Рабочая программа по музыке 6 класс Т.И. Науменко, В.В. Алеев
рабочая программа по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Марковская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждено
«__» _________ 2016 г. Приказ № _____
Заместитель от «__» ________ 2016 г.
директора по УВР Директор МОУ ИРМО
_________________ «Марковская СОШ»
_________________ ___________/Ехлакова Е.В.
Рабочая программа
по музыке
Класс: 6 А, 6 Б, 6 В, 6 Г, 6 Д
Уровень общеобразовательный
Составлена на основе программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко
«Музыка. 6 класс». М. Дрофа, 2012
Учитель музыки Антипова Оксана Анатольевна
2016-2017 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
-Авторской программы «Музыка» В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Дрофа, 2012);
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов – М.: Вентана-Граф, 2008. – 264с. – (Современное образование)/.
При работе по данной программе предполагается использование учебно – методического комплекта:
- Учебник В.В.Алеева, Т.И.Науменко для общеобразовательных учреждений «Музыка. 6 класс» (М.: Дрофа, 2012);
- Дневник музыкальных размышлений;
- Нотная хрестоматия и фонохрестоматия;
- Методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматия по музыке).
В рабочей программе учитываются концептуальные положения программы, разработанные под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года.
Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, учитель создаёт индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.
Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.
В программе музыка рассматривается не только с точки зрения эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, раскрывая её во всем богатстве граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства.
Для программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
- в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
- в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;
- в формировании основ художественного мышления;
- в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.
Раздел II. Общая характеристика предмета
В 6 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «В чём сила музыки». Содержание, художественный материал разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности. Программа 6 класса обращена главным образом к музыке, её специфике, воплощённой в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры, приёмы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров. В какой музыке господствует мелодия? В чём смысл музыкальной гармонии? Мир, какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти вопросы нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, её смысла, тайны воздействия на человека.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения;
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
I – слушание музыки,
II – выполнение проблемно-творческих заданий,
III – хоровое пение.
Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта:
- учебника,
- дневника музыкальных наблюдений,
- нотных хрестоматий для учителя,
- музыкальной фонохрестоматии.
Каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
В содержании программы введен региональный компонент: Песни и композиторы родного края, в виде отдельных уроков включённые в разные темы программы.
Раздел III. Место предмета в учебном плане
Настоящая программа «Музыка 6 класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 6-х классах 34 часа в год (1час в неделю). Количество часов в I четверти – 9; во II четверти – 7; в III четверти – 10; в IV четверти – 8;
Урок музыки поддерживается разными формами внеурочной музыкальной деятельности школьников:
- вне школы – посещением концертов, спектаклей, экскурсиями в музеи, на выставки;
- в школе – кружками (например, сольного и хорового пения, инструментального музицирования, электронного музыкального творчества), студиями (музыкально-театральной);
- другими творческими объединениями учащихся.
Их работа создаёт благоприятную среду для творческого самовыражения ребенка, расширяет границы его познавательной активности, общения со сверстниками, учителями, родителями. А также участием в Международных, Всероссийских, Региональных, городских олимпиадах, фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях.
Цель программы В.В.Алеева, Т.И.Науменко «Искусство. Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. формирование музыкальной культуры учащихся 6 класса как неотъемлемой части духовной культуры в процессе воспитания инициативного компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
-способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
-научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
-научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное обобщенное понимание характерных признаков музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве.
- иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки;
- проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкально-творческой деятельности;
- понимать интонационно-образную природу музыкального искусства и средства художественной выразительности;
- знать основные жанры музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;
- рассуждать о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведений и стилях музыкального искусства в целом;
- применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры;
- постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира;
-расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
- осваивать знание о музыке, овладевать практическими умениями и навыками реализации собственного творческого потенциала.
- находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 6 класса, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров – песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально – изобразительных жанров;
- знать имена композиторов, а также некоторые художественные особенности музыкальных направлений;
- проявлять навыки вокально–хоровой деятельности: исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, петь а capella в унисон, правильно распределять дыхание в длинной фразе, использовать цепное дыхание.
Раздел IV. Планируемые результаты освоения учащимися программы по музыке для 6 класса:
Личностные результаты УУД
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере)
Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)
Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками
Развивать познавательные интересы
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры
Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии.
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Расширение представлений о собственных познавательных возможностях.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);
Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении;
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;
Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания;
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
Учащиеся получат возможность:
Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;
Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.
Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров
Учащиеся получат возможность:
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо- художественной, исследовательской деятельности;
Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;
Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.
Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет;
Самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;
Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;
Развивать критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, уметь аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;
Применять для решения учебных задач, проектно-исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Предметные результаты
Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства-ритм, мелодию, гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;
Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно);
Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм).
Контроль осуществляется в следующих видах:
входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
самостоятельная работа;
устный опрос;
словарный диктант;
синквейн;
цифровой диктант;
тест;
музыкальные турниры;
анализ музыкальных произведений;
музыкальные викторины;
уроки – концерты;
творческие задания.
Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету «Музыка»
Критерии оценки знаний и умений обучающихся
Требования к проверке успеваемости:
1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;
2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;
3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;
4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;
5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;
6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.
Оценка | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
«5» (отлично) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно. Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения. Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения. Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др. |
«4» (хорошо) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки. Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования. |
«3» (удовлетворительно) | Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах. Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой. Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке. |
«2» (неудовлетворительно) | У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки. |
При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.
К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.
К категориям несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.
Раздел V. Содержание учебного предмета.
С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни. Постепенно они проникаются сознанием – музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли, изображает характер, поступки.
Учащиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом её преобразующая сила.
Учитель музыки обогащает представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание её преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка.
Кроме того, обогащая музыкальный опыт учеников, учитель заботится о формировании музыкально-эстетического вкуса учащихся, помогает им ответить на вопрос: в чём заключается способность музыки оказывать влияние на человека?
Учащиеся, из урока в урок накапливая свои знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощёнными композиторами с помощью средств художественной выразительности».
Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания (например, какими выразительными средствами композитор передаёт радостное восприятие весны, взволнованность чувств в теме «Единство содержания и формы – красота музыки», показывает борьбу двух противоборствующих сил – добра и зла, торжество светлых и высоких идей и др.).
Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение, следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.
Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки используется метод сравнения разнохарактерных и схожих произведений, сопоставительный анализ одного и того же произведения при умышленном изменении музыкального образа (использование, например, вместо мажорного минорный лад, вместо пунктирного ритма равные длительности, вместо быстрого темпа медленный и т.п.).
Уроки предполагают широкое творческое использование учителем разнообразного музыкального и теоретического материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты, подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь, традиционные примеры мировой музыкальной классики).
Тема года: «В чем сила музыки»
«Музыка души».
«Тысяча миров» музыки. Наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство – память человечества. В чём сила музыки.
Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей.
Как создается музыкальное произведение
Единство музыкального произведения.
Ритм. «Вначале был ритм». О чём рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма. От адажио к престо.
Мелодия. «Мелодия – душа музыки».«Мелодией одной звучат печаль и радость».Мелодия «угадывает» нас самих.
Гармония. Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии.
Красочность музыкальной гармонии.
Полифония. Мир образов полифонической музыки. Философия фуги.
Фактура. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры.
Тембры. Тембры – музыкальные краски. Соло и тутти.
Динамика. Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков.
Чудесная тайна музыки. По законам красоты.
приложение
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по музыке
Класс 6 А, Б, В, Г, Д
Учитель Антипова Оксана Анатольевна
Количество часов
Всего 34 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 4 ч.;
Планирование составлено на основе программы В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка» 1-4, 5-9 кл. М. «Дрофа» 2012 г.
программа
Учебник для общеобразовательных учреждений: Искусство «Музыка»; Т.И. Науменко, В.В. Алеев; издательство «Дрофа» Москва – 2012 г.
Дополнительная литература:
«Занимательная музыка» Ю.А.Ивановский; издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2002г
«Музыкальная литература» 1 год обучения; З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова; издательство «Музыка» Москва – 2002 г.
«Словарь юного музыканта»; Л.Михеева; издательство «Сова» Москва-Снкт-Петербург-2005 г.
Раздел VI. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока (тип урока, форма организации учебного занятия) | основное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Планируемые предметные результаты | Практическая часть программы | |
Календарные сроки | ||||||
1 | «Музыка души» УИПЗНЗ | Постановка проблемы, связанной с изучением главной темы года. Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека. | Работа с текстом учебника. Записывание определений в рабочую тетрадь. Слушание произведения и его анализ. Вокально-хоровая работа, разучивание песни. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека ( на личном примере) Рассуждать об общности и различии вы-разительных средств музыки и изобразительного искусства . Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. | Устный опрос, анализ музык.произведения | 02.09.16 |
2 | Наш вечный спутник УИПНЗ | Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни. Мир вещей и мир музыки ( соотнесение материального и духовного в жизни человека.) | Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать анализировать музыкальные про-изведения. Хоровое исполнение песни. | Выявлять возможность эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. | Устный опрос, анализ муз. Произведения. | 09.09.16 |
3 | Искусство и фантазия. УЗНЗ | Реальность и фантазия в жизни человека. Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере вальса – фантазия М.Глинки) | Работа с текстом учебника. Выписывание определений в рабочую тетрадь. Слушание музыки. Вокально-хоровая работа. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений. Осознавать интонационно – образные, жанровые основы музыки как вида искусства. | Устный опрос, анализ музык.произведения. | 16.09.16 |
4 | Искусство–память человечества. УОСЗ | Возвращение к темам, сюжетам и об-разам в произведениях искусства разных времен. Легенда о лете и Мнемозине. Ощущение времени в произведениях искусства( на примере пьесы «Старый за-мок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргский). Важнейшие эпохи в истории культуры. | Знакомство с материалом учебника, ответы на вопросы. Вокально-хоровая работа, разучивание песни. Слушание произведения и его анализ. | Уважение к музыкальной культуре мира разных времён Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта чело-века в искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике). Анализировать приемы развития од-ного образа в музыкальном произведении Осознавать значение искусства в жизни современно-го человека. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. | Устный опрос, анализ музык.произведения, рисунок, творческое задание | 23.09.16 |
5 | В чем сила музыки. УИПЗНЗ | Характер все-общего воз-действия музыки (на при-мере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера) | Слушание. Работа в рабочей тетради: заполнение сравнительной таблицы. | Выявлять возможность эмоционального воздействия музыки на человека. Сравнивать музыкальное произведение разных жанров и стилей. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека | Устный опрос, анализ музык.произведения | 30.09.16 |
6 | Волшебная сила музыки УЗН | Роль музыки и музыкантов в эпоху Античности. Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К. Дебюсси | Работа с учеб-ником, поиск ответов на поставленные вопросы. Работа в рабочей тетради. Работа над песней. Творческое самовыражение в исполнении песни. Слушание, определение композитора. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиций правды и красоты. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание муз. Произведений (правдивое- ложное, красивое –уродливое). | Взаимоопрос, | 07.10.16 |
7 | Музыка объединяет людей. Словарный диктант. КУ | Созидательная сила музыки (на примере мифа о строительстве г. Фивы). Преобразующее воздействие музыки (на примере оды Пиндара). | Работа с тестами. Вокальная работа. Разучивание новой песни, проявление личностного отношения при их восприятии. Продолжение работы над произведениями Л. Бетховена. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.(Р) Рассказывать о влиянии музыки на человека. | Словарный диктант. | 14.10.16 |
8 | Единство музыкального произведения. Тест. КУ | Идея человечества и человечности в симфонии №9 Л. Бетховена. Музыкальная картина современного мира. | Вокальная деятельность. Хоровое пение. Слушание произведения, определение деятельности композитора. | Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учётом критериев, представленных в учебнике). Приводить примеры преобразующего влияния музыки | Устный опрос, анализ музык.произведения. Тест. | 21.10.16 |
9 | Обобщающий урок по теме «Музыка объединяет людей» УКОКЗ | Взаимосвязь музыки с другими искусствами, как различными способами художественного познания мира. Обобщение полученных знаний. Музыкальная викторина. | Вокальная деятельность. Хоровое пение. Слушание произведения, определение деятельности композитора. | Выражать эмоциональное содержание в музыкальных произведениях и проявлять личное отношение при их восприятии и исполнении. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты. Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия. | Дневник музыкальных наблюдений с. 6-7 | 28.09.16 |
10 | Единство музыкального произведения УИПЗНЗ | В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении. Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального про-изведения (на примере Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера). | Творческое задание по музыке композиторов Слушание и анализ произведений. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни. | Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности. Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения. Владеть отдельными специальными музык. Терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности. | Устный опрос, анализ музыкального произведении, таблица | 11.11.16 |
11 | Вначале был ритм УИПЗНЗ | Многообразные проявления ритма в окружающем мире. Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И.Штрауса «Сказки Венского леса»). | Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музык. Произведения. Хоровое исполнение песни. | Развитие познавательных интересов. Рассуждать об общности и различии вы-разительных средств музыки и изобразительного искусства. Понимать значение средств художественной выразительности (метроритма) в создании музыкального произведения. | Устный опрос, анализ музык. Произведения. | 18.11.16 |
12 | О чём рассказывает музыкальный ритм УИПЗНЗ | Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах. Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч.7 №1 Ф.Шопена). Церемонная поступь, вы-раженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч.40 №1 Ф.Шопена). | Записывание определений в рабочую тетрадь. Слушание и работа над произведением. | Учебно-познавательный интерес, желание учиться Сравнивать и определять музыкальное произведение разных жанров и стилей. Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки. | Устный опрос, анализ музык.произведения. | 25.11.16 |
13 | О чём рассказывает музыкальный ритм УЗН | Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.Равеля. | Работа с учебником, поиск ответов на поставленные вопросы. Работа в рабочей тетради. Работа над песней. Творческое самовыражение в исполнении песни. Слушание и нахождение связи между худ. Образами музыки и другими видами искусств. Хоровое пение. | Учебно-познавательный интерес, желание учиться Творчески интерпретировать содержание музык.произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении. Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки. | Дн. Муз. Размышлений стр.9, | 02.12.16 |
14 | Диалог метра и ритма УКП ЗУН | Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна. | Устный опрос определений. Слушание произведения, его восприятия и анализ. Вокально-хоровая работа, разучивание новой песни. Интонирование. | Понимать характерные особенности музыкального языка и пере-давать их в эмоциональном исполнении. Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов – Л. Бетховена, А. Хачатуряна Воспринимать разнообразие по смыслу ритмические интонации при прослушивании музык.произведений. | Тест | 09.12.16 |
15 | От адажио к престо. Музыкальная викторина. УОСЗ | Основные темпы в му-зыке. Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения. Медленные и величественные темпы, как выразители углубленных образов(на примере орган-ной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи»). Зажигательный народный та-нец Италии –тарантелла(на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж.Россини) | Творческая работа над стихотворением А. Городницкого. Слушание и анализ музыкальных произведений. Оценивание своего исполнения песни. | Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С.Баха). Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. | Музыкальная викторина | 16.12.16 |
16 | От адажио к престо. УКОКЗ | Изменение темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поёт зима» из «Поэмы памяти С.Есенина» Г.Свиридова) | Вокальная деятельность. Исполнение песни по выбору. Слушание: отгадывание произведение на слух, прозвучавших во 2 четверти. | Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. | Тест | 23.12.16 |
17 | «Мелодия – душа музыки» УИПЗНЗ | Мелодия –важнейшее средство музыкальной вы-разительности. Мелодия как синоним пре-красного. Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф.Шу-берта . | Знакомство с материалом учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные про-изведения. Вокальная деятельность, разучивание новой песни. | Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку от-дельных вы-дающихся композиторов (Ф.Шуберт) Осознавать интонационно образные, жанровые и стилевые основы музыки. Воспринимать характерные черты отдельных композиторов (Ф.Шуберт). | Устный опрос, анализ музык.произведения | 13.01.17 |
18 | «Мелодией одной звучат печаль и радость» УЗН | Свет и радость в « Маленькой ночной серенаде» В.А.Моцарта. Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта. Выражение скорби и печали Реквиеме В.А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема Моцарта). | Работа с учебником, поиск ответов на поставлен-ные вопросы. Просмотр презентации «Жизнь и творчество А. Моцарта». Слушание и определение роли музыки в жизни человека. | Формирование эмоционально-ценностного от-ношения к творчеству выдающихся композиторов Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов(В.А.Моцарта). Осознавать интонационно-образные ,жанровые и стилевые основы музыки( с учетом критериев, представленных в учебнике). Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музык.произвед. | Устный опрос, анализ музык.произведения. | 20.01.17 |
19 | Мелодия «угадывает» нас самих КУ | Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русская» в балете «Щелкунчик» П.Чайковского. Сила чувства, глубокая эмоциональность мелодий П. Чайковского (на примере Па- де-де из балета «Щелкунчик»). | Вокальная деятельность. Интонирование вокализа. Слушание и работа над произведением. | Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии) музыку выдающихся композиторов (П.Чайковский) Осознавать интонационно образные, жанровые и стилевые основы музыки(с учетом критерии, представленных в учебнике). Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации . Воспринимать характерные черты творчества от-дельных отечественных композиторов(П.Чайковский) | Устный опрос, анализ музык.произведения. | 27.01.17 |
20 | Что такое гармония в музыке УИПЗНЗ | Многозначность понятия гармонии. Что такое гармония в музыке. Покой и равновесие музыкальной гармонии. Прелюдии до мажор из I тома «хорошо темперированного клавира» И.С. Баха | Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные про-изведения. Хоровое исполнение песни. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. Находить ас-социативные связи между образами му-зыки и ИЗО. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально- творческой деятельности. Понимать значение средств художественной выразительности(гармонии)в создании музыкального произведения ( с учетом критериев представленных в учебнике). | Таблица «Дневник музыкальных размышлений», стр. 14 , Устный опрос | 3.02.17 |
21 | Два начала гармонии УИПЗНЗ | Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии №40 В.А.Моцарта. | Творческая работа. Импровизация на стихотворение И. Чурдалева «В природе». Слушать, анализировать музыкальное произведение. Хоровое пение. | Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. Сравнивать разнообразные мелодико- гармонические интонации музыки. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого (В.А.Моцарта). Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения. | Анализ музык.произведения, творческое задание (рисунок, стихотворение) | 10.02.17 |
22 | Как могут проявляться выразительные возможности гармонии УЗЗ | Гармония как важнейший фактор музы-кальной драма-тургии в опере Ж.Бизе «Кар-мен». Применение композитором метода «забе-гания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страс-ти в дальней-шем развитии оперы. Ладовый кон-траст между темами увер-тюры и темой роковой стра-сти. | Работа с текстом учеб-ника, поиск ответов на вопросы. Вокальная деятельность: разучивание новой песни. | Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры. Анализировать приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении Сравнивать особенности музык.языка (гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания. Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения. | Анализ музык.произведения, творческое задание (рисунок, стихотворение) | 17.02.17 |
23 | Красочность музыкальной гармонии Словарный диктант УОСЗ | Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты. Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова. Всегда ли гармонична музыкальная гармония. Что такое дисгармония? Причины её возникновения. | Работа с учебником, поиск ответов на поставлен-ные вопросы. Работа в рабочей тетради. Вокальная деятельность: работа над песней. Творческое самовыражение в исполнении песни. Слушание и нахождение связи между художественными образа-ми музыки и другими вида-ми искусств. | Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Н.А. Римского-Корсакова). Наблюдать за развитием одного образа в музыке. | Словарный диктант | 3.03.17 |
24 | Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Музыкальная викторина УЗН | Смысл понятия полифония. Выдающиеся композиторы-полифонисты. Эмоциональный строй полифонической музыки. Полифоническая музыка в храме. Жанр канона; его отличи-тельные особенности. Полифонический прием «имитация». Фуга как высшая форма полифонических произведений. Интеллектуальный смысл жанра фуги. Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И.С.Бах. Органная токката и фуга ре минор. | Творческая работа: кроссворд (жанры полифоничес-кой музыки). Вокальная деятельность: выражать при исполнении песни свое личностное отношение. | Проявление интереса к художественной деятельности Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве(с учётом критериев, представленных в учебнике). Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, поли-фоническим приёмам) музыку от-дельных вы-дающихся композиторов прошлого (И.С.Бах, В.А. Моцарт) Осознавать значение искусства в жизни со-временного человека. Воспринимать характерные черты творчества от-дельных за-рубежных композиторов (И.С.Бах, В.А.Моцарт) | Музыкальная викторина. | 10.03.17 |
25 | Какой бывает музыкальная фактура Синквейн УИПЗНЗ | Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения. Одноголосная фактура. Мелодия с сопровождением. «Фактурный узор»: зри-тельное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени. | Творческое задание: музыкальная викторина. Вокальная деятельность: разучивание немецкой народной песни. | Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях. | Синквейн | 17.03.17 |
26 | Пространство фактуры | Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С.Рах-манинова «Весенние воды». Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж.Бизе. | Работа в рабочей тетради: вы-писать определение. Слушание и анализ музыкальных произведений. Вокальная деятельность: разучивание новой песни. | Рассуждать о яркости образов в музыке Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобрази-тельной деятельности Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музык.произведения(с учетом критериев представленных в учебнике) | Устный опрос, анализ музык.произведения | 24.03.17 |
27 | Тембры – музыкальные краски УИПЗНЗ | Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры. Характерность тембров скрипки; виолончели; флейты. | Творческая работа: музыкальная викторина. Просмотр презентации «Композитор – сказочник». Вокальная деятельность: хоровое пение. | Расширение представлений детей о собственных Познавательных возможностях. Устанавливать внешние связи между звуками при-роды и звучаниями музыкальных тембров .Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки | Дневник музыкальных размышлений», стр. 18-19, анализ музык.произведения | 7.04.17 |
28 | Соло и тутти.
УЗН КУ | Сочетания тембров музыкальных инструментов. Симфонический оркестр, его инструментальные группы. | Работа с учебником, поиск ответов на поставленные вопросы. Работа в рабочей тетради. Вокальная деятельность: работа над песней. Творческое самовыражение в испол-нении песни. Слушание и нахождение связи между художественными образами музыки и другими видами искусств | Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов Выявлять круг музыкальных образов в музыкальных произведениях Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музык .произведениях | Анализ музыкального произведения. | 14.04.17 |
29 | Соло и тутти. Синквейн
УКОКЗ | Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний. | Знакомство с материалом учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музык.произведение. Хоровое исполнение песни. | Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов Оренбуржья Выявлять круг музыкальных образов в музык.про-изведениях Понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произведения | Синквейн | 21.04.17 |
30 | Громкость и тишина в музыке УИПЗНЗ | Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена. | Слушание музыкального произведения, работа в тетради - «рисование» музыкальных картин, услышанных произведений. Вокальная деятельность: работа над песней. | Рассуждать об общности и различии выразитель-ных средств музыки и поэзии Анализировать приёмы развития художественного образа в музыкальном произведении. Устанавливать внешние связи между звуками при-роды и их музыкально-динамическими воплощениями. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музык. Произведениях. | Анализ музыкального произведения | 28.04.17 |
31 | Громкость и тишина в музыке УЗН | Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике. Динамические нарастания и спады в шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена. | Слушание музыкального произведения, работа в тетради - «рисование» музыкальных картин, услышанных произведений. Вокальная деятельность: работа над песней. | Рассуждать об общности и различии выразитель-ных средств музыки и поэзии. Анализировать приёмы развития художественного образа в музыкальном произведении Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музык. Произведениях | Анализ музыкального произведения | 5.05.17 |
32 | Тонкая палитра оттенков УЗН | Выразительные возможности динамики в литературе и музыке. Роль динамических нюансов в создании образов лунной ночи. Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей. | Слушание. Творческая работа в группах: при-думать стихи к пьесе Сен- Санса «Лебедь», зари-совки вари-антов сценических костюмов к балету Мусоргского. | Эмоциональное и осмысленное восприятие со-держания художественного произведения. Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музыкальных произведениях Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками при-роды и их музыкально-динамическими воплощениями. Наблюдать за развитием одного или нескольких музык. Образов (тем) в произведении. | Тест | 12.05.17 |
33 | По законам красоты Музыкальная викторина УОСЗ | Преобразующее значение музыки. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии. Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». . | Устный опрос определений. Слушание произведения, его восприятия и анализ. Вокально-хоровая работа, разучивание новой песни. Интонирование. | Рассуждать о преобразующем влиянии музыки Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое-лживое, глубинное-поверхностное).Творчески интерпретировать содержание изученного мате-риала в слове, изобразительной деятельности. Оценивать музык.произведения с позиции красоты и правды | Музыкальная викторина | 19.05.17 |
34 | Заключи-тельный урок по теме года «В чём сила музыки» Урок-концерт | Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»; «Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»; «В чем причина долговечности искусства?» | Исполнение песен по выбору учащихся. | Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на чело-века. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном при-мере). Оценивать музык. Произведения с позиции правды и красоты Понимать вы-разительные особенности муз. Языка в произведениях разного эмоционального и смыслового содержания. Оценивать музык. Произведения с позиции красоты и правды | Урок-концерт | 26.05.17 |
Итого: 34 часа
Раздел VII. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Стандарты второго поколения
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
6. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство Музыка, 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
Методические пособия для учителя
1. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-9.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
2. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.
3. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
4. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.
5. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
6. Музыка. Большой энциклопедический словарь[текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
7. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева[текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.
8. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приѐмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
9. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика [текст] / Г.М. Цыпин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
10. Школяр, Л.В. Музыкальное образование в школе [текст] / Л.В. Школяр. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2013г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
Дополнительная литература для учащихся
1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.
3. Клѐнов, А. Там, где музыка живѐт [текст] / А. Клѐнов. М.: Педагогика, 1985.
4. Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [текст] / И.Ю. Куберский, Минина Е.В. . – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.
5. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
6. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
7. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 1972.
8. Саймон Генри, У. Сто великих опер и их сюжеты [текст] / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
9. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.
10. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.
Интернет-ресурсы
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7. Погружение в классику[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский общеобразовательный портал[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов[электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Медиаресурсы
1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. IDCOMPANI, 2010.
2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.
5. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года».Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.
6. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
7. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.
9. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».
10. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.
Материально-техническое обеспечение рабочей программы
Наглядно-печатные пособия
1.Комплект портретов композиторов.
2. Комплект наглядно-демонстрационных карт с изображением музыкальных инструментов.
Технические средства обучения
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- DVD;
- музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование –
- музыкальный инструмент (синтезатор);
- комплект детских музыкальных инструментов;
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак
рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 6 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 7 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке для 5 класса ( программа Науменко Т.И., Алеев В.В.)
Рабочая программа по музыке для 5 класса...
Рабочая программа по музыке для 5 класса ( программа Науменко Т.И., Алеев В.В.)
Рабочая программа по музыке для 5 класса...
Рабочая программа по музыке для 5 класса ФГОС Науменко ,Алеев
Программа содержит характеристику УУД...
Рабочая программа по музыке для 5 классов по музыке,составлена на основе ФГОС и рабочей программы "Музыка " авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...