Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"
методическая разработка по музыке (7 класс)
Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"
Актуальность: Молодое поколение все меньше помнит те события, которые происходили у нас в стране в 1941-945 годах. Поэтому все острее стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Значительное влияние оказывают на подростков песни военной тематики, а если они сами активно принимают участие в исполнении песен, то можно в уверенностью сказать, что ребенок получит опыт сопереживания, сопричастности к событиям делкого прошлого своей семьи и страны.
Проблема:
насколько возможно передать эмоциоанльные переживания, жизненные истории с помощью музыкального произведения?
Цель:
В процессе восприятия музыкального образа учить высказывать свое мнение об авторском замысле и его воплощении
Задачи:
мировоззренческие:
- донести мысль: чтобы понять музыкальный образ, нужно вслушаться, всмотреться, поставить себя на место автора
когнитивные:
- соотнести содержание и музыкальный образ
-соотнести средства музыкальной выразительности с музыкальным образом
коммуникативно-деятельностные:
- создать ситуацию для выбора конкретных средств музыкальной выразительности
-организовать работу в группах и представление общих работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_pisma_voyny.docx | 36.32 КБ |
pisma_s_fronta_pril.1.pptx | 2.98 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урок музыки в 7 классе
«Письма с фронта. Истории из жизни в музыке»
автор: учитель музыки Тимакова С.М.
ГБОУ школа-интернат№8
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург – 2020
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка урока музыки в 7 классе
Тема:
Письма с фронта. Истории из жизни в музыке.
(на примере песни «Письма войны», слова Вадима Ватагина,
музыка Михаила Чертищева)
Актуальность:
Молодое поколение все меньше помнит те события, которые происходили у нас в стране в 1941-1945 годах. Поэтому все острее стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Значительное влияние оказывают на подростков песни военной тематики, а если они и сами активно принимают участие в исполнении песен, то можно с уверенностью сказать, что ребенок получит опыт сопереживания, сопричастности к событиям далекого прошлого своей семьи и страны.
Проблема:
Насколько возможно передать эмоциональные переживания, жизненные истории с помощью музыкального произведения?
Цель:
В процессе восприятия музыкального образа учить высказывать свое
мнение об авторском замысле и его воплощении (своя интерпретации песни «Письма войны», создание коллективной композиции)
Задачи:
мировоззренческие
- донести мысль: чтобы понять музыкальный образ , нужно вслушаться, всмотреться, поставить себя на место автора.
когнитивные
- соотнести содержание и музыкальный образ;
- соотнести средства музыкальной выразительности с музыкальным образом;
коммуникативно - деятельностные
- создать ситуацию для выбора конкретных средств музыкальной выразительности;
- организовать работу в группах и представление общих работ;
- организовать рефлексию через работу критиков.
эмоционально-ценностные
- создать ситуацию для выбора конкретных средств музыкальной выразительности.
Мои методические находки
Создание памятки - алгоритма анализа музыкального произведения:
Схема анализа музыкального произведения адаптирована для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития)
Работа с текстом культуры:
Создание своей интерпретации песни «Письма войны» - создание коллективной композиции.
Использование потенциала искусства в формировании личностных УУД:
Учащиеся приобретают опыт сопереживания, сопричастности к событиям далекого прошлого своей семьи и страны.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ «ПИСЬМА С ФРОНТА. ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ В МУЗЫКЕ»
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||
Предмет урок музыки, 7класс | ||
Тема занятия: Письма с фронта. Истории из жизни в музыке | ||
Цель занятия: В процессе восприятия учащиеся получат представление о музыкальном образе и научатся высказывать свое мнение об авторском замысле и его воплощении. | ||
Задачи:
| ||
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ученик получит возможность научится соотносить средства музыкальной выразительности с задуманным музыкальным образом. Научатся воспринимать музыкальный образ и выражать свое отношение через пение, рисунок, слово. | Учащиеся научатся работать в группах; Получат возможность овладеть навыками смыслового прочтения «текстов». Получат возможность овладеть логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий в процессе установления интонационно – образного постижения произведения. | Ученик получит возможность научиться сопереживать, сочувствовать другому человеку. , выскажет свое мнение об услышанном и увиденном. |
Основные понятия, формируемые умения | Музыкальный образ. Соотношение авторского замысла и музыкального образа. Средства музыкальной выразительности. Работать в группе и индивидуально; Выразительно исполнять песню для передачи образа. Воплощение собственного взгляда на проблему через различные способы вербализации. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Актуализация личностного жизненного опыта учащихся | Показ слайда со старым исписанным листом бумаги. (приложение №1) - Как вы думаете что это? (Старое письмо) - О чем оно может быть? - Что указывает на правомерность вашей версии? Рассказ учителя на фоне показа презентации: Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Почтальона одновременно и ждали и боялись. Боялись особенно, когда приходилось в одну и ту же семью приносить по несколько похоронок. Представляете, что это было за испытание для почтальона! А ведь и у самой женщины, разносящей письма, тоже кто-то воевал… И каждая весточка с фронта – это радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: «Не случилось ли чего?»О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться радостями и горестями, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная забота его – успокоить близких, сообщить, что жив - здоров, бьет врага, и что вернется с победой. |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Высказывание суждений, с использованиемобобщения жизненного опыта детей. | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | фронтальная | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Актуализирует и мотивирует на дальнейшую деятельность. | |
Методы обучения, приемы, техники | Беседа, постановка проблемного вопроса | |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата | Перевод словесного высказывания в графическую форму | Изобразите графически (линией) интонацию человека, ждущего весточки с фронта. Учащиеся рисуют в тетрадях. Желающие выходят к доске. Сравните свои линии с линиями на доске. Найдите общее. Может это быть мелодией? Спойте мысленно эту мелодию. Дайте характеристику этой мелодии. |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Фронтальное и индивидуальное | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Направляет и осуществляет процесс деятельности | |
Методы обучения, приемы, техники | Метод создания художественного контекста, частично-поисковый |
ЭТАП 3. Практикум | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | научатся сопоставлять музыкальный образ и средства для его воплощения | Слушание песни «Письма войны». Анализ песни по алгоритму. (см слайд №14) Переведите язык музыки на другие языки. Разбейтесь на 3 группы: художники (костюмы), режиссеры - постановщики и артисты, критики. Группа художников передаст свои мысли об услышанном в рисунке, предлагает вариант костюмов для исполнителей, вариант атрибутов для исполнения песни. Группа режиссеров - постановщиков представляет варианты движений. Критики сделают вывод о приделанной работе, как это получилось, предлагают свои варианты если они есть. |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Восприятие, анализ. | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Коллективная, фронтальная | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Активизирует восприятие, задает вопросы. | |
Методы обучения, приемы, техники | Метод размышления Переинтонирование музыкального образа в словесный, художественный, метод осознания личностного смысла музыкального произведения | |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | Ход урока | |
Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов | Работа по группам (художники, режиссеры и артисты, критики) | Представление работ. Во время представления работ групп учащиеся пришли к выводу, чтобы понять музыку, нужно вслушаться, всмотреться, поставить себя на место автора. Война – это страшное испытание, горе, которое с честью выдержал наш народ. Память об этом должна сохраниться в наших сердцах. |
Методы контроля | Защита работ по группам | |
Способы коррекции | Дискуссия между групп | |
Форма организации деятельности учащихся | Групповая | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Наблюдение | |
Рефлексия по достигнутым образовательным результатам | Что мы сегодня делали? Как это делали? Как вы себя чувствовали? Что поняли? | |
Подведение итогов. Домашнее задание. | Учитель: Великая Отечественная все дальше от нас. Уходят последние ветераны – последние, кто знает правду о войне, познав ее лично в заледенелых окопах Подмосковья, в руинах Сталинграда, на ступенях Рейхстага. Родной мой дед не возвратился в сорок пятом с фронта… В моей семье бережно хранится единственное письмо моего деда, несколько строчек: «Дорогая моя жена Нюша! Меня отправляют на фронт, наверно больше не увидимся. Береги детей. Я очень вас люблю. Твой муж Иван». Нет ни одной семьи в нашей стране, которую не затронула бы война. В каждой семье свой герой, своя история. Домашнее задание: Узнайте историю фронтовых писем в вашей семье. |
После данного урока работа над материалом была продолжена. Ребята рассказали свои семейные истории, связанные с фронтовыми письмами. У многих военные письма бережно хранятся, у кого-то это целая пачка, у кого – то всего одно письмо. Под впечатления от рассказов друг друга про фронтовые письма, ребята предложили продолжить работу над созданием композиции по песне «Письма войны». С данной композицией учащиеся выступили на общешкольном мероприятии в феврале 2020 года в рамках проектах к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Помнить прошлое, чтобы верить в будущее» (см. Приложение 2)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Авторы , название, музыкальный жанр О каких событиях рассказывает произведение? Сколько в нем героев? Настроение, чувства, черты характера героев, выраженные в музыке. Средства выразительности (движение мелодии, темп, ритм, динамика) Интонационно-образная основа произведения При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка? Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Что важнее в песне – мелодия или слова? Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Схема анализа:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайл...
методическая разработка урока по обществознанию "Роль местных органов власти в жизни общества"
Урок посвящён дню местного самоуправления. На уроке в качестве равноправных объектов принимали участие руководитель отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кумов В. Г., председатель ТИК Царёва С. И. На уроке...
Методическая разработка Урок-занятие для учащихся начальных классов «Здоровый образ жизни»
Занятие помогает обобщить знания учащихся по теме «Здоровый образ жизни», формировать потребность вести здоровый образ жизни. Способствует формированию убеждения о необходимости сохранения личного здо...
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"
Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"...
Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).
Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....
Методическая разработка урока по литературе 20 века "Бренная пена морская: жизнь, творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой"
Данный урок проводится на 2 курсе в разделе изучения поэзии серебряного века. Является первым в изучении творчества Цветаевой. проводился в качестве открытого урока на конкурсе "Лучший преподават...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."
Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6 классе при изучении темы " Здоровый образ жизни"....