Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках музыки
методическая разработка по музыке по теме
Важным средством в достижении эффективного результата является использование возможностей информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti_na_urokakh_muzyki.docx | 24.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках музыки.
Одной из тенденций настоящего времени является вхождение России в мировое образовательное пространство и предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усилении роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В период перехода к информационному обществу для свободной ориентации в возросшем информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения педагогических технологий в практической деятельности учителей. Неотъемлемой частью информационной культуры являются знания новых информационных технологий и умение их применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода, особенно когда речь идет об искусстве.
В современных школах создаются достаточные условия для того, чтобы учитель овладел компьютерными программами, технологиями. Важным средством в достижении эффективного результата является использование возможностей информационно-коммуникационных технологий.
Размышляя о современном уроке музыки в общеобразовательной школе, можно определить некоторые ведущие идеи:
• необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности;
• учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии;
• существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки, несомненно, является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата;
• одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
Анализ вышеизложенных идей приводит к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями.
Информационные технологии позволяют:
- По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники.
- Обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень.
- Помогать активизации творческого потенциала ребенка.
- Способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
- Формировать духовный мир ребенка.
Использование ИКТ в образовании перед традиционным обучением имеет ряд преимуществ:
- Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.
- Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники воссоздают реальную обстановку действительности.
- Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.
- ИКТ вовлекают обучающихся в учебный процесс, способствуют наиболее широкому раскрытию их творческих способностей, активизации познавательной деятельности.
- Помогают качественно изменить контроль деятельности учащихся.
- Позволяют наглядно представить результат своих действий.
Также эффективность применения информационных технологий значительно повышается за счет реализации основных принципов работы учителя:
- Систематичность применения ИТ.
- Компетентность учителя в компьютерных технологиях.
- Интерес и инициатива самого учителя.
- Творчество.
- Современные технические средства.
- Программное методическое обеспечение
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.
Направления использования ИКТ в работе учителя музыки:
- как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
- закрепление изложенного материала (обучающие программы)
- проведение практических занятий, самостоятельной работы;
- контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты)
- диагностика качества обучения (тесты);
- подготовка презентаций, докладов, выступлений;
- самообразование учащихся и педагога;
- видеосъемка школьных мероприятий и создание видеотеки;
- получение информации через подключение к Интернету;
- электронная переписка.
Механизмы использования ИКТ на уроках музыки.
В работе, на уроках музыки, помимо традиционных ТСО, необходимо использовать новые информационные технологии - мультимедийные возможности, предоставляемые компьютером.
На компьютерном диске, можно заранее к нужному уроку приготовить весь иллюстративный материал:
музыкальные аудиозаписи, фонограммы песен, тексты, цитаты, рисунки, фото, портреты, сцены из спектаклей, фрагменты опер, балетов, видеоклипы др.
Это значительно облегчает подачу учебного материала и его усвоение.
Новизна средств вызывает удивление у школьников. Чудеса на экране в классе, почти как чудеса в сказке. Все это умножает силу воздействия, как педагогических приемов, так и самого искусства.
Программы для работы с музыкой на компьютере.
Например такие, как «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»), «Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»), серия дисков по искусству («Новый диск»), «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов («Дискавери»).
Огромную помощь в работе оказывают также компьютерные диски.
Все это позволяет еще больше расширить возможности педагога и привлечь ребят к практическому применению ранее полученных теоретических знаний. Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ в уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер.
Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету. Создавая презентации небходимо использовать различные методы (анализ и оценка, интерпретация и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» можно включить произведения трех авторов – П.И. Чайковского, А.Вивальди и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских и зарубежных художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам можно предложить сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется метод сравнения и анализа.
Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки, истории, литературы и т.д. предлагается создать презентацию на определенную тему. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто темы таких презентаций позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, например, презентация по теме «Искусство серебряного века», может быть использована как на уроках истории, так и на уроках музыки.
Для проведения школьных праздников можно создать тематические презентации и фонограммы песен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика использования интерактивных форм образовательной деятельности
Методика использования интерактивных форм образовательной деятельности...
Представление опыта работы по теме "Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках «Музыки»
Предлагаю теоретическую часть из представленного опыта работы по применению ИКТ на уроках музыки....
Использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности.
Использование совпеменных образовательных технологий в образовательной деятельности....
Буклет «Использование макетов в образовательной деятельности с дошкольниками».
Информационный буклет для педагогов и родителей "Использование макетов в образовательной деятельности дошкольников"....
Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географии
Методический семмнар на тему "Нетрадиционные формы и методы работы с использованием внеурочных методов образовательной деятельности обучающихся на уроках географиим"...
Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Расширение зоны использования ИКТ в образовательной деятельности на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО, ФГОС для обучающихся с ОВЗ....
Методическая неделя "Использование ИКТ в образовательной деятельности ДОО"
Чтобы решить задачи годового плана детского сада, с педагогами проводятся разные формы методической работы. Одной из таких форм стала методическая неделя, или мастерская педагогического успеха. Меропр...