Педагогическая диагностика в школе
методическая разработка по теме

Педагогическая диагностика-это педагогическая деятельность, направленная на изучение объекта и субъекта педагогического процесса. В работе представлены методики, которые помогут классному руководителю больше узнать как о конкретном ученике, так и о классном коллективе в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_diagnostika_v_shkole.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика в школе.

Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя , воспитывать своих детей.

Л. Толстой

Можно добавить к словам Л.Н.Толстого только то, что кроме самовоспитания, необходимо заниматься еще и самообразованием.

Знание ребенка- необходимый элемент педагогической культуры. Нельзя составить план воспитательной работы без изучения сплоченности коллектива, характера межличностных отношений в нем, зрелости общественного мнения, общих интересов учащихся.  

Педагогическая диагностика- это педагогическая деятельность, направленная на изучение объекта и субъекта педагогического процесса (отдельных школьников и учителей, ученических учительских коллективов, педагогического процесса в целом) в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом.

Сущность педагогической диагностики- изучение результативности учебно – педагогического процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Методы педагогической диагностики всем знакомы: наблюдения, беседы, социометрия, тест, анкета, сочинения, педагогический консилиум, недописанный тезис, рассказ с ошибками, ранжирование, ролевая игра , рейтинг, альтернативный тезис, тест- рисунок, фантастический выбор, цветограмма и др.

Выявлено три типа диагностики: начальная, корректирующая ( текущая) и обобщающая.

Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед определением воспитательных задач , которые будут реализованы в учебном году изучается уровень воспитанности ученика. Существует три основных варианта начальной диагностики: 1)когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком с учащимися,

2) когда коллектив не новый ,а классный руководитель начинает работу с классом,

3)когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.

При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения ученика.

При втором – классный руководитель изучает не только ученика, но и сам коллектив.

Третий вариант предоставляет возможность провести выборочную диагностику коллектива и личности в дополнение к информации, полученной ранее.

Для того чтобы познакомиться с новым коллективом и с каждым учеником в отдельности нужно немало времени. В этом могут помочь анкеты. В анкете задается серия вопросов (в 3-5 классах не более4, в 6-8- до 7-8, в 9-11кл. – допускаются опросные листы, требующие раздумья и письменного ответа в пределах 15 минут).

Анкеты, которые можно провести при знакомстве с классом: » Урок глазами учеников…»,

«Классный руководитель глазами воспитанников…», «Семья и родители глазами ребенка…» Вместо анкеты при знакомстве с пятиклассниками я провожу небольшое сочинение «Расскажи мне о себе», в котором прошу ребят написать о том , что они любят, кого любят, о своих достоинствах и недостатках.(Выдержки из сочинений).

-Я люблю папу, маму, попугая Лялю, сестру, свою учительницу, пиццу. Гамбургер, мороженое , дискотеки, ярко одеваться, чтобы меня все замечали. Я не люблю лук жареный, сырок, математику. Мои достоинства- люблю драться, я добрая и красивая.    

-Я хороший, добрый, умный, но не сильно умный, говорю правду.

-Я не люблю рыбу, изюм, не люблю ночь.

-Мой характер- иногда грустный или веселый, мои недостатки: чуть-чуть ума, красоты и дружелюбности. Если внимательно прочитать эти строчки, то можно многое увидеть .

А на родительском  собрании прошу родителей написать характеристику на своего ребенка. Нужно отметить, что многих родителей эта работа заставляет задуматься, какой их ребенок, на что следует обратить внимание педагогам, чем интересуется  ребенок.

Первые методы в начальной диагностике - это опросы. С их помощью         выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношение к сверстникам, окружающему миру и к себе.

На классных часах и во внеклассной работе я проводила игры, способствующие знакомству детей, их сближению, сплоченности, развитию позитивного отношения друг к другу.

Например, выбирается две команды, им ведущий задает вопросы, кто быстрее ответит;

-кто быстрее посчитает общий возраст команды,

-кто быстрее вычислит общий рост команды,

-в какой команде больше братьев и сестер,

-какая команда самая артистичная (предлагается разыграть сказку), спортивная и т. п.

Можно провести анкету» Вот я какой!»

Меня зовут…

Мне----------лет

Мой любимый цвет

Моя любимая еда

Мое любимое животное

Моя любимая игра

Лучше всего я умею

Самая главная моя цель и т. п.

Игра» Что я люблю делать» Один из учащихся без слов показывает, что он больше

всего любит делать, а остальные угадывают.

Эти игры подойдут для учащихся 1- 6 классов. Для 5-7, можно подобрать игры посложнее.

Игра» Все мы чем-то похожи» В ходе этой игры проявляется как своеобразие каждого ребенка, так и общие черты, объединяющие его с другими.

Инструкция. Разбиться по 4-5 человек. Каждая группа составит список того, что объединяет его членов. Например, «…у всех нас есть сестра…», «…все мы любим макароны…» Победит та команда, которая за 15 минут найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

«Интервью в день рождения»

«Представление имени»

Текущая диагностика в процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения в коллективе. Текущая диагностика выполняет роль экспресс- информации и помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности. Изучение коллектива проводится постоянно. Невозможно провести диагностику всех качеств личности, поэтому важно выделить свойства и качества, соответствующие возрасту .

К текущей диагностике  можно отнести постоянное наблюдение за поведением и деятельностью учащихся, методики выявления уровня воспитанности, выявление общего самочувствия учащихся.

Например, попросить детей нарисовать схематический рисунок человеческого лица, выражающего либо положительные, либо отрицательные переживания в ситуациях из школьной жизни:» проснулся и вспомнил, что надо идти в школу»,»звонок на урок», «меня вызвали к доске» . На каждую ситуацию –рисунок.

Интересна и проста в проведении методика «недописанное предложение» или « неоконченное предложение» Эта методика подходит для изучения нравственных приоритетов и для изучения мнения учащихся. Например,

-Я бы очень хотел, чтобы в моей жизни обязательно…

При помощи тестов можно получить информацию о творческих наклонностях у школьников, о профессиональных интересах, о мотивации обучения.

Здесь можно применить опросник «наличие адекватной самооценки, уверенности в своих силах.»,

Тест «Размышление о жизненном опыте» (мини- сочинение)

Тест «Творческий потенциал учащихся»

Анкета «Степень педагогической запущенности»

Цвет передает психологическое настроение, можно узнать, чем дышит коллектив. Цветопись- цветовой дневник настроения.

Красный- восторженное,

Оранжевый- радостное ,теплое,

Желтый- светлое,  приятное,

Зеленое- спокойное,

Синий- неудовлетворительное, грустное,

Фиолетовый- тревожное, напряженное,

Черный- упадок, уныние. Ежедневно после занятий обозначить настроение. Составляются таблицы настроения , цветовой ковер даст возможность увидеть настроение ребенка.

Существуют тесты для проведения социометрии

«Мой класс»

 «Психологическая атмосфера в классе»,

   Анкета «Общение»,

Опросник «Мой класс»                      

Со старшеклассниками тоже можно играть, но в более серьезные игры.

Например, игра «Дом счастья»

Цель: воспитание нравственно здоровой и духовно богатой личности.

Задачи: способствовать созданию идеального образа семьи через чистоту русского слова.

По кирпичикам  из слов строится дом, слова- кирпичики: традиции, сотрудничество, труд, дружба, здоровье, красота, чистота, понимание, уважение, любовь. Хорошее настроение.

(«Воспитание школьников» №2. 2008)

Есть интересный тест уровня сотрудничества в классе «Тусовка», который состоит из 20 утверждений, раскрывающих разные аспекты сотрудничества в классе, за 5-7 минут можно многопланово оценить состояние дел в классе.

(ж. «К.р.2 № 6 2003)

Для прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика. Это и изучение уровня воспитанности учащихся, которое мы проводим 2 раза в год.

Педагогическая диагностика- это не спасение от всех  бед, но это действительная помощь в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная психолого-педагогическая диагностика образовательного и развивающего эффекта программы интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы.

Программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы, отражает инновации в процессе обучения и ориентирует его на  личностные структуры, такие как, разв...

Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Органи...

"Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"

quot;Педагогическая диагностика учащихся как одно из условий позитивной социализации и интеграции в общество выпускников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида"...

Педагогическая диагностика в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы» социально-педагогической направленности

Педагогическая диагностика в рамках дополнительной общеобразовательной программы «Шахматы» социально-педагогической направленностиПротокол мониторинга освоения ПрограммыОценочная карта &la...

Организационно-техническая деятельность методиста дополнительного образования детей, направленная на совершенствование обобщения результатов педагогической диагностики ОДОД на примере ГБОУ школа №464 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Данная разработка предлагается в помощь методистам дополнительного образования.  В ней раскрываются основные шаги по организации взаимодействия методиста и педагогов ОДОД по совершенствованию сис...

Дистанционная психолого-педагогическая диагностика обследуемых от 5 до 18 лет - разработка комплекта диагностических материалов для дистанционной психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВЗ на ЦПМПК

комплект материалов (презентаций) для проведения психолого-педагогической диагностик обследуемых 5-18 лет в дистанционной форме по возрастам, классам, четвертям, уровням образования...

Перечни диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики обследуемых от 0 до 18 лет - разработка наглядных диагностических материалов для психолого-педагогической диагностики учителем-дефектологом обучающихся с ОВ

приложение к протоколу для ознакомления родителей (законных представителей) с перечнями диагностических методик, используемых при проведении психолого-педагогической диагностики детей (от 0 до 18 лет)...