Литературно-музыкальная композиция"Не суждено, чтоб сильный с сильным соединились в мире сем..."
классный час (11 класс) по теме
Борис Пастернак и Марина Цветаева… Эти два имени неразрывно связаны друг с другом. Ровесники, оба из профессорских семей, москвичи. Их отцы приехали в Москву из провинции и собственными силами добились успеха и общественного положения. А матери были одаренными пианистками. Поэтому с ранних лет у них была тяга ко всему прекрасному – музыке, поэзии, художественному искусству. Но как по-своему распорядилась жизнями этих похожих, но столь разных людей Судьба, а чувство полета беспредельно роднило их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_suzhdeno.docx | 54.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция «Не суждено, чтоб сильный с сильным соединились в мире сем…»
Составила
Николаева Елена Владимировна зав.библиотекой МБОУ»Средняя общеобразовательная школа №4» г. Чистополь Республика Татарстан
Не суждено, чтоб сильный с сильным
соединились в мире сем.
Цель:
Знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Цветаевой и Б.Пастернака.
Задачи:
1. Показать исключительность дарования Марины Цветаевой и Бориса Пастернака.
2. Развивать интересы обучающихся к творчеству М.Цветаевой, Б.Пастернака и к литературе в целом.
3. Формировать у учащихся навыки выразительного чтения лирического произведения, исследовательской работы, интеллект.
4. Воспитывать любовь к поэзии, литературе, стремление к овладению высокими нравственными и эстетическими ценностями.
Оформление: портреты М.Цветаевой и Б.Пастернака, цветы и свечи, книжная выставка «По двум разным концам земли…»
Цитата:
|
1 слайд
Звучит романс на стихи Б. Пастернака «Свеча горела …», который сопровождается танцем.
2 слайд
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
3 слайд
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенье рук, скрещенье ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
4 слайд
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Выходят Цветаева и Пастернак.
5 слайд
На фоне музыки читает автор: Борис Пастернак и Марина Цветаева… Эти два имени неразрывно связаны друг с другом. Ровесники, оба из профессорских семей, москвичи. Их отцы приехали в Москву из провинции и собственными силами добились успеха и общественного положения. А матери были одаренными пианистками. Поэтому с ранних лет у них была тяга ко всему прекрасному – музыке, поэзии, художественному искусству. Но как по-своему распорядилась жизнями этих похожих, но столь разных людей Судьба, а чувство полета беспредельно роднило их.
6 слайд
Чтец:
Уход во мрак, полёт страстей,
Трагическая безысходность...
Стать понятой, родной, своей
Ей не дана была возможность.
Её несломленная стать,
И царственность, и величавость,
Любимая, жена и мать…
И боль душевная, усталость,
И крик души, и мир в душе
И кровоточащая рана,
И риск, и ураганный вихрь –
Всё это в имени – МАРИНА.
Но всё же главное – ЛЮБОВЬ!
К родителям, к Отчизне, к детям,
К поэтам, к мужу… Без неё
Ей не прожить бы в мире этом…
7 слайд
Ведущий:
Историю взаимоотношений Цветаевой М. и Пастернака Б., этих двух великих русских поэтов, можно и нужно рассматривать сквозь призму их взаимной переписки. В годы войны и революции они встречались изредка и были мало знакомы.
Цветаева:
Три-четыре беглых встречи - и почти безмолвных, ибо никогда, ничего нового не хочу. - Слышала его раз с другими поэтами в Политехническом Музее. Говорил он глухо и почти все стихи забывал. Отчужденностью на эстраде явно напоминал Блока. Было впечатление мучительной сосредоточенности, хотелось - как вагон, который не идёт - подтолкнуть "Да ну же..." и так как ни одного слова так и не дошло (какая-то бормота, точно медведь просыпается) нетерпеливая мысль: "Господи, зачем так мучить себя и других!"
Ведущий:.
Пастернак, со своей стороны, также вспоминает случайность их первых встреч
Пастернак:
На одном сборном вечере в начале революции я присутствовал на её чтении в числе других выступавших... .Я заходил к ней с каким-то поручением, говорил незначительность, выслушивал пустяки в ответ. Цветаева не доходила до меня
8 слайд
Ведущий:
С мужем у Марины Цветаевой отношения были непростыми. Их семейная жизнь состояла из встреч и расставаний. Сергей Яковлевич Эфрон был человеком одаренным. Однако, внутренняя необустроенность, его метания в поисках самого себя, безусловно, сказывалась и в первую очередь, на судьбе близких ему людей. Выходец из семьи профессиональных революционеров, вынужденный жить вдали от родителей, а затем и рано потерявший их, Сергей Яковлевич замкнулся в себе, внешне оставаясь общительным и открытым. Одиночество это разомкнула Марина. Рожденный не в свою эпоху, но до фанатизма любящий Россию, он так и не смог принести ей пользу, равно как и своей семье
Цветаева:
В его лице я рыцарству верна
- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -
Такие в роковые времена -
Слагают стансы - и идут на плаху
Ведущий:
В мае 1922 года Цветаева уехала к обретённому вновь после многолетней разлуки, мужу в Берлин.
9 слайд
Чтец:
Что другим не нужно - несите мне:
Всё должно сгореть на моем огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В легкий дар моему огню.
Пламень любит легкие вещества:
Прошлогодний хворост - венки - слова...
Пламень пышет с подобной пищи!
Вы ж восстаньте - пепла чище!
10 слайд
Цветаева:
Птица-Феникс я, только в огне пою!
Поддержите высокую жизнь мою!
Высоко горю и горю до тла,
И да будет вам ночь светла.
Ледяной костер, огневой фонтан!
Высоко несу свой высокий стан,
Высоко несу свой высокий сан -
Собеседницы и Наследницы!
11 слайд
Звучит романс на стихи Цветаевой «Под маской плюшевого пледа», исполнение танца
Ведущий.
По несколько дней подряд не отрывается М.Цветаева от книжки Б.Пастернака, с ней на груди просыпается по утру, восклицая:
12 слайд
Цветаева:
Ваша книга - ожог. Та - ливень, а эта - ожог: мне больно было, и я не дула. - Ну, вот, обожглась, обожглась и загорелась, - и сна нет, и дня нет. Я попала под нее, как под ливень. Световой ливень! Только Вы. Вы один. Вы - явление природы. Начинаю догадываться о какой-то вашей тайне
Чтец.
Вскрыла жилы: неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет - мелкой,
Миска - плоской.
Через край - и мимо
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
Ведущий:
В этих строчках - жажда жизни. Эти стихи не «льются, а рвутся», они врываются в наше сознание, как свежий весенний ветер.
13 слайд
Пастернак:
Гул затих. Я вышел на подмостки,
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси,
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль,
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий
И не отвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь пройти - не поле перейти.
14 слайд
Ведущий:
Отношения, завязавшиеся между Цветаевой и Пастернаком, не имели и не имеют себе подобных - они уникальны. Два человека - он и она! Равновозрастных, равномощных во врождённом и избранном поэтическом призвании, живущих бок о бок в одно и то же время, в одном и том же городе и в нём эпизодически встречающихся, обретают друг друга лишь в непоправимой разлуке, лишь в письмах и стихах, как в самом крепком из земных объятий!
Чтец:
Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух - не решить по заказу!
Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!
Плящущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!
С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!
Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь
Бог не пошлёт на мою лебединую душу!
Нежной рукой отведя нецелованный крест,
В щедрое небо рванусь за последним приветом.
Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...
- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!
М.Цветаева
15 слайд
Ведущий
Именно это стихотворение так глубоко взволновало Бориса Пастернака. В один из тяжёлых жизненных периодов Борису Леонидовичу в руки попался томик стихов «Версты» Марины Ивановны. Он с упоение начал читать её стихи – в них он нашёл утешение и понял, что вот это она, родная и понимающая! Перед глазами тут же всплыли их мимолётные встречи, носившие шапочный характер, вспомнилось и приглашение Цветаевой к себе домой незадолго до её отъезда на ПМЖ в Берлин. Сначала Борис Леонидович хотел всё бросить и поехать в Берлин, его не страшило то, что денег только хватит на билет, ему было всё равно – лишь бы быть с ней рядом! Но разум всё же победил эмоции, и Пастернак решил написать Цветаевой письмо.
Пастернак:
Дорогая Марина Ивановна! Сейчас я с дрожью в голосе стал читать брату Ваше - "Знаю, умру на заре!" - и был перебит волною подкатывавшего к горлу рыдания...".
Ведущий:
Спустя тридцать пять лет Пастернак рассказывал об этом в своей автобиографии
16 слайд
Пастернак:
В неё надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы. Ничего подобного нигде кругом не существовало. Сокращу рассуждения. Не возьму греха на душу, если скажу: за вычетом Анненского и Блока и с некоторыми ограничениями Андрея Белого, ранняя Цветаева была тем самым, чем хотели быть и не могли все остальные символисты вместе взятые. Там, где их словесность бессильно барахталась в мире надуманных схем и безжизненных архаизмов, Цветаева легко носилась над трудностями настоящего творчества, справлялась с его задачами играючи, с несравненным техническим блеском. Весной 1922 года, когда она была уже за границей, я в Москве купил маленькую книжечку её "Вёрст". Меня сразу покорило лирическое могущество цветаевской формы, кровно пережитой, не слабогрудой, круто сжатой и сгущенной, не запыхивающейся на отдельных строчках, охватывающей без обрыва ритма целые последовательности строф развитием своих периодов. Какая-то близость скрывалась за этими особенностями, быть может, общность испытанных влияний или одинаковость побудителей в формировании характера, сходная роль семьи и музыки, однородность отправных точек, целей и предпочтений. Я написал Цветаевой в Прагу письмо, полное восторгов и удивления по поводу того, что я так долго прозёвывал её и так поздно узнал. Она ответила мне. Между нами завязалась переписка, особенно участившаяся в середине двадцатых годов, когда появились её "Ремесло"и в Москве стали известны в списках крупные по размаху и мысли, яркие и необычные по новизне "Поэма конца", "Поэма горы" и "Крысолов". Мы подружились.
Ведущий:
Тринадцать лет длилась эта переписка, достигнув апогеи в 1926 году.
17 слайд
Пастернак:
Марина, золотой мой друг, изумительное, сверхъестественное родное предназначение, утренняя дымящаяся моя душа, Марина. Какие удивительные стихи Вы пишите! Как больно, что сейчас Вы больше меня! Вообще - Вы - возмутительно большой поэт. Я точно это знаю. О, как я Вас люблю, Марина! Так вольно, прирожденно, так обогащающе ясно. Так с руки это душе, ничего нет лучше, легче! Как хочется жизни с Вами! И, прежде всего той ее части, которая называется работой, ростом, вдохновением, познаньем.
18 слайд
Цветаева:
...Ваше признание меня, поэта, до меня доходит - я же не открещиваюсь. Вы поэт. Вы видите б у д у щ е е. Хвалу сегодняшнему дню(делу) я отношу за счет завтрашнего. Раз Вы видите - это есть, следовательно - б у д е т.
Ничья хвала и ничьё признание мне не нужны, кроме Вашего. О, не бойтесь моих безмерных слов, их вина в том, что они ещё слова, т.е. не могут ещё быть только чувствами. Летом 26 года Борис безумно рванулся ко мне, хотел приехать – я о т в е л а: не хотела всеобщей катастрофы.
Ведущий:
Оторванной от родины Марине Цветаевой, не нашедшей общего языка с эмиграцией, письма Пастернака были нитью живых человеческих отношений, связывающих ее с Россией. В них она находила поддержку, а в его стихах отзвуки собственных чувств. Гармония душ ощущается, несмотря ни на какие расстояния
19 слайд
Чтец:
Рас-стояние: вёрсты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.
Рас-стояние:вёрсты, дали...
Нас расклеили распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это сплав
Вдохновений и сухожилий...
Не рассОрили -рассорИли,
Расслоили... Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: вёрсты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.
Который уж - ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт.
20 слайд
Ведущий:
Более ста писем... Это удивительная история Любви, Дружбы и Содружества, отраженная в письмах, прозе, критических заметках.
1 февраля 1925 года Цветаева пишет Пастернаку
Цветаева:
Наши жизни похожи, я тоже люблю тех, с кем живу, но это доля. Ты же воля моя, та, пушкинская, взамен счастья
Чтец
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить... И глядь — как раз —умрем
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег
Ведущий:
М.Цветаева в далекой Чехии в полутемной комнате при свете свечи читает
21 слайд
Цветаева:
Ты в ветре, веткой пробующем,
Не время ль птицам петь,
Намокшая воробышком
Сиреневая ветвь.
У капель - тяжесть запонок
И сад слепит, как плес.
Обрызганный, закапанный
Миллионы синих слез.
Моей тоскою вынянчен
И от тебя в шипах,
Он ожил ночью нынешней,
Забормотал, запах.
Всю ночь в окошко торкался,
И ставень дребезжал.
Вдруг дух сырой прогорклости
По платью пробежал
Разбужен чудным перечнем
Тех прозвищ и времен,
Обводит день теперешний
Глазами анемон.
Ведущий:
В этих взаимоотношениях видится, что мир подлинной жизни Цветаевой - тот, в котором происходит слияние душ, а не тел. Этот мир создан ею и в её творчестве, эта тональность прослеживается и в её переписке с Пастернаком.
Как в поэзии, так и в жизни Марина Цветаева ставила своих героев в такие ситуации, когда любящие разъединены и не могут сойтись. Идеальный образ любимого человека для неё дороже, чем близкий, осязаемый. В то же время, не отрицая общепринятых проявлений любви, она сдирает телесную оболочку, как бы освобождая от земных уз - от оков косной материи и низкой чувственности
22 слайд
Чтец:
Любимая, безотлагательно,,
Не дав заре с пути рассесться,
Ответь чем свет с его подателем
О ходе твоего процесса.
И если это только мыслимо,
Поторопи зарю, а лень ей, -
Воспользуйся при этом высланным
Курьером умоисступленья.
Дождь, верно, первым выйдет из лесу
И выспросит, где тор, где топко.
Другой ему вдогонку вызвался,
И это - под его диктовку.
Наверно, бурю безрассудств его
Сдадут деревья в руки из рук,
Моя ж рука давно отсутствует:
Под ней жилой кирпичный призрак.
Я не бывал на тех урочищах,
Она ж ведёт себя, как прадед,
И, знаменьем сложась пророчащим, -
Тот дом по голой кровле гладит.
Пастернак:
Успокойся, моя безмерно любимая, я тебя люблю совершенно безумно... Сегодня ты в таком испуге, что обидела меня. О, брось, ты ничем, ничем меня не обижала. Ты не обидела бы, а уничтожила меня только в одном случае. Если бы когда-нибудь ты перестала быть мне тем высоким захватывающим другом, какой мне дан в тебе судьбой
Цветаева:
Недавно у меня был чудный день, весь во имя твое. Не расставалась до позднего часа. Не верь «холодкам». Между тобой и мною такой сквозняк. Как я тебя понимаю в страхе слов уже искажаемых жизнью, уже двусмысленных!
23 слайд
Я Вас люблю всю жизнь и каждый день.
Вы надо мною, как большая тень,
Как древний дым полярных деревень.
Я Вас люблю всю жизнь и каждый час
Все началось - и кончилось без Вас.
Пастернак:
Любимая - жуть! Когда любит поэт.
Влюбляется бог неприкаянный
И хаос опять выползает на свет
Как во времена ископаемых!
Давай ронять слова,
Как сад - янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.
24 слайд
Звучит романс на стихи Цветаевой «Любовь – обманная страна», танец
Ведущий:
...Всё, что было создано ею в двадцатые годы и начале тридцатых, в пору её творческой зрелости и щедрости, кем бы и чем бы ни вдохновлялось это созданное, - всё это, от сердца к сердцу, было направлено, нацелено на Пастернака, фокусировано на него, обращено к нему, как молитва.
Цветаева:
Когда мне плохо - думаю о Вас,
Когда блаженно - это тоже Вы,
Как музыка слетающей листвы,
Как поезд из тумана - в верный час.
Пусть длится этот сон всю жизнь,
Но есть одна примета сна - пройдет,
Вы навсегда извечный оборот
На Вас, и страсти не избыть.
Я перестала Ваших писем ждать,
Но каждый день и каждый жизни миг
Вы - цель моя, трепещущий родник.
Так было, есть и вечно будет так.
Пастернак:
С тобою - в пятое время года,
Где райский сад и зелёные сосны,
Где в щедрости так откровенна природа -
Там сразу луна и солнце, и звезды...
С тобою - в блаженное чувство шестое,
В лазурное море - в Любовь и Доверье...
Пусть нас осторожность сторонкой обходит-
Здесь настежь распахнуты светлые двери.
Мы встретимся там, где все три измеренья
Покажутся древним письмом полустертым,
Где вечность и годы, часы и мгновенья -
С тобой только мы в измеренье четвёртом.
С тобой никогда не узнаю покоя -
С тобою - в бездонное небо седьмое...
25 слайд
Ведущий:
М.Цветаева и Б.Пастернак были оторваны друг от друга волею судьбы. Горечь разлуки, мечта о свидании - эти мысли пронизывают все стихи, которые они посвящали друг другу.
Пастернак:
Засыпает снег дороги,
Завалит скаты крыш.
Пойду размять я ноги:
За дверью ты стоишь.
Одна в пальто осеннем,
Без шляпы, без калош.
Ты борешься с волненьем
И мокрый снег жуешь.
Деревья и ограды
Уходят в даль, во мглу
Одна средь снегопада
Стоишь ты на углу.
Течет вода с косынки
За рукава в обшлаг,
И каплями росинки
Сверкают в волосах.
Снег на ресницах влажен,
В твоих глазах тоска,
И весь твой облик слажен
Из одного куска
Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?
26 слайд
Ведущий:
Встреча Цветаевой и Пастернака, которая должна была произойти в 1926 году, случилась лишь в 1935-м. 21 июня 1935 года в Париже открылся антифашистский Международный конгресс писателей в защиту культуры. В составе советской делегации литераторов был Пастернак. На конгрессе он появился на четвертый день. Это был триумф Пастернака - зал встал и стоя приветствовал его рукоплесканиями. Цветаева же приходила на конгресс как добровольный зритель. И вот через 13 лет после первого письма они встретились. "Я не люблю встреч в жизни: сшибаются лбом", - написала Цветаева еще в 1922 году. И еще: "Не суждено, чтоб сильный с сильным..." Произошло ни то ни другое: просто - невстреча: Но ни ему, ни ей это уже было не нужно. Вместо страстных поцелуев они пили чай и вяло рассуждали о литературе и музыке. Марина Ивановна спрашивала его мнения – стоит ли ей возвращаться в СССР, но Борис Леонидович боялся дать совет и лишь всячески старался перевести тему разговора в иное русло. Ни он, ни она даже представить себе не могли, как сложится их судьба спустя несколько лет. Пастернака ждали бесславные годы лишений и испытаний, Цветаеву – аресты близких людей и петля в Елабуге.
Чтец:.
Так встречи ждать, а вышла вдруг невстреча,
Нежданная, негаданная, так...
Среди писателей всемирного конгресса
Мой брат заоблачный, с тобою, Пастернак.
Ты здесь в чести: великий лирик века -
В журналах фото и газет хвала...
А я в сиянье твоего успеха
Лишь родственницей бедною была.
О прозе, о поэзии - все мимо -
Подавленности тягостной печать.
У всех невстреч закон неумолимый -
Друг другу людям не дано понять!
Ведущий:
Это была настоящая дружба, подлинное содружество и истинная любовь, и письма, вместившие их, являют собой не только подробную и настежь распахнутую историю отношений, дел, дней самих писавших, но и автопортреты их, без прикрас и искажений.
Ведущий:
Пастернак, спустя годы после гибели М.Цветаевой, так и не мог поверить, что ее больше нет, потому что душой она оставалась с ним рядом до его самого последнего вздоха.
27 слайд
Мне так же трудно до сих пор
Вообразить тебя умершей
Как скопидомной миллионершей
Средь голодающих сестер.
Что делать мне тебе в угоду?
Дай как-нибудь об этом весть
В молчанье твоего укора
Упрек невысказанный есть
Всегда загадочны утраты.
В бесплодных розысках в ответ
Я мучаюсь без результата:
У смерти очертаний нет.
Лицом повернутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Еще на нас не подвели.
Так писем не ждут,
Так ждут письма.
Тряпичный лоскут
Вокруг тесьма
Из клея. Внутри - словцо,
И счастье. - И это - всё.
Так счастья не ждут,
Так ждут конца:
Солдатский салют
И в грудь - свинца
Три дольки. В глазах красно.
И только. - И это - всё.
Не счастья - стара!
Цвет - ветер сдул!
Квадрата двора
И чёрных дул.
(Квадрата письма:
Чернил и чар!)
Для смертного сна
Никто не стар!
Квадрата письма
Ведущий:
Эпистолярный роман Бориса Леонидовича Пастернака и Марины Ивановны Цветаевой давно канули в прошлое, но остались произведения, рожденные этими мгновениями.
Не в этом ли и есть великая сила Любви?!!!....
28 слайд
Звучит романс «Очарована – околдована», исполнение танца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сильные духом , крепче стены."
Сценарий литературно – музыкальной композиции « Сильные духом крепче стены», посвященной Битве подМосквой, героям- Панфиловцам.Лазарева Анна Викторовна – педагог дополнительного образования, руководит...
Литературно-музыкальная композиция "Память сильнее времени"
Цель: 1. Способствовать воспитанию патриотических чувств учеников. 2. Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла – участникам Великой Победы, чувство гордости за ...
Литературно-музыкальная композиция "Чтобы помнили...Чтобы поняли..."
Литературно-музыкальная композиция, в которой охвачены все стороны жизни на войне: любовь, семья, дети на войне, женщины на войне. Разработка будет полезна при подготовке мероприятия, посвященного Дню...
Сильнее дружбы силы нет (литературно-музыкальная композиция)
Литературно-музыкальная композиция...
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...
Литературно-музыкальная композиция в 9-11 классах "Иди за ним! И факел, им зажженный, раздуй сильней и всюду им свети"
Литературно-музыкальноке мероприятие разработано в канун празднования 165-ой годовщины содня рождения Коста Хетагурова и 205-ой годовщины со дня рождения М.Ю.Лермонтова....