«Гармония в мире и музыке»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Волчихинская средняя школа№2»
Тема урока: «Гармония в мире и музыке»
Учитель:Лоскутова О.И
Волчиха 2015
Цели: -понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.
-оценивать музыкальное произведение с позиции правды и красоты.
-выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.
Ход урока:
У- колокольчик наш поёт
всех на музыку зовёт
слышишь тонкий голосок ?
нам пора начать урок.
У- Давайте друг друга поприветствуем
У. Добрый день вам добрый день
Д. В мире музыки , фантазии и песен
У. Добрым будь, щедрым будь
Д. И с искусством в добрый путь
- Ну а теперь поприветствуйте наших гостей, меня и друг друга улыбкой.
- И я думаю, что начав нашу встречу с доброжелательности, улыбки, мы сохраним такой настрой и дальше.
- Посмотрите от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам , чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями, открытиями и приобретёнными знаниями.
Но прежде чем мы начнём урок посмотрите пожалуйста на свои маршрутные листы и напишите свою фамилию и имя.
Фрагменты стих-й:
1.В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой,
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шёпот речки тихоструйный.
2. Все в ней гармония , все диво ,
Все выше мира и страстей…
3. …Звуки умертвив ,
Музыку я разъял, как труп
Поверил
Я алгеброй гармонию.
- Я прочитала вам строки из разных стихотворений одного и того же поэта, не догадались какого?( А.С. Пушкин.)
- Какое слово присутствовало во всех отрывках?( «гармония» )
- Что, на ваш взгляд, оно означает?(ответы детей)
- Давайте поразмышляем, в каком значении употребляется это слово в каждом из отрывков. Для этого вы поработаете «в парах»
Работа «в парах» :
1.Прочитайте внимательно фрагменты стихотворений, обратите внимание на слово «гармония», в каких значениях оно употребляется в каждом из фрагментов.
2.Соедените «стрелками» стихи и значения слова «гармония», в котором оно употребляется в этих стихах.
Проверка:
- Итак, в смысле стройности, соразмерности, красоты, в каком отрывке употребил слово «гармония» поэт?(во втором, это стих-е «красавица»)
- А где под гармонией подразумевается поэзия?(в 1-ом «разговор книгопродавца с поэтом»)
-Близко к этому значение и 3-го отрывка(слова Сальери из «маленькой трагедии)
Сообщение темы урока :
- И сегодня на нашем уроке мы будем говорить о гармонии не только в музыке, но и в искусстве, и в окружающей нас жизни.
Тема урока: «Гармония в мире и музыке».
- Эпиграфом к уроку будут слова известного древнего мыслителя Птолемея : «Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?»
- Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: люди издавна называли гармонией красоту, соразмерность, где бы она себя не проявляла- в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческого тела. Древние греки словом «гармония» даже определяли периоды мирной жизни, свободной от войн и потрясений. И это же слово было избрано для выражения глубинного смысла музыки. Итак , гармония- это искусство музыкальной красоты.
Гармонию в музыке можно определить словами: светлая, тёмная, напряжённая, резкая, изысканная, красочная и т.д.
Музыка рождается там, где живут звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину- это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является по- настоящему прекрасным. Великие певцы, музыканты и дирижеры дарят нам гармонию мелодии и ритмов. Мелодия в музыке больше всего близка человеку, потому что созвучна его голосу, его душе. Мелодия- это часть гармонии. Недаром великий романтик И. Гейне сказал : «где кончаются слова ,там начинается музыка».
- Послушайте музыкальное произведение и обратите внимание на экран.(С.В. Рахманинов «Богородице, Дево радуйся») с просмотром слайда с изображением храма.
- Какой была здесь гармония? Покажите нужную карточку.(светлая, изыск-я»)
- Что вы почувствовали, слушая эту музыку ?
- Музыка этого произведения светлая, умиротворённая, возвышенная. Это произведение великого русского композитора С.В. Рахманинов.
Строго, возвышенно звучат мужские и женские голоса хора, словно наполняя храм наичистейшей голубизной неба. Эту мелодию Рахманинов написал в духе древнерусского знаменитого распева. Музыка прославляет наивысшую ценность- стремление людей к добру, их единении к всеобщему миру. Музыка созвучна с впечатлением от иконы Богородицы, которая излучает любовь и всепрощение. Ведь икону называют «умозрением в красках», а песнопение «богословие в звуках».
- Гармонично ли сочетание увиденного и услышанного ?
- Как бы вы условно назвали этот храм …(чего?)…. Души (учитель вывешивает нужную табличку)
Бывают в жизни такие минуты , когда уже не к кому обратиться за помощью- на кого человек тогда уповает ?
- Правильно, на помощь Бога. Господи, помоги! В христианской религии считается, что лучшим средством общения с богом, есть молитва. И каждый просящий хочет быть услышанным. Послушайте одну из таких молитв.
Рассказ о « Ave ,Maria » Ф. Шуберт
- слушание
В переводе с латинского языка означает «Привет тебе Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращенной к Божьей Матери- деве Марии. Многие художники и музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения.
- Слушание
- Какое впечатление произвело на вас данные произведения(мощь, силу духа, единение, умиротворение).
Дайте при помощи эстетического словаря характеристику гармонии?
Музыкальная физминутка
- Послушайте ещё один музыкальный фрагмент и выразите словами, что вы чувствуете.
- Можно ли назвать гармоничным сочетание этих звуков?
- Такое сочетание звуков называется «дисгармония».
- Итак, дисгармония- это неблагозвучное сочетание звуков, нарушение гармонии, а также отсутствие согласия, разлад.
- А в окружающем нас мире, какие вы можете назвать дисгармоничные явления( война)
Есть на свете слово – короткое и жестокое, за ним – страх, слёзы, боль, смерть. Это слово война. Она всегда жестока, бесчеловечна, порой бессмысленна.
Помни войну!
Пусть далека она и туманна
Годы идут. Командиры уходят в запас
Помни войну!
Это, право же, вовсе не страшно
Помни всё то, что когда- то касалось всех нас!
- и хотя на территории нашего села не проходили боевые действия ВОВ, но на защиту Родины встали многие жители села Волчихи и Волчихинского района.
- И конечно волчихинцы свято чтут память павшим в той войне
Слушание «Лакримозы» из «Реквиема» В.А. Моцарт (слайды Мемориал павшим в ВОВ)
Что вы увидели на слайдах? ;что это за произведение?; что такое Лакримоза, Реквием?
- Какая гармония была в произведении?
- Гармонично ли сочетание музыки и архитектурных сооружений? Почему ?
- Как бы назвали этот памятный комплекс? Храм чего(памяти). К чему мы должны стремиться?
- мы с вами должны стремиться к тому чтобы на нашей земле царил мир и гармония, чтобы никогда люди не допускали новых войн.
Композиторы в своих песнях, то же призывают к тому, чтобы не повторилось такое никогда! В каком произведении, вам знакомом, есть такой призыв . И мы с вами разучили такую песню. А как она называется?
«Встаньте, люди»- исполнение хором
А) распевка
Б) встать и спеть стоя
Слайд «Церковь наша»
- Ребята, а что за архитектурное сооружение?
- А недалеко от церкви находится ещё одно архитектурное сооружение всем вам знакомое? Что это?
- Ребята, а гармонично ли сочетание этих двух архитектурных сооружений? Почему?
- Как условно можно назвать муз.школу?
- Храм чего?(искусства)
- И всё это можно назвать одним словом? Каким? (культура). И не просто культура, а культурное наследие одного села, в данном случае Волчихи.
Это наша малая Родина. И мы должны любить свою Родину, как любили Чайковский, Рахманинов и др. композиторы. Чайковский говорил «я не видел человека, более меня влюблённого в матушку- Русь» .
«Здравствуй, Волчиха !»- исполнение песни
Рефлексия(метод монотипия)
Подсчёт нот и выставление оценок.
- Когда мы видим безобразные улицы, дома и предметы. То, наверное, связываем их ущербный облик с дисгармонией. И, наоборот, когда что-то радует наш глаз, мы становимся лучше, а мир вокруг нас прекрасен и гармоничен.
Искусство пусть ненадолго способно окунуть человека в гармонию мира. Прислушайтесь к своим сердцам. Они сейчас на волне красоты и доброты. Несите это в наш мир, и он станет лучше!
У каждого из нас
Есть много звуков в сердца глубине
Неясных дум, не петых песен много
Наполни смыслом, светом их.
И в каждый день, что проживешь
Ты капельку гармонии внесёшь.
Я благодарю вас за сегодняшнюю интересную, кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Б. Асафьева «Музыка- это прежде всего искусство человеческого общения».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Волчихинская средняя школа№2»
Тема урока: «Гармония в мире и музыке»
Учитель:Лоскутова О.И
Волчиха 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика и гармония окружающего мира
Данный элективный курс рассчитан на 17 часов. Его слушателями могут быть учащиеся 11 класса . Программа данного курса...
Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Творчество М.Ю. Лермонтова - загадка бытия. Помочь ученикам сопоставить биографию поэта и его поэтический сюжет. Войти в мир стихотворения, нарисовать словесную картину, создать видеоряд или кад...
Гармония в мире музыки. 6 класс
Гармония и красота!...
Тема красоты и гармонии с миром в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Листок», «На севере диком…»
М.Ю. Лермонтов...
Урок литературы по теме "Краксота и гармония с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."
Презентация, раздаточчный материал и музыкальное сопровождение к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова...
Урок литературы по теме "Краксота и гармония с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."
Презентация, раздаточчный материал и музыкальное сопровождение к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова...
Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".
Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...