Литературно-музыкальная композиция "И льётся музыка есенинских стихов..."
материал по литературе на тему

Палёная Елена Валерьевна

Данная композиция представлялась на конкурс "Литературный венок России"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«И льётся музыка есенинских стихов…»

Оборудование и наглядность:

  • Мультимедийная презентация «И льётся музыка есенинских стихов…».
  • Музыкальное сопровождение романсов на стихи С.А.Есенина.

Ведущие: Фищенко Александра, Шаранин Сергей.

Исполнение романсов в сопровождении гитары: Е.В.Палёная.

Исполнение романса с музыкальным сопровождением: Байлов Сергей.

Чтец: Гришин Данил.

Ход мероприятия

Звучит музыкальный видеоклип с романсом на стихи С.Есенина «Я по первому снегу бреду…» в исполнении Николая Романова.

Ведущая1 :

- Прозвучал замечательный романс на стихи С.Есенина «Я по первому снегу бреду…» в исполнении Николая Романова.

В этом году  21 сентября весь мир отмечал 120-летие великого русского поэта, Сергея Александровича Есенина.  И сегодня мы предлагаем вашему вниманию литературно-музыкальную композицию «И льётся музыка есенинских стихов…».

Почему мы любим поэзию Сергея Александровича Есенина? Может быть, потому что она понятна каждому русскому человеку? Эти стихи хочется не только читать, их хочется петь.

Ведущий 2:

- Почему так много стихов Есенина положено на музыку? Называем ли мы их песнями или романсами – не столь важно. Важно то, что они так же лиричны, проникновенны и образны, как и сама музыка.

Ведущий 1:

- Детство и юность поэта прошли в рязанском селе Константинове, в Спас-Клепиках, где он окончил 2-классную учительскую школу. С детства он видел и замечал все: и тяготы сельской жизни, и красоту окружающей природы. Все это отразилось в его творчестве.

Стихи Есенина наполнены  звуками, запахами, красками: звенят удила, плачут глухари, шумят тростники, пахнет яблоками, медом и ладаном, ласкает взор алый свет зари, мягкая зелень полей…  Но за бросающейся в глаза красочностью всегда чувствуются грусть и печаль.

Ведущий 2:

- Самая главная и определяющая черта поэзии Есенина – полное единение с жизнью народа. Ему никогда не надо было, как другим поэтам, специально постигать душу народа – он ее всегда знал и чувствовал. Она жила в нем,  в том числе и с теми песнями, которые он слышал с детства.

Ведущий 1:

- Романсы на стихи Есенина…

Их множество. На одно только перечисление  уйдет много времени. Необходимо, однако, отметить, что много песен-романсов на стихи поэта написал композитор Григорий Пономаренко:

«Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», и др.

Кроме Г. Пономаренко, на стихи Есенина писали песни-романсы А.Вертинский, В. Липатов, Е. Попов  и др. Авторы некоторых песен и вовсе неизвестны, например, неизвестен  автор всеми любимого романса «Клен ты мой опавший». Эта песня считается народной.

Ведущий 2:

- Поэт Сергей Есенин нечасто обращался к философской теме в своих лирических произведениях, считая, что рассуждения о жизни и смерти не являются важным для литературного творчества. Тем не менее, в 1921 году он написал удивительно тонкое и возвышенное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», в котором анализирует свой творческий и жизненный путь, признаваясь, что он близок к завершению.

Чтец. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу»

Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О,  моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Ведущий 1:

- Это произведение было написано Сергеем Есениным в 26 лет. Казалось бы, нет повода задумываться над жизнью в возрасте, когда большинство людей лишь начинает ощущать ее вкус и прелесть. Однако Есенин никогда не принадлежал к большинству, и его духовное развитие намного опережало прожитые годы. Фактически параллельно он прожил несколько жизней – поэта, гражданина, разгульника и дебошира. Поэтому к моменту написания стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в духовном плане мог претендовать на убеленного сединами старца, которому пришло время подводить жизненные итоги.

Ведущий 2:

- Стихотворение начинается со строчки, в которой поэт заявляет, что ни о чем не жалеет. Однако сам же себя и опровергает, так как это произведение пронизано грустью и осознанием того, что у автора нет возможности исправить собственные ошибки и хоть что-нибудь изменить. Он не винит в этом себя либо других, а лишь констатирует факт: «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Он познал вкус славы и боль разочарования. И, пройдя через непростые жизненные испытания, по собственному признанию, «скупее стал в желаньях».

Ведущий 1:

- «Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», — эта фраза красноречиво свидетельствует о том, что поэт разочаровался во многих сторонах жизни, включая творчество, способность восторженно воспринимать окружающий мир и преклоняться перед женщинами. Оглядываясь на свою недолгую жизнь, Есенин пребывает в некотором недоумении и замешательстве, считая, что она больше напоминает сон, сквозь который он «проскакал на розовом коне».

Ведущий 2:

- Поэт прекрасно осознает, что «все мы в этом мире тленны». И понимание этой простой истины заставляет автора благодарить Бога за то, что ему даровано было «процвесть и умереть». Последняя фраза стихотворения не только свидетельствует о том, что Есенин благодарен судьбе за все. В финальной строчке стихотворения звучит предчувствие скорой гибели, которое оказалось пророческим. Спустя 4 года он будет найден повешенным в номере ленинградской гостиницы «Англетер», и его смерть до сих пор овеяна тайной.

Не жалею, не зову, не плачу…

Звучит романс в сопровождении гитары. Исполняет Е.В.Палёная.

Ведущий 2:

- Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений.

Чтец. Стихотворение «Клен ты мой опавший»

Клён ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

Ведущий 1:

- 28 ноября 1925 года, когда были написаны эти удивительные строки,  поэт покинул московскую клинику.  Когда и при каких обстоятельствах мысли Есенина сложились в поэтические строки, история умалчивает. Однако старая клиника сохранилась по сей день, и библиографам поэта даже удалось найти палату на втором этаже старинного особняка, в которой он провел несколько дней. Каково же было удивление исследователей, когда из окна, выходившего во двор, они увидели тот самый «клен заледенелый», который стоял в глубине парка и, словно «пьяный сторож, выйдя на дорогу, утонул в сугробе, приморозив ногу».

Ведущий 2

- Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми. И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен – исключительно мужской образ. Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый».

Ведущий 1:

- Разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, поэт искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства.

Исполнение романса С. Байловым.

Ведущий 1:

- Сергей Есенин, являясь одним из самых талантливых поэтов первой половины 20 века, к своему творчеству относился с определенной долей сарказма и недоверия. Вместе с тем, Есенин также понимал, что с годами он не становится моложе, а жизненный опыт, достаточно богатый и далеко не всегда позитивный, отражается не только на образе его мышления, но и на восприятии окружающего мира.

Ведущий 2:

- Тем не менее, в начале 20-х годов Есенин все еще остается романтиком, хотя все меньше и меньше верит в общечеловеческие ценности. В его стихотворениях гораздо чаще проскальзывают грустные нотки, которые свидетельствуют о том, что автор среди шумной городской толпы чувствует себя одиноким и неприкаянным. К числу таких произведений относится стихотворение «Отговорила роща золотая», созданное в 1924 году. Это период, когда поэт прощается со своей молодостью и подводит некоторые жизненные итоги. 

Чтец.  Стихотворение «Отговорила роща золотая»

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.

Ведущий 2:

- Поэт проводит параллель между собой и золотой осенней рощей, которая постепенно сбрасывает свой роскошный наряд, готовясь к зимнему сну. Вообще, каждому явлению природы Есенин стремится подобрать некие аналоги из собственной жизни. Поэтому стая журавлей, улетающих на юг, напоминает ему странника. И тут же поэт уточняет – «стою один среди равнины голой», подчеркивая, что является точно таким же странником, который не думает о прошлом, но и в будущем не видит для себя места.

«В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть» — этой образной метафорой поэт хочет подчеркнуть собственное разочарование в любви, которая из всепоглощающего чувства превращается в мимолетные увлечения.

Ведущий 1:

- Затрагивая тему любви, автор признается, что теперь, когда пылкие чувства остались позади, став уделом безмятежной юности, он похож на дерево, которое «роняет тихо листья». Точно также автор роняет «грустные слова», которые, как он считает, теперь уже никому не нужны.

Последнее четверостишье этого произведения можно расценивать, как завещание поэта. Предвидя, что его стихи когда-нибудь станут достоянием русской литературы, и время их «сгребет в ненужный ком», Есенин в качестве надгробной эпитафии просит для себя: «Скажите так… что роща золотая отговорила милым языком».

Звучит романс «Отговорила роща золотая» в исполнении Е.В.Палёной.

Ведущий 2:

- К слову, на могиле Есенина, который скончался через год после создания стихотворения «Отговорила роща золотая» и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве, вообще нет никаких эпитафий. Объясняется это тем, что друзья и близкие поэта посчитали – Сергей Есенин все сказал в своих стихах, и этого вполне достаточно, чтобы после смерти он был признан «златокудрым гением» русской литературы.

И сегодня, спустя 120 лет со дня рождения великого поэта, мы читаем Есенина и с трепетом вслушиваемся в музыку его стихов.

Ведущий 1:

- Мы надеемся, что после сегодняшней поэтической встречи вы стали немного ближе к музыке его пленительных стихов. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная "Пушкин и музыка"

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, эпиграф «Слыхали ль вы певца любви, певца печали?». На столиках – цветы. Подсвечники с зажжёнными свечами, портреты Анны Керн, Аннет Олениной, Натали Гончаровой. По...

Литературно-музыкальная гостинная "В мире музыки"

Оформление кабинета. Кабинет музыки украшен. В нем много живых цветов. На классной доске  портреты композиторов: Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Ван Бетховена, Ми...

Литературно-музыкальная композиция "Мы были музыкой во льду...", посвященная творчеству М.И.Цветаевой и Б.Л.Пастернака

Данный материал будет интересен для проведения внеклассного мероприятия в старших классах. Сценарий содержит письма и документы дочери М.Цветаевой Ариадны Эфрон....

Литературно-музыкальная гостиная "Пушкин и музыка"

Литературно-музыкальная гостиная...

Методическая разработка: Литературно-музыкальная гостиная, посвященная Всемирному Дню Поэзии "Стихи растут, как звезды и как розы..."

На творческом мероприятии «Стихи растут, как звёзды и как розы…» в формате литературно-музыкальной гостиной преподаватели литературы Бушман Елена Анатольевна и Жданов...

«С ним неразрывна нелегкая наша судьба…» Литературно-музыкальная композиция о Санкт-Петербурге по стихам и песням А.Городницкого.

laquo;С ним неразрывна нелегкая наша судьба…» Литературно-музыкальная композиция о Санкт-Петербурге  по стихам и песням А.Городницкого. Посвящается 90-летию Александра Городницкого...