«Гармония в мире и музыке»
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Лоскутова Оксана Ивановна

«Гармония в мире и музыке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmoniya.docx28.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

           «Волчихинская средняя школа№2»

Тема урока: «Гармония в мире и музыке» 

                                          Учитель:Лоскутова О.И

                             

                             Волчиха 2015

 Цели:  -понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.

-оценивать музыкальное произведение с позиции правды и красоты.

-выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Ход урока:

У- колокольчик наш поёт

  всех на музыку зовёт

  слышишь тонкий голосок ?

  нам пора начать урок.

У- Давайте друг друга поприветствуем

У. Добрый день вам добрый день

Д. В мире музыки , фантазии и песен

У. Добрым будь, щедрым будь

Д.  И с искусством в добрый путь

- Ну  а теперь поприветствуйте наших гостей, меня и друг друга улыбкой.

- И  я  думаю, что начав нашу встречу с доброжелательности, улыбки, мы сохраним такой настрой и дальше.

- Посмотрите от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе. Я желаю вам , чтобы вы не только получили хорошие оценки, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями, открытиями и приобретёнными знаниями.

Но прежде чем мы начнём урок посмотрите пожалуйста на свои  маршрутные листы и напишите свою фамилию и имя.

Фрагменты стих-й:

1.В размеры стройные стекались

Мои послушные слова

И звонкой рифмой замыкались.

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйный,

Иль иволги напев живой,

Иль ночью моря гул глухой,

Иль шёпот речки тихоструйный.

2. Все в ней гармония , все диво ,

Все выше мира и страстей…

3. …Звуки умертвив ,

Музыку я разъял, как труп

Поверил

Я алгеброй гармонию.

- Я прочитала вам строки из разных стихотворений одного и того же поэта, не догадались какого?( А.С. Пушкин.)

 - Какое слово присутствовало во всех отрывках?( «гармония» )

- Что, на ваш взгляд, оно означает?(ответы детей)

- Давайте поразмышляем, в каком значении употребляется это слово в каждом из отрывков. Для этого вы поработаете «в парах»

     Работа «в парах» :

1.Прочитайте внимательно фрагменты стихотворений, обратите внимание на слово «гармония», в каких значениях оно употребляется в каждом из фрагментов.

2.Соедените «стрелками» стихи и значения слова «гармония», в котором оно употребляется в этих стихах.

      Проверка:

- Итак, в смысле стройности, соразмерности, красоты, в каком отрывке употребил слово «гармония» поэт?(во втором, это стих-е «красавица»)

- А где под гармонией подразумевается поэзия?(в 1-ом «разговор книгопродавца с поэтом»)

-Близко к этому значение и 3-го отрывка(слова Сальери из «маленькой трагедии)

Сообщение темы урока :

- И сегодня на  нашем уроке мы будем говорить о гармонии не только в музыке, но и в искусстве, и в окружающей нас жизни.

Тема урока: «Гармония в мире и музыке».

- Эпиграфом к уроку будут слова известного древнего мыслителя Птолемея : «Есть ли что-нибудь более  прекрасное, чем сила гармонии?» 

- Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: люди издавна называли гармонией красоту, соразмерность, где бы она себя не проявляла- в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческого тела. Древние греки словом «гармония» даже определяли периоды мирной жизни, свободной от войн и потрясений. И это же слово было избрано для выражения глубинного смысла музыки. Итак , гармония- это искусство музыкальной красоты.

    Гармонию в музыке можно определить словами: светлая, тёмная,  напряжённая, резкая, изысканная, красочная и т.д.

Музыка рождается там, где живут звуки. Её приносят и шелест тополей, и плеск речной воды. А порой она таится даже в тишине и безмолвии. Умение слушать, вслушиваться в звуки и тишину- это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является по- настоящему прекрасным. Великие певцы, музыканты и дирижеры дарят нам гармонию мелодии и ритмов. Мелодия в музыке больше всего близка человеку, потому что созвучна его голосу, его душе. Мелодия- это часть гармонии. Недаром великий романтик И. Гейне сказал : «где кончаются слова ,там начинается музыка».

- Послушайте музыкальное произведение и обратите внимание на экран.(С.В. Рахманинов «Богородице, Дево радуйся») с просмотром слайда с изображением храма.

- Какой была здесь гармония? Покажите нужную карточку.(светлая, изыск-я»)

- Что вы почувствовали, слушая эту музыку ?

- Музыка этого произведения светлая, умиротворённая, возвышенная. Это произведение великого русского композитора С.В. Рахманинов.

Строго, возвышенно звучат мужские и женские голоса хора, словно наполняя храм наичистейшей голубизной неба. Эту мелодию Рахманинов написал в духе древнерусского знаменитого распева. Музыка прославляет наивысшую ценность- стремление людей к добру, их единении к всеобщему  миру. Музыка созвучна с впечатлением от иконы Богородицы, которая излучает любовь и всепрощение. Ведь икону называют  «умозрением в красках», а песнопение «богословие в звуках».

- Гармонично ли сочетание увиденного и услышанного ?

- Как бы вы условно назвали этот храм …(чего?)…. Души (учитель вывешивает нужную табличку)

Бывают в жизни такие минуты , когда уже не к кому обратиться за помощью- на кого человек тогда уповает ?

- Правильно, на помощь Бога. Господи, помоги! В христианской религии считается, что лучшим средством общения с богом, есть молитва. И каждый просящий хочет быть услышанным. Послушайте одну из таких молитв.

Рассказ о « Ave ,Maria » Ф. Шуберт

- слушание

В переводе с латинского языка означает «Привет тебе Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращенной к Божьей Матери- деве Марии. Многие художники и музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения.

- Слушание

- Какое впечатление произвело на вас данные произведения(мощь, силу духа, единение, умиротворение).

Дайте при помощи эстетического словаря характеристику гармонии?

                                  Музыкальная физминутка

- Послушайте ещё один музыкальный фрагмент и выразите словами, что вы чувствуете.

- Можно ли назвать гармоничным сочетание этих звуков?

- Такое сочетание звуков называется «дисгармония».

- Итак, дисгармония- это неблагозвучное сочетание звуков, нарушение гармонии, а также отсутствие согласия, разлад.

- А в окружающем нас мире, какие вы можете назвать дисгармоничные явления( война)

Есть на свете слово – короткое и жестокое, за ним – страх, слёзы, боль, смерть. Это слово война. Она всегда жестока, бесчеловечна, порой   бессмысленна.

Помни войну!

Пусть далека она и туманна

Годы идут. Командиры уходят в запас

Помни войну!

Это, право же, вовсе не страшно

Помни всё то, что когда- то касалось всех нас!

- и хотя на территории нашего села не проходили боевые действия  ВОВ, но на защиту Родины встали многие жители села Волчихи и Волчихинского   района.

- И конечно волчихинцы свято чтут память павшим в той войне

Слушание  «Лакримозы» из «Реквиема» В.А. Моцарт (слайды Мемориал павшим в ВОВ)

Что вы увидели на слайдах?  ;что это за произведение?; что такое Лакримоза, Реквием?

- Какая гармония была в произведении?

- Гармонично ли сочетание музыки и архитектурных сооружений? Почему ?

- Как бы назвали этот памятный комплекс? Храм чего(памяти). К чему мы должны стремиться?

- мы с вами должны стремиться к тому чтобы на нашей земле царил мир и гармония, чтобы никогда люди не допускали новых войн.

Композиторы в своих песнях, то же призывают к тому, чтобы не повторилось такое никогда! В каком произведении, вам знакомом, есть такой призыв . И мы с вами разучили такую песню. А как она называется?

«Встаньте, люди»- исполнение хором

А) распевка

Б) встать и спеть стоя

Слайд «Церковь наша»

- Ребята, а что за архитектурное сооружение?

- А недалеко от церкви находится ещё одно архитектурное сооружение всем вам знакомое? Что это?

- Ребята, а гармонично ли сочетание этих двух архитектурных сооружений? Почему?

- Как условно можно назвать муз.школу?

- Храм чего?(искусства)

- И всё это можно назвать одним словом? Каким? (культура). И не просто культура, а культурное наследие одного села, в данном случае Волчихи.

Это наша малая Родина. И мы должны любить свою Родину, как любили Чайковский, Рахманинов и др. композиторы. Чайковский говорил «я не видел человека, более меня влюблённого в матушку- Русь» .

«Здравствуй, Волчиха !»- исполнение песни

Рефлексия(метод монотипия)

Подсчёт  нот и выставление оценок.

- Когда мы видим безобразные улицы, дома и предметы. То, наверное, связываем их ущербный облик с дисгармонией. И, наоборот, когда что-то радует наш глаз, мы становимся лучше, а мир вокруг нас прекрасен и гармоничен.

Искусство пусть ненадолго способно окунуть человека в гармонию мира. Прислушайтесь к своим сердцам. Они сейчас на волне красоты и доброты. Несите это в наш мир, и он станет лучше!

У каждого из нас

Есть много звуков в сердца глубине

Неясных дум, не петых песен много

Наполни смыслом, светом их.

И в каждый день, что проживешь

Ты капельку гармонии внесёшь.

Я благодарю вас за сегодняшнюю интересную, кропотливую работу, за то чудесное творческое общение, которое царило на нашем уроке, ведь по словам известного музыковеда Б. Асафьева «Музыка- это прежде всего искусство человеческого общения».

      Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

           «Волчихинская средняя школа№2»

Тема урока: «Гармония в мире и музыке» 

                                          Учитель:Лоскутова О.И

                             

                             Волчиха 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика и гармония окружающего мира

Данный  элективный   курс  рассчитан на  17   часов. Его слушателями могут быть  учащиеся   11   класса . Программа данного  курса...

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»

Творчество М.Ю. Лермонтова - загадка бытия. Помочь ученикам  сопоставить биографию поэта и его поэтический сюжет. Войти в мир стихотворения, нарисовать словесную картину, создать видеоряд или кад...

Гармония в мире музыки. 6 класс

Гармония и красота!...

Урок литературы по теме "Краксота и гармония с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."

Презентация, раздаточчный материал и музыкальное сопровождение к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова...

Урок литературы по теме "Краксота и гармония с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "На севере диком..."

Презентация, раздаточчный материал и музыкальное сопровождение к уроку литературы по лирике М.Ю.Лермонтова...

Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...