) по слуху подбирая песни, пляски. Живя в Москве, он часто устраивал импровизированные музыкальные вечера, аккомпанируя любителям – певцам и танцорам. Он приводил к себе уличных музыкантов, получая огромное удовольствие от их неприхотливой игры; выдающиеся московские гармонисты-виртуозы с радостью исполняли для него самые сложные музыкальные произведения.
Мелодика Есенинского стиха.
Она вспоена народной песней, неизбывной любовью поэта к ней, его чудесным даром проникновения в самое “нутро” песни, способностью услышать в ней всю многокрасочную гамму человеческих чувств.
Это ему, Есенину, принадлежат краткие строки:
Эй ты, песня,
Песня!
Есть ли что на свете
Чудесней?
Вот и прямое обращение к песне:
Лейся, песня, пуще,
Лейся, песня, звонче…
Или любовно дышащее признание:
Только б слушать песни –
Сердцем подпевая…
А в прощальных строчках из “Персидских мотивов”-
…Оставляю песенку про Русь:
Запевая, обо мне подумай,
И тебе я в песне отзовусь…
Песня приобретает символический характер. В ней – память двух сердец.
Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Фёдор Шаляпин когда-то сказал: “Неслышно поют эти поляны, и подпевает им печальная луна”. Но вот явился поэт, который сумел это “неслышимое” пение сделать слышимым. И мы “вместе с ним слышим, снежный звон”, прислушиваемся к “песне вьюг”, верим, что “неровные луга поют крапивой”, что “скрипкой поет луна” и “плачет метель, как цыганская скрипка”…
Скрипка неоднократно звучит в стихах Есенина. С юных лет полюбился ему этот инструмент, столь близкий по выразительности человеческому голосу. Встречаясь уже в Москве со своим другом юности Сардановским (в будущем учитель музыки), он неизменно слушал его игру на скрипке.
Хорошая музыка никогда не оставляла Есенина равнодушным. Почти регулярно Есенин посещал все премьеры в Большом театре. Обладая поразительной музыкальной памятью он, возвращался домой, тут же насвистывал отдельные отрывки из опер, преимущественно арии.
“Песня Сольвейг» из музыкальной к драме Ибсена “Пер Гюнт”(Э. Григ) – одно из любимых произведений классической музыки.
(Слушаем “Песня Сольвейг ”) впечатления?
Да. Хорошая музыка не оставляла поэта равнодушным – к талантливому исполнению в особенности. Она возбуждала его поэтический дар, вдохновляла его.
Музыка… О связи её с поэзией, с живописью, архитектурой говорит Есенин в своих литературных очерках, с величавой её торжественностью сравнивает узорчатые народные вышивки, музыкой называет художественный орнамент.
Размышляя о возникновении музыкального искусства, Есенин приходит к убеждению, что она неотделима от всей жизни человеческого общества. Подтверждение этому он находит в искусстве древнерусских сказителей – певцов Баянов, в песнях средневековых странствующих певцов-поэтов.
Забираясь “вглубь времен”, Есенин неизбежно приходит к истокам музыкального искусства – и народной песне. С ней он с детства породнился. Она прочно вошла в его жизнь. Ни дня, ни мысли он без песни. Её мелодика, её ритмы и образы чудесным даром замечательно позже претворялись в то, что мы называем неповторимой музыкой есенинского стиха, есенинской поэзии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный материал для уроков музыки. 1 полугодие, 2 класс
Этот музыкальный материал и требования к уровню подготовки учащихся для уроков музыки во 2 классе( из программы начального образования по музыке авторов Е.Д.Критской и Г.П.Сергеевой) поможет учителю н...
Музыкальный материал для уроков музыки (2 класс).В помощь учителю начальных классов.
Сценарий Праздника 1 сентября.....
"Пушкин в музыке" ( материалы для уроков музыки или музыкального лектория для учащихся 6-9 классов)
Когда в школе есть традиции музыкальных лекториев для учащихся можно использовать этот материал...
"История гимна России" ( материал для уроков музыки и музыкального лектория)
Интересный материал можно использовать для классного часа, уроков или внеклассного мероприятия...
Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»
- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...
Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения
Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...
«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»
Выступление на методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...