Гармония в мире музыки. 6 класс
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Гармония в мире и музыке»
(разработка урока музыки в 6 классе)
Цель урока: Развитие художественно – эстетического восприятия произведений искусств.
Задачи урока:
Обучающие:
Углубление познавательных интересов с помощью культурного наследия. Предоставление возможности для творческого самовыражения и релаксации средствами искусства.
Развивающие:
Развитие познавательных, интеллектуальных и креативных способностей.
Воспитывающие:
Формирование духовной культуры и социально – активной личности ребенка. Воспитание коммуникативной культуры (навыки взаимодействия и сотрудничества, навыки работы в паре, в группах).
Ожидаемые результаты:
Повышение мотивации к изучению предметов искусства, формирование умений и навыков творческих способностей и самостоятельной деятельности, создание условий для самореализации учащихся, воспитание коммуникативной культуры.
Средства обучения:
Видеоматериалы, презентация, тетрадь учащегося, текст, тест.
Оборудование урока:
Компьютер, мультимедийный проектор, электронная презентация, выполненная в программе Power Point, раздаточные дидактические материалы.
Применяемые технологии:
Информационно - коммуникационные, интерактивные, здоровьесберегающие, дистанционные.
Ход урока
Организационный момент (вход детей под музыку).
Ознакомление с новым материалом: Ребята, у вас на столах тексты стихотворений, о которых сейчас пойдет речь. Послушайте. Приложение 1.
Всё в ней гармония, всё диво, Всё выше мира и страстей… В размеры стройные стекались |
Ребята, я прочитала строки из разных стихотворений одного и того же поэта, может вы догадались, какого? (Ответы детей). Правильно, А.С.Пушкин.
Слайд 1
Какое слово присутствует во всех отрывках? (Ответы детей). Слово «гармония».
Слайд 2
Давайте, попробуем каждую букву разобрать, ответив на вопросы ( РАЗМИНКА). Г – струнно-щипковый музыкальный инструмент (гитара)
А – низкий женский голос (альт)
Р – эпоха Возрождения (ренессанс)
М – старинный народный французский грациозный танец, движения строились в основном на поклонах и реверансах (менуэт)
О – крупная вокально-инструментальная форма музыкального произведения (опера)
Н – вид живописи, изображающий живописно разбросанные на столе цветы, битую дичь, кухонную посуда (натюрморт)
И – её музой является «КЛИО» (история)
Я – Бог Солнца (Ярило)
Слайд 3
Слово гармония оставили в наследство человечеству древние греки. Как вы думаете,
Что они называли гармонией? (Ответы детей). В чем может быть гармония? (Ответы детей).
Слайд 4
Ребята, произнося слово гармония, мы что подразумеваем? (Ответы детей).
Правильно. Это и гармония в семье, в природе, в быту, гармония души и тела, взаимоотношений….
Само понятие «гармония» употреблялось чрезвычайно широко и многозначно. Оно обозначало и закономерное устройство природы и космоса, и красоту физического и нравственного мира человека и принципы строения художественного произведения, и закономерности эстетического восприятия.
Слайд 5
«Во всём царит гармония,
Закон и в мире всё суть
Ритм, аккорд и тон»
Из поэзии 17 века
Тема нашего урока «Гармония в мире и музыке».
Слайд 6
Ребята. Кто узнал портрет великого немецкого композитора? ( Ответ детей).
Правильно, И.С. Бах…
Стих читает ученица под музыку И.С.Баха «Прелюдия» (до мажор)
Смотри!
Вот мир благословенный
Живой, подвижный. Переменный!
Всё вызывает интерес-
Стабильность, разум и прогресс
Земля, вода и небосвод
И звезд небесных хоровод
Он не безмолвный, не глухой
Холодный, жаркий и живой
Ты созерцай его явленье,
И он придаст тебе уменье
Спокойно, трезво размышлять
Его истоки познавать
Познанье мудрость позовет,
А мудрость к доброте ведет
В них философия мечты
Гармонии и красоты!
Большинство великих мастеров создавали свои произведения после больших потрясений, переживаний, разочарований…
Слайд 7
В минуту жизни трудную
Теснит ли сердце грусть
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть…
(М.Ю.Лермонтов)
Бывают в жизни такие минуты, когда уже не к кому обратится за помощью – на кого человек тогда уповает? (Ответы детей).
Правильно, на помощь Бога. Господи, помоги!
В христианской религии считается, что лучшим средством общения с богом, есть молитва (просьба). И каждый просящий хочет быть услышанным.
Слайд 8
Послушайте произведение Павла Григорьевича Чеснокова “Да исправится молитва моя”. Во время звучания обратите внимание на то, какая гармония в этом произведении.
Какое впечатление произвела на вас данное произведение? (Ответы детей).
Правильно мощь, силу духа, единение, умиротворение.
Дайте при помощи эстетического словаря характеристику гармонии. (Ответы детей).
Да, взволнованная, благозвучная, последовательная.
В чьем исполнении прозвучало произведение? (Ответы детей).
Произведение прозвучало в исполнении соло баса и мужского хора, что придало музыке насыщенное, проникновенное звучание.
Беседа о иконе А. Рублева. Троица.
Икона Святой Троицы написанная Андреем Рублевым в XV веке, самое знаменитое его произведение. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша.
Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.
Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг, который символизирует единение. Веру в единого бога. В иконе нет активного действия и движения — фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность.
Музыка рождается там, где живут звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину – это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является по-настоящему прекрасным. Великие певцы, музыканты и дирижеры дарят нам гармонию мелодий и ритмов. Мелодия в музыке больше всего близка человеку, потому что созвучна его голосу, его душе. Мелодия – это часть гармонии. Недаром великий романтик И.Гейне сказал: «Где кончаются слова, там начинается музыка».
Слушание песни: «Музыка» Г.Струве (работа над песней и исполнение).
я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку
что такое эта музыка
расскажите мне скорей
птичьи трелли это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей
видишь лист кленовый кружится
тихо кружится под музыку
видишь тучка в небе хмурится
будет музыка дождя
и у ветра и у солнышка
и у тучки и у дождика
и у маленького зёрнышка
тоже музыка своя
птичьи трелли это музыка
и капели это музыка
есть особенная музыка
в тихом шелесте ветвей
я хочу увидеть музыку
я хочу услышать музыку
Подведение итогов работы учащихся.
Слайд 9
И хотелось бы закончить наш урок следующими строками:
У каждого из нас
Есть много звуков в сердца глубине
Неясных дум, непетых песен много
Наполни смыслом, светом их.
И в каждый день, что проживёшь
Ты капельку гармонии внесёшь.
Приложение 1
Задание №1
Подберите из предложенных значений слова «гармония» те, которые соответствуют основным видам искусства: музыка, поэзия, живопись.
Гармония в поэзии
Гармония в музыке
Гармония в живописи
Соответствие, созвучие, соразмерность, стройность, правильное отношение одновременных звуков
Наука о созвучиях и аккордах
Как «искусство в стройных, соразмерных формах, владеющие поэтом мысли и чувства»
Задание №2
Из предложенных определений выберите те, которые можно использовать при характеристике гармонии в музыкальном произведении.
«Словарь эстетических терминов»
Светлая
Яркая
Живая
Трогательная
Изысканная
Красочная
Мрачная
Ликующая
Оптимистичная
Напряжённая
Резкая
Доброжелательная
Мужественная
Благозвучная
Траурная
Контрастная
Загадочная
Последовательная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония", "Что мы узнали о животных?"
Весь урок дети работают в группах. На уроке используются загадки, анимированный кроссворд, задание "найди лишнее животное"....
Математика и гармония окружающего мира
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. Его слушателями могут быть учащиеся 11 класса . Программа данного курса...
Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Творчество М.Ю. Лермонтова - загадка бытия. Помочь ученикам сопоставить биографию поэта и его поэтический сюжет. Войти в мир стихотворения, нарисовать словесную картину, создать видеоряд или кад...
«Гармония в мире и музыке»
«Гармония в мире и музыке»...
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
М.Ю. Лермонтов...
Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".
Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...
Методическая разработка диагностической работы по английскому языку для 10 класса к учебнику Rainbow English 10, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме В гармонии с миром 4 четв.
Диагностическая работа по английскому языку для 10 класса к учебнику Rainbow English 10, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме В гармонии с миром 4 четв....