статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
статья по музыке на тему

Фролова Татьяна Александровна

Внедрение ИКТ оптимизировало учебно-образовательный процесс, сделало его информационно насыщенным и интерактивным,  видоизменило традиционные формы подачи материала. Использование ИКТ даёт возможность ученику самому участвовать в формировании информационного пространства.  В данной статье представлен и обобщен опыт работы и показаны возможности использования средств ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности по музыке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frolova_t.a.ispolzovnie_sredstv_ikt.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»

Фролова Татьяна Александровна, учитель музыки,

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 им.М.П.Кочнева

г.Нерюнгри Республика Саха (Якутия)

Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Компьютеризация стала одним из главных направлений в получении определенных знаний учащимися в различных предметных областях.

Компьютерные системы и мультимедийные установки оказывают большую помощь учителям музыки в решении важнейших задач, связанных с эстетическим воспитанием и образованием учащихся.

Изменяется роль ученика в уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения. Отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.

Внедрение ИКТ оптимизировало учебно-образовательный процесс, сделало его информационно насыщенным и интерактивным,  видоизменило традиционные формы подачи материала. Использование ИКТ даёт возможность ученику самому участвовать в формировании информационного пространства.  

При проектировании уроков и внеклассных мероприятий значительную помощь оказывают программы «Музыкальные энциклопедии».

Например, при изучении темы «Музыка разных народов» (3 четверть 3 класса) мы с ребятами отправляемся в увлекательное путешествие по Германии и Норвегии благодаря использованию мультимедиа-экскурсии «Энциклопедия классической музыки» (Коминфо).  

Не менее интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», которая содержит большое количество статей об исполнителях и композиторах, работавших в жанрах популярной музыки, об истории рока и джаза, словарь терминов, аудио- и видеофрагменты, иллюстрации, обложки альбомов, экскурсии по стилям и направлениям, викторину и ссылки на ресурсы Интернет, посвящённые данной теме. Этот ЭОР окажет помощь при изучении тем «Новые области в музыке XX века», «Джазовая музыка», «Эстрадная музыка» (4 четверть 8 класса).

Много интересного материала о музыке содержит «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». В частности, в ней представлены гимны большого количества стран мира, а также национальная музыка многих народов. Этот ЭОР можно использовать, например, при изучении темы «Народная музыка в творчестве композиторов» (1 четверть 4 класса).

На уроках музыки можно активно использовать  интерактивные обучающие развивающие программы с игровым сценарием. Такими являются “Сен-Санс. Карнавал животных” из серии “Восприятие и творчество”, практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности» Кирилла и Мефодия, «Музыкальный класс» из серии «Играй и учись» и другие.

Обучающие и развивающие программы позволяют:

  • обучать нотной грамоте в форме весёлой игры;
  • представлять учебную информацию в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения;
  • развивать музыкальный слух и чувство ритма;
  • различать музыкальные жанры, стили и направления;
  • чувствовать музыкальные настроения и интонации;
  • разбираться в системе музыкальных терминов;
  • понимать особенности инструментальной, симфонической и вокальной музыки.  

Обучающие программы содержат в себе разнообразные тестовые задания, викторины. Это  позволяет  в увлекательной форме проверить знания учащихся и получить объективную оценку. Так, например, в ЭОР «Шедевры музыки» представлена гостиная для прослушивания музыкальных фрагментов, в которой можно проверить свои знания  о звучащих произведениях и их авторах.  

К сожалению, готовые цифровые обучающие ресурсы не связаны напрямую  с содержанием образовательной программы по предмету. В них отсутствует последовательность изложения материала, предметное наполнение, предписываемые логикой курса и образовательным стандартом. Следовательно, современные мультимедиа энциклопедии, словари, игры с элементами обучения   требуют специальной адаптации, большой творческой работы учителя при проектировании урока.

Учитель, используя возможности компьютера, прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки музыки.

Одним из широко применяемых средств ИКТ является мультимедиа презентация, которая позволяет наглядно продемонстрировать взаимосвязь звука, видео, графики и текста.  

Можно превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока.

  •  При актуализации знаний компьютерную презентацию целесообразно использовать в первую очередь как средство иллюстрации ранее изученного материала, основных определений темы или раздела учебного материала. Например, в 4 классе при изучении темы «Путеводитель по оркестру» учащиеся дают определение оркестру, называют функции дирижёра, затем, опираясь на представленные изображения в презентации, называют разновидности оркестров и уточняют групповой состав инструментов симфонического оркестра.
  • При формировании новых знаний компьютерная презентация используется как иллюстрационно-демонстрирующее средство при объяснении нового материала и как средство для самостоятельного изучения учащимися основных определений темы или раздела. Например, при изучении первой темы в 3 четверти 5 класса «Самый значительный жанр вокальной музыки» в презентации представлены для прослушивания и просмотра основные номера оперных форм: увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки, ария Кармен из оперы «Кармен» Ж.Бизе, финал оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. После просмотра наводящие вопросы помогают ребятам сформулировать назначение этих форм в жанре.   
  • При формировании новых и развитии имеющихся умений – для иллюстрации, демонстрации и обучения решению типовых задач. Так, в 4 классе на уроке по теме «Музыкальные оркестры» провожу викторину, в которой представлено звучание разных оркестров (симфонического, народного, эстрадного, духового). Учащимся нужно определить, соответствует изображение оркестра на слайде презентации звучанию или нет.
  • При обобщении, систематизации и повторении теоретического материала темы, раздела или предшествующего занятия – для выделения наиболее важной учебной информации. Основные понятия, определения,  характерные черты, отличительные особенности жанра или стиля  желательно не только озвучивать, но и зрительно демонстрировать на слайдах. При этом включаются разные виды памяти, что способствует лучшему усвоению.   
  • При оценке и контроле знаний учащихся возможно использование минипрезентации. Возможна форма контроля в виде письменного опроса, с иллюстрацией вопросов на экране монитора. Такие презентации использую на обобщающих уроках в четверти. Например, на обобщающем уроке «Основные средства музыкальной выразительности» (6 класс), «Форма в музыке» (7 класс).

Создание презентаций я использую как форму индивидуальной и групповой работы с учащимися, а также предлагаю ребятам основной школы выполнить задание по желанию.

Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с учебным материалом, умения и навыки критического мышления, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность, оценивать эффективность информационного поиска.

Подготовка к уроку с применением ИКТ требует творческого подхода от учителя и большой предварительной работы: продумывание целесообразности использования тех или иных методов и форм обучения, подбор литературы и музыки, создание презентации, поиск дополнительной информации в сети Интернет.

Анализ результатов анкетирования учащихся подтверждает необходимость освоения и использования ИКТ на уроках музыки. Согласно опросу было отмечено, что применение средств ИКТ делает урок ярким, запоминающимся, позволяет лучше понять тему и усвоить материал, наглядно представить изучаемые явления, быть активным, проявить свои способности,  обучение становится интересным.

Наблюдается положительная динамика результатов успеваемости обучающихся как в прошлом, так и в этом учебном году.

Таким образом, использование ИКТ позволяет:

• активизировать познавательную деятельность учащихся;

• повысить эффективность урока;

• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

• формировать навыки исследовательской деятельности;

• разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание;

• повышать творческий потенциал личности.

В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, повышается уровень самообразовательных навыков, наблюдается повышение интереса к предмету.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрашитова Е.Е. Музыкально-компьютерные технологии в сельской школе // Музыка в школе. – 2009. - №1. – С.33-36.

Адаева Н. Информационные технологии преподавания теоретических дисциплин в детской школе искусств // Искусство в школе.-2009.- №2.-С.60-63.  

Бороздин А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе // Музыка в школе.-2006-№1. С.27-31.

Затямина Т.А. Современный урок музыки./ - М.: «Глобус», 2007.

Затямина Т.А. Компьютерные технологии в преподавании музыкального искусства в школе./ - Волгоград. - 2008.  

Кадина Г.В. Мультимедиа технологии – одно из перспективных направлений учебного процесса. // Музыка в школе.-2009-№3.- С.39-40.

Линник Т.С., Бороздин А.О. Новые компьютерные технологии и развитие воображения у младших школьников.// Музыка в школе.- 2007- №5.- С.61-64.

Садикова И.М. Обучающие компьютерные программы на уроке музыки.// Музыка в школе. -2009 - №3. – С.47-51.

Чернышов А.В. Медиамузыка в системе музыкального образования.// Музыка в школе.- 2009- №4.- С.24-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»

Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки....

Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках музыки

Важным средством в достижении эффективного  результата является использование возможностей  информационно-коммуникационных технологий. ...

Использование информационно - коммуникативных технологий и технических средств в коррекционно - образовательной деятельности учителя - логопеда

Использование информационных компьютерных технологий предлагает следующий список преимуществ:•позволяет индивидуализировать коррекционный процесс;•поддерживает процесс коррекции речи на разных этапах...

статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 5 КЛАССЕ«ЗНАКОМСТВО С ДРЕВНЕЙШЕЙ НАУКОЙ.АСТРОНОМИЯ...

Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности по предмету Биология для 9 класса

Высоцкая, Т. А. Использование квест-проектов для организации образовательной деятельности по дисциплине Биология методическая разработка «Использование квест-проектов для организации образовател...

Статья "Использование средств наглядной агитации, технических средств (трансляция правил поведения в ЧС) в подготовке персонала и учащихся к действиям при угрозе совершения и при совершении террористического акта на территории образовательной организации"

В настоящее время происходит внедрение ФГОС.  Учебный предмет "ОБЖ" обладает широкими дидактическими возможностями для развития индивидуальных возможностей учащихся в образовательном пр...