урок музыки 3 класс : «Сказка в музыке» (по произведениям Эдварда Грига)
план-конспект урока по музыке на тему

Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.   Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx19.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 3 классе на тему: «Сказка в музыке» (по произведениям Эдварда Грига)

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – путешествие.

Цель урока: Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.

 Ввести детей в мир сказочной музыки Норвегии.

 Формируемые УУД:

 1.Личностные

Формирование: мотивации к обучению и познанию музыки;

умения  реализовывать творческий потенциал и оценивать свою работу.

2.Регулятивные

Формирование  умения высказывать своё предположение (версию) на основе информационно-образного анализа музыкального произведения.

 Планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

3.Познавательные

Формирование  умения извлекать необходимую информацию из текста учебника;  высказываться о музыке.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4.Коммуникативные

 Взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности,  расширение словарного запаса ( музыкальные понятия – «фольклор», «шествие», «контраст»),  владение умениями совместной деятельности: работа в группах.

 

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, музыкальный центр, синтезатор.

Ход урока:

 

1.  Музыкальное приветствие:

 - С добрым утром, третий класс!

 -  Здравствуйте, здравствуйте!

 - С добрым утром, третий класс!

 -  Здравствуйте, учитель  наш!

 -  Сегодня у нас с вами необычный урок – путешествие. Занимайте  места в своих вагончиках ( первый вагон – « умники», второй – «художники», третий – «хореографы» и четвёртый – « фантазёры»).

2. Первая остановка: «Музыкальная викторина».

                                           

- Сейчас для вас прозвучит  музыка, которая, возможно, покажется вам знакомой. Послушайте и скажите, что это за произведение и кто его автор. А подсказкой вам будет служить наше сегодняшнее приветствие.

        Звучит: «УТРО»  Эдварда  ГРИГА.

  (Ответы детей)

-  Совершенно верно, это произведение называется «Утро» и написал его норвежский композитор Эдвард Григ (на экране – портрет Э.Грига).

 -- Творчество Эдварда Грига было подготовлено многовековым развитием фольклора родной страны. Ребята, а что такое фольклор? Задание «умникам»: найти в учебнике определение фольклора.

Ответы детей – «умников».

-- Совершенно верно. Фольклор – устное народное творчество. Народ Норвегии уже в давние времена сложил легенды, зовущие нас в фантастический мир природы. Любимыми темами композитора была не только родная  природа, но и  сказочные норвежские герои и именно с ними состоится наше сегодняшнее знакомство.

3.Внимание, следующая станция – «Загадка»:

  - Он носит вместо шапки

    Весёлый колпачок.

    И ростом он всего лишь

    С ребячий башмачок.

    С фонариком и с песней

    Идёт в лесу ночном.

    Не ошибёшься, если

    Ты скажешь: - Это …. ( гном)

- Будучи ребенком, Эдвард Григ верил, что под крышкой фортепиано живет целая армия гномов и у каждого из них есть свой характер, своя неповторимая  внешность и кое-что еще.

Подсказку ищем в учебнике (стр.12 )

4.Станция «Сказочная».  Дети читают:

 “Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, в лесах. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни. Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковывать волшебные кольца и мечи. Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику”.

У.- В Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор – родился и вырос композитор Эдвард Григ. В своих музыкальных произведениях он отразил образы природы, народные сказания родной страны.

Сейчас мы послушаем фортепианную пьесу Э.Грига «Шествие гномов».

Слушание: Э.Григ «Шествие гномов».

 5.Станция «Теоретическая».

  «Умники» в учебнике (стр.15) ищут, что означает слово «шествие».

Ответ «умников»: ( Слово «марш» в переводе с французского  означает «шествие»).

- Почему композитор назвал пьесу шествием? (Ответы детей)

 Беседа о прослушанной музыке: марш – необычный, сказочный. Слышны внезапные, неожиданные акценты, прыжки, ужимки, как будто гномы ковыляют, прихрамывают и даже подтанцовывают.  

-  Какие средства музыкальной выразительности  воссоздают характер шествия?  Обратите внимание на ритм, регистры, динамику, акценты (нотный пример на стр.14 учебника)

- Сколько было настроений в пьесе? (два)

- Сколько частей услышали? ( прозвучали три части, причём, крайние  разделы  по звучанию совпадали).

- В какой же форме написана пьеса Э. Грига? (в трёхчастной форме).

«Умники» оформляют схему трёхчастной формы (прямоугольники двух цветов, первый и третий – одинаковые, средний прямоугольник – контрастного цвета).

-Запомните! Резкая смена звучания в музыкальном произведении называется контрастом.

6. -А теперь – станция «Творческая».

 Звучит оркестровый вариант  пьесы «Шествие гномов».

  Все группы учащихся получают задания:

 - «художники» рисуют «портреты» гномов,

 - «хореографы» придумывают пластические     движения под музыку,

 - « фантазёры»  готовят свои рассказы  о том, что  они «увидели»   слушая музыку,

 - «умники» придумывают вопросы для закрепления.

 

Творческий отчёт  всех групп: «художники» вывешивают свои рисунки на доске, «хореографы» исполняют движения под музыку второй части, «фантазёры» рассказывают о своих образах «увиденных» в музыке,  «умники» задают всем вопросы для закрепления: - С каким композитором мы познакомились?
-  Почему его называют северным волшебником?
-  Какие музыкальные пьесы мы слушали?
-  О каких сказочных существах мы слушали музыку?

-  Что означают понятия  «фольклор», «шествие»?

-  В чём особенность трёхчастной формы? И т.д.

7. Исполнение песни К.Костина «Гномики».

8.  Станция «Сюрприз»

   Просмотр мультфильма на музыку Э.Грига «Гномы и горный король».

 

 9. - Спасибо всем ребятам. Сегодня мы с вами убедились в том, что можно по-разному рассказать об одном и том же событии, одних и тех же образах.

  Мы были  сегодня с вами  слушателями, исполнителями, художниками, хореографами, фантазёрами. Все вы, безусловно,  сегодня заработали отличные оценки.

 10. Домашнее задание:  придумать свою сказку ( нарисовать).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО МУЗЫКЕ 5 КЛАСС "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"

Данная презентация  - добавление к разработке урока в 5 классе по теме "Музыка и литература" по программе Д.Б. Кабалевского....

Интегрированный урок (музыка, рисование). Сказка в музыке.

Данный урок направлен на развитие музыкальных и творческих способностей....

Конспект урока музыки в 3 классе "Сказка в музыке"

Дети входят в мир  сказочной музыкой Норвегии....

Урок музыки по теме: «Между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непреодолимых границ»

- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разго...

музыкальная разминка для 5-7 классов "Сказка в музыке"

Эту разминку я использую как организационный момент, который проходит в форме соревнования....

Конспект урока. 3 класс. Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.

Знакомство с симфонией-кантатой Ю.А. Шапорина "На поле Куликовом". Метод художественного контекста на уроках музыки. Программа 21 век....