Конспект интегрированной музыкально - речевой деятельности "Осеннее настроение".
план-конспект по музыке на тему
Интегрированная музыкально - речевая деятельность "Осеннее настроение" проводилась с детьми старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennee_nastroenie.doc | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 общеразвивающего вида
городского округа – г. Нововоронежа»
КОНСПЕКТ
интегрированной
музыкально – речевой
деятельности
«Осеннее настроение»
в старшей группе
Подготовили и провели
музыкальный руководитель Романова Л.А.,
педагог дополнительного образования по хореографии Альшова Е.В.,
воспитатель Пронина Н.В.,
воспитатель по мульмедийному развитию Гаврилова С.Н.
Нововоронеж
На центральной стене слева - выставка детских рисунков на тему «Осень», справа у центральной стены - экран и мультимедийная установка для показа слайдов и видеозаписей.
Дети входят в зал.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как много гостей в нашем зале! Гости к нам приехали из разных уголков Москвы. Они хотят познакомиться с вами. Давайте поприветствуем их нашей песенкой.
Дети исполняют музыкальное приветствие «День добрый», муз. К. Андреаса
Музыкальный руководитель. Мы с вами сегодня будем говорить о необыкновенно красивом, удивительном времени года - об осени. Вы обратили внимание, какой необычный у нас сегодня зал? (Дети рассматривают зал.) Посмотрите на экран, какое время года там изображено? (Осень.) А здесь мы устроили вернисаж ваших работ про осень. (Дети подходят к выставке рисунков.) Давайте рассмотрим, как вы изобразили осень. (Дети рассматривают работы, обсуждают?) Вам нравится выставка? Мне тоже, ведь все вы нарисовали разную осень. Какие интересные работы! (Обращает внимание детей на альбом, лежащий на столе?)
Подойдите сюда и посмотрите, какая необычная книга в нашем зале! Интересно, о чём она? (Раскрывает альбом?) Ой, да это не книга. (Дети догадываются, что это фотоальбом?) А для чего он? Что можно в него вкладывать? (Ответы детей?) А какие фотографии мы можем в него вложить? (Ответы детей?) Может быть, фотографии про осень? Осень такая загадочная, и фотографии будут необычные. Вы согласны? (Ответы?) А как бы вы назвали такой альбом? (Дети предлагают различные названия?) А может быть, назовём его «Осеннее настроение»? Я вижу в зале Елену Юрьевну (имя-отчество воспитателя) с фотоаппаратом, попросим её сделать фотографии нашего занятия об осени. А потом мы вложим их в альбом. Получится красиво.
Воспитатель. Согласна. Я постараюсь хорошо фотографировать.
Музыкальный руководитель. Давайте попробуем определить, какая бывает осень. Посмотрите на экран.
Дети рассматривают фотографии, демонстрируемые на экране, перечисляют: ранняя, разноцветная, золотая, грибная, прощальная, фруктовая, овощная, дождливая, поздняя.
Вы дали много определений осени, и все они правильные, интересные и необычные. А сейчас поговорим о «фруктовой» осени (на экране слайд - фрукты и ягоды) и расскажем, чем мы угощаемся осенью. Елена Юрьевна, сделайте первую фотографию.
Я вас «угощаю» фруктами и ягодами, берите тарелочки. Постарайтесь мимикой показать вкус сладких и кислых фруктов.
Дети выполняют мимическое упражнение «Попробуем», муз. и сл. Е. Макшанцевой: хором читают стихотворение и мимикой передают, сладкий фрукт или кислый.
На тарелке, на тарелке
Фрукты, ягоды лежат.
Фрукты, ягоды лежат,
Будто смотрят на ребят.
Я возьму себе клубничку
Красненькую невеличку.
Запах нежный, ароматный,
Сок клубники сладкий-сладкий!
Ой! Ой! Ой! Ой! Ой! Ой!
Сладкий, сладенький такой!
Ломтик жёлтого лимона
Положу скорее в рот.
Положу скорее в рот...
Ой! Теперь наоборот!
Ой! Ой! Ой! Ой! Ой! Ой!
Кислый-кислый сок такой!
Нужно кислое заесть -
Можно грушу быстро съесть.
Запах нежный, ароматный.
Сок у груши сладкий-сладкий!
Ой! Ой! Ой! Ой! Ой! Ой!
Сладкий, сладенький такой!
Вот на блюде барбарис,
Есть его не торопись!
Из него кисель прекрасный,
Кисло-сладкий, нежно-красный.
Пей кисель! Без докторов
Будешь весел и здоров.
Как интересно вы передали вкус сладких и кислых ягод и фруктов! А яблоки вы любите? Посмотрите на экран (на экране изображение яблок). Яблоки нравятся многим людям и даже животным, но не всем. Вспомните, о чём говорится в стихотворении «Яблоко»? Постарайтесь передать голосом, выразительной интонацией образы и характер разных животных.
Дети берут игрушки и инсценируют стихотворение «Яблоко» Г. Лагздынь (настольный театр).
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело,
Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок - высоко.
Воробей сказал, что близко,
А телёнок - далеко.
А котёнку всё равно -
Кислое, зачем оно?
- Что вы, - шепчет червячок, -
Сладкий у него бочок!
А ещё, ребята, вы назвали осень «прощальной». Почему? (Ответы детей: листья прощаются с деревьями, птицы улетают) Посмотрите на экран (там слайд - улетающие птицы). Вы знаете стихи про такую прощальную осень? Кто авторы этих стихов? А кто из вас хочет их прочесть?
Дети читают знакомые им стихи по своему выбору и желанию.
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
(А Фет)
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!
(А Плещеев)
Настроение грусти и печали от прощания с летом передают в своих произведениях и поэты, и композиторы. Это же настроение в песне, которую вы знаете. (Дети называют песню.) Как вы её будете петь? (Нежно, тихо, протяжно, грустно, печально.)
Дети выразительно исполняют песню «Скворушка прощается» (приложение 1).
На экране опавшие листья.
Посмотрите на экран - листья опадают, шуршат, как будто переговариваются друг с другом. Предлагаю поиграть: постарайтесь передать голоса листиков инструментами.
Дети берут шумовые инструменты. Все вместе читают стихотворение «Разговор листьев» В. Берестова, озвучивая его инструментами.
Осенней листвы разговор еле слышен:
Мы с клёнов, мы с яблонь...
Мыс вязов, мы с вишен...
С осинки, с черёмухи...
С дуба, с берёзы...
Везде листопад,
На пороге - морозы.
Интересный получился разговор! Осенью облетают листья, улетают паутинки. Паучки всё лето работали, старались - плели красивые паутинки с разными узорами. Посмотрите на экран (слайд с изображением паучков на паутине). Возьмите резинки, разделите на три подгруппы и сплетите паутинки. Постарайтесь друг с другом договориться, чтобы паутинки были интересными.
Дети исполняют пальчиковую игру «Паучина» под музыку из коллекции детского фольклора. Русский вариант текста И.
Пау-паучина
Паутину сшил.
Вдруг закапал дождик,
Паутину смыл.
Вот и солнце вышло,
Стало подсыхать,
Пау-паучина
Трудится опять!
Дети берут резинки, надевают на руку, переплетают ими ноги, руки друг друга, растягивают, создавая узор паутины.
Очень интересные паутинки сплели ваши «паучки». Осенью насекомые прячутся, готовятся переждать холодную зиму. Давайте поиграем в жучков. Посмотрите на экран (там слайд - жуки).
Дети делятся на две или три подгруппы, проводится музыкальная игра.
Ведущий (обращаясь к первой подгруппе детей, поёт на одном звуке).
Жук, жук, где твой дом?
Дети (поют на том же звуке, отвечая ведущему).
Мой дом под кустом.
Задание выполняет другая подгруппа детей, ведущий меняет высоту звука и т. д. Ребята, вы назвали осень «яркой» и «весёлой», почему? (Ответы детей.) Посмотрите на экран! (На экране осенние пейзажи.) У осени очень яркие краски, недаром её называют «золотая, пёстрая». Зайдёшь в такой лес и увидишь, как летают паутинки, услышишь, как ветер шуршит листочками. Мы с вами слушали произведения разных композиторов. Все они по-своему рассказали про осень. Каких композиторов вы запомнили? (Чайковский, Вивальди, Свиридов, Прокофьев.) Как рассказал об осени своей музыкой Вивальди, какая у него осень? (Высказывания детей.) Мне тоже кажется, что музыка Вивальди радостная, торжественная. Возьмите любые предметы, которые помогут вам изобразить осень. Постарайтесь в своём танце передать настроение музыки.
Дети берут жёлтые листья или ветки, шёлковые шарфы, ленты и выполняют танцевальную импровизацию, стараясь передать в пластике, в движении танца характер музыки А. Вивальди «Времена года. Осень».
Ребята, посмотрите фрагмент из балета «Золушка» Сергея Прокофьева. Вы увидите, как сочетаются движения танца балерин с характером музыки.
Дети свободно садятся на ковёр и смотрят в видеозаписи фрагмент из балета (дети видят его впервые).
Вы узнали звучащую музыку? Мы её с вами слушали на занятиях? (Ответы детей.) Правильно, эта музыка называется «Фея Осени» из балета «Золушка» Прокофьева. Какой характер музыки? Вам понравилось, как танцевали балерины? (Ответы детей.)
На экране появляется слайд - осенний дождь.
Вы называли осень дождливой. А как ведут себя люди под холодным осенним дождём? (Ответы детей) Давайте представим, что вы собираетесь выйти из дома, а на улице идёт дождь. Постарайтесь передать мимикой, жестом, пластикой походку и действия людей под дождём.
Звучит музыка «В классическом роде» П. Васильева
У вас очень интересно получилось. А когда выглядывает осеннее солнце, у всех поднимается настроение и хочется танцевать. Попробуйте станцевать польку, но старайтесь не подражать друг другу в движении.
(Под звуки любой весёлой польки дети импровизируют танцевальные движения, используя по желанию зонтики, цветы или др.}
Молодцы, много разных движений польки вы вспомнили, и ваша импровизация получилась весёлой, озорной, радостной. Ещё вы назвали осень разноцветной. Посмотрите на экран! (На экране яркие осенние пейзажи.) Такую же разноцветную осень мы можем показать прямо сейчас. Берите яркие разноцветные косыночки, вставайте в круг. Постарайтесь услышать акцент в стихотворении и именно на акценте передавать друг другу косынку. Напомните, как мы будем её передавать? (Плавно.)
Каждый ребёнок берёт косынку в правую руку. Стоя в кругу, все читают стихотворение. Ритмично на сильную долю передают соседу елевую руку косынку, выполняя взмах.
Словно хитрая-прехитрая лиса,
Ходит осень по полям и по лесам.
Как волшебница, без кисти
Разукрасила все листья.
Жёлтые, красные, оранжевые -
Листья летят!
В конце стихотворения дети подбрасывают одновременно все косынки вверх.
Садитесь к пианино и послушайте фрагмент из одной знакомой вам песни, вспомните её и скажите, с каких слов она начинается (играет отрывок из песни «Листопад», дети её узнают). Перед тем как спеть, давайте сделаем зарядку для язычка. (Проводится артикуляционная гимнастика.) Теперь предлагаю вам поиграть в «живое пианино».
Дети поют первый куплет песни без музыкального сопровождения цепочкой по фразам.
Давайте споём под музыку всю песню вместе. (Дети исполняют песню «Листопад», муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найдёновой
Молодцы, вы исполнили запев и припев по-разному, передавая характер и динамику музыки. Помните, в знакомой песне «Слово на ладошках» вы придумывали разные слова в конце песенки? Давайте сейчас споём её с вашими вариантами слов.
Дети исполняют песню «Слово на ладошках», муз. Е. Попляновой, ел. Н. Пикулевой
Песня с новыми словами получилась осенняя, а зимой можно придумать зимние слова. Осенью животные меняют свои шубки. Назовите этих животных. (Заяц, белка, лиса.) Хоть лиса и поменяла шубку, но характер у неё остался прежний. Какая она? (Хитрая, лукавая.) Посмотрите на экран (там иллюстрация из детской сказки с изображением медведя и лисы). Покажите хитрую лисичку. (Дети изображают лису мимикой и жестами.) Постарайтесь ещё и голосом изобразить хитрую лису из песни «Медведь и лиса». (Дети выразительно исполняют песню «Медведь и лиса», приложение 2.)
Ну и хитрая лиса у вас получилась! Настоящая плутовка. Лисички всё время хитрят, а вот зайчики по характеру бывают разные. Какие? (Ответы детей.) Посмотрите следующую фотографию.
(На экране зайцы, которые едят капусту.
Дети рассматривают слайд, обсуждают, высказываются.)
Хотите поиграть в игру «Зайки и хозяйка» ?
Проводится театрализованная игра «Зайки и хозяйка» (автор А Н. Котова). Музыкальный руководитель читает текст, который дети инсценируют под звучание «Польки» Д. Шостаковича.
- Жили-были зайки в лесу. А один зайка был самый храбрый. Однажды, когда все зайцы были заняты своими делами, храбрый заяц поскакал по длинной извилистой тропинке. За лесом он увидел дом, а рядом - большой огород, где росли морковка и капуста. Обрадовался храбрый заяц и побежал к своим друзьям-зайцам сообщить о находке. Рассказал им зайка про богатый урожай и позвал в огород. Удивились зайцы и быстро поскакали по тропинке за храбрым зайцем. Добрались они до огорода и стали быстро-быстро грызть капусту и выкапывать морковку. Объелись зайки, и разболелись у них животы. Вдруг скрипнула дверь. Это вышла из дома хозяйка. Она решила собрать в огороде овощей для супа. Испугались зайки, спрятались за листочки и задрожали. Подошла хозяйка к огороду и увидела там лишь остатки урожая. Потом разглядела и зайцев. Рассердилась хозяйка на зайцев и стала их ругать.
Стыдно стало зайцам. Они стали просить прощения у хозяйки и обещали больше так не делать. Хозяйке стало жалко зайчат, и она их простила.
На экране демонстрируются виды осенней Москвы. Дети рассматривают их, любуются, обсуждают.
Как можно назвать эту осень? (Московская.) Как хороша московская осень! Посмотрите, как красиво! Это Манежная площадь, а это Лужники, вот Царицыно, Кремль. Вы там бывали? А это наша Чертановская улица. Вы её узнали?
Сегодня мы приготовили для вас сюрприз. К нам приехали гости из других детских садов. Это хор музыкальных руководителей, он исполнит для вас замечательную «Песню о Москве».
Хор музыкальных руководителей Южного округа Москвы исполняет «Песню о Москве» О. Девочкиной
Вам понравилась песня? Давайте поблагодарим гостей. Дети благодарят, приглашают чаще приезжать в гостив) А сейчас, ребята, посмотрите на экран. Вас ждёт загадка. Если отгадаете, о каком времени года идёт речь, то увидите ещё один сюрприз. (На экране в видеозаписи появляется воспитатель в костюме Осени, читает стихотворение «Унылая пора, очей очарованье...» А Пушкина.)
Вы узнали, кто это? (Дети узнают свою воспитательницу в костюме царицы Осени.) Правильно, а вот и она.
В зале под звуки вальса появляется воспитательница - Осень, как бы сойдя с экрана, в том же наряде и головном уборе. В руках у неё корзина.
Осень. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости! Вижу, вы меня узнали. Я принесла для вас осенние подарки. Я знаю, что вы умеете делать из природного осеннего материала разные поделки. Для вас я тоже приготовила вот такие бусы. (Достаёт из корзиночки бусы и раздаёт девочками) Догадались, из чего они? (Из рябины.) А это амулеты для мальчиков, их надевают на шею. (Достаёт из корзины, нанизанные на кожаную нить каштаны и жёлуди, раздаёт мальчиками.) Помните обо мне, не забывайте! А я к вам вернусь через год. (Помогает детям надеть бусы и амулеты.)
Наверное, Елена Юрьевна сделала много фотографий на нашем занятии. Давайте все вместе сфотографируемся с царицей Осенью, это будет последний снимок, а потом посмотрим все фотографии.
Дети и взрослые фотографируются и через проектор рассматривают фотографии, сделанные на занятии, обсуждают, делятся впечатлениями.
Когда фотографии будут отпечатаны, вы расположите их в альбоме, и мы ещё раз всё рассмотрим вместе.
Дети забирают альбом, прощаются и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного музыкального занятия во 2-ой младшей группе «Снеговик приходит в гости».
Обогащать духовный мир детей с помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства. Развивать общительность и коммуникабельность детей. Со-действовать разви...
Осеннее настроение (конспект открытой музыкальной образовательной деятельности)
Открытая образовательная ситуация по теме "Осеннее настроение" для детей 4-5 лет с использованием здоровьесбрегающих и информационных технологий. Заятие способствует формированию представлений д...
Конспект интегрированной музыкально - художественной деятельности "Крещендо в листьях клёна"
Интегрированная музыкально - художественная деятельность была посвящена осени и проводилась с детьми подготовительной группы....
Конспект интегрированного музыкального занятия
Цель: Развитие творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности. Схема занятия:1....
Конспект интегрированного физкультурно-речевого занятия по сказке "Снегурочка" с использованием информационных технологий.
Предоставленная методическая разработка будет полезна, как учителям физической культуры, так и педагогам дополнительного образования. Занятие развивает духовный кругозор детей через обобщение и систем...
конспект интегрированного открытого занятия "Музыка и настроение"
Развить музыкальные и творческие способности детей с ТМНР посредством различных видов музыкальной деятельности....
КОНСПЕКТ интегрированного физкультурно-речевого занятия ТЕМА: «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» для детей подготовительной группы
Занятие разработано для развития и совершенствования речи и двигательной активности дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие....