Конспект урока по музыке в 6 классе (не по ФГОС) «Надо ли в наше время о России петь».
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Шевцова Татьяна Петровна

·         Технология развивающего обучения (ТРО).                               В конспекте

·         Технология педагогики сотрудничества,                                      обозначено

          Технология диалогического обучения (ТПС).                            применение

·         Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).       технологий

·         Технология проблемного обучения (ТПО).                                абберивиатурами

·         Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).

·         Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).·         

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_nado_li_v_nashe_vremya_o_rossii_pet.doc114 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шевцова Т.П. Надо ли  в наше время о России петь        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Краснодарский край, Кавказский район, город Кропоткин

Конспект урока по музыке
в 6 классе (не по ФГОС)
«
Надо ли  в наше время о России петь»

 

подготовила

учитель музыки

Шевцова Татьяна Петровна.

г. Кропоткин
2014

Урок из раздела «Я до страсти люблю всё русское».

Урок №7

Класс: 6.

Тема: «Надо ли  в наше время о России петь».

Цель урока: учить в предлагаемой ситуации искать проблему и формулировать её.  

Тип урока:  расширение, углубление темы.

Жанр урока: тематический.

Вид урока:   урок-размышление.                                                                                                          

Задачи:                                                                                                                                                    Обучающая: раскрыть характерные черты стиля С.В.Рахманинова, познакомить со «Вторым концертом для фортепиано с оркестром».

 Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего народа и музыке русских композиторов-классиков; воспитывать патриотические чувства, нравственные качества, эмоциональную отзывчивость, эстетический вкус, музыкальную культуру, формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье.

Развивающая: развивать интонационный слух в процессе постижения музыки, обогащать музыкально-слуховой опыт, способность слышать музыку и размышлять о ней, развивать музыкальные и творческие способности, формировать вокально-хоровые навыки;  формировать родственное внимание к родной культуре;

тренировать чувственную сферу; развивать способность диалогического общения с автором; развивать образное и интонационное мышление.

Технологии:

  • Технология развивающего обучения (ТРО).                         В конспекте
  • Технология педагогики сотрудничества,                                  обозначено

технология диалогического обучения (ТПС).                         применение

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).         технологий
  • Технология проблемного обучения (ТПО).                         абберивиатурами
  • Здоровьесберегающие технологии (ЗДСТ).
  • Индивидуально-ориентированная технология (ИОТ).

Оборудование урока:

  • ноутбук, экран, слайдовая презентация;
  • Книга «Конституция Российской Федерации»;
  • тексты песен «О русском духе», «За святую Русь»;
  • нотный материал;
  • музыкальные фонограммы;
  • портрет С.Рахманинова.

Музыкальный материал:

  • песня Э.Колмановского и И.Шаферана «Журавлёнок»,
  • «Второй концерт для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова                              
  • «Песня о русском духе» Н.Тананко,
  • казачья песня «Чорноморэц идэ»,
  • песня иеродьякона Феофила и монаха Лаврентия «За святую Русь»,
  • хор «Славься» из оперы М.Глинки «Иван Сусанин».

Ход урока:

I.Организация урока.                                                                                                                                                      

Задача: ввести в атмосферу урока.

  • Попевка-приветствие «Дал верный тон».
  • Физиологическое воздействие  музыкального звука. Пропевание звука «ля».         ЗДСТ

II. Основная часть урока.

1.Беседа, подготавливающая  тему урока.

Задача: создать проблемную ситуацию.                                 

У.: Сегодня урок музыки мы начнём с разговора не о музыке, а с беседы по некоторым аспектам Конституции Российской Федерации. Вы уже знаете, что Конституция – это основной закон страны. И преамбулу заранее прочитали.

- кто из вас прочитал преамбулу в библиотеке?

……..

- а кто нашёл эту информацию в сети Интернет?                                                 (ИКТ).

………..

- Думаю, вам теперь нетрудно будет выделить из текста:

  • чью  память  чтит  народ  России?

Слайд1. На экран проецируется текст преамбулы  Конституции Российской Федерации:                                                                                         (ТПО).

Мы,  многонациональный  народ  Российской  Федерации,  соединённые  общей судьбой  на  своей  земле,  утверждая  права  и  свободы  человека,  гражданский мир  и  согласие,  сохраняя  исторически  сложившее государственное  единство, исходя  из  общепризнанных  принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших на  любовь и уважение  к Отечеству веру в добро и справедливость, возрождая   суверенную  государственность  России  и  утверждая  незыблемость  её  демократической  основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности  за  свою  Родину  перед  нынешним  и будущими поколениями,  сознавая  себя  частью  мирового  сообщества,  принимаем  Конституцию  Российской  Федерации.                                                           (ИКТ).

У.: Чью  память  чтит  народ  России?                                                        (ТПС).

Уч-ся:  Память предков.                                                                                         (ИОТ)

У.:  А  что  передали  нам  предки?

Уч-ся: Любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

У.: Что  стремится  обеспечить  народ  России,  принимая  Конституцию Российской  Федерации?

Уч-ся:  Благополучие и процветание России.                                                                              

У.:  Мы уже беседовали с вами о том, какими делами и вы – подрастающие граждане страны – можете уже сейчас помочь благополучию и процветанию России.                (ТПО).

- Скажите, а можно ли помочь процветанию и благополучию России, если будешь хорошо знать, например, её культурное наследие в области музыки – то есть, русские песни, музыку русских композиторов?                                                                            (ИОТ)

- Что  может  дать  русской  душе  русская  музыка,  русские  песни?

Ответы учащихся.

У.:   (подытоживаю ответы учащихся):

Да, души наши наполняются добром,  красотой и любовью к Отечеству, русский дух силу набирает. А умные и сильные духом люди – это и есть благополучие России.

- Мы недавно повторяли с вами р.н.п. «Во поле берёза стояла», песню, возраст которой уже около 300 лет, а то и больше.                                                                

- С какой целью мы её повторяли?                                                                ТПО).

Уч-ся:  Чтобы знать самим, а потом выучить со своими детьми.

У.:  То  есть,  таким  образом,  вы  сможете  передать  почтение  к  памяти предков. Сами  сейчас учитесь чтить эту память, а потом и детей своих научите.

2. Исполнение песни «Журавлёнок» Э.Колмановского и И.Шаферана.

Задачи: выяснить сферу чувств, заложенных в песне. Эмоциональное исполнение.     (ТРО).

У.:  Мы сейчас споём песню, которая напомнит нам – что должен любить каждый, чтобы стать настоящим человеком.                                                                (ЗДСТ).

Исполняем песню «Журавлёнок» Э.Колмановского и И.Шаферана.

Текст песни:

1. Ушло тепло с полей и стаю журавлей

Ведёт вожак в заморский край зелёный.

Летит печально клин и весел лишь один,

Один какой-то журавлёнок  несмышлёный.

2.Он рвётся в облака, торопит вожака.

Но говорит ему вожак  сурово:

«Хоть та земля теплей, но Родина милей,

Милей – запомни, журавлёнок, это слово.

3. Запомни шум берёз и тот крутой откос,

Где мать тебя увидела летящим;

Запомни навсегда, иначе никогда,

Дружок, не станешь журавлём ты настоящим.

У.: Что наказывал вожак журавлёнку?

Ответы уч-ся.

2. Прослушивание фрагмента «Второго концерта для фортепиано с оркестром» С.В.Рахманинова.

Задачи: подготовить детей к слушанию; раскрыть характерные черты стиля С.В.Рахманинова; познакомить с новым произведением, проанализировать характер главной темы и вступления; выяснить, какие образы учащиеся представили в своём воображении.

У.: Вот и русские композиторы – о ком не начни говорить – очень любили Россию и воспели её – и природу, и народ, и подвиги – в своей музыке.

  • О ком – вот такие слова великого русского поэта, А.Блока?

Слайд 2. На экран проецируется изображение Рахманинова за роялем и цитата:    (ТРО).

«Что  бы  он  ни  играл,  всё  было  гимном  России,  красоте  родной  земли…»

Ответы уч-ся.

У.: Да, это о Сергее Васильевиче Рахманинове. Сегодня мы продолжим знакомство с его музыкой.

- На предыдущих уроках мы разучили несколько его мелодий и узнали, из каких они произведений. Кроме одной.  Вот этой:                                                                                                                                              

              играю главную тему «Второго концерта»                                                        (ТПС).

- Мы до сих пор не знаем – это вокальная или инструментальная музыка.

- Мы не знаем название произведения.

-  Сегодня мы всё узнаем, но прежде пропоём мелодию вокализом.

Поём вокализом главную тему «Второго концерта»

У.:  Сейчас вы услышите произведение необычайной силы и красоты, произведение, которое сделало мало известного композитора Рахманинова, знаменитым на весь мир. В этой музыке можно услышать и понять чувства композитора, его отношение к Родине.

- Я всё ещё не говорю вам название произведения, для того, чтобы ответ на вопрос – это вокальная или инструментальная музыка – вы нашли в музыке, а не в названии.

- Я попрошу вас подпевать мелодию, которую мы сейчас повторили, как только её услышите. Ответите потом:

  • какое чувство вызывает у Вас эта музыка?
  • что переживает композитор?
  • что его волнует?
  • почему  эта мелодия такая певучая?
  • какой жест подойдёт – распахнутые или закрытые руки?

Слушаем фрагмент «Второго концерта»

Ответы уч-ся на первые три вопроса: «…музыка очень красивая, заставляет трепетать сердце…Рахманинова волновала судьба России, он рассказывает в музыке о её красоте, величии…».

У.: Какой жест подходит – распахнутые или закрытые руки? И почему я задаю этот вопрос?

Ответы уч-ся: распахнутые руки – это будто Рахманинов всю Россию обнимает.

У: А почему   мелодия такая певучая?

Ответы уч-ся.

У.: Певучесть, песенность инструментальных мелодий – характерная особенность русской музыки. А для Рахманинова – это, вообще, как визитная карточка, потому что…

Слайд 3. На экран проецируется изображение Рахманинова за роялем и цитата: «…Фортепианная музыка в его исполнении звучала часто с интонациями человеческого голоса, поэтому Рахманинова стали называть «фортепианным Шаляпиным».                                                                                                                  (ИКТ).

У.: Так  почему  певучесть,  песенность  инструментальных  мелодий – характерная  особенность  музыки  Рахманинова?                                                        (ИОТ)

Ответы уч-ся: «…потому что он – русский».

У.: Запомните название произведения, с которым мы начали знакомство

Слайд 4. (На экране – название «Второй концерт для фортепиано с оркестром» С.Рахманинова)

      и дома в творческих тетрадях запишите это название.

У.:  А сейчас мы ещё раз послушаем фрагмент Второго концерта и решим:                (ТРО).

  • какие слова созвучны главной теме? (Обратите внимание – пианист или оркестр её играет?)

Слайд 5. На экране – различные цитаты:                                                (ИОТ)

  • «Русская мелодия расстилается кротко и печально».
  • «Подобно птице летит она над необъятными просторами родной земли».
  • «Жизнеутверждающая, волевая, полная энергии, она устремляется к радости, к счастью. К тому счастью, которое обретает только душа, закалившаяся в испытаниях».
  • «В ней – восторженное преклонение перед Россией, в ней – красота, величие и душа русского народа».
  • «Стелется как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая».
  • «Во весь рост поднимается Россия».                                                        (ИКТ).

Слушаем фрагмент «Второго концерта» (повторно).

У.: Итак, какие слова созвучны главной теме Второго концерта?                        (ТПС).

Ответы уч-ся.                                                                                    (ИОТ)

Теперь обратим внимание на музыку вступления:

У.: Что  напомнит  вам  музыка  вступления? На что похоже звучание аккордов?

- Определите, кто её  играет – оркестр или пианист?

- Какие  репродукции  созвучны  музыке  вступления? Какие  слова созвучны  из  тех,  что  сейчас – на экране?

Слайд 6. На экране к цитатам добавляются репродукции пейзажей, церквей, колоколен. _                                                                                        (ИКТ).

Слушаем фрагмент «Второго концерта» (третий раз).

Ответы уч-ся.

У.: Что напоминает музыка вступления?                                                        (ТПС).

Уч-ся: Колокольный звон.                                                                            (ИОТ)

У.: Как  называется  такой  колокольный  звон?

Уч-ся:  Набат.  

У.: Есть ли созвучные музыке репродукции и слова?

Ответы уч-ся.

У.: Какого  цвета,  на ваш взгляд,  музыка вступления, и меняется  ли с появлением главной темы?

Уч-ся слышат, что тёмные тона вступления становятся  всё светлее и ярче.

Слайд 7. На экране – цитата из воспоминаний С. Рахманинова и Софийский собор  Новгорода :

«Одно из самых дорогих для меня из воспоминаний детства связано с четырьмя нотами большого колокола новгородского Софийского собора, которые я часто слышал, когда бабушка брала меня в город по праздничным дням. Звонари были артистами! Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему. У меня с ними всегда ассоциировалась мысль о слезах».                                                                   (ИКТ).

У.: Знакомство со «Вторым концертом» продолжим на следующем уроке.

3. Исполнение  шуточной песни черноморских казаков «Чорноморэць идэ».

Задачи: развивать творческие способности – умение ярко, колоритно исполнять казачьи песни, снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.

У.: Перейдём от музыки композиторской, воспевающей любовь к Родине, к музыке народной, передающей те же чувства.                                                        (ТПС).

- Вы очень любите песню «Чорноморэць». А за что вы её любите?

Уч-ся: Она – шутливая, задорная. Трудно устоять, ноги сами плясать начинают.

У.: Я это заметила и потому мы с вами добавили несложное танцевальное движение в характере казачьих плясок. Эта песня помогает нам отдохнуть.                          (ЗДСТ).

Исполняем  казачью песню «Чорноморэц идэ» (пение + танцевальное движение)

4. Доучивание песни «О русском духе» Н.Тананко.

Задачи: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества, эмоциональную отзывчивость; развивать музыкальные способности, формировать вокально-хоровые  навыки.                                                                                          (ТРО).

У.: «…Годы и столетья мчатся незаметно, и пришли на землю наши времена…» – это уже из другой песни слова. Сегодня учим 2-й куплет. Тексты песен – на ваших столах.

Доучиваем 2-й куплет, работаем над вокально-хоровыми навыками.

У.: Ответьте, пожалуйста:

  • Что  же  это  за «…главное  наследство…» наших  предков  и за  века  оно  не  растрачено?

Ответы уч-ся.

текст песни «О русском духе» Н.Тананко.

1.Сказки и былины мы читали в детстве

О героях русских и богатырях.

Слава наших предков - главное наследство,

То, что не растрачено в веках.

И его хранили и преумножали

Поколенья наших дедов и отцов,

И пред русским духом в страхе отступали

Полчища и происки врагов.

Припев:

У русского духа великая сила,

А тайна его проста -

И жизнь за Россию, и смерть за Россию,

За веру в Христа.

Русский дух повсюду называют чудом.

И откуда только взялся он такой?-

Доблесть и отвага, широта и удаль,

И любовь к земле своей родной.

Годы и столетья мчатся незаметно,

И пришли на землю наши времена,

Но не испарился и не канул в лету –

Русским духом держится страна.

И напрасно планы строит заграница,

Русский дух вовеки ей не истребить.

Тот, кому в России довелось родиться,

Родину не сможет разлюбить.

Русский дух не сломлен, вы не верьте слухам,

И в народе нашем много скрытых сил.

И сильна Россия величайшим духом,

Что от Бога дан Святой Руси.

5. Прослушивание песни иеродьякона Феофила на слова монаха Лаврентия «За святую Русь»

Задачи: познакомить с новой песней; обогащать музыкально-слуховой опыт; развивать способность понимать смысл песни; воспитывать патриотические чувства.                                                                                                                                                         У.: Чтобы русский дух не потух, хочет и иеродьякон Феофил.

Слайд 8.  На экран проецируется изображение храма и иеродьякона Феофила.       (ИКТ). 

У.:  Послушайте его песню «За святую Русь» и ответьте строчкой из песни:

  • чего  он  желает  для  благополучия  и  процветания  России?                          (ТПО).

    Звучит песня иеродьякона Феофила на слова монаха Лаврентия  «За святую Русь».

                                            Текст песни «За святую Русь»

1)     За святую Русь помолюсь,

        Чтобы Божью нить пробудить,

        Чтобы  русский дух да не потух,

        Чтобы   русский глаз не угас.

        Чтобы  русский дух не потух,

        Чтобы русский глаз не погас.

3)     Чтобы русских рек лился век,

Чтобы русский лес не исчез,

Чтобы русский хлеб спел и креп,

Чтобы русский крест звал окрест.

Чтобы русский хлеб спел и креп

Чтобы русский крест звал окрест.

2)    Чтобы русский стих не утих,

        Чтобы русский храм не был срам,

        Чтобы русский люд не был в блуд,

        Чтобы русских дев плыл напев.

        Чтобы русский люд не был в блуд,

        Чтобы русских дев плыл напев.

4)    Чтобы русский щит не был бит,

Чтобы русский меч спас от сечь,

Чтобы русских рать да не объять,

Чтобы русский царь был как встарь.

Чтобы русских рать да не объять,

Чтобы русский царь был как встарь.

5)  Чтобы Русь вела от вина,

     Чтобы Русь росла, как сосна.

     Чтобы Русь не канула в грусть,

     Чтобы Русь равнялась – молюсь!

     Чтобы Русь не канула в грусть,

     Чтобы Русь равнялась – молюсь!

У.:  Чего  желает для благополучия и процветания России иеродьякон Феофил?

Ребята проговаривают запомнившиеся строчки. Что они означают – на этом уроке не разбираем.

У.: Когда вы будете выходить с урока, возьмите тексты песни «За святую Русь».

 Дома, вместе с родителями, разберитесь – какой смысл вложен в каждую строчку?

А затем разберёмся в этом здесь, на следующем уроке.

III. Итог урока.

Задачи: найти ответ на обозначенную проблему; закрепить эмоциональное воздействие, возникшее в процессе общения и слушания музыки, оценить собственную деятельность на уроке.

У.: Подходит к концу наш урок, на котором мы говорили опять, но уже в новом ракурсе, о том, каким образом вы – подрастающие граждане нашей страны – можете  помочь её процветанию и благополучию.

 - Какой же ответ на этот вопрос мы нашли на сегодняшнем уроке?                   (ТПО).

Уч-ся: «…Если мы будем знать русскую музыку, русские песни, то наполним наши души добром и любовью к Отечеству…Чем больше добрых и умных людей будет в стране, тем она будет сильнее.

У.: А надо ли в наше время о России петь, то есть воспевать любовь к ней, чтобы она – любовь к Родине  - не исчезла из наших душ?  Или, может, уже хватит складывать песни и петь о России – и так всё сказано и воспето, а души наши наполнены любовью к Родине?

 Посмотрите на экран.                                                   

                                На экран проецируются слова «…о России петь…»                     (ИКТ).

 У.: Вставьте вместо многоточия какие-то слова, чтобы было понятно – надо ли петь о России и для чего?

Д.: (были следующие варианты ответов) «…Надо о России петь, чтобы земли наши прославлять…надо о России петь с гордостью, чтобы все понимали, что у нас хорошая страна…                                                                                                 (ИОТ) 

У.: Правильность ваших слов можно подтвердить фрагментом фестиваля «Кремлёвские зори», проходившего совсем недавно в Москве. Будет исполняться знакомое вам хоровое произведение.

- Обратите внимание на то, какие чувства испытывают все, кто находится на Красной площади.

Демонстрируется видеофрагмент  фестиваля «Кремлёвские зори» – хор «Славься». 

                                                                                                       (ИКТ).

У.: Какие чувства вам передались?

Уч-ся: Гордость за нашу страну!

У.:  На этой торжественной ноте, ноте гордости за нашу страну  мы закончим   наш урок.

Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.

Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей.  Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека

5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...

конспект урока "Учителя музыки Икковской школы с начала XX века по настоящее время"

Данный урок знакомит учащихся с творческими биографиями учителей музыки Икковской школы Чебоксарского района Чувашской Республики...

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством?"

План-конспект урока по музыке 5 класс "Что роднит музыку с изобразительным искусством ?" с технологической картой....

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"

Конспект урока по музыке 5 класс "Фольклор в музыке русских композиторов"...