урок музыки 3 класс : «Сказка в музыке» (по произведениям Эдварда Грига)
план-конспект урока по музыке на тему
Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки. Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 19.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 3 классе на тему: «Сказка в музыке» (по произведениям Эдварда Грига)
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок – путешествие.
Цель урока: Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.
Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии.
Формируемые УУД:
1.Личностные
Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки;
умения реализовывать творческий потенциал и оценивать свою работу.
2.Регулятивные
Формирование умения высказывать своё предположение (версию) на основе информационно-образного анализа музыкального произведения.
Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.
3.Познавательные
Формирование умения извлекать необходимую информацию из текста учебника; высказываться о музыке.
Воспринимать на слух музыкальное произведение.
Давать образную характеристику прослушанного произведения.
4.Коммуникативные
Взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности, расширение словарного запаса ( музыкальные понятия – «фольклор», «шествие», «контраст»), владение умениями совместной деятельности: работа в группах.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, музыкальный центр, синтезатор.
Ход урока:
- С добрым утром, третий класс!
- Здравствуйте, здравствуйте!
- С добрым утром, третий класс!
- Здравствуйте, учитель наш!
- Сегодня у нас с вами необычный урок – путешествие. Занимайте места в своих вагончиках ( первый вагон – « умники», второй – «художники», третий – «хореографы» и четвёртый – « фантазёры»).
2. Первая остановка: «Музыкальная викторина».
- Сейчас для вас прозвучит музыка, которая, возможно, покажется вам знакомой. Послушайте и скажите, что это за произведение и кто его автор. А подсказкой вам будет служить наше сегодняшнее приветствие.
Звучит: «УТРО» Эдварда ГРИГА.
(Ответы детей)
- Совершенно верно, это произведение называется «Утро» и написал его норвежский композитор Эдвард Григ (на экране – портрет Э.Грига).
-- Творчество Эдварда Грига было подготовлено многовековым развитием фольклора родной страны. Ребята, а что такое фольклор? Задание «умникам»: найти в учебнике определение фольклора.
Ответы детей – «умников».
-- Совершенно верно. Фольклор – устное народное творчество. Народ Норвегии уже в давние времена сложил легенды, зовущие нас в фантастический мир природы. Любимыми темами композитора была не только родная природа, но и сказочные норвежские герои и именно с ними состоится наше сегодняшнее знакомство.
3.Внимание, следующая станция – «Загадка»:
- Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь: - Это …. ( гном)
- Будучи ребенком, Эдвард Григ верил, что под крышкой фортепиано живет целая армия гномов и у каждого из них есть свой характер, своя неповторимая внешность и кое-что еще.
Подсказку ищем в учебнике (стр.12 )
4.Станция «Сказочная». Дети читают:
“Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, в лесах. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни. Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковывать волшебные кольца и мечи. Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику”.
У.- В Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор – родился и вырос композитор Эдвард Григ. В своих музыкальных произведениях он отразил образы природы, народные сказания родной страны.
Сейчас мы послушаем фортепианную пьесу Э.Грига «Шествие гномов».
Слушание: Э.Григ «Шествие гномов».
5.Станция «Теоретическая».
«Умники» в учебнике (стр.15) ищут, что означает слово «шествие».
Ответ «умников»: ( Слово «марш» в переводе с французского означает «шествие»).
- Почему композитор назвал пьесу шествием? (Ответы детей)
Беседа о прослушанной музыке: марш – необычный, сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, как будто гномы ковыляют, прихрамывают и даже подтанцовывают.
- Какие средства музыкальной выразительности воссоздают характер шествия? Обратите внимание на ритм, регистры, динамику, акценты (нотный пример на стр.14 учебника)
- Сколько было настроений в пьесе? (два)
- Сколько частей услышали? ( прозвучали три части, причём, крайние разделы по звучанию совпадали).
- В какой же форме написана пьеса Э. Грига? (в трёхчастной форме).
«Умники» оформляют схему трёхчастной формы (прямоугольники двух цветов, первый и третий – одинаковые, средний прямоугольник – контрастного цвета).
-Запомните! Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется контрастом.
6. -А теперь – станция «Творческая».
Звучит оркестровый вариант пьесы «Шествие гномов».
Все группы учащихся получают задания:
- «художники» рисуют «портреты» гномов,
- «хореографы» придумывают пластические движения под музыку,
- « фантазёры» готовят свои рассказы о том, что они «увидели» слушая музыку,
- «умники» придумывают вопросы для закрепления.
Творческий отчёт всех групп: «художники» вывешивают свои рисунки на доске, «хореографы» исполняют движения под музыку второй части, «фантазёры» рассказывают о своих образах «увиденных» в музыке, «умники» задают всем вопросы для закрепления: - С каким композитором мы познакомились?
- Почему его называют северным волшебником?
- Какие музыкальные пьесы мы слушали?
- О каких сказочных существах мы слушали музыку?
- Что означают понятия «фольклор», «шествие»?
- В чём особенность трёхчастной формы? И т.д.
7. Исполнение песни К.Костина «Гномики».
8. Станция «Сюрприз»
Просмотр мультфильма на музыку Э.Грига «Гномы и горный король».
9. - Спасибо всем ребятам. Сегодня мы с вами убедились в том, что можно по-разному рассказать об одном и том же событии, одних и тех же образах.
Мы были сегодня с вами слушателями, исполнителями, художниками, хореографами, фантазёрами. Все вы, безусловно, сегодня заработали отличные оценки.
10. Домашнее задание: придумать свою сказку ( нарисовать).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"
Данная презентация - добавление к разработке урока в 5 классе по теме "Музыка и литература" по программе Д.Б. Кабалевского....
Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.
Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....
урок в 5 классе на тему "Музыка в творчестве Паустовского, Пушкина в произведениях «Старый повар»; «Моцарт и Сальери».
Урок музыки в 5 классе в разделе "Музыка и литература"...
Конспект урока музыки в 3 классе "Сказка в музыке"
Дети входят в мир сказочной музыкой Норвегии....
Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»
- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...
музыкальная разминка для 5-7 классов "Сказка в музыке"
Эту разминку я использую как организационный момент, который проходит в форме соревнования....
Конспект урока. 3 класс. Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.
Знакомство с симфонией-кантатой Ю.А. Шапорина "На поле Куликовом". Метод художественного контекста на уроках музыки. Программа 21 век....