Рабочая программа 7 класс Т.И. Науменко, В.В. Алеев
рабочая программа по музыке на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.), планируемых результатов основного общего образования с учётом возможностей учебно-методической системы «Вертикаль», с опорой на рекомендованную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2010. - 58, [6] с.), рабочую программу для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2013).
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Приказ МОиН Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;
Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Рабочая программа имеет целью:
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира.
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;
- инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;
- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
-применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- стилевой подход;
- системный подход.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (сказки А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, стихотворения Н. Заболоцкого, С. Есенина, А. Блока, М. Волошина, Ф. Тютчева);
- изобразительным искусством (репродукции картин русских и зарубежных художников, памятники архитектуры);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – К. Дебюсси «Сирены», К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой (знакомство с главнейшими культурными эпохами – античность, средневековье, возрождение, классицизм, романтизм, музыка XX века);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»; умение задавать вопросы на конкретизацию, на логику рассуждения).
Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (3 часа), где учащиеся продолжают знакомство с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои творческие работы с применением ИК технологий (работа над данной темой была начата в 5-ом классе), за счёт сокращения следующих тем:
- Музыка объединяет людей (вместо 2 часов - 1 час);
- Соло и тутти (вместо 2 часов - 1 час);
- По законам красоты (вместо 2 часов - 1 час).
Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 6 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- творческая работа;
- музыкальная викторина;
-тест.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Музыкальный образ | 16 ч |
2. | Музыкальная драматургия | 19 ч |
|
| Итого: 35 ч |
На уроках музыкального воспитания в 7 классе школьники учатся слушать сложные музыкальные произведения, улавливать нюансы музыкального языка, способы выражения композиторского замысла. Учитель продолжает знакомить обучающихся с симфонической, камерной, хоровой музыкой, лирическими песнями, лучшими джазовыми произведениями, прививая художественно-эстетический вкус к музыкальной классике и произведениям современных композиторов.
Прослушивание музыки на уроках в 7 классе – это не только ознакомление с теми или иными музыкальными произведениями, но и серьёзный разговор о проблемах музыкального искусства, где учитель высказывает подкреплённую вескими аргументами свою точку зрения, не навязывая своего мнения детям, а принимая их в качестве равноправных собеседников. Но одновременно он учит понимать идейный замысел музыкального сочинения и роль музыкального искусства в нравственном воспитании человека, всестороннем развитии личности, вводит своих учеников в сложный мир музыки, звуков и танца.
В 7 классе основными темами являются – «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». Материал выстроен от простого к сложному, начиная с определения музыкального образа («Музыкальный образ России») к постепенному анализу образов огромного внутреннего содержания («Образы войны», «Образы выдающихся личностей – И.Сусанина, М.Кутузова» и т.д.).
На конкретных музыкальных произведениях подробно доказывается взаимосвязь содержания и формы в музыке для воплощения художественного замысла композитора.
Для того чтобы помочь школьникам в освоении той или иной темы, в уроки включены проблемно-творческие задания, например, выбрать из двух стихотворений наиболее подходящее к прозвучавшим фрагментам. Предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению), кроссворды, построение формы произведения и т.п.
Так, наблюдая за жизнью одного самостоятельного образа, мы приходим к наблюдению за жизнью нескольких музыкальных образов в одном произведении, то есть к музыкальной драматургии. Подчёркиваем то, что законы развития музыки по существу близки законам развития жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 7 класс Науменко, Алеев | 154.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.), планируемых результатов основного общего образования с учётом возможностей учебно-методической системы «Вертикаль», с опорой на рекомендованную Министерством образования Российской Федерации программу для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2010. - 58, [6] с.), рабочую программу для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2013).
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
• Приказ МОиН Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год»;
Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Рабочая программа имеет целью:
- формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры;
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Рабочая программа способствует решению следующих задач:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Ценностные ориентиры содержания программы заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
В данной программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, оптимизм в восприятии мира.
- самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
- совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
- саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
- развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
- приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
- стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию особенностей их музыкального языка;
- формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
- расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
- идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией;
- инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет;
- самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача;
- ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию;
- развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
-применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета;
- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ;
- осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие:
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- стилевой подход;
- системный подход.
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с:
- литературой (сказки А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, стихотворения Н. Заболоцкого, С. Есенина, А. Блока, М. Волошина, Ф. Тютчева);
- изобразительным искусством (репродукции картин русских и зарубежных художников, памятники архитектуры);
- историей (изучение древнегреческой мифологии – К. Дебюсси «Сирены», К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой (знакомство с главнейшими культурными эпохами – античность, средневековье, возрождение, классицизм, романтизм, музыка XX века);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»; умение задавать вопросы на конкретизацию, на логику рассуждения).
Новизна данной рабочей программы определяется тем, что в неё вводится тема «Искусство исполнительской интерпретации в музыке» (3 часа), где учащиеся продолжают знакомство с элементарными приёмами создания и аранжировки музыки для электронных инструментов и создают свои творческие работы с применением ИК технологий (работа над данной темой была начата в 5-ом классе), за счёт сокращения следующих тем:
- Музыка объединяет людей (вместо 2 часов - 1 час);
- Соло и тутти (вместо 2 часов - 1 час);
- По законам красоты (вместо 2 часов - 1 час).
Согласно Базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 6 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- творческая работа;
- музыкальная викторина;
-тест.
Содержание тем учебного курса
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Музыкальный образ | 16 ч |
2. | Музыкальная драматургия | 19 ч |
Итого: 35 ч |
На уроках музыкального воспитания в 7 классе школьники учатся слушать сложные музыкальные произведения, улавливать нюансы музыкального языка, способы выражения композиторского замысла. Учитель продолжает знакомить обучающихся с симфонической, камерной, хоровой музыкой, лирическими песнями, лучшими джазовыми произведениями, прививая художественно-эстетический вкус к музыкальной классике и произведениям современных композиторов.
Прослушивание музыки на уроках в 7 классе – это не только ознакомление с теми или иными музыкальными произведениями, но и серьёзный разговор о проблемах музыкального искусства, где учитель высказывает подкреплённую вескими аргументами свою точку зрения, не навязывая своего мнения детям, а принимая их в качестве равноправных собеседников. Но одновременно он учит понимать идейный замысел музыкального сочинения и роль музыкального искусства в нравственном воспитании человека, всестороннем развитии личности, вводит своих учеников в сложный мир музыки, звуков и танца.
В 7 классе основными темами являются – «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия». Материал выстроен от простого к сложному, начиная с определения музыкального образа («Музыкальный образ России») к постепенному анализу образов огромного внутреннего содержания («Образы войны», «Образы выдающихся личностей – И.Сусанина, М.Кутузова» и т.д.).
На конкретных музыкальных произведениях подробно доказывается взаимосвязь содержания и формы в музыке для воплощения художественного замысла композитора.
Для того чтобы помочь школьникам в освоении той или иной темы, в уроки включены проблемно-творческие задания, например, выбрать из двух стихотворений наиболее подходящее к прозвучавшим фрагментам. Предлагается ассоциативный ряд художественных произведений, созвучный данному фрагменту (произведению), кроссворды, построение формы произведения и т.п.
Так, наблюдая за жизнью одного самостоятельного образа, мы приходим к наблюдению за жизнью нескольких музыкальных образов в одном произведении, то есть к музыкальной драматургии. Подчёркиваем то, что законы развития музыки по существу близки законам развития жизни.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Цель урока | Дата | Домашнее задание |
1 четверть | |||||||
1 | Музыкальный образ | Музыкальный образ. Песенно-хоровой образ России РК Край, в котором ты живешь | 1 | Русская народная песня «Милый мой хоровод»; русская народная песня-пляска «Барыня»; В.Шаинский, сл. Е.Шевелевой «Уголок России». Региональный компонент. Башкирская народная песня «Косилка-молотилка». | Познакомить уч-ся с понятием «музыкальный образ»; через звучание на уроке музыки русских народных песен и танцев активизировать чувства сопереживания, любви к народной музыке своей страны | 01.09-05.09 | читать в тетради, разучивать песню |
2 | Образное богатство в музыке. Два вида музыкальной образности: тишина, неподвижность и покой; их воплощение | 1 | «Островок» С.Рахманинова; «Песня туристов» К Молчанова»; «Уголок России» В.Шаинского | Расширить представления уч-ся о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведения на примере романса «Островок» С.Рахманинова (одночастная форма) | 07.09-12.09 | Анализировать и сопоставлять пройденное на уроке | |
3 | Образы света, истины, битвы за жизнь на земле против войны | 1 | «Дороги», муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина; «До свидания, мальчики», сл. и муз. Б.Окуджавы | Доказать уч-ся на примере А.Новикова «Дороги», что музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий, а значит, иметь одну или несколько граней | 14.09-19.09 | Сочинить муз. кроссворд | |
4 | Образы борьбы и победы, бессмертия и непобедимости | 1 | «Ария Кутузова», «Вальс Наташи» из оперы «Война и мир» С.Прокофьева | Сформировать представления уч-ся о трёхчастной форме, преобладании крайних частей, утверждении образа первой части в третьей на примере эпизодов из оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева | 21.09-26.09 | Анализ стиля и музыкального языка | |
5 | Образы боевого духа, гнева и борьбы. Подвиг, воплощённый в музыке | 1 | «Симфония № 7» (часть 1, эпизод «Нашествие») Д.Д. Шостаковича; «Ария Сусанина» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» | Помочь уч-ся осознать значение ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка | 28.09-03.10 | Учить песни, пересказ | |
6 | Музыка может выражать, изображать, рассказывать. Драматический образ | 1 | «Лесной царь» Ф.Шуберта | Формировать у уч-ся эмоционально осознанное восприятие музыкального образа | 05.10-10.10 | Сбор материала в портфолио по теме урока | |
7 | Сюжеты и образы духовной музыки РК Образ Салавата Юлаева в профессиональной музыке России и Башкортостана | 1 | И.С. Бах «Шутка» из Сюиты №2, фуга №2 из ХТК Региональный компонент. Фортепианная пьеса «Салават Юлаев», Увертюра к опере «Салават Юлаев»(1 часть) | Учить уч-ся определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике и уметь отражать это в размышлениях о музыке | 12.10-17.10 | Восприятие её интонационно-образно выразительности | |
8 | Светская музыка. Камерная инструментальная музыка. Этюд | 1 | Ф. Шопен « Этюд №12», Ф. Лист этюд «Метель». Презентация . Видео | Формировать у уч-ся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли, которая, развиваясь в одночастной форме, создаёт единый музыкальный образ | 19.10-24.10 | Сравнение, сопоставление музыкального языка | |
9 | Образ великого пробуждения народов, героики и вдохновенной мысли | 1 | Л.Бетховен, «Симфония № 5», часть 3; увертюра «Эгмонт» | Показать уч-ся, как в музыке из нескольких образов рождается один – образ героя; содействовать воспитанию патриотизма, нравственности, любви к Родине; обеспечить в ходе урока повторение основных образов музыки на определённых произведениях | 26.10-30.10 | Музыкальная викторина | |
2 четверть | |||||||
10 | Целостность образа поэзии и жизни. Образ народного танца РК Танцы народов России и Башкортостана | 1 | М.Равель, «Болеро»; Л.Бетховен, «Песня Клерхен».Региональный компонент. Башкирский танец «Гюлбназира» | Показать уч-ся связь ритма с другими элементами музыкального языка | 05.11-07.11 | Конспект в тетради, слушание музыки | |
11 | Музыка отражает жизнь. Многокрасочные образы – сцены народной жизни | 1 | «Рапсодия № 2» Ф.Листа в фортепианном изложении | Расширить представление уч-ся о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания; познакомить с биографией Ф.Листа; дать определение понятию «рапсодия» | 09.11-14.11 | Учить новые понятия в муз. словаре | |
12 | Образ прославления молодых порывов: «и песней боремся за мир» | 1 | Песни А.Новикова «Дороги», «Баллада о солдате», «Гимн демократической молодёжи мира»; П.Сигер и В.Хара «Песня о молоте» | Воспитывать интернационализм, патриотизм, нравственность; развивать умения обобщать, сравнивать, анализировать; познакомить с биографией песни «Гимн демократической молодёжи», биографиями П.Сигера и В Хары | 16.11-21.11 | Читать в тетради Подготовиться к тесту | |
13 | Изобразительность в музыке. Романтичные образы | 1 | Ф.Шопен. Вальсы № 6,7 | Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ в различных произведениях; рассказать о романтизме в музыке | 23.11-28.11 | Сочинить муз. сказку | |
14 | Разнообразие музыкальных образов. Образ грусти РК З.Г.Исмагилов опера «Салават Юлаев» | 1 | Органная фуга ля-минор И.С.Баха, «Песня о Рождестве» Региональный компонент. Опера «Салават Юлаев»(фрагменты) | Уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма; развивать у уч-ся чувственное восприятие мира; дать понятия фуга, полифония,опера. | 30.11-05.12 | Анализ стиля и музыкального произведения | |
15 | Циклические формы инструментальной музыки «Кончерто Гроссо» А. Шнитке | 1 | Фрагменты «Кончерто Гроссо» а. Шнитке. Презентация . Видео. | Формировать у обуч-ся эмоционально осознанное восприятие музыкальнРКого образа | 07.12-12.12 | Сравнение и сопоставление, слушание музыки | |
16 | «Сюита в старинном стиле» А. Шнитке. Обобщение тем 1 полугодия. | 1 | Фрагменты произведений, звучавших на уроках. А. Шнитке «Сюита в старинном стиле | Обобщить представления уч-ся о разнообразии музыкальных образов и о музыкальном образе в целом | 14.12-19.12 | Повторение пройденных тем | |
3 четверть | |||||||
17 | Музыкальная драматургия | Проявление музыкального содержания в музыкальных образах; их возникновение. | 1 | «Песни наших отцов», муз. Я.Дубравина, сл. В.Суслова | Формировать представления уч-ся о музыкальной драматургии на примере «Песни наших отцов Я.Дубравина, сл. В.Суслова | 21.12-26.12 | Слушать и анализировать темы |
18 | Образное богатство – основа развития музыкального произведения. Сказочность в музыке | 1 | Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки | Формировать у уч-ся представления о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии | 28.12-16.01 | Обобщать и прослушивать темы | |
19 | Жизнь музыкальных образов РК Основные жанры башкирской народной музыки | 1 | Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.Региональный компонент. Узун-кюй, кыска-кюй, халмак-кюй | Обогатить представления уч-ся о музыкальной драматургии | 18.01-23.01 | Учить в тетради сюжет и темы | |
20 | Только музыка способна выразить невыразимое | 1 | «Сегодня умер Руставели» - фрагмент из оратории «По следам Руставели» О.Тактакишвили | Помочь уч-ся осознать суть музыкальной драматургии; показать, как музыка с её торжественной приподнятостью и тихой нежностью, с её зажигательными ритмами и убаюкивающими интонациями поддерживает и укрепляет человека, понимает и утешает его | 25.01-30.01 | Воспринимать и понимать музыкальные произведения | |
21 | Музыкальные драматические образы: столкновения, противоречия, конфликты | 1 | Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт»; песня «Звезды», сл. и муз. В.Высоцкого | Показать, каким образом в увертюре «Эгмонт» Л.Бетховена выражены основной конфликт и основная идея произведения | 01.02-06.02 | Анализ стиля. Конспект | |
22 | Воплощение большого жизненного содержания в эпических музыкальных образах; их сложность и многоплановость | 1 | Н.А.Римский-Корсаков, «Сеча при Керженце»; русская народная историческая песня «Песня про татарский полон» | Прочувствовать с уч-ся взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей | 08.02-13.02 | Сравнение и сопоставление музыкального языка | |
23 – 24 | Могучая красота и мужественная сила образов в одном произведении | 2 | Соната для виолончели Э.Грига, 1 часть | В процессе восприятия «Сонаты для виолончели» Э.Грига закрепить представления уч-ся о сонатной форме | 15.02-20.02 22.02- 27.02 | Слушать и анализировать темы… | |
25 | Сонатная форма РК Х.В. Ахметов Соната-фантазия | 1 | Л.Бетховен, увертюра «Эгмонт»; М.И.Глинка, увертюра «Руслан и Людмила»; М.Чюрлёнис, «Соната моря».Региональный компонент. Х.В. Ахметов «Соната-фантазия» | Закрепить у углубить у уч-ся понятие о сонатной форме как форме, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, больших идей, глубоких обобщений | 29.02-05.03 | Задания в тетради: сбор творческих работ портфолио по теме урока | |
26 | Противостояние музыкальных образов в одном произведении | 1 | С.С.Прокофьев, музыка к балету «Ромео и Джульетта» | Обогатить представления уч-ся о музыкальной драматургии; закрепить представления о сонатной форме | 07.03-12.03 | Закрепить знания по музыкальному словарю, учить песни | |
4 четверть | |||||||
27 | Соната. «Патетическая соната Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева | 1 | 1 часть сонаты №8 Л. Бетховена 1 часть сонаты №2 С. Прокофьева | Обогатить представления уч-ся о музыкальной драматургии; закрепить представления о сонатной форме | 14.03-19.03 | Конспект в тетрадь, учить песни | |
28 | Драматургия контрастных сопоставлений | 1 | Ф.Лист «Рапсодия № 2»; А.Эшпай «Венгерские напевы» | Показать уч-ся сопоставление образов в музыкальной драматургии; укрепить и расширить представление уч-ся о венгерской и советской музыке | 21.03-24.03 | Повторить термины | |
29 | Интонационное единство балета (оперы) РК Н.Сабитов балет «Гюльназира» | 1 | Фрагменты из балета «Золушка» С.Прокофьева. Региональный компонент. Н.Сабитов балет «Гюльназира» (фрагменты) | Определить драматургию балета «Золушка» С.С.Прокофьева; доказать совместно с уч-ся, что целостность балета достигается интонационным единством, пронизывающим весь спектакль | 04.04-09.04 | Прослушать темы и фрагменты | |
30 | Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии № 7» Д.Шостаковича | 1 | «Симфония № 7» Д.Шостаковича; песня «День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова; «Победа», муз. Л.Захлевного, сл. М.Ясеня | Подвести уч-ся к осознанию того, что средствами музыки можно передать глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей; раскрыть борьбу двух начал: добра и зла | 11.04-16.04 | Анализировать произведения в тетради | |
31 – 32 | «А значит, нам нужна одна Победа!» (уроки, посвящённые Дню Победы) | 2 | «Симфония № 7» Д.Шостаковича; песня «День Победы», муз. Д.Тухманова, сл. В. Харитонова; «Победа», муз. Л.Захлевного, сл. М.Ясеня | Показать уч-ся, как в произведениях искусства (музыке, литературе, живописи) изображена сила и мощь русского народа, победившего фашизм | 18.04-23.04 25.04-30.04 | Учить в тетради, доклад Повторение пройденных тем. Муз. Номеров, выучить песню. | |
33 – 34 | Жизненное содержание и форма музыкальных произведений РК «Курай, мой брат курай, напев волшебен твой» | 2 | «Симфония № 40» В.А. Моцарта; «Облака», сл. и муз. В.Егорова Региональный компонент. А.Сальманова «поэма о курае», Р.Хасанов. Балет «Легенда о курае» | Дать уч-ся понятие о симфонии как о музыкальной форме, об области её применения | 02.05-07.05 10.05-14.05 | Подготовиться к тесту, к музыкальной викторине Повторить пройденный материал за год | |
35 | Жизнь полонеза | 1 | Полонезы ля мажор, до минор Ф.Шопена и «Прощание с Родиной» М.Огинского | Закрепить с уч-ся и обобщить понятия «музыкальный образ», «музыкальная драматургия»; помочь уч-ся усвоить, что слушать крупные и сложные произведения надо с огромным вниманием | 16.05-21.05 | ||
36-37 | Резерв. Обобщающий урок. Презентация. | 23.05-31.05 |
Требования к результатам освоения программы и их примерная оценка
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/ Понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
-основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
-распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, её интонационно-образной выразительности , интуитивного и осознанного отклика на образно- эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать своё отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать(в прямой или косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая её конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Перечень основных знаний и умений учащихся
Обучающиеся должны знать:
- главные особенности содержания и формы музыки, осознание их органического взаимодействия;
- характерные черты музыкального образа в лирике, драме, эпосе;
- развитие музыкального образа;
- музыкальные формы;
- навыки вокально-хоровой деятельности.
Обучающиеся должны уметь:
-определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражении этого умения в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений;
- находить взаимодействие между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства, представленными в учебнике для 7 классов;
- различать художественно-выразительные особенности музыкальных форм (период, двухчастная форма, трёхчастная форма, рондо, вариации);
- проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение двухголосных произведений).
Перечень учебно – методического обеспечения
- Искусство. Музыка. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [текст]/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2013г. – 158, [2]с.: ил.
- Искусство. Музыка.7 кл. Дневник музыкальных размышлений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст]/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013г. – 79, [1]с.: ил., нот.
- Искусство. Музыка.7 класс. Нотное приложение к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст]/ сост. Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013г. – 207, [1]с.: нот.
- Искусство. Музыка. 7 класс. Аудиоприложение к учебнику mp3 [электронный ресурс]/ Т.И. Науменко, В.В. Алеев – ООО Дрофа, 2013.
- Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений [текст]/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2013г.
Список литературы
-Методические рекомендации для учителя . Т.И. Науменко, В.В. Алеев.М. «Дрофа» 2004г
-Воспитание музыкой. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарёва. М. «Просвещение» 1991г.
-Как рассказывать детям о музыке? Д.Б. Кабалевский. М. «Просвещение» 1989г.
-Серьёзная музыка в школе . К.П. Португалов. М. «Просвещение» 1980г.
-Музыкальное воспитание в школе. О.А. Апраксина. М. «Музыка»
-Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002г.
-Музыкальный словарь Римана.7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС»,2004г.
-Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства «Коминфо», 1999г.
-Музыка. Поурочные планы по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева. Волгоград 2008г. 6 класс.
- Смолина Е.А. Творческие приёмы и задания на уроках музыки.- Ярославль 2006г.
- Затямина Т.А. Современный урок музыки – М.: Глобус 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
тематическое планирование по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....
Программа по "Искусство.Музыка" 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС
Программа по " Искусство.Музыка." 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС...
Рабочая программа искусство музыка 5 класс Т.И.Науменко, В.В.Алеев
Рабочая программа искусство музыка 5-8 класс В.В.Алеев, Т.И.науменко ФГОС...
Рабочая программа по музыке 6 класс Т.И. Науменко, В.В. Алеев
Рабочая программа по музыке 6 класс...
Рабочая программа "Музыка. Искусство" 8 класс Т.И. Науменко В.В. Алеев
Программа отработанная, составлена в своответствии с федеральными законами, дополнена тематическим планированием...