Программа по "Искусство.Музыка" 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Программа по " Искусство.Музыка." 5 класс Т.Н. Науменко, В.В. Алеев ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист. Пояснительная записка.Общая характеристика предмета. | 265.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
села Большое Попово
Лебедянского муниципального района
Липецкой области
Согласовано Согласовано Утверждаю
Руководитель ШМО заместитель директора по УВР директор МБОУ СОШ
_______ МБОУ СОШ с. Большое Попово с. Большое Попово
Протокол № __от__2015г. ________Константинова Г.С. ________ Миляева И.А.
Приказ №__ от___2015г
Рабочая программа
по Искусство. Музыка
( базовый уровень)
5 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы
Протокол № ______от___________2015г.
Разработана учителем музыки
высшей кв. категории Лосихиной
Ольгой Алексеевной
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа «Искусство. Музыка» для 5 класса (Авторы: Т.И.Науменко В.В.Алеев (научный руководитель).), предназначена для общеобразовательных учреждений различно типа. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерных программ «Музыка» основного общего образования. Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1-4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала.
Содержание учебного материала ориентируется на систему основных понятий, относящихся к области «Искусство»: основы музыки (Истоки и природа музыкального искусства. Музыкальный фольклор. Народная и профессиональная музыка. Композитор — исполнитель — слушатель. Жизненное содержание музыкального искусства. Взаимодействие музыки с другими видами искусства (литература, театр, хореография, изобразительное искусство).
Закономерности музыкального искусства: Интонация. Музыкальная речь. Музыкальные и речевые интонации. Выразительность и изобразительность. Общее представление об основных средствах музыкальной выразительности. Мелодия. Ритм. Темп. Динамика. Тембр. Лад. Всеобщность музыкального языка. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. Развитие музыки. Основные приемы музыкального развития.
Виды музыки: Музыка вокальная и инструментальная. Музыка сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса и хоры. Музыкальные инструменты. Оркестр и его разновидности. Музыка симфоническая и театральная; вокально- инструментальная и камерно- инструментальная.
Жанры и формы музыки: Песня, романс. Многообразие музыкальных форм. Одночастные, двухчастные и трехчастные формы. Вариации. Рондо. Концерт. Сюита. Кантата. Сонатно-симфонический цикл. Опера. Балет. Симфония.
Музыкальная классика: Музыка различных исторических эпох. Духовная музыка. Западноевропейская музыкальная культура. Русская музыкальная культура. Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Национальные школы в музыкальном искусстве. Творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Цель программы Т. И. Науменко, В. В. Алеева (научный руководитель) «Искусство. Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Цель МОУ: Формирование компетентного гражданина России, способного к творческой самореализации в условиях развития современного общества.
Цель программы: Духовно – нравственное воспитание пятиклассников в процессе приобщения к народной и профессиональной музыкальной культуре.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения, проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- формировать музыкально-эстетическую культуру школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
- заложить систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Общая характеристика предмета
Настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально–эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководителем Д.Б.Кабалевским.
Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
В программе музыка рассматривается не только с точки зрения эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, раскрывая её во всем богатстве граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства.
Для программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Место предмета в учебном плане
Настоящая программа «Музыка 5 класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5-х классах 35 часов в год (1час в неделю). Количество часов в I четверти – 9; во II четверти – 7; в III четверти – 10; в IV четверти – 9;
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников: вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки; в школе – кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования, электронного музыкального творчества), студиями (музыкально-театральной) и другими творческими объединениями учащихся. Их работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. А также участием в Международных, Всероссийских, Региональных, городских олимпиадах, фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.
Предметные, личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
- иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;
- проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;
- знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
- применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;
- расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.
- находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;
- знать имена композиторов – К.Дебюсси и М.Равеля, а также некоторых художественных особенностей музыкального импрессионизма;
проявление навыки вокально–хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, пенть а capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание
Личностные результаты:
- целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
- развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.
Метапредметные результаты
Познавательные
Учащиеся научатся:
- анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
- оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Учащиеся получат возможность:
- участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности
- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
Содержание учебного предмета
Содержание 5 класса (тема года «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах – «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство».
Тематическое построение года соответственно предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи. Это такие музыкальные жанры, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет (раздел «Музыка и литература»), а также специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и другие (раздел «Музыка и изобразительное искусство»).
Междисциплинарные взаимодействия, заявленные в теме года, выходят далеко за пределы обозначенных видов искусства. Содержание учебного материала предусматривает изучение «музыки в единстве с тем, что ее рождает и окружает с жизнью, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она «призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь». Программа позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. В практике массового музыкального образования главным становится обращение учащихся к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, что позволит активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт учащихся, а также опыт музыкально - художественного творчества. В программу включены произведения оренбургских композиторов – песенников.
Столь обширные задачи предполагают постоянную координацию курса с другими предметами, изучаемыми в 5 классе:
- литературой («общепрограммные» литературные произведения и жанры–например, сказка Х.К.Андерсена, поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Вот север, тучи нагоняя…», «музыкальная басня–Г.Маляр. «Похвала знатока», общие для литературы и музыки понятия интонация, предложение, фраза);
- изобразительным искусством (жанровые разновидности–портрет, пейзаж; общие для живописи и музыки понятия– пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска и т.д.);
- историей (изучение древнегреческой мифологии–К.В. Глюк «Орфей»);
- мировой художественной культурой (особенности художественного направления «импрессионизм»);
- русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приема «описание» - описание романса К.Дебюсси «Оград бесконечный ряд»;
- природоведением (многократное акцентирование связи музыки с окружающим миром, природой).
Учебно-тематическое планирование
Раздел 1. Введение (4 часа);
Взаимосвязь музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Истоки и традиции взаимосвязи образных систем различных искусств. Связь музыки, изобразительного искусства и литературы.
Хоровое пение:
В. Алеев, стихи С Маршака. Гвоздь и подкова,
Г. Струве, стихи И. Исаковой . Музыка;
Е. Крылатов, стихи Ю.Энтина . Где музыка берет начало;
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Крылатые качели
Слушание музыки:
П. Чайковский. Октябрь;
Р. Шуман. Первая утрата;
Раздел 2. Музыка и литература (18 часов);
Что роднит музыку с литературой. Во все времена музыка училась у поэзии. Связь музыки и литературы. Песня – самый распространенный жанр музыкально – литературного творчества. Роль песни в жизни человека. Романс – лирическое стихотворение. Произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе литературных источников. Жанры вокальной и инструментальной музыки. Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов. История развития оперного искусства. Синтез искусств в опере. История развития балета. Музыка в театре, кино, на телевидение. Расширенное представление о жанре Мюзикл.
Хоровое пение:
Веселый мельник, Американская народная песня;
Веселый мельник, Украинская народная песня;
Веснянка. Украинская народная песня.;
М Глинка, стихи Н.Кукольника. Жаворонок;
М.Глинка, стихи С.Городецкого. хор Славься;
М. Яковлев, стихи А.Пушкина. Зимний вечер;
Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Крылатые качели.
Слушание музыки:
М. Глинка, стихи А.Пушкина. Я помню чудное мгновенье;
Ф. Шуберт,стихи В. Мюллера. В путь;
В. Моцарт, Симфония № 40;
М. Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская»;
«Ах ты степь широкая…р н п;
Ф.Мендельсон. Песня без слов №14. Фрагмент;
С. Рахманинов, стихи К. Бельмонт. Островок;
П. Чайковский.Отче наш;
Г. Свиридов. Поет зима;
М.Глинка.Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»;
М.Глинка. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя»;
Ф. Шопен. Мазурка ля-минор, соч. 17;
К. В. Глюк. Жалоба Эвридики. Из оперы «Орфей и Эвридика»;
Музыка и изобразительное искусство (13 часов)
Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Песенность, знаменный распев. Песнопение, пение акапелла. Солист. Орган. Исторические события, картины природы. Характеры и портреты людей в различных видах искусства.
Кантата, триптих. Музыкальные формы. Принцип контраста, повтор. Виды хоров. Мужские и женские голоса. Выразительность и изобразительность. Песня-плач. Протяжные песни. Можем ли мы услышать живопись.
Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Музыкальная живопись и живописная музыка. Мелодия, рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок.
Симфонический оркестр и симфоническая музыка. Группы инструментов оркестра. Тембры инструментов. Концертная симфония. Жанр Симфония. Инструментальный концерт. Скрипка соло. Каприс. Интерпритация. Ансамбль. Квинтете. Жанры музыки (сюита, прелюдия). Фреска, орнамент. Роль дирижера в прочтении музыкального произведения. Выдающиеся дирижеры.
Органная музыка. Католический собор. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония, фуга. Композиция. Форма. Живописная музыка, цветовая гамма. Звуковая палитра. Жанр Соната. Особенности импрессионизма. Стили живописи. Импрессионизм в музыке. Язык искусства. Джазовые ритмы. Жанры музыкального и изобразительного искусства.
Хоровое пение:
Г. Струве. Веселое эхо;
П.Чайковский, стихи Г. Иващенко. Неаполитанская песенка;
Ты река ли моя реченька. р н п;
В. Семенов. Звездная река;
Б. Окуджава. Пожелание друзьям;
В.Высоцкий. Песня о друге;
С. Никитин, стихи Ю. Мориц. Сказка по лесу идет
Слушание:
С.Прокофьев. Вариации Феи зимы. Из балета «Золущка»;
О.Лассо. Эхо;
М.Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов»;
М. Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки»;
П.Чайковский. Подснежник. Из фортепианного цикла «Времена года»;
М.Равель. Игра воды;
П.Чайковский. Па-де-де. Из балета «Щелкунчик»;
А.Бородин. Симфония № 2 «Богатырская»;
П. Чайковский. Концерт№1 для фортепиано с оркестром. 1 часть;
С.Рахманинов. Концерт №3
- С.Рахманинов. «Богородице, Дева, радуйся».
- Ф.Шуберт. «Аве, Мария».
- И.С.Бах, Ш.Гуно «Аве Мария».
- С.Рахманинов. «Весенние воды».
- С.Рахманинов. Прелюдии.
- С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский».
- Ф.Шуберт. Песни.
- Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром. В.Кикта.
- И.С.Бах. Чакона. Ария. Маленькая прелюдия и фуга.
- С.Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини.
- М.Чюрленис. Прелюдия «Море».
- К.Дебюсси. «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна».
- С.Прокофьев. Мимолетности.
- М.Мусоргский. «Рассвет на Москве-реке».
Календарно - тематическое планирование
5 класс (35ч)
Тема года «Музыка и другие виды искусства»
№ | Тема урока | результаты | дата | |||
предметные | личностные | метапредметные | По плану | фактическая | ||
1 | Музыка рассказывает обо всём (1ч) | Знать о роли музыки в жизни человека ; понятие искусства. Уметь исполнять произведения, петь легко и звонко, без форсирования вырабатывая певческий выдох. | Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке | Регулятивные: формирование умения формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: знать о роли музыки в жизни человека. Коммуникативные: умение слушать и слышать мнения других людей, способность излагать свои мысли о музыке. | ||
Древний союз(3ч) | ||||||
2 | Истоки (1ч) | Знать, что жизнь является источником вдохновения для музыканта (природа, храм, искусство, поэзия). Уметь пользоваться певческим голосом, петь в соответствии с образным строем хорового исполнения | формирование духовно-нравственных оснований. стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач. | . Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: наличие стремления находить продуктивные сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческий задач. | ||
3 | Искусство открывает мир (1ч) | Знать виды искусства; роль музыки в семье искусств. Уметь выразительно исполнять произведение, используя приобретенные вокально-хоровые навыки. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке | Регулятивные: умение формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные: проявление навыков вокально-хоровой деятельности, исполнение одноголосных произведений с недублирующим вокальную партию аккомпанементом. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач | ||
4 | Искусства различны, тема едина (1ч) | Знать основные темы в искусстве. Уметь приводить примеры тем природы, Родины, любви к музыке, литературе, живописи. | Личностные: совершенствование художественного вкуса | Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. Познавательные: самостоятельно ставить задачи, используя ИКТ решать их. Коммуникативные: проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями | ||
Музыка и литература Слово и музыка (3ч) | ||||||
5 | Два великих начала искусства (1ч) | Знать о неразрывной связи музыки и художественного слова. Уметь характеризовать сочетание формы, характера, содержания и средств выразительности в произведениях. Уметь находить взаимосвязь музыки и литературы (стихотворение А. Пушкина «Я помню чудное мгновение»). | Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира . | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи, контролировать и оценивать собственные учебные действия. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: понимать сходство и различие музыкальной речи. | ||
6 | «Стань музыкою слово!» (1ч) | Знать о различных жанрах вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке; применять полученные знания и вокально- хоровые навыки. | Личностные: мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей между литературой и музыкой. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями | ||
7 | Музыка «дружит» не только с поэзией (1ч) | Знать понятие «песни без слов». Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки; Правильно дышать при пении, образовывать и извлекать звук, петь естественным голосом (без форсирования), петь звонко в песне подвижного характера | Личностные: развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке, литературе, живописи. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. . Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. | ||
Песня (2ч) | ||||||
8 | Песня – верный спутник человека (1ч). | Знать характеристику и виды песен, их отличия от романса и серенады. Уметь размышлять о музыке; слушать и исполнять протяжно песню напевного характера | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | Регулятивные: прогнозировать содержание песни по её названию и жанру. Коммуникативные: понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи. | ||
9 | Заключительный урок. Песни оренбургских композиторов(1ч) | Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал. | Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания песен разных стилей. . | Регулятивные: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. Познавательные: адекватно воспринимать художественные произведения, выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | ||
Вторая четверть (7ч) | ||||||
10 | Мир русской песни (1ч) | Знать основные признаки народной песни, виды песен. Уметь приводить примеры русских народных песен, исполнять протяжно песню напевного характера. | Личностные: усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. . | Регулятивные: принимать и сохранять учебные цели и задачи. Познавательные: понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, принимать разные точки зрения | ||
11 | Песни народов мира (1ч) | Знать характеристику и отличия народных песен мира. Уметь приводить примеры песен народов мира; исполнять выразительно песню, чисто интонируя мелодию. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. . | Регулятивные: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении песни | ||
12 | Романса трепетные звуки (1ч) | Знать определение романса, виды романсов, историю возникновения этого жанра вокальной музыки. Уметь размышлять о музыке, применять знания полученные на музыкальных уроках; приводить примеры романсов и называть их авторов, исполнителей. | Личностные: усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. | Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении романса. | ||
13 | Мир человеческих чувств (1ч) | Знать определение серенады, музыкальный характер и чувства, передаваемые в музыке серенады музыкальные инструменты, под которые исполняют серенады. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. . | Регулятивные: планировать свои действия, оценивать правильность выполнения, саморегуляция. Познавательные: понимать функции частей произведения. Коммуникативные: слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения | ||
Хоровая музыка (2ч) | ||||||
14 | Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме (1ч) | Знать виды хоров, хоровых произведений, авторы хоровых произведений и известные хоровые коллективы; понятия церковное пение, храмовая музыка. Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении; исполнять хоровые песни одноголосно в ансамбле, используя певческое дыхание, приемы звуковедения, возможности голосового аппарата; отличать народную хоровую музыку от церковной. | Личностные: уважение к творческим достижениям народной музыки. . | Регулятивные: корректировать результаты своей исполнительской деятельности. Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. | ||
15 | Что может изображать хоровая музыка(1ч) | Знать о вечной теме в искусстве - высокой темы веры, любви, доброты, мира, надежды; о том, что и какими средствами изображается в хоровой музыке. Уметь различать виды хоровой музыки по темам и жанрам; слушать и характеризовать вокальные произведения. | Личностные: эмоциональное восприятие содержания хоровой музыки. . | Регулятивные: оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. Познавательные: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. | ||
16 | Заключительный урок(1ч) | Знать название изученных произведений и их композиторов; определение понятий, рассмотренных на уроках. Уметь на слух воспринимать музыкальные произведения по запомнившимся темам, фрагментам и назвать их. | Личностные: проявление интереса к художественной деятельности. | Регулятивные: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | ||
Третья четверть(11ч) | ||||||
17 | Самый значительный жанр вокальной музыки (1ч) | Знать определение оперы, историю рождения этого жанра вокальной музыки, виды оперного искусства, участников и создателей оперного действия. Уметь приводить примеры опер разных жанров, называть оперы и их композиторов, либреттистов, исполнителей; исполнять хоровые произведения стройно, слаженно с точной интонацией. | Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения.. . | Познавательные: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: высказывать свое мнение. | ||
18 | Из чего состоит опера (1ч) | Знать виды искусства, синтез которых позволяет композиторам создать оперу; знать родоначальника русской оперы, части оперы и состав действий. Уметь отличать оперу от других видов музыкального искусства, определять оперные жанры. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Регулятивные: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения. Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими. Коммуникативные: принимать различные точки зрения. научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально- творческих проектов, решения различных творческих задач. | ||
19 | Единство музыки и танца (1ч) | Знать определение балета, историю создания балета как вида искусства. Уметь определять образное содержание балета. | Личностные: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира. . | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | ||
20 | «Русские сезоны в Париже (1ч) | Знать что такое балет, особенности балетных школ мира, жанры балета имена известных авторов балетов, постановщиков, балетместеров, выдающихся артистов балета. Уметь определять характер балетной выразительности; образы и содержания созданные средствами балетного искусства. | Личностные: приоритет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности | Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. . | ||
Музыка звучит в литературе (2ч) | ||||||
21 | Музыкальность слова (1ч) | Знать определение литературного сюжета, из каких частей состоит сюжет. Уметь определять значимость музыки в литературном произведении, характеризовать, как сочетаются воедино слово и музыка. | Личностные: приоритет устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. | ||
22 | Музыкальные сюжеты в литературе (1ч) | Знать, из каких частей состоит сюжет, в каких литературных произведениях действия разворачиваются на основе музыкального сюжета. Уметь определять произведения в сочетании музыки и литературы, объяснять как эти виды искусства взаимодополняют друг друга; исполнять хоровое пение одноголосно, пытаясь донести до слушателя характер музыки, музыкальный образ. | .Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. . Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями | ||
Часть вторая. Музыка и изобразительное искусство Образы живописи в музыке (1ч) | ||||||
23 | Живописность искусства (1ч) | Уметь рассуждать об образности искусства на примере музыкального произведения, о живописности искусства; исполнять песню хором весело задорно, легко, стройно, в ансамбле. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. самообразованию. | .Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | ||
24 | «Музыка – сестра живописи» (1ч). | Уметь объяснять средства образности, рассуждать об образности искусства на примере конкретного музыкального произведения; приводить примеры живописных полотен, основа которых составляет изображение музыки. | Личностные: совершенствование художественного вкуса. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. . | ||
Музыкальный портрет (1ч) | ||||||
25 | Может ли музыка выразить характер человека? (1ч) | Знать значение выражения «музыкальный портрет», понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; исполнять эмоционально и слажено песню. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. | .Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | ||
Пейзаж в музыке (2ч) | ||||||
26 | Образы природы в творчестве музыкантов (1ч) | Знать определение понятия «музыкальный пейзаж», основные сведения о творчестве импрессионистов, композиторов изображающих природу. Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора; исполнять протяжно, напевно народную мелодию, передавать лирический характер песни. | Личностные: развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке. нализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. . | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями. | ||
27 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (1ч) | Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски». Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа. | Личностные: совершенствование художественного вкуса. | Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. | ||
Четвертая четверть (8ч) | ||||||
28 | «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (1ч) (продолжение, 1ч) | Знать имена и творческую биографию композиторов- импрессионистов; понятие «музыкальные краски». Уметь приводить примеры «музыкальных картин» , характеризовать средства музыкальной выразительности в создании оригинального живописного образа. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. самообразованию. | Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | ||
«Музыкальная живопись» сказок и былин (3ч) | ||||||
29 | Волшебная сказочность музыкальных сказок (1ч) | Понимать роль музыки и проявление её волшебной силы в сказках. Уметь определять и описывать услышанный образ. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение | Познавательные: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. . | ||
30 | Сказочные герои в музыке (1ч) | Уметь охарактеризовать сказочный персонаж, определяя образ и настроение музыки. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. | Коммуникативные: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач. Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию | ||
31 | Тема богатырей в музыке (1ч) | Уметь определить общие черты «богатырской» темы в музыкальных произведениях; воспроизводить на слух и анализировать музыкальные сказки. Закрепить вокально- хоровые навыки. | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. . | .Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями | ||
Музыка в произведениях изобразительного искусства (2) | ||||||
32 | Что такое музыкальность в живописи (1ч) | Знать музыкальные и живописные средства выразительности. | Личностные: совершенствование художественного вкуса. | Познавательные: размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. | ||
33 | «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (1ч) | Знать музыкальные и живописные средства выразительности. | Личностные: формирование целостной картины мира. | .Познавательные: использовать различные источники информации, стремится к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. | ||
34 | Подводим итоги (1ч) | Уметь проявить знания, умения и навыки в образовательной области «Искусство» (музыка); полученные в процессе обучения за курс 5 класса. | Личностные: совершенствование художественного вкуса. | Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. | ||
35 | Заключительный урок (1ч) | Знать определение музыкальных понятий, объяснение музыкальных терминов. Уметь определять на слух по фрагменту известное музыкальное произведение, назвать музыкальное произведение и его авторов. | Личностные: формирование целостной картины мира. | Коммуникативные: участвовать в жизни класса, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности. применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач Регулятивные: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Печатные пособия.
- Комплект портретов композиторов.
- Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты: комплект пособий для общеобразовательных учреждений »
2. Информационно-коммуникационные средства.
- Антология русской симфонической музыки (8 CD).
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (8 CD).
- Большая энциклопедия России: Искусство России (1 CD).
- Мультимедийная энциклопедия «Шедевры музыки от Кирилла и Мефодия» (1 CD).
3. Интернет-ресурсы.
Википедш. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music
4. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран
проекционный, принтер, интерактивная доска, DVD, музыкальный центр.
5. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент; аудиторная доска
с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного
материала.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Учебно–методический комплекс
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
6. Список источников
1. Данилюк А.Я, Кондакова А.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2012( Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.176 с. (Стандарты второго поколения).
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Прорсвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев.
тематическое планирование по музыке 5 класс Т. И. Науменко, В. В. Алеев....
Рабочая программа искусство музыка 5 класс Т.И.Науменко, В.В.Алеев
Рабочая программа искусство музыка 5-8 класс В.В.Алеев, Т.И.науменко ФГОС...
Рабочая программа по музыке 6 класс Т.И. Науменко, В.В. Алеев
Рабочая программа по музыке 6 класс...
Рабочая программа "Музыка. Искусство" 8 класс Т.И. Науменко В.В. Алеев
Программа отработанная, составлена в своответствии с федеральными законами, дополнена тематическим планированием...