Конспект внеклассного музыкального занятия для учащихся младших классов "Веселые нотки - чудесные дни"
методическая разработка по музыке по теме

Соловьева Галина Андреевна

Целью занятия является: в процессе музыкальной деятельности активизировать творческое  отношение к исполняемой и слушаемой музыке (сочинение попевок, составление исполнительского плана песен, создание оркестрового аккомпанемента, рисунков на музыкальную тему, сочинение «Истории  об «упрямой» нотке»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного музыкального занятия для учащихся младших      классов МБОУ «Центр образования», г. Торжок

                                         учитель музыки   Соловьева Г.А.

Тема занятия:     «Веселые нотки – чудесные дни»

Цели:  - Развитие творческих способностей школьников в процессе

              музыкальной деятельности ;

              - развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемую музыку;

              - развитие вокально-певческих навыков;

              - развитие интереса к музыкальной деятельности;

              - развитие осмысленного восприятия музыки;

              - развитие коммуникативных качеств личности в совместной

                музыкальной деятельности.

Задачи: в процессе музыкальной деятельности активизировать творческое  отношение к исполняемой и слушаемой музыке (сочинение попевок, составление исполнительского плана песен, создание оркестрового аккомпанемента, рисунков на музыкальную тему, сочинение «Истории  об «упрямой» нотке» ).

Музыкальный материал:  «До,ре,ми…», муз. А.Островского;  «Осень», муз.Р.Гуцалюка;  «Октябрь.Осенняя песня», П.Чайковский; «Улетает наше лето», муз.В.Гужевой;  «Из чего наш мир состоит», муз. Б.Савельева; «Музыкальное эхо», муз.А.Андреевой

Изобразительный ряд:фотографии по теме, картины И.Левитана, портрет художника; портрет П.Чайковского; нотная запись звукоряда; иллюстрации к истории про «упрямую» ноту.

Дополнительный материал: карточки-ребусы для сочинения попевок; листы с основой для рисунков к произведению «Осень», фломастеры.

Детские  музыкальные инструменты: трещотки, бубен, маракасы, треугольник, румба, колокольчики.

                                                Ход занятия:

   - Дорогие ребята, мы с вами живем в замечательном звучащем мире. Весной нас радует звон капели, журчание ручьев; летом – пение птиц; осенью – шум дождя и шелест пестрых листьев; а зимой – музыка тихо падающего снега.   Мы не раз в этом убеждались, исполняя разные детские песни и узнавая прекрасные   произведения композиторов - классиков. Чтобы лучше разбираться в звучащей музыке, мы  с вами изучаем нотную грамоту.

                Хорошо известно всем: нот на свете ровно семь.

Чудеса: всего семь нот, а в них -  вся музыка живет!

    Давайте  вспомним, как звучат эти ноты в песне А.Островского.                                                      (Исполнение песни А.Островского «До, ре, ми…»).

- «Ноты выстроились  в ряд: получился звукоряд».  Пропоем  его еще раз, но с тем выражением, какое передают изображенные на звукоряде нотки.  (Пропевание  звукоряда  «по ролям»; каждая нота – соло, с разным эмоциональным выражением :радостно, удивленно, сердито, грустно, очень весело, строго ,обиженно).

- Композиторы умеют сочинять из семи нот музыкального звукоряда самые разные песни.  Давайте и мы попробуем!

Сочинение  попевок  по отгаданной в музыкальном ребусе интонации:

1. «до» «ми»к – крошечка: два окошечка.

2. «фа» «соль», «фа» «соль» : вот и выросла «фа» «соль», «фа» «соль».

3. Дружно п«ля»шем  и поем, очень весело живем.

   -  Интересные песенки у нас получились. И все потому, что ноты нам помогали.

Но иногда ноты не хотят послушно следовать нашим желаниям. И вот что из этого может получиться: нота «До» не захотела замолкать, уступив место соседям по звукоряду… (Все пропевают звукоряд, один ребенок «застревает» на ноте «До»  

первой октавы)

- Посмотрите, на кого похожа упрямая нота «До»! (Иллюстрация: «Упрямый барашек») Интересно, почему  она заупрямилась? Давайте пофантазируем: что с ней могло произойти? Я начну «Историю про упрямую ноту «До», а вы продолжите:

  - В музыкальной стране, в музыкальном городе, в музыкальном доме на пяти музыкальных линеечках дружно жили - были  нотки. Они с удовольствием ходили друг другу в гости и сочиняли вместе интересные музыкальные произведения. Но вот однажды…(Дети сочиняют историю про упрямую ноту: нота не захотела замолкать и слушать, как звучат другие… Если детям трудно будет фантазировать, можно помочь им вопросами: -Почему нота «До» решила заупрямиться? -Это понравилось остальным нотам? –Как ноты отреагировали на упрямицу? –Что они сделали? –Какое настроение стало у всех жителей музыкального дома?)

-  Что делать? Если  нота «До» не перестанет упрямиться, наша любимая песня «Осень», которую сочинил Роман Гуцалюк,  будет звучать  вот так…

(Исполнение учителем мелодии с «аккомпанементом» ноты «До»).

- Красиво? Действительно, нота «До» испортила всю музыку! Кто-то должен поссорившиеся ноты помирить, а упрямую ноту призвать к порядку. Как вы думаете, КТО сможет это сделать?

(Дети фантазируют. Можно помочь им вопросами: - Кто главный в музыкальном доме? –Кого слушаются все ноты? –Что мог сказать Скрипичный Ключ или Композитор нотам? )

- Ну вот, ноты наконец-то помирились, музыке ничто не угрожает.

 В доме музыкальном ноткам жить не тесно,

 Каждой по соседству с другими интересно!

 Дружною семьей живут, дружно пляшут и поют,

 А если  загрустят подчас  – и грусть их восхищает нас!

-  Давайте  исполним теперь песню «Осень», но… по предложенному вами исполнительскому плану. (Предложение ребят и объяснение своего выбора, исполнение песни «Осень»).

 - Осень вдохновляет на творчество не только музыкантов. Посмотрите на экран: с какой любовью и нежностью изображена осень в работах современных фотографов и на картинах великого русского художника И. Левитана! Его картины наполнены не только красками осени, но и музыкой. (Иллюстрации).            

-Какую осень мы слышим, всматриваясь в эти картины?

-Ребята, если бы вы сочиняли музыку про осень – какой была бы ваша музыка? (Ответы с комментариями: почему такая?)                                                                                                    -  Предлагаю тем, кто любит рисовать, помочь мне изобразить осеннюю музыку.      (выбираются два ученика).                                                                                                        Я приготовила  два  одинаковых наброска: видите, здесь изображены только контуры деревьев. Какими они станут – зелеными, пестрыми или потерявшими листву – зависит от того, какую осень вы представите. А пока вы рисуете свою осеннюю музыку- мы послушаем , как музыкальными красками передает осеннее настроение П. Чайковский .

(Два ученика рисуют, все слушают «Осеннюю песню» . Если художники успели завершить свои рисунки – сравниваем изображения с прозвучавшей музыкой; если нет – сделаем это в сравнении со всеми прозвучавшими осенними произведениями).

-  Какая осень в музыке композитора (композиторов)? Какой из  рисунков ближе к музыке ? Почему?  (Сравнение рисунков и музыки).

- Осень нравится не только взрослым авторам. Девочка Виктория Гужевая сочинила на стихи Е.Трутневой чудесную песню «Улетает лето».  Давайте ее споем, добавив наш аккомпанемент к исполнению. Выбирайте инструменты, которые, на ваш взгляд, подходят к звучанию этой песни.

(Исполнение песни «Улетает лето» с импровизированным  детским оркестром).

- Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Ноты сумели подарить нам сегодня много радости от общения с замечательной музыкой. Конечно, мы с ними не прощаемся: будем дружить на новых занятиях. А в конце сегодняшнего - у меня к вам просьба: спойте, пожалуйста,  песню композитора Б.Савельева «Из чего наш мир состоит». Я  приготовила для вас исполнительский план песни.

(Исполнение песни по плану: вопрос- солисты; ответ- ансамбль; припев – хор).

- Спасибо! До новых музыкальных встреч.

 

   

   

 

 

 

               

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"

Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...

Конспект по музыкальному занятию "В гостях у Царицы Музыки"

Занятие для старших групп, показывала на конкурсе "Воспитатель года" с детками из другого детского сада....

Конспект интегрированного музыкального занятия во 2-ой младшей группе «Снеговик приходит в гости».

Обогащать духовный мир детей с помощью музыкального, поэтического,  театрального и изобразительного искусства. Развивать общительность и коммуникабельность детей. Со-действовать  разви...

Внеклассное музыкальное занятие "Веселые нотки - чудесные дни".

Мероприятие направлено на развитие творческих способностей учеников начальных классов: развитие воображения, творческого подхода к исполняемой и слушаемой музыки.Этому способствуют различные виды деят...

КОНСПЕКТ НОД МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» с применением технологии исследовательской деятельности

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель:музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей;комп...

Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция) Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .

Знакомство учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики и говора донских казаков.Развитие речевые способностей учащихся...