Конспект внеклассного музыкального занятия для учащихся младших классов "Веселые нотки - чудесные дни"
методическая разработка по музыке по теме
Целью занятия является: в процессе музыкальной деятельности активизировать творческое отношение к исполняемой и слушаемой музыке (сочинение попевок, составление исполнительского плана песен, создание оркестрового аккомпанемента, рисунков на музыкальную тему, сочинение «Истории об «упрямой» нотке»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного музыкального занятия для учащихся младших классов МБОУ «Центр образования», г. Торжок
учитель музыки Соловьева Г.А.
Тема занятия: «Веселые нотки – чудесные дни»
Цели: - Развитие творческих способностей школьников в процессе
музыкальной деятельности ;
- развитие эмоциональной отзывчивости на исполняемую музыку;
- развитие вокально-певческих навыков;
- развитие интереса к музыкальной деятельности;
- развитие осмысленного восприятия музыки;
- развитие коммуникативных качеств личности в совместной
музыкальной деятельности.
Задачи: в процессе музыкальной деятельности активизировать творческое отношение к исполняемой и слушаемой музыке (сочинение попевок, составление исполнительского плана песен, создание оркестрового аккомпанемента, рисунков на музыкальную тему, сочинение «Истории об «упрямой» нотке» ).
Музыкальный материал: «До,ре,ми…», муз. А.Островского; «Осень», муз.Р.Гуцалюка; «Октябрь.Осенняя песня», П.Чайковский; «Улетает наше лето», муз.В.Гужевой; «Из чего наш мир состоит», муз. Б.Савельева; «Музыкальное эхо», муз.А.Андреевой
Изобразительный ряд:фотографии по теме, картины И.Левитана, портрет художника; портрет П.Чайковского; нотная запись звукоряда; иллюстрации к истории про «упрямую» ноту.
Дополнительный материал: карточки-ребусы для сочинения попевок; листы с основой для рисунков к произведению «Осень», фломастеры.
Детские музыкальные инструменты: трещотки, бубен, маракасы, треугольник, румба, колокольчики.
Ход занятия:
- Дорогие ребята, мы с вами живем в замечательном звучащем мире. Весной нас радует звон капели, журчание ручьев; летом – пение птиц; осенью – шум дождя и шелест пестрых листьев; а зимой – музыка тихо падающего снега. Мы не раз в этом убеждались, исполняя разные детские песни и узнавая прекрасные произведения композиторов - классиков. Чтобы лучше разбираться в звучащей музыке, мы с вами изучаем нотную грамоту.
Хорошо известно всем: нот на свете ровно семь.
Чудеса: всего семь нот, а в них - вся музыка живет!
Давайте вспомним, как звучат эти ноты в песне А.Островского. (Исполнение песни А.Островского «До, ре, ми…»).
- «Ноты выстроились в ряд: получился звукоряд». Пропоем его еще раз, но с тем выражением, какое передают изображенные на звукоряде нотки. (Пропевание звукоряда «по ролям»; каждая нота – соло, с разным эмоциональным выражением :радостно, удивленно, сердито, грустно, очень весело, строго ,обиженно).
- Композиторы умеют сочинять из семи нот музыкального звукоряда самые разные песни. Давайте и мы попробуем!
Сочинение попевок по отгаданной в музыкальном ребусе интонации:
1. «до» «ми»к – крошечка: два окошечка.
2. «фа» «соль», «фа» «соль» : вот и выросла «фа» «соль», «фа» «соль».
3. Дружно п«ля»шем и поем, очень весело живем.
- Интересные песенки у нас получились. И все потому, что ноты нам помогали.
Но иногда ноты не хотят послушно следовать нашим желаниям. И вот что из этого может получиться: нота «До» не захотела замолкать, уступив место соседям по звукоряду… (Все пропевают звукоряд, один ребенок «застревает» на ноте «До»
первой октавы)
- Посмотрите, на кого похожа упрямая нота «До»! (Иллюстрация: «Упрямый барашек») Интересно, почему она заупрямилась? Давайте пофантазируем: что с ней могло произойти? Я начну «Историю про упрямую ноту «До», а вы продолжите:
- В музыкальной стране, в музыкальном городе, в музыкальном доме на пяти музыкальных линеечках дружно жили - были нотки. Они с удовольствием ходили друг другу в гости и сочиняли вместе интересные музыкальные произведения. Но вот однажды…(Дети сочиняют историю про упрямую ноту: нота не захотела замолкать и слушать, как звучат другие… Если детям трудно будет фантазировать, можно помочь им вопросами: -Почему нота «До» решила заупрямиться? -Это понравилось остальным нотам? –Как ноты отреагировали на упрямицу? –Что они сделали? –Какое настроение стало у всех жителей музыкального дома?)
- Что делать? Если нота «До» не перестанет упрямиться, наша любимая песня «Осень», которую сочинил Роман Гуцалюк, будет звучать вот так…
(Исполнение учителем мелодии с «аккомпанементом» ноты «До»).
- Красиво? Действительно, нота «До» испортила всю музыку! Кто-то должен поссорившиеся ноты помирить, а упрямую ноту призвать к порядку. Как вы думаете, КТО сможет это сделать?
(Дети фантазируют. Можно помочь им вопросами: - Кто главный в музыкальном доме? –Кого слушаются все ноты? –Что мог сказать Скрипичный Ключ или Композитор нотам? )
- Ну вот, ноты наконец-то помирились, музыке ничто не угрожает.
В доме музыкальном ноткам жить не тесно,
Каждой по соседству с другими интересно!
Дружною семьей живут, дружно пляшут и поют,
А если загрустят подчас – и грусть их восхищает нас!
- Давайте исполним теперь песню «Осень», но… по предложенному вами исполнительскому плану. (Предложение ребят и объяснение своего выбора, исполнение песни «Осень»).
- Осень вдохновляет на творчество не только музыкантов. Посмотрите на экран: с какой любовью и нежностью изображена осень в работах современных фотографов и на картинах великого русского художника И. Левитана! Его картины наполнены не только красками осени, но и музыкой. (Иллюстрации).
-Какую осень мы слышим, всматриваясь в эти картины?
-Ребята, если бы вы сочиняли музыку про осень – какой была бы ваша музыка? (Ответы с комментариями: почему такая?) - Предлагаю тем, кто любит рисовать, помочь мне изобразить осеннюю музыку. (выбираются два ученика). Я приготовила два одинаковых наброска: видите, здесь изображены только контуры деревьев. Какими они станут – зелеными, пестрыми или потерявшими листву – зависит от того, какую осень вы представите. А пока вы рисуете свою осеннюю музыку- мы послушаем , как музыкальными красками передает осеннее настроение П. Чайковский .
(Два ученика рисуют, все слушают «Осеннюю песню» . Если художники успели завершить свои рисунки – сравниваем изображения с прозвучавшей музыкой; если нет – сделаем это в сравнении со всеми прозвучавшими осенними произведениями).
- Какая осень в музыке композитора (композиторов)? Какой из рисунков ближе к музыке ? Почему? (Сравнение рисунков и музыки).
- Осень нравится не только взрослым авторам. Девочка Виктория Гужевая сочинила на стихи Е.Трутневой чудесную песню «Улетает лето». Давайте ее споем, добавив наш аккомпанемент к исполнению. Выбирайте инструменты, которые, на ваш взгляд, подходят к звучанию этой песни.
(Исполнение песни «Улетает лето» с импровизированным детским оркестром).
- Ну, вот и подошло к концу наше занятие. Ноты сумели подарить нам сегодня много радости от общения с замечательной музыкой. Конечно, мы с ними не прощаемся: будем дружить на новых занятиях. А в конце сегодняшнего - у меня к вам просьба: спойте, пожалуйста, песню композитора Б.Савельева «Из чего наш мир состоит». Я приготовила для вас исполнительский план песни.
(Исполнение песни по плану: вопрос- солисты; ответ- ансамбль; припев – хор).
- Спасибо! До новых музыкальных встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект доминантного музыкального занятия с элементами театрализации "Урок пения в Цветочном городе"
Пение - вид музыкального исполнительства, который дает детям включиться в творческую деятельность, познакомиться с музыкальным искусством н...
КОНСПЕКТ ДОМИНАНТНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
"Сюжетно – подвижные игры"...
Конспект по музыкальному занятию "В гостях у Царицы Музыки"
Занятие для старших групп, показывала на конкурсе "Воспитатель года" с детками из другого детского сада....
Конспект интегрированного музыкального занятия во 2-ой младшей группе «Снеговик приходит в гости».
Обогащать духовный мир детей с помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства. Развивать общительность и коммуникабельность детей. Со-действовать разви...
Внеклассное музыкальное занятие "Веселые нотки - чудесные дни".
Мероприятие направлено на развитие творческих способностей учеников начальных классов: развитие воображения, творческого подхода к исполняемой и слушаемой музыки.Этому способствуют различные виды деят...
КОНСПЕКТ НОД МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ на тему «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» с применением технологии исследовательской деятельности
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель:музыкально-эмоциональное и нравственное воспитание детей;комп...
Быт и нравы донских казаков ХVIII-ХIХв.в. в произведениях фольклора (литературно- музыкальная композиция) Внеклассное интегрированное занятие для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы .
Знакомство учащихся с бытом и нравами донских казаков ХVIII-ХIХ в.в. , произведениями фольклора этого периода , особенностями лексики и говора донских казаков.Развитие речевые способностей учащихся...