Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни".
учебно-методический материал по музыке (5 класс) на тему
Цели:
-повысить познавательный интерес учащихся к миру народной музыки
-подчеркнуть жизненную основу всех искусств
-развитие памяти
Задачи:
-показать связь русской народной песни с жизнью
- воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_5klass.doc | 66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 5 «В» классе
Тема «Вторая жизнь песни»
Учитель Минакова Елена Егоровна
Цели:
-повысить познавательный интерес учащихся к миру народной музыки
-подчеркнуть жизненную основу всех искусств
-развитие памяти
Задачи:
-показать связь русской народной песни с жизнью
- воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса
Тип урока:
-комбинированный
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, русские народные инструменты, портреты композиторов, книги
Методы:
- объяснительно - иллюстративный
- наглядно-слуховой
- интерактивный, с использованием интерактивной доски
Содержание урока
Учитель:
- приветствие
- тема на доске - кто скажет, о чем пойдет речь сегодня?
Дети:
- о второй жизни песни
Учитель:
- выставка русских народных инструментов сможет нам помочь узнать о какой песне идет речь?
Дети:
- о второй жизни русской народной песни
Учитель:
- какие знаете рнп?
Дети:
- свадебные, трудовые, колыбельные, солдатские, игровые, хороводные…
Учитель:
- сегодня у меня помощник весь класс
- запевает рнп «Во поле береза стояла», приглашая нескольких детей в хоровод, класс подпевает
- какие знаете рн инструменты?
Дети:
Балалайка, ложки, трещотки, бубен, домра, дудочка
Учитель:
- показывает эти инструменты
- могут ли красны девицы да добры молодцы водить хоровод в нашей сегодняшней одежде?
Дети:
- нет, девицы носили сарафаны, а молодцы рубахи
Учитель:
- давайте посмотрим на выставке рисунков детей, как раньше одевались
- одежда украшена вышивкой, а когда успевали вышивать?
Дети:
- зимними вечерами, так как летом все работали
Учитель:
- давайте нарисуем в тетрадях сарафан
- звучит рнплясовая «Камаринская» на гуслях
- теперь посмотрим ваши рисунки - яркие, красочные
- раздайте тетради мои помощники
- а сейчас хочу познакомить вас с рнп «Зеленая рощица»
- записали в тетради рнп «Зеленая рощица»
- запевает песню
- какая интонация?
- в чем особенность рнп?
- о ком песня?
Дети:
-нежная, мягкая, мелодичная, плавная, добрая, спокойная…………
- распевная
- песня о соловье
Учитель:
- почему он не поет?
Дети:
- в неволе соловей
- беседа по содержанию песни
- разучивание песни, игровой прием «Эхо» - возвращение учащимися фраз учителя с аналогичной интонацией
Учитель:
- поем по руке---каждый распев нажимаем на пальчик
- разучивание первой строчки…ро-о-о-о-о-о- щица----это распев
- ..не по-ёёё-шь-----это протяжный звук
- хоровое самостоятельное исполнение первой фразы песни
-физ. минутка
- показывает портрет С.С.Прокофьева
- показывает разные издания «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого - такая захватывающая история, что книгу переиздают несколько раз—значит эта книга людям нужна.
- вместе с детьми, кто знает, вспоминает краткое содержание повести
- рассказывает момент пробуждения Алексея Маресьева от наркоза…бред…птица без крыльев жить может, а летать нет….
- так и с Маресьевым
- и мед.сестра Клавдия, вместо утешительных слов …
- дети с учителем запевают песню Клавдии «Зеленая рощица»………
- какую роль сыграла эта песня, почему успокоился, как это помогло Алексею?
Дети:
- звучит, как колыбельная, душевно, сердечно, нежно, ласково…
- песня успокоила, придала уверенности, вселила надежду, все будет хорошо…
- спасла жизнь…
Учитель:
- эта песня прозвучала в опере С.Прокофьева «Повесть о настоящем человеке»
- песню «Зеленая рощица» знают немногие, а оперу С.Прокофьева знают много людей и не только в нашей стране, а теперь знают и рнп «Зеленая рощица»---вот ее вторая жизнь.
- запишем в тетради - С.С.Прокофьев, ведь мы на уроке музыки, у Б.Полевого - повесть, а у Прокофьева - опера, а еще есть худ.фильм, который тоже называется «Повесть о настоящем человеке»--я предлагаю вам дома посмотреть его.
Учитель:
- а сейчас хочу привести пример второго рождения еще одной рн песни
- звучит рнп «Камаринская»
- показывает портрет П.И.Чайковского
-звучит «Камаринская» из «Детского альбома» П.Чайковского на органе
- «играет» на балалайке
- заметили разницу?
Дети:
- быстрее, орган, веселее, звучно, шумно, суетно, азартно,
- беседа, сравнительный анализ трактовки П.Чайковского и рнп Учитель:
- у нас на уроке целая коллекция народных музыкальных инструментов. Мы просто обязаны на них сыграть
- приглашается 5,6 человек - раздаются инструменты
- звучит рнп «Камаринская», а дети, импровизируя, ритмически украшают мелодию
- И так, ребята, мы с вами сегодня побывали в мире русской народной песни. Мы наблюдали (С.Прокофьев, П.Чайковский) с вами и даже были участниками (пели, играли на народных музыкальных инструментах) второго рождения песни: «Зеленая рощица», «Камаринская». Композиторы, любимые народом мелодии, включают в свою инструментальную, вокально-инструментальную музыку, тем самым, давая им вторую жизнь.
- выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)
Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...
Методическая разработка урока музыки в 6 классе "Старинной песни мир" на примере творчества Франца Шуберта.. Баллада "Лесной Царь"
ГБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением французского языка и права Василеостровского района Санкт - Петербурга учитель музыки Форат Юлия ВикторовнаРазработка урока "Старинной песни мир"( на пр...
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»
Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...
Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"
Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....
Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"
Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"Актуальность: Молодое поколение все меньше помнит те события, которые происходили у нас в стране в...
Технологическая карта урока музыки, 5 класс. Тема: «Вторая жизнь песни»
Технологическая карта урока музыки, 5 класс. Тема: «Вторая жизнь песни»...
Методическая разработка урока для 8 класса по теме "Жизнь и творчество известного ученого"
Данный урок разработа по теме "Жизнь и творчество известного ученого" для 8 класса по УМК "Rainbow English"...