Педагогическая диагностика
методическая разработка по музыке на тему
Педагогическая диагностика по музыкальному рахвитию детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_rannyaya.doc | 183.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Голосистое горлышко»
МОНИТОРИНГ
освоения детьми раннего возраста
образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» ( Музыка)
Система мониторинга направлена на изучение музыкальных способностей детей третьего года жизни и позволяет осуществить комплексный подход к формированию музыкальности младших дошкольников. При определении уровня музыкального развития ребенка за основу взяты следующие критерии:
Карта уровневой оценки заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. Напротив фамилии ребенка проставляются цветовые обозначения, которые способствуют написанию характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета итоговых результатов формирования музыкальности ребенка. Диагностика проводится в привычной для ребенка обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – игровые ситуации, дидактические игры, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии). |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно –эстетическое развитие»
Приобщаем к музыкальному искусству и развиваем музыкально-художественную деятельность
Содержание педагогической деятельности по освоению детьми образовательной области | |
Ориентация детей в образовательной области | Дети учатся различать некоторые свойства музыкального звука (высоко—низко, громко—тихо). Понимать простейшие связи музыкального образа и средств выразительности (медведь — низкий регистр). Знают, что музыка бывает разная по характеру (веселая — грустная). Сравнивают разные по звучанию предметы в процессе манипулирования, звукоизвлечения. Самостоятельно экспериментируют со звуками в разных видах деятельности, исследуя качества музыкального звука: высоту, длительность. Учатся различать элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы; вербально и невербально выражать просьбу послушать музыку. |
Организация опыта освоения образовательной области | В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для малышей необходимо включать инструментальные произведения в доступные и привлекательные для него виды деятельности: рассказывание сказок с музыкальным вступлением, двигательные образные импровизации под музыку, сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой на музыкальных инструментах и т.д. Воспитатель создает ситуации ориентации в свойствах музыкального звука. Это позволит младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности (колыбельная для куклы, потому что музыка медленная; медведь идет, потому что музыка низкая и т. п.). При отборе музыкального репертуара следует обращать внимание на то, что в этом возрасте ребенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко—низко), простой характер музыки (веселая—грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая—марш). В процессе организации музыкальной деятельности педагог помогает детям различать элементарный характер музыки, понимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. Акцентирует внимание детей на том, что собственное эмоциональное состояние и характер игрового персонажа можно выразить особыми звуковыми средствами во время пения, танца, музицирования. В процессе использования специальных упражнений актуализирует предпосылки для развития певческого голосообразования. Педагог готовит голосовой аппарат ребенка к естественному звукоизвлечению, для чего использует упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы звукоподражания, пение взрослого a cappella. Воспитатель организовывает и участвует в играх как основном виде детского певческого исполнительства. При проведении игр на фонацию звуков и их мелодику следует учитывать анатомо-психологические особенности строения детского голосового аппарата, используя прием «вопрос-ответ». Также необходимо учитывать амплитуду диапазона голоса ребенка, включая свистковый режим для получения выразительных интонаций. Вместе с ребенком педагог придумывает звуковые образные импровизации, созданные на основе одного из самых любимых произведений устного народного творчества — сказок. Педагог создает условия для двигательных творческих импровизаций детей. Это позволяет ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно откликнуться на характер музыки, выраженный в метрической организации. В музыкально-ритмических движениях ребенок трех-четырех лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т.д.), с помощью которых движения становятся более выразительными. Особое значение в музыкальном развитии малыша приобретает накопление опыта элементарного музицирования. В детском саду необходимо иметь минимальный набор музыкальных шумовых инструментов, в качестве которых можно использовать даже элементарные бытовые предметы. С помощью инструмента ребенок создает музыкально-художественный образ, становится участником и создателем метроритма музыкальной пьесы. Звучание инструмента помогает понять характер и настроение музыки, услышать динамику развития музыкальной формы. |
1 | 2 |
Задачи воспитания и развития детей | Слушание
Пение
Музыкально – ритмические движения
|
Итоги освоения содержания образователь-ной области | Достижения
|
Образователь-ная программа | Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Петрова «Малыш» |
Учебно-методические пособия | Гогоберидзе А. Г. Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Новоскольцева И. А., Каплунова И. М. Ладушки Ветлугина Н. Музыка в детском саду |
Характерные проявления ребенка в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» Восприятие музыки:
Пение, музыка и движение, элементарное музицирование:
Музыкально-сенсорные способности:
|
Диагностические задания для выявления умений детей раннего возраста в образовательной области
«Художественно – эстетическое развитии»
Что изучается (оценивается)? | Дидактические игры, задания, ситуации | Содержание диагностического задания | Проявления |
1 | 2 | 3 | 4 |
Восприятие музыки | |||
Интерес к звучанию музыки, к звукам музыкальным и немузыкальным | Игровая ситуация «Найди музыку» Цель: изучение звукового опыта детей, выявление своеобразия восприятия детьми немузыкальных и музыкальных звуков. | Во время свободной деятельности детям включают музыку. Педагог оценивает реакции ребенка. | У ребенка наблюдается эмоционально-двигательная реакция на звучание музыки, он активен, быстро находит источник звука. |
Эмоциональная отзывчивость на музыку (реакция, понимание характера, настроения) | Экспериментальная ситуация. Цель: выявление особенности эмоциональной реакции на музыку. Материал: «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой «Колыбельная» муз. В. Агафонникова | Детям предлагают послушать контрастные по характеру произведения и выбрать игровое действие с игрушкой. Педагог оценивает внешние проявления реакции ребенка. | Слушает эмоционально, улыбается, сопровождает прослушивание непроизвольными движениями, голосовыми реакциями. |
Движение: | |||
Танцевально – двигательные умения | Игровая ситуация «Потанцуй со мной, дружок» Цель: выявить умение двигаться в характере музыки. Материал: игрушки, музыка в записи. | Педагог предлагает детям потанцевать: «Мы будем танцевать, а игрушки – смотреть». Движения выполняются сначала вместе с педагогом, затем самостоятельно. | Двигается охотно, воспроизводит показанные взрослым движения, проявляет эпизодически ритмичность в ходьбе, беге, пляске. |
Подпевание: | |||
Участие в подпевании, стремление воспроизводить отдельные интонации | Игровая ситуация «Кто пришел в гости?» Приложение № 1 Цель: оценить голосовые реакции, стремление к подпеванию, способность к вокализации. Материал: «Собачка» М. Раухвергера, «Петушок» обр. М. Красева «Кошка» Е. Гомоновой; картинки или игрушки. | Педагог показывает детям знакомую игрушку, воспроизводит с ней действия, что создает особую эмоциональную атмосферу, побуждает детей к звукоподражанию. | Подпевает постоянно, есть тенденции подстраиваться к голосу педагога, подражает интонациям. |
Элементарное музицирование: | |||
Умение играть на простейших инструментах | Игровая ситуация «Концерт для игрушек» Цель: оценить умение играть на музыкальных инструментах. Материал: колокольчик, погремушка, бубен | Ребенку предлагают послушать звучание музыкального инструмента, спрятанного за ширмой, и выбрать после этого звучащий инструмент. Концерт для игрушек устраивают тогда, когда все инструменты угаданы. | Различает тембр музыкальных инструментов, пробует самостоятельно извлекать звуки из инструментов. |
Окончание таблицы № 2
1 | 2 | 3 | 4 |
Музыкально – сенсорные способности | |||
Метро - ритмический слух (умение различать и воспроизводить метрическую пульсацию пьесы) | Дидактическая игра «Ноги и ножки» Цель: выявиь уровень сформированности метроритмической способности. Материал: «Ноги и ножки» муз. Агафонникова | Задание для детей: Ребенку предлагают послушать пьесу, а затем вместе с воспитателем шагать или бегать в соответствии со звучанием музыки. Педагог следит за проявлением ритмичности в движениях. | Двигается охотно, воспроизводит показанные взрослым движения, проявляет эпизодически ритмичность в ходьбе, беге. |
Звуковысотный слух (умение различать высокие и низкие звуки в пределах септимы и октавы) | Дидактическая игра «Птица и птенчики» Приложение № 2 Цель: выявлять умение детей различать звуки по высоте в пределах септимы и октавы. Материал: «Птица и птенчики» муз. Девочкиной, игрушки (птицы большая и маленькая) или карточки с изображением птички и птенцов | Задание для ребенка: Мама птица села на веточку И зовет своих малых деточек. Детки отвечают мамочке своей, - Мама, прилетай к нам поскорей. Ребенок определяет того, кто поет, показывают карточку с изображением птицы или птенчиков. | Правильно различает высоту звука, выбирает нужную игрушку или картинку. |
Тембровый слух (умение различать музыкальные инструменты по тембру) | Дидактическая игра «Узнай свой инструмент» Приложение № 3 Цель: выявлять умение определять инструменты по тембру (колокольчик, погремушка, бубен). | Задание для ребенка: «Давай мы с тобой поиграем в музыкальные прятки. Сейчас я буду исполнять песенки на разных музыкальных инструментах. Послушай и отгадай (назови или покажи инструмент), какой инструмент звучал». | Различает тембр музыкальных инструментов, показывает и называет их. |
Динамический слух (умение различать простейшие динамические оттенки) | Дидактическая игра «Тихо и громко» Цель: определять способность к адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула. Материал: Е. Тиличеева «Тихо и громко» | Задание для ребенка: «Поиграем с тобой в громко и тихо. Я играю на пианино и пою, а ты хлопай и топай так же, как я пою и играю: я громко, и ты — громко, я тихо, и ты — тихо» | Активно участвует в игре, реагирует на динамические изменения в музыке. |
Уровни оценки:
|
Индивидуальная работа с детьми раннего возраста в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» по результатам диагностирования
№ п/п | Уровень | Фамилия, имя ребенка | Виды музыкальной деятельности | Муз. – сенсорные способности | ||||||
Слуша-ние музыки | Пение | Движе-ние | Музицирование | Звуковысот-ный слух | Чувство ритма | Динамический слух | Тембровый слух | |||
1 | + | ! | + | ! | ||||||
2 | + | + | ? | ? | ||||||
3 | + | ? | ! | |||||||
Примерные игры и задания на развитие музыкальных способностей | Слушание музыки различных жанров, с последующим обсуждением | Исполнение знакомых песен с музыкальным сопровождением и без | Повторение движений НОД | «Быстро – медленно» «Лошадки» «Все мы музыканты» | «Птица и птенчики» «Где мои детки?» «Кто в домике живет?» | «Веселые ладошки» | «Тихо – громко» | «Угадай, на чем играю» | ||
Условные обозначения: ! – ребенок восприимчив, способен выполнить сложные задания; + - ребенок способен выполнить задания по своему возрасту ? – реакции ребенка неоднозначны, требует неоднократного повторения задания | ||||||||||
Уровень развития по результатам диагностирования:
| ||||||||||
Примечание: содержание игр и заданий смотри в сборниках
|
Карта индивидуальной работы с детьми раннего возраста по результатам НОД
Группа ______________________ ______________ месяц ______ год
№ | Число Ф. И. ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | |
1 | дв | чр | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | чр | дв | п | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | п | чр | с | дв | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Условные обозначения: ДВ – муз. – ритм. движения, У - упражнение, С - слушание музыки, П - пение, Н – ребенка нет в ДОУ, /- выходной
- - цветом выделены дни НОД
Примечание : ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика - это педагогическая деятельность , направленная на изучение элементов педагогического процесса (отдельных школьников и учителей, ученических и учительских коллективов, семь...
Педагогическая диагностика в школе
Педагогическая диагностика-это педагогическая деятельность, направленная на изучение объекта и субъекта педагогического процесса. В работе представлены методики, которые помогут классному руководителю...
Педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьёй
Классные руководители знакомятся с нравственными аспектами, которыми должны руководствоваться, когда используют в своей работе диагнотику. Рассматриваются: три основные функции педагогичес...
Интрументарий педагогической диагностики классного руководителя
Инстументарий педагогической деятельности классного руководителя 7 класса...
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива
Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...
Педагогическая диагностика уровня развития детей с выраженной умственной отсталостью дошкольного возраста, находящихся на индивидуально-дифференцированном обучении.
Эти параметры составляют качественную оценку результатов обследования детей. Количественная оценка выражается в балльной оценке познавательного развития ребёнка. Такой подход к оценке действий ребёнка...
Применение в своей практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов
В данной статье речь пойдет о различных формах педагогической диагностики, которые я применяю в своей практике. ...