Конспект урока "Музыкальный театр Моцарта". Публикация.
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Пестрякова Надежда Ивановна

Методическая разработка открытого урока музыки для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnyy_teatr_motsarta.docx20.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

125014

Музыкальный театр Моцарта

Методическая разработка открытого урока для учащихся 7 класса

                         

         

   Учитель музыки                  

                                                          Пестрякова Н.И.        

г. Покачи, 2013 год, МБОУ СОШ №1.

125014

7 класс

Тема: Музыкальный театр Моцарта

Цель: 1. Знакомство с оперным творчеством В.А. Моцарта.

            2. Углубление темы «Эпоха Просвещения».

Материал к уроку:  

 I.   В.А.Моцарт

  • Опера «Волшебная флейта», дуэт Папагено и Папагены (2.30);
  • Опера «Свадьба Фигаро», ария Сюзанны (2.41)
  • Опера «Дон Жуан»:

 - дуэттино Дон Жуана и Церлины (3.12);

 -  Финал 2д. (2.07)

  • Ария Дон Жуана, Iд. (1.25)

Материал к викторине: симфония № 40 (Iч, экспозиция), «Маленькая ночная серенада» (рондо), увертюра к опере «Свадьба Фигаро», «Реквием» (Лакримоза).

II. Б.Окуджава  

 «Песня о Моцарте» - разучивание и исполнение.

                                                       Ход урока.

I. Вход на урок под музыку В.А. Моцарта («Маленькая ночная серенада»,allegro).

?   Вы узнали, какого композитора звучала музыка?

  • Да, сегодня не первый урок, когда мы с вами говорим о творчестве гениального композитора. Имя Моцарта – легенда в истории музыкального искусства, символ музыки. Его жизнь -  загадка, в ней изумляется все.

?   Известны ли вам какие-нибудь удивительные факты из жизни Моцарта? (ответы детей)

  • Творчество Моцарта не менее таинственно, чем его короткая и полная приключений жизнь, невозможно представить, как успел он столько создать, лишь под диктовку свыше можно было написать эти брызжущие энергией и юмором оперы, свыше 40 симфоний и т.д.

II. Излюбленным жанром Моцарта на протяжении  всей его жизни была опера.

В те времена на европейских сценах ставились оперы, которые по содержанию можно поделить на оперы серьёзные (seria) и комические (буффа).

?   Как вы думаете, каким операм отдавал предпочтение Моцарт? (Ответы).

  • Чтобы помочь вам в ответе, я предлагаю прослушать дуэт из оперы “Волшебная флейта”.

№ 20 дуэт Папагено и Папагены (2.30)

Многие сцены моцартовских опер имеют ярко выраженный комический характер, композитор часто подтрунивает над своими персонажами, подчёркивает смешные черты в их поведении.

(В данном дуэте герои сначала будто подкрадываются, ступают робкими шагами, приседая и оглядываясь, затем происходит узнавание и музыка передаёт, как они прыгают и бегают по сцене, догоняя друг друга, выражая своё ликование забавными ужимками и жестами).

Всё оперное творчество Моцарта прошло под знаком оперы-буффа.

Определение оперы-буффа. Запись на доске.

Многие художники Просвещения поддерживали идеалы гражданской свободы, когда право каждого на жизнь и собственность было надёжно защищено Законом. Человеку, решившему идти до конца во имя защиты свободы и справедливости, должны были служить опорой нравственность, высокие нормы морали.

Моцарта же нельзя назвать моралистом. Он идёт дальше в понимании свободы, для него она - не только право каждого решать, как и зачем жить, но и символ личной независимости.

Своим идеалом он избрал Прекрасное. Он облекает свои мысли в форму привлекательную и изящную, ему органически чуждо всякое преувеличенное выражение страстей – всё должно проявляться в безукоризненной форме, дабы не оскорбить чувство Красоты.

Артистический дар просвечивает во всех созданиях Моцарта. Он легко перевоплощается в своих героев. Однако быть «в роли» ещё недостаточно, чтобы иметь успех. Надо играть красиво, изысканно, надо уметь украсить свою речь меткими сравнениями, неожиданными каламбурами,то вдруг вздохнуть, то задуматься.

III. Среди драматургов своего времени Моцарт пошёл дальше всех в умении придать сценическому поведению персонажей максимальную естественность и раскованность. Девиз Моцарта – «актёры ни на минуту не должны оставаться без дела».

?   Вы знакомы с легендой о Дон Жуане? Кто бы смог дать характеристику этому герою?

  • А теперь послушайте, каким его представляет нам Моцарт.

№ 8 дуэттино Дон Жуана и Церлины (соблазнитель, кавалер, влюблённый, его интонации мягки и вкрадчивы, нежны).

№ 9 финал II действия (диалог с Командором, мужественные, размашистые интонации, речь смельчака и гордеца, готового лучше умереть, чем сдаться).

№ 10 ария Дон Жуана (зовёт гостей на бал, подвижный, полный сил и энергии, не знающий препятствий).

?   На чьей стороне Моцарт? Почему ему близок Дон Жуан? Какие черты характера больше всего импонируют композитору?

IV. Музыкальная викторина.

V. Обсуждение содержания песни Б.Окуджавы.

  • «Моцарт отечества не выбирает».
  • Наша судьба – то гульба, то пальба».
  • «Не оставляйте стараний, маэстро».

Работа над кантиленой, чётким проговариванием окончаний.

Вывод:

Нет ничего, что вы желали бы видеть в своём идеальном и лучшем друге, и чего не нашли бы в Моцарте: он утешает с истинным сочувствием, он развлекает, он любит.

Разочаровались ли вы в любви – музыка Моцарта согреет вас.

Усомнились в своих силах – в музыке почерпнёте заряд энергии и воли.

Заскучали от однообразия будней – музыка Моцарта создаст вокруг вас праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Театр в Древней Греции

Урок истории по теме "Театр в Древней Греции" для 5 класса....

Конспект урока "Театр Древней Греции"

Данный материал поможет учителю МХК при изучении наследия древнегреческой культуры....

Научная публикация «Лицейский театр, как центр коммуникативного воздействия»

За годы театральной педагогики я заметила, что театральная деятельность плодотворно влияет и на успешность школьного обучения. Дети, имея навык публичных выступлений, проявляют активность при подготов...

Конспект урока "Театр музыкальной комедии" 4 класс

Конспект урока "Театр музыкальной комедии" 4 класс...

Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс

Конспект урока "Театр оперы и балета" 2 класс...

Конспект занятия «Театр QU»

Цель: создание условия для отработки командного взаимодействия, для развития креативности и стремления к победе. Задачи: Личностные УУД: -пробудить интерес детей к совместному активному отдыху, ...

Конспект урока "Театр ив Древней ГРЕЦИИ"

КОНСПЕКТ УРОКА "дРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР"...