Литературно-музыкальная гостинная "В мире музыки"
план-конспект урока по музыке

Оформление кабинета. Кабинет музыки украшен. В нем много живых цветов. На классной доске  портреты композиторов: Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Ван Бетховена, Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского, Мориса Равеля и др.

Оформление мероприятия дополняет  мультимедийная презентация.

Цель: cовершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса.

Задачи:

  • Популяризировать  классическую музыку.
  • На примерах произведений классической музыки и образцов литературного творчества  показать связь различных видов искусства.
  • Обучение выразительному чтению стихотворений.
  • Обучение умению слушать серьёзную классическую музыку.
  • Содействовать развитию духовных, творческих начал учащихся.
  • Развивать фантазию и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка32.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Оформление кабинета. Кабинет музыки украшен. В нем много живых цветов. На классной доске  портреты композиторов: Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Ван Бетховена, Михаила Ивановича Глинки, Петра Ильича Чайковского, Мориса Равеля и др.

Оформление мероприятия дополняет  мультимедийная презентация.

Цель: cовершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса, интереса.

Задачи:

  • Популяризировать  классическую музыку.
  • На примерах произведений классической музыки и образцов литературного творчества  показать связь различных видов искусства.
  • Обучение выразительному чтению стихотворений.
  • Обучение умению слушать серьёзную классическую музыку.
  • Содействовать развитию духовных, творческих начал учащихся.
  • Развивать фантазию и творческие способности.

ХОД УРОКА

(1 слайд) Ведущая. Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Оставив все свои дела, вы пришли на свидание с музыкой,  литературой  и живописью.  И сегодня мы поговорим о музыке, которую в современном мире слушают не так часто, в основном любители – меломаны.  Она редко звучит с экранов телевизоров, практически совсем не звучит по радио. Но тем не менее, она существует. Это – копилка достижений человечества в мире музыкального искусства.  А еще мы послушаем не совсем обычные стихи, которых тоже немного. Эти стихи появились под влиянием мелодий и как дань преклонения перед талантом композиторов.  

Звучит «Вальс-фантазия» М.И. Глинки.

1-й чтец. 

Вот музыка та, под которую 
Мне хочется плакать и петь. 
Возьмите себе оратории 
И дробь – барабанов медь. 
Возьмите себе их в союзники 
Легко, до скончания дней, 
Меня же оставьте с той музыкой. 
Мы будем беседовать с ней.

                                              Б. Окуджава

Ведущая. Родившись на заре человечества, музыка в течение многих веков была на правах прекрасной падчерицы, служа избранному кругу людей. Она звучала во дворцах знатных господ, под сводами костелов. На Руси музыка зазвучала  в храме раньше, чем люди научились читать и писать. Главным инструментом стал голос.

Звучит молитва «Отче наш» ( слайд 3-14)

2-й чтец.

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море.
О всех забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол, 
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал, 
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет, 
Что в тихой заводи все корабли, 
Что на чужбине усталые люди 
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок. 
И только высоко у царских врат, 
Причастный к тайнам – плакал ребенок 
О том, что никто не придет назад.

                                             А. Блок.

Ведущая.  У великого немецкого композитора Франца Шуберта есть замечательное произведение « Ave Maria» - молитва католика- мирянина к Деве Марии  - матери Христа.

Звучит песня Ф. Шуберта «Аве Мария».        ( 15-20 слайд)

3 чтец:

Ave Maria! Пред тобой

Чело с молитвой преклоняю...

К тебе, заступнице святой,

С утеса мрачного взываю...

Людской гонимые враждою,

Мы здесь приют себе нашли...

О, тронься скорбною мольбою

И мирный сон нам ниспошли!

Ave Maria!

Ведущий. Как самые большие реки начинаются с истока, так западноевропейская музыка начиналась с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену. Поэтому имя его близко и дорого истинным любителям музыки. 

4-й чтец. ( 21 слайд)

Мне дорог Бах...  
Ну, как бы вам сказать, 
Не то, чтоб нынче музыки не стало, 
Но вот такого чистого кристалла 
Еще нам не являла благодать. 
Какое равновесие страстей, 
Какая всеобъемлющая совесть, 
Какая удивительная повесть 
О брошенной в века
Душе моей.

Н. Ушаков.

Звучит музыкальная пьеса КС. Баха «Шутка».

Ведущая: Великий Бах создавал и музыку для церкви. Его органные прелюдии как музыка Вселенной.

Звучит Токката и Фуга соль минор (22-26 слайд)

Ведущая. Могут ли дети сочинять музыку? Да. И даже очень хорошую. Эпизод из жизни замечательного австрийского композитора В.А. Моцарта – лучшее тому подтверждение. Моцарт родился в Зальцбурге в 1756 году в семье композитора. Отец его писал музыку по заказам знатных господ. Однажды он написал менуэт и сказал пятилетнему сыну: «Отнеси его господину Рейнгарту. Его дом стоит у городской ратуши. Скажи, что за деньгами я позже приду к нему сам».

Маленький Вольфганг отправился выполнять поручение отца. Путь был неблизкий. К тому же надо было перейти по мосту довольно широкий канал. Но это не остановило отважного путешественника. Когда мальчик был на середине моста, вдруг налетел сильный ветер, вырвал из рук малыша нотные листы и бросил их в канал. «Менуэт» уплыл. Вольфганг вернулся домой. Он хотел рассказать отцу о постигшей его беде, но дома никого не было. Мальчик подошел к клавесину, задумался, тронул пальцами чуткие клавиши. Они отозвались тихой светлой мелодией. Моцарт вывел на чистом листе первые ноты.

Прошло несколько дней. Старый Моцарт отправился к Рейнгарту, чтобы получить причитающиеся ему деньги. Господин сидел за инструментом и наигрывал какую-то незнакомую мелодию. «Кто сочинил эту прекрасную музыку?» – спросил Моцарт, когда хозяин дома перестал играть. «Как? Вы забыли? Это же ваш «Менуэт». Маленький Вольфганг принес мне его неделю назад» – удивился Рейнгард. «Я действительно посылал к вам своего сына, но я никогда не писал ничего подобного» – воскликнул композитор. Он бросил взгляд на нотные листы, и лицо его озарила счастливая улыбка. Моцарт создал много замечательных произведений. Мы послушаем «Маленькую ночную серенаду».

Звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта. ( 27 слайд)

Ведущая:  Послушаем отрывок из  симфонии № 40 Моцарта. Какая глубина, какая смелость мысли и стройность чувства.

Звучит 1 часть симфонии № 40 .(28 слайд)

Ведущая ( 29 слайд) Людвиг Ван Бетховен... О творчестве этого великого композитора можно говорить и рассказывать бесконечно! Ведь он не просто писал музыку, он создавал удивительный мир, в котором «добро и зло сошлись в единоборстве». В этом мире нет места малодушию, фальши, низменным страстям. В нем торжествуют правда и справедливость, добро побеждает зло.

Ведущая Особенно ярко творческий гений Бетховена проявился в симфониях и сонатах для фортепиано. .
Жизнь Бетховена никогда не была легкой. Она укрепила его волю, закалила характер, научила бороться и искать. И он искал, называя долгие часы мучительных раздумий «вершиной творческого счастья». Решение пришло неожиданно. Однажды во время прогулки Бетховен стал напевать какую-то мелодию. Она ширилась, крепла, завладевая всем его существом. Именно таким должен быть финал моей симфонии, пронеслась счастливая мысль. Композитор поспешил домой. Снова погрузился в работу.
Тихо начинает звучать Лунная соната (30 слайд)

5-й чтец.

Мелодия возникла – и пропала. 
И вновь возникла, 
И опять пропала. 
Как будто из далекого далека 
Ее волнами доносили ветры... 
Наверно,
Можно было бы заметить, 
Как ясный звук 
Легко рождался в сердце,
Потом бежал по нервам 
К чутким пальцам,
пальцы плавно клавишей касались –
Послушным струнам звук передавали... 
И вот она, Мелодия живая, 
Восстала страстно из небытия 
И тут уже не вечер и не осень 
Тревожно простирались над землей, 
Но безраздельно и неумолимо 
Владеет миром «Лунная соната».

Продолжает звучать музыка. После паузы.

6-й чтец

Дарите музыку друг другу!
Пусть каждый день и каждый час
Подобно радостному чуду
Она звучит в сердцах у нас.
Весь мир прекрасный и зовущий
Вмещает музыку в себя: 
В ней рокот волн, о берег бьющих,
И трепет листьев сентября.
Волнует музыка, тревожит
Вновь пробуждая красоту,
И никогда никто не сможет –
Сравниться с ней по волшебству.

В. Степанов.

Ведущая ( 3 1 слайд)  Морис Равель -  французский композитор испанского происхождения был вдохновлен испанской народной музыкой. Он создал свой знаменитый  танец «Болеро», который прославил его на весь мир.

Звучит «Болеро» Равеля. ( 32 слайд)

7–й чтец

Итак, Равель, танцуем болеро!

Для тех, кто музыку на сменит на перо,

Есть в этом мире праздник изначальный -

Напев волынки скудный и печальный

И эта пляска медленных крестьян...

Испания! Я вновь тобою пьян!

Цветок мечты возвышенной взлелеяв,

Опять твой образ предо мной горит

За отдаленной гранью Пиренеев!

Увы, замолк истерзанный Мадрид,

Весь в отголосках пролетевшей бруи,

И нету с ним Долорес Ибаррури!

Но жив народ, и песнь его жива.

Танцуй, Равель, свой исполинский танец,

Танцуй, Равель! Не унывай, испанец!

Вращай, История, литые жернова,

Будь мельничихой в грозный час прибоя!

О, болеро, священный танец боя!

 8-й  чтец (33 слайд)

Люблю березку русскую, 
То светлую, то грустную. 
В белом сарафанчике, 
С платочками в карманчиках, 
С красивыми застежками, 
С зелеными сережками, 
Люблю ее заречную 
С нарядными оплечьями. 
То ясную, кипучую, 
То грустную, плакучую.

А. Прокофьев

Звучит старинный русский вальс  «Берёзка».

Ведущая. Прозвучал русский вальс  «Березка», приглашая нас на свидание с русской музыкой. Музыка нашей Родины неповторима. «В ней наше главное прошлое и достойное настоящее, седая старина и современность. Русская музыка так много говорит сердцу каждого из нас потому, что в ней живет душа народа. Это музыка Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского. Хорошая музыка интернациональна по свей сути. Ей не страшны большие стояния и языковые барьеры. Объединяя народы, сближая континенты, она прокладывает путь человечества к миру и прогрессу.

Звучит увертюра М.И. Глинки  из оперы «Руслан и Людмила»(34 слайд)

Ведущая: М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки. Он создал первую русскую оперу. Все вы читали у Пушкина поэму «Руслан и  Людмила». Давайте послушаем как Глинка изобразил Черномора – злого волшебника. (35 слайд)

Звучит марш  Черномора.

Ведущая(36 слайд) Великий вклад Чайковского в сокровищницу русской и мировой музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, романсы, вальсы, фортепианные пьесы.
Выбор темы будущего музыкального произведения – важный момент в творчестве композитора. Иногда на это уходят дни, месяцы и даже годы напряженного труда. Но часто, как вы уже знаете, музыку заказывают. Вот какой случай произошел с П.И. Чайковским в 1875 году. К нему пришел известный издатель. А. Бернар и сказал: «Я буду издавать музыкальное приложение к журналу «Нудист». Не могли бы вы написать 12 музыкальных пьес, тематически связанных с ми месяцами года, для которых они написаны». Задание понравилось композитору, и он взялся за работу. Так родился замечательный цикл фортепианных пьес Времена года». В них Чайковский воспел красоту родной природы, жизнь и труд людей. Они вобрали в себя отзвуки песни, танца, бытового романса.  Мы послушаем «Осеннюю песнь».Музыка Чайковского близка и понятна миллионам людей. Слушая ее, человек попадает в волшебный мир добра и красоты.

Звучит «Осенняя песнь»(37-41 слайд)

9-й чтец.(42 слайд)

В беспросветные дни осенние
И в дремучий лютый мороз, 
После грозного потрясения, 
Злых обид и черных угроз 
Вдруг почувствуешь: легче дышится
И внезапно в душе твоей 
Ни с того ни с сего послышится 
Танец маленьких лебедей. 
Дали дальние в добром лепете. 
Клекот близится и растет. 
И на что тебе эти лебеди? 
И дался тебе их полет! 
Хоть и маленькие, а смелые...
Слушай жадно и молодей, 
Думу думая, дело делая, 
Танец маленьких лебедей.

10-й чтец.

Помогая ходу истории,
Пробуждая совесть и честь, 
Героические оратории 
И симфонии в мире есть. 
Но меж ними, храня и милуя, 
Беззаветно любя людей, 
Существует улыбка милая 
– Танец маленьких лебедей. 
Неожиданное спасение, 
Белый плеск лебединых крыл, 
Зашумели ключи весенние 
Драгоценных душевных сил. 
Дело доброе не забудется 
И наказан будет злодей 
До поры, пока сердцу чудится 
Танец маленьких лебедей.

М. Алигер

 Звучит «Танец маленьких лебедей» из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Ведущая  Научиться слушать и понимать серьезную музыку сложно. Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех душевных сил.
«Как радостно, – писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, – что музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов... Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное воспитание ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности».

11-й чтец.

Я никогда не понимал
Искусства музыки священной, 
А нынче слух мой различал 
В ней чей-то голос сокровенный.
Я полюбил в ней ту мечту 
И те души моей волненья, 
Что всю былую красоту 
Волной приносят из забвенья. 
Под звуки прошлое встает 
И близким кажется и ясным, 
То для меня мечта поет 
И веет таинством прекрасным.

А. Блок.

Звучит «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».(43-51 слайд)

Учитель музыки. Растаяли в тишине последние звуки прекрасной мелодии музыки П.И. Чайковского. Подошло к концу наше свидание с музыкой. Приглашая вас в музыкальную гостиную, мы мечтали показать вам светлую тропинку в мир прекрасного. Этот мир безбрежен, как океан.
Впереди у вас целая жизнь. Будьте пытливы, настойчивы, любознательны. Сохраните в своих сердцах любовь к музыке, и она откроет вам свои тайны. Всего вам доброго, дорогие друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Фестиваль народов мира"

данное мероприятие проходило в рамках недели толерантности. Разнообразие представленного материала позволяет познакомить подростков с неизвестными народностями. Учит быть терпимым к нациям и их традиц...

Литературно-музыкальная композиция"Не суждено, чтоб сильный с сильным соединились в мире сем..."

Борис Пастернак и Марина Цветаева… Эти два имени неразрывно связаны друг с другом. Ровесники, оба из профессорских семей, москвичи. Их отцы приехали в Москву из провинции и собственными силами...

Литературно-музыкальная гостиная "Пушкин и музыка"

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, эпиграф «Слыхали ль вы певца любви, певца печали?». На столиках – цветы. Подсвечники с зажжёнными свечами, портреты Анны Керн, Аннет Олениной, Натали Гончаровой. По...

Литературно-музыкальная композиция "И льётся музыка есенинских стихов..."

Данная композиция представлялась на конкурс "Литературный венок России"...

Литературно-музыкальная композиция "Мы были музыкой во льду...", посвященная творчеству М.И.Цветаевой и Б.Л.Пастернака

Данный материал будет интересен для проведения внеклассного мероприятия в старших классах. Сценарий содержит письма и документы дочери М.Цветаевой Ариадны Эфрон....

Литературно-музыкальная гостиная "Пушкин и музыка"

Литературно-музыкальная гостиная...