Литературно-музыкальная гостиная "Пушкин и музыка"
классный час по литературе на тему

Савельева Елена Максимовна

Литературно-музыкальная гостиная

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin_i_muzyka.docx31.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

« Пушкин  и  музыка »

(Литературно - музыкальная  гостиная)

Его  стихов  пленительная  сладость

Пройдет  веков  завистливую  даль.

       А. С. Пушкин

Чем  лучше мы  знаем  Пушкина,

тем  глубже  и  точнее  понимаем

смысл  его  творений.

        Н.Раевский


                                  Ход урока

( Сцена. Окно с ночным видом, шторы, круглый столик с подсвечником для ведущих; столик с подсвечником и книгами для Пушкина; портреты Пушкина работы Кипренского и Тропинина, портреты современников поэта, цветы, фортепьяно. Гостиная (у сцены): 2 столика, подсвечники, 2 дивана, 4 кресла, стулья.)

Хозяйка  гостиной:  «Здравствуй  племя  молодое, незнакомое»- как удивительно просто обратился Пушкин к нам сквозь столетия. И  мы  отвечаем  ему: «Здравствуй Пушкин!»  Вот уже 200 лет исполняется  со дня его рождения, а мы беседуем с ним как с живым. Музыкальны и певучи его поэтические строки, и так близки они многим поколениям. Пушкин живет и в музыке. Свыше 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина! Более 500 произведений поэта легли в основу 3000 музыкальных произведений.  Это  оперы, балеты, кантаты, оратории, симфонические и камерно - инструментальные произведения, 2000 романсов, наконец, музыка к фильмам и спектаклям, теле- и радиопередачам.

     В нашей гостиной мы еще раз прикоснемся к пленительным пушкинским строкам, послушаем музыку Глинки, Чайковского, Свиридова, Римского - Корсакова, Алябьева, Шуссера и других композиторов.

     Творчество Пушкина неисчерпаемо. В течение часа мы сможем проиллюстрировать только несколько эпизодов из произведений Пушкина, положенных на музыку разными композиторами. Добро пожаловать, дорогие гости в нашу гостиную!

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Вступление» к опере «Евгений Онегин». На фоне музыки звучит вступление. Ведущие в гостиной.)

1 ведущая:    

У черной речки, возле леса,

В дымящемся туманами логу,

Еще чернеет пистолет  Дантеса

На окровавленном снегу.

                                                                              (Боков)

2 ведущая:  Двадцать седьмого января  (восьмого февраля) 1837 года в городе Петербурге на Черной речке состоялась дуэль А.С. Пушкина с французским подданным  Дантесом, который находился в России на царской службе.  Прогремел роковой выстрел, и поэт был  смертельно ранен. После двух  суток нестерпимых  мучений двадцать девятого января (десятого февраля) он умер.

1 ведущая:    

 В тот день оборвалась такая песня,

 Какой никто не может повторить.

                                                                               ( Боков)

2 ведущая:  «Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща! Пушкин! Наш поэт! Наша радость! Наша народная слава! Неужели, в самом деле, нет уже у нас Пушкина?! К этой мысли нельзя привыкнуть» - написал В.Ф. Одоевский в день смерти Пушкина.

(Музыка закончилась)

1 ведущая:

                                         Он жив! У всех душа нетленна,

                                         Но он особенно живёт!

                                     …Он жрец и он весёлый малый,

                                         Пророк и страстный человек,

                                         Но в смене чувства небывалой

                                         К одной черте направлен бег,

                                         Москва и лик Петра победный,

                                         Деревня, Моцарт и Жуан,

                                         И мрачный Герман, Всадник Медный,

                                         И наше солнце, наш туман!

                                         Романтик, классик, старый, новый!

                                         Он - Пушкин и бессмертен он!

                                                           ( Кузьмин)

2 ведущая:                     Лишь он один из всех живущих

                                         Не стал, скончавшись, мертвецом,

                                         Он вечно жив во всех поющих,

                                         И смерть здесь не звучит концом.

        (Северянин)

(На сцену поднимаются участники 1-й новеллы “Пушкин- лицеист”. 2 ведущих в белых длинных платьях, 3 лицеиста, пара, исполняющая менуэт, ученица, исполняющая романс, юный Пушкин.

В это время звучит музыка «Певец» - романс Рубинштейна. 1 куплет.)

(Хозяйка гостиной подходит к столикам с предложением ответить на вопросы.)

Хозяйка  гостиной: В нашей гостиной вы видите портреты Пушкина. Не могли бы вы сказать, кем созданы они и о каком портрете Пушкина сказано:

«Себя, как в зеркале я вижу.

Но это зеркало мне льстит»?

Ответ 1-го ученика: Наиболее известные прижизненные портреты А. Пушкина написаны В. Тропининым и О. Кипренским.

Ответ 2-го ученика:  Тропинин написал портрет Пушкина для подарка господину Соболевскому. Соболевский хотел иметь портрет Пушкина домашнего, обыкновенного… Этот портрет написан по его - Пушкина - собственному желанию. Пушкин хочет предстать на портрете перед другом в халате. Халат здесь как признак независимости!

Перед камином надевая

Демократический халат,

Спасенья чашу наполняли

Спасенья мёрзлою струёй,

И за здоровье тех и той

До дна, до капли выпивали.

Ответ 3-го ученика:   В 1827 году Кипренский создал портрет Пушкина по заказу Дельвига, близкого друга поэта. Дельвиг, заказывая портрет Пушкина для себя, помнит, что вся Россия любит Пушкина, верит ему. Заказанный портрет - это портрет Поэта, и Гражданина, на которого устремлены глаза России.  Пушкин изображён в сюртуке, с клетчатым пледом, перекинутым через плечо. Взгляд его обращён вдаль. Чтобы усилить мотив творческого вдохновения, Дельвиг попросил художника поместить на заднем плане фигуру Музы с лирой в руке. Кипренский, окончив портрет, скажет, что изобразил Гения Поэзии. Сам Пушкин высоко оценил эту работу Кипренского. Вероятно, она вдохновила его на создание стихотворения «Живописец».

Любимец моды легкокрылой

Хоть не британец, не француз…

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз -

И я смеюся над могилой

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

     Попробуем перенестись во времени, приблизиться к эпохе Пушкина, к эпохе, воссозданной Пушкиным. На несколько минут посетим лицей.

(На сцене 2 ведущих за столиком. За другим столиком Пушкин пишет.)

1 ведущая:

(Читает эпиграф)

«Он пел любовь, но был печален глас.

Увы, он знал любви одну лишь муку»

                                         В. Жуковский

2 ведущая:  В жизнь юного лицеиста вошла любовь. На одном из балов в лицее Пушкин был поражён красотой сестры своего товарища, Екатерины Бакуниной.

    «Прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение  произвели всеобщий восторг всей лицейской молодёжи».

Пушкин:

Златые крылья развивая

Волшебной нежной красотой

Любовь явилась молодая

И полетела предо мной.

(Ученик и ученица исполняют менуэт.)

Пушкин:

(Пишет).

      29 января, 1815 года, лицей. Я счастлив был!… нет, нет, я не был счастлив; по утру я мучился ожиданием, с волнением смотрел на дорогу. Я не видел её 18 часов - ах! Какое положенье, какая мука!

И где веселья быстрый день?

промчался  летом сновиденья.

Увяла прелесть наслажденья,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!…

(К Пушкину приходит 2 лицеиста с гитарой, садятся, играют.)

1 ведущая: Пущин, Пушкин, Малиновский  «…впервой все трое полюбили, наперсники, товарищи проказ…». О любви все давно пишут, толкуют, хвастают, мечтают.

(Романс Настеньки из кинофильма “ О бедном гусаре замолвите слово” исполняет ученица.)

Пушкин:

Вчера за чашей пугливою

С гусаром я сидел.

И молча с мрачною душою

На дальний путь глядел,

«Скажи, что смотришь на дорогу ? -

Мой храбрый вопросил.

Ещё по ней ты, слава богу,

Друзей не проводил».

К груди, поникнув головою,

Я скоро прошептал:

«Гусар, уж нет её со мною!…»

Вздохнул и замолчал.

«Дитя, ты плачешь о девице,

Стыдись!»- он закричал.

«Оставь, гусар… Ох! Сердцу больно.

Ты, знать, не горевал.

Увы, одной слезы довольно, чтоб отравить бокал!»

2 ведущая:  Это стихотворение «Слеза», как и другое «К живописцу» положил на музыку Миша Яковлев. И, собираясь по вечерам в лицейском зале, воспитанники пели их под гитару.

 

1 ведущая:  Стихотворение «Певец» вдохновляло многих композиторов. И скоро появился ряд романсов  Титова, Верстовского, Рубинштейна, Чайковского, Соколова.

(Звучит романс «Певец» Рубинштейна, 2 куплет.)

(Исполнители уходит со сцены, занимают место за своими столиками. На сцену поднимаются  участники 2 новеллы «Пушкин в Каменке», 2 ведущие в белых платьях из старших классов, роль Пушкина исполняет другой ученик. В это время)

   

Хозяйка  гостиной: Ребята, чей романс прозвучал?

Ответ  ученика: Романс Рубинштейна, на стихотворение А.С. Пушкина «Певец».

Хозяйка  гостиной:  А теперь перенесемся на некоторое время в Каменку, на Украину вместе с другой группой ребят.

 

(Звучит музыка Чайковского «Полонез» из оперы «Евгений Онегин». Ведущие читают на фоне музыки.)

1 ведущая:  

      «Смерть не есть смерть, если память живет среди живых».

                                                                               П.И. Чайковский.

2 ведущая:  

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Что в свой жестокий век прославил я свободу

И милость к падшим призывал.»              

                                       А.С. Пушкин

(Музыка закончилась.)

1 ведущая:  Они оба принадлежали России и всему миру. Но на это короткое время, о котором мы будем сегодня говорить, их объединила Украина.

 

2 ведущая:   Это было в Каменке, на Черкащине…

1 ведущая: В доме до сих пор есть гостиная Пушкина и рабочий стол Чайковского.

 

2 ведущая:   Когда-то звучала музыка, рождались искрометные экспромты, провозглашались здравицы в честь свободы.

(Звучит вальс из 2 действия оперы Чайковского «Евгений Онегин».)

(Гостиная заполняется народом: Пушкин, 3-4 декабриста, гусары.)

Пушкин: Уж более полугода я вижу не одну лишь Мойку да Невский с адмиралтейским шпилем вдалеке… Передо мной Россия!

1 декабрист:   Для тебя там, в Петербурге империю заслонял император. Какой же ты видишь теперь страну, Пушкин?

Пушкин:  Необъятной!

 

2 декабрист:   Огромнее России ничего нет в мире.

Пушкин:  Многоязыкая, она пленяет мое сердце.

(Декабристы вносят чашу со жженкой.)    

1 декабрист:  Господа, жженка! Предлагаю наш главный тост: «За нее!»

Декабристы:  

(Хором) 

    Да здравствует она!

(Шепотом)

     Свобода!

     

Пушкин:

Питомцы ветреной судьбы,

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Глинка:

О Пушкин, Пушкин! Кто тебя

Учил пленять в стихах чудесных?

Какой из жителей небесных,

Тебя младенцем возлюбя,

Лелеял, баял в колыбели?..

 

Якушкин:

Судьбы и времени седого

Не бойся, молодой певец!

Следы исчезнут поколений,

Но жив талант, бессмертный гений!

(Пушкин и декабристы уходят. Появляется Чайковский.)

(Звучит музыка из оперы Чайковского «Евгений Онегин», «Вступление»)

Чайковский:  Украина была для меня целым открытием. Я жил в доме, овеянном легендами. Каменка - это имение декабриста Давыдова. Моя сестрица Анна вышла замуж за младшего сына Давыдовых. Да, здесь в Каменке, проходил тайный съезд членов Южного общества. И здесь был Пушкин.

(Музыка закончилась.)

(Чайковский садится за фортепиано, играет, пишет.)

1 ведущая: В Каменке, казалось, навсегда переплелись судьбы Пушкина и Чайковского.

2 ведущая: Чайковский вновь и вновь обращался к Пушкину.

1 ведущая: В саду был грот, где (по преданию) Пушкин замыслил своего «Онегина».

2 ведущая: Теперь в этом гроте Чайковский  писал свою оперу «Евгений Онегин». Стихи Пушкина свободно ложились  на музыку.

(Звучит музыка из оперы Чайковского «Евгений Онегин», «Хор девушек»)

(Выходят две девушки (Ольга и Татьяна) в длинных белых платьях на фоне вступления  из «Хора девушек» читают)

Ольга:

Слыхали ль вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали?

Когда поля в час утренний молчали,

Свирели звук, унылый и простой,

Слыхали ль вы?

Татьяна:

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас

Певца любви, певца печали?

Когда в лесах вы юношу видали,

Встречая взор его потухших глаз,

Вздохнули ль вы?

        

(Музыка - «Хор девушек»- звучит громко. 1 куплет)

1 ведущая: Прошло время. Петр Ильич Чайковский в Киеве, в Лавре возле могилы Искры и Кочубея. Душу не покидает грусть. Хочется остаться наедине с Пушкиным.

2 ведущая: Пушкин - не тот радостный, дерзкий и лукавый, каким он был в Каменке, а Пушкин - историк Украины с её светлыми, радостными и тёмными, трагическими страницами, каким он был во время создания поэмы «Полтава», теперь был с ним.

Чтец:

     (В гостиной). 

Украина глухо волновалась,

Давно в ней искра разгоралась,

Друзья кровавой старины

Народной чаяли войны,

Роптали, требуя кичливо

Чтоб гетман узы их расторг,

И Карла ждал нетерпеливо

Их легкомысленный восторг.

Вокруг Мазепы раздавался

Мятежный крик: «Пора! Пора!»

Но старый гетман оставался

Послушным подданным Петра…

Чайковский: Оперу «Мазепа» по поэме Пушкина «Полтава» я начал создавать со сцены признания в любви старого гетмана  Мазепы юной дочери Кочубея, потому что вся история ничего не значила перед лицом любви. Мне казалось, что я знал самого Мазепу и красавицу Марию. И с Пушкиным обсуждал его поэму. А однажды даже поспорил с ним. О чем? О времени года.

Пушкин:

Меж нами все рождало споры

И к размышлению влекло:

Племен минувших договоры,

Плоды  наук, добро и зло…

Чайковский: Я знаю, Пушкин, вы любите осень.

Пушкин:

Из годовых времен

Я рад лишь ей одной

В ней много доброго.

Чайковский: Я знаю это и потому в цикле «Времена года» написал для вас «Осень» - «Ноябрь».

(Звучит отрывок из произведения «Осень» - «Ноябрь». Исполняет Чайковский)

Чайковский: Вы любите осень, а я весну. Ведь весна - это рассвет. А что может быть прекраснее скромного снежно-белого подснежника или моего любимого цветка ландыша.  Никогда бы не рискнул признаться в том, что я  даже написал о ландыше стихи.

В чем тайна чар твоих?

Не знаю. Но меня твое благоуханье

Как винная струя и греет и пьянит.

И как огонь любви питает жар ланит.

И счастлив я, пока цветешь ты, ландыш скромный.

Пушкин: Ну что ж, стихи и музыка так близки друг к другу, слова уложились в форму стиха и уже перестали быть просто словами.

Чайковский: Браво, Пушкин! Как жаль, что мы с вами все же не встречались. Мне бы так хотелось знать ваше мнение о моем «Онегине», «Мазепе», об украинских симфониях - обо всем , что дала мне и вам Украина.

Хозяйка гостиной: Побывав в Каменке, мы с вами слушали музыку из оперы «Евгений Онегин» композитора Чайковского. Звучали полонез, вальс, хор девушек, вступление. Посетим  Михайловское.

(За то время, пока хозяйка гостиной говорила, участники 2 новеллы заняли место в гостиной, а на сцену поднялись участники 3 новеллы «Пушкин в Михайловском».)

(Исполнители инсценировок «Пушкин и няня», «Сказка о царе Салтане», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», исполнители романса.)

(Звучит музыка Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане», «Три чуда».)

(На сцене няня накрывает скатертью стол, ставит самовар, вяжет у стола. Пушкин в домашнем халате пишет.)

Няня: Голубчик мой, ты опять в воскресенье ходил в Святогорский монастырь? Опять одевал крестьянскую рубаху  и пел на церковной паперти вместе со слепыми нищими.

Пушкин: Да, нянюшка. Видела бы ты, как удивлены, даже обижены были наши соседи. Разряженные по-праздничному, они приехали со с своей семьей в церковь.

(Пушкин пишет и читает.)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как  зверь, она завоет,

То заплачет как дитя…

(Исполняется романс «Зимний вечер».)

Пушкин:

Спой мне песню:

Как синица тихо за морем жила,

Спой мне песню,

Как девица за водой поутру шла.

Няня:  Ладно уж. Слушай. Три девицы под окном пряли поздно вечерком…

Пушкин:   Что за прелесть эти сказки!

(Звучит музыка Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане», «Три чуда».)

(На сцене появляются царь, 2 гостя купца, баба Бабариха, ткачиха и повариха.)

Царь Салтан:

Ой, вы гости - господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

Корабельщики:

(Говорят попеременно.)

Мы объехали весь свет:

За морем житье не худо,

В свете вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не  жилой;

Он лежал пустой равниной;

Рос на нем дубок единый;

А теперь стоит на нем

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

И сидит на нем Гвидон;

Он прислал тебе поклон.

Царь Салтан:

Коль жив я буду,

Чудный остров навещу,

У Гвидона погощу.

Бабариха, ткачиха, и повариха:

(Злятся. Говорят попеременно.)

Уж диковинка, ну право,

Город у моря стоит!

Знайте, вот, что не безделка:

Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

И орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.

(Звучит музыка Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане», «Полет шмеля». Бабариха, ткачиха гоняют комара, повариха держится за нос.)

Повариха:

Распроклятая ты мошка!

Мы тебя!…

(Музыка стихает, все удаляются со сцены.)

1 ведущая: Слух Пушкина был чуток и  к песням других народов. Так, в «Кавказском пленнике» мы слышали черкесскую  песню, в «Бахчисарайском фонтане» - татарскую, обе стилизации под фольклор.

Чтец:

(В гостиной)

В реке бежит гремучий вал;

В горах безмолвие ночное,

Казак усталый задремал,

Склонясь на копие стальное.

Не спи, казак, во тьме ночной

Чеченец ходит за рекой.

Казак плывет на челноке,

На берегу заветных вод

Цветут богатые станицы;

Веселый пляшет хоровод.

Бегите, русские девицы,

Спешите, красные, домой;

Чеченец ходит за рекой.

(На сцене появляется «Фонтан слез»)

(Звучит музыка Равеля «Болеро». На сцену выбегают наложницы хана, выносят подушки. Хан садится. Мария стоит у окна.)

1 чтец:

Дарует небо человеку

Замену слез и частных бед:

Блажен факир, узревший Мекку,

На старости печальных лет.

Но тот блаженный, о Зарема,

Кто мир и негу возлюбя,

Как розу в тишине гарема

Лелеет, милая, тебя.

2 чтец:

Увы! Дворец Бахчисарая

Скрывает юную княжну.

В неволе тихой увядая,

Мария плачет и грустит,

Гирей несчастную щадит.

Мария:

Что ждет ее? Ужели ей

Остаток  горьких юных дней

Провесть наложницей презренной?

О боже!

(Хан знаком повелевает наложницам. Под татарскую мелодию наложницы исполняют восточный танец. Знаком хан прерывает танец. Наложницы убегают. Мария уходит, хан тоже.)

3 чтец:

Опустошив огнем войны,

Кавказу близкие страны

И селы мирные Росси,

В Тавриду возвратился хан

И в память горестной Марии

Воздвигнул мраморный фонтан,

В углу дворца уединенный.

Хан:

Журчит во мраморе вода

И  каплет хладными слезами,

Не замолкая никогда, …

Младые девы в той стране

Преданье старины узнали,

И мрачный памятник оне

Фонтаном слез именовали.

Пушкин:

(Держит в руках 2 розы.)

Покинув север наконец,

Пиры надолго забывая,

Я посетил Бахчисарая

В забвенье дремлющий дворец.

(Подносит к фонтану розы.)

Фонтан любви, фонтан живой,

Принес я в дар тебе две розы;

Люблю немолчаливый говор твой

И поэтические слезы.

(Звучит «Болеро» Равеля. Фонтан убирается. Наложницы убирают подушки.)

(Звучит музыка Свиридова к фильму по повести Пушкина «Метель». Вальс ученица исполняет на фортепиано.)

1 ведущая: Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней Анной Керн  в доме президента академии художеств Оленина. «Позволительно ли быть до того прелестною?!»   - воскликнул он, увидев  юную жену 52-летнего генерала Керна.

(Звучит «Вальс» Свиридова.)

(Девочки исполняют танец.)

 

2 ведущая: Прошло шесть лет, Пушкин в Михайловском. В июне 1825 года Анна Керн неожиданно приехала в Тригорское к своей тетке Осиповой. Однажды явился Пушкин с большой черной книгою…

Вскоре мы уселись вокруг него и он нам прочитал «Цыган»…

(Звучит романс Шуссера «Не спрашивай» на стихи Пушкина в исполнении Сличенко, 1 куплет.)

(На сцене появляется цыган, Алеко, Земфира, костер.)

Земфира:

(Поет.)

Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня.

Я тверда, не боюсь

Ни ножа, ни огня.

Ненавижу тебя,

Презираю тебя,

Я другого люблю,

Умираю любя.

Алеко:

Молчи.  Мне пение надоело.

Я диких песен не люблю.

Земфира:

Не любишь? Мне какое дело!

Я песни для себя пою,

Режь меня, жги меня,

Не скажу ничего,

Старый муж, грозный муж,

Не узнаешь его.

Он свежее весны,

Жарче летнего дня;

Как он молод и смел!

Как он любит меня!..

Алеко: Молчи, Земфира, я доволен…

Земфира: Так понял песню ты мою?

Алеко: Земфира!…

Земфира:

Ты сердится волен,

Я песню про тебя пою.

(Земфира уходит и поет: «Старый муж…»)

(Тихо звучит цыганская народная мелодия «Малярка».)

Старик:

(На фоне музыки)

Так помню, помню: песня эта

Во время наше сложена.

Уже давно в забаву света

Поется меж  людьми она.

Кочуя по степям Кагула,

Ее, бывало, в зимнюю ночь

Моя певала Мариула,

Перед огнем, качая дочь.

(Уходят старик и Алеко.)

(Музыка звучит громко.)

1 ведущая: Пушкин заканчивает чтение «Цыган». «Я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу» - вспоминает Анна Керн.

2 ведущая: В день отъезда Анны Петровны Керн Пушкин подарил ей главу (отпечатанную) «Евгения Онегина». В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.

Пушкин:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

(Звучит романс Глинки «Я помню чудное мгновенье». Последний куплет.)

 1 ведущая: Прошло почти 15 лет. В марте 1839 года композитор М.И. Глинка, навещая свою сестру Марию Ивановну Ступееву в Смольном монастыре, встретил молодую девушку. Это была дочь  Анны Петровны Керн - Екатерина Ермолаевна. С этой встречи  началось его увлечение  Екатериной Ермолевной. Однажды композитор обратился к Анне Петровне Керн  и попросил текст стихотворения Пушкина, посвященного  ей. Он написал романс «Я помню чудное мгновенье».

(Исполняется романс Глинки «Я помню чудное мгновенье».)

(Ведущие, которые начинали, открывали композицию, читают на фоне музыки. Звучит музыка к фильму «Метель».)

 1 ведущая:

Бессмертен  тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменила,

Кто волновать умел сердца

И в них будить волнение к идеалу.

 

 2 ведущая: Идут года, идут столетья, сменяются поколения за поколениями, многое уходит в вечность, но пленительное обаяние стихов Пушкина вечно, как сама жизнь, как истина, как любовь.

(Музыка звучит громче, через 1-2 минуты звучит тихо.)

Хозяйка гостиной:   На этом, ребята, мы расстаемся.  Спасибо за то, что дали нам возможность поближе прикоснуться к Пушкину, за то, что попытались оживить маленькие эпизоды из жизни и творчества Пушкина в Царском Селе, в Каменке, в Михайловском. Я надеюсь, что Пушкин нам стал еще ближе и дороже, еще роднее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная гостиная «А.Дементьев: «Я последний романтик ушедшего века…», разработанная учителем русского языка МАОУ гимназия г. Белореченска Бондаревой Н.В. и учителем музыки МАОУ гимназия Джемилевой С.А.

Презентация посвящена поэту Андрею Дементьеву. В этом мероприятии участвуют и учащиеся старших классов и народный ансамбль академического пения "Элегия". В литературно-музыкальной гостиной звучат лучш...

"Есенин и музыка". Литературно-музыкальная композиция

Разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9-11 классов. В ходе литературно-музыкальной композиции учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством С. Есенина, развивают чувство прекрасн...

Литературно-музыкальная гостиная "Пушкин и музыка"

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, эпиграф «Слыхали ль вы певца любви, певца печали?». На столиках – цветы. Подсвечники с зажжёнными свечами, портреты Анны Керн, Аннет Олениной, Натали Гончаровой. По...

Литературно-музыкальная гостинная "В мире музыки"

Оформление кабинета. Кабинет музыки украшен. В нем много живых цветов. На классной доске  портреты композиторов: Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига Ван Бетховена, Ми...

Литературно-музыкальная композиция "И льётся музыка есенинских стихов..."

Данная композиция представлялась на конкурс "Литературный венок России"...

Литературно-музыкальная композиция "Мы были музыкой во льду...", посвященная творчеству М.И.Цветаевой и Б.Л.Пастернака

Данный материал будет интересен для проведения внеклассного мероприятия в старших классах. Сценарий содержит письма и документы дочери М.Цветаевой Ариадны Эфрон....