Конспект урока "Массовая музыкальная культура". Публикация.
план-конспект урока по музыке на тему
Методическая разработка открытого урока музыки для учащихся 8 класса. В разделе "Массовая музыкальная культура" рассматривается разновидность концертно-академической музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Массовая музыкальная культура
Методическая разработка открытого урока для учащихся 8 класса
Учитель музыки
Пестрякова Н.И.
г.Покачи, МБОУ СОШ №1, 2012г.
8 класс « МАССОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
I четверть.
УРОК 4. « Концертно – академическая музыка».
Цель:
- Знакомство с ещё одной «разновидностью» музыкальной культуры;
- Рассмотреть понятие «академическая» музыка»;
- Выявить проблемы академической музыки в современной массовой культуре и проблемы их возникновения.
Ход урока.
- Обращение к теме прошлого урока «камерная музыка». Вопросы учащимся: «Какая это разновидность?», «Где звучала эта музыка?», «Кто исполнял эту музыку?»
Звучит клавесинная музыка Ф. Куперена.
? Кто автор? Что это за инструмент?
- Сейчас прозвучит музыкальное произведение.
? Попробуйте определить, что это за разновидность?
Звучит П.И.Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром,
часть I.
- Определяем разновидность прослушанного произведения.
? Какие звучат инструменты? (Оркестр);
? Произведение выходит за рамки камерного? (Да).
- Камерную музыку исполнял любой желающий. Профессионального владения музыкальным инструментом не требовалось. Основные черты – любительский характер исполнения и придворное бытование.
- Может ли музыку, которая только что прозвучала, исполнить непрофессионал? (Нет).
- В XVII веке начинается бурное развитие инструментальной оркестровой музыки и оперного театра, которое потребовали высочайшего профессионализма от инструменталистов и певцов. Для того, чтобы стать виртуозом-музыкантом, человек должен был всё время отдавать занятиям музыкой. Искусство становилось средством реализации человеческой личности, средством достижения положения в обществе. Талантливых ценили, каждый вельможа стремился собрать в своей капелле самых знаменитых музыкантов. Родилась новая форма музыкального исполнительства – публичный концерт. Произведения были рассчитаны на широкую публику и предназначены для звучания в специальных помещениях – масштабные образы, отражающие переломные моменты в жизни общества и человека, образы, способные потрясти и увлечь многочисленную аудиторию слушателей.
Появлений исполнителей такого класса, композиторов, способных создавать такие произведения, слушателей, было связано с планомерным музыкальным образованием.
«Академия» – такое название носила школа древнегреческого философа Платона.
Академическая музыка? – как это можно назвать по-другому? – «учёная музыка», «высокое музыкальное искусство».
В чём отличие? – сложный характер образов, сложнейшая система средств выразительности, для понимания которой необходима солидная подготовка.
М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов». Величальный хор и монолог Бориса «Скорбит душа».
? Доступна ли вам эта музыка? Понимаете ли вы, о чём идёт речь?
- «Скорбит душа, какой-то страх невольный зловещим предчувствием сковал мне сердце…»
- Хоровые части отличаются светлым, торжественным характером – народная величественная песня «Слава».
- Всё замолкает. В тишине, погружённый в тягостное раздумье, царь произносит первые слова своего монолога.
Что может означать такой контраст между праздничностью обстановки и смятенным состоянием только что коронованного монаха? – слушатель настораживается – возможно предвещает дальнейший драматический характер развития действия:
? Что нужно, чтобы понимать такую музыку?
? Много ли людей, понимающих её?
? Какое место в современной культуре занимает академическая музыка?
? В чём причины? Стали ли композиторы и исполнители менее профессиональными? (Причины в слушателях)
Вывод:
- резко снизилась общая музыкальная культура;
- среди широких слоёв населения снизился социальный престиж искусства сложного и проблемного.
- основным слушателями академической музыки сегодня являются музыканты – профессионалы и представители творческой интеллигенции.
- массовой аудитории академическая музыка, в основном, неинтересна и не- доступна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/18/picture-60206.jpg)
Музыкально - интеллектуальная игра "С.Рахманинов и музыкальная культура"
Игра включает конкурсные задания по творчеству С.Рахманинова. Для педагогов музыкальной литературы ДМШ и ДШИ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417556-1394520688.jpg)
Формирование музыкальной культуры через развитие восприятия свойств музыкального звука у детей младшего возраста
Как же добиться того, чтобы ребёнок, будущий взрослый, стал музыкально-культурным? Что значит обладать музыкальной культурой? Это значит, что музыку надо понимать! Что такое музыка? [[...
Конспект занятия "Место народной песни в русской музыкальной культуре"
Конспект занятия "Место народной песни в русской музыкальной культуре"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/13/picture-648939-1436812128.jpg)
Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".
Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеев...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-376407-1388928602.jpg)
Конспект урока "Музыкальный театр Моцарта". Публикация.
Методическая разработка открытого урока музыки для учащихся 7 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/03/picture-842408-1478155848.jpg)
Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"
Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-874257-1484040320.jpg)
Е.В.ЛОМАЧЕНКОВА, "Формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкального и общего кругозора детей посредством пропаганды классической музыки"
Данная методическая разработка — это практические материалы по организации воспитательного и образовательного процесса обучающихся младшего, среднего и старшего возраста ГБОУДО Дворец твор...