Конспект занятия "Место народной песни в русской музыкальной культуре"
методическая разработка на тему
Конспект занятия "Место народной песни в русской музыкальной культуре"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_andreeva.doc | 91 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия
структурного подразделения «Клуб «Штрих» МБОУ ДОД ДЮЦ «Контакт»
детского объединения «Вокальный ансамбль»
Ф.И.О. педагога | Андреева Людмила Ивановна |
Название и направление деятельности коллектива | Детское объединение «Вокальный ансамбль», художественная направленность |
Название программы | Дополнительная общеразвивающая программа «Ансамблевое и сольное пение» |
Место учебного занятия в программе | Учебно-тематический план 1-го года обучения. Тема: Народное и академическое пение. Учебно-тематический план 2-го года обучения. Тема: Связь музыки и слова. Разучивание песен. |
Тема занятия | «Место народной песни в русской музыкальной культуре» |
Место проведения | в рамках городского фестиваля открытых занятий и воспитательных мероприятий педагогических работников УДОД по месту жительства «Новые вершины» |
Дата и время проведения | |
Краткая характеристика группы | возраст детей – 11 -12 лет, количество – 12 человек (6 мальчиков, 6 девочек) |
Цель | содействовать развитию интереса к истокам русской песенности |
Задачи -образовательные - воспитательные - развивающие | - познакомить с историей формирования народного песенного творчества; - разучить русские народные песни «Со вьюном я хожу», «В тёмном лесе». - содействовать воспитанию любви к русской культуре через народную песню; - пробудить чувство коллективизма. - развить начальное чувство ритма и чистоты интонирования; - содействовать формированию навыков хорового пения. |
Материалы и оборудование | Два стола (для аппаратуры). Баян, синтезатор, гусли. 13 стульев, расставленных полукругом. |
Регламент занятия | 45 минут |
План занятия «Место народной песни в русской музыкальной культуре»
- Организация (приветствие, знакомство, вступительное слово)
- Основная часть:
- Введение в тему занятия.
- Общее понятие о русской народной песне (теоретическое и практическое осмысление).
- Исторические и культурные традиции русской песенности.
- Многообразие русской народной песни:
былина (песенная иллюстрация в сопровождении гуслей),
историческая песня (песенная иллюстрация),
трудовая песня,
лирическая песня (песенная иллюстрация),
хороводная,
плясовая (песенная иллюстрация),
обрядовая - интонационная связь с народной песенностью (иллюстрация - П.И. Чайковский. Романсы «Я ли в
поле да не травушка была», «Соловей»).
- Использование народно-песенной интонации в современном песенном творчестве:
- сравнение классической русской народной песни с современной эстрадной песней,
- исполнение с листа песни Игоря Матвиенко на стихи Сергея Пеленягрэ «Конь».
- Анализ продуктивности занятия. Подведение итогов.
Ход занятия
Этап занятия | Задача этапа | Основная деятельность педагога | Прогнозируемая деятельность обучающихся |
1. Организационное начало занятия. | Познакомиться с детьми и настроить их на активное восприятие материала. | Здравствуйте, ребята! Проходите, рассаживайтесь. Меня зовут Людмила Ивановна. А теперь ещё раз: - Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! - непривычное в наше время приветствие, правда? А ведь в старину такое обращение к молодым людям было обычным. Про стародавние времена у нас и пойдёт сегодня речь. Я приготовила, как вы видите, музыкальные инструменты. Значит, мы поговорим о чём? ... – О музыке! Прошу вас быть смелее в нашем общении. Если вам понравятся номера, которые будут исполняться на нашем занятии, вы смело, как на концерте, можете аплодировать. | Дети здороваются. |
2. Основная часть | |||
2.1. Введение в тему занятия. | Настроить ребят на предстоящее занятие | Ответьте мне, пожалуйста, добры молодцы и красны девицы, любите ли вы петь? … Конечно, кто ж из нас не пел хоть раз в жизни? А почему мы поём? Какие чувства мы испытываем, когда поём? - Радость, необыкновенный душевный подъём (педагог вторит детям). - А наши предки любили петь? - Да… - А какие песни они пели? Наверное, не песни Земфиры, Димы Билана или Потапа и Насти Каменских? - Да… Наши предшественники пели народные песни. Мы поговорим о том, какое важное место занимает народная песня в русской музыкальной культуре. | Дети сидят полукругом и отвечают на поставленные вопросы. |
2.2. Общее понятие о русской народной песне. | Познакомить ребят с возникновением народной песни. | - Откуда же взялась народная песня? - Русская народная песня сложилась в ходе исторического развития нашей страны как часть русской культуры. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор не известен. Наш земляк Максим Горький (русский советский писатель) говорил, что «…песня является естественной потребностью человека выражать своё душевное состояние, своё отношение к окружающей действительности». | Дети отвечают на вопросы. |
- Исторические и культурные традиции русской песенности. - Многообразие русской народной песни | Познакомить с различными видами русской песни. Былина Историческая песня Трудовая песня Лирическая песня Хороводные. Плясовые песни. Обрядовые песни. | Народная песня сопровождала человека всю жизнь. Ведь когда-то давно не было ни радио, ни телевидения, ни, тем более, интернета. Своеобразными СМИ (средствами массовой информации) и артистами древности были гусляры и скоморохи. Героями их песен становились князья, торговые люди и, конечно, богатыри. - Давайте вспомним самые известные имена: - Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец. - А назывались эти песни… как? (от слова «быль».) - Правильно. Былина. Исполнялись былины в сопровождении гуслей. Гусли – древнейший музыкальный инструмент. Не так давно на археологических раскопках в Великом Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI-XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели в длину 85 см, а самые маленькие 35 см. А у нашей исполнительницы современные, профессиональные гусли. Татьяна Николаева – Лауреат Международного конкурса «Зажигаем звезды». И сейчас я вам спою отрывок из былины, которая называется «Слово о погибели Русской земли». Написана былина во времена татаро-монгольского нашествия. В былине говорится о горячей любви русских людей к родной земле. Исполняется отрывок из былины в сопровождении гуслей. После того, как татаро-монгольское иго было сброшено, возникла историческая песня – о славной битве Дмитрия Донского на поле Куликовом, о Степане Разине, Емельяне Пугачеве, о Ермаке; позже – о битве на Бородинском поле и т. д. Послушайте отрывки из русской народной песни «Из-за острова на стрежень». Знаете такую песню? Вот такую память о себе оставил в народе казачий атаман Степан Тимофеевич Разин.
Наши предки много работали, и свой тяжелый труд сопровождали песнями. Так возникли песни трудовые. Например: «А я сеяла, сеяла ленок», «А мы просо сеяли», артельная песня бурлаков «Эй, ухнем», «Дубинушка» и др. Ребята, а мы с вами выучим трудовую песню «В тёмном лесе». Я буду играть на баяне. Вам, конечно, знаком этот инструмент? Это народный инструмент, пришедший к нам из Германии. Для разучивания песни будем использовать принцип «эхо»: сначала я пою фразу, потом вы повторяете. Исполняем 3-4 куплета (а в песне 12 куплетов!). На первую долю (сильную) будем хлопать – показываю. Исполняем с движениями. Но не хлебом единым жив человек! У людей возникала потребность излить душу. Так слагались лирические песни. Они могли быть протяжными, как в народе говорили, долгими. Это такие песни, как: «Ой, да ты, калинушка» (рекрутская), «Лучинушка» (о тяжелой женской доле), «Пряха» (о молодой девушке). Послушайте русскую народную песню о безответной любви «Вниз по Волге-реке». Обратите внимание, что на один слог в этой песне падает несколько нот, что весьма характерно для русской народной песни. Давайте представим тёплый летний вечер. За околицей деревни собираются девушки и парни – добры молодцы да красны девицы. - А зачем собираются? - Хороводы водить да песни петь, знакомиться. Дискотек-то не было в те времена. И одну из таких хороводных песен мы с вами выучим. Хороводная песня «Со вьюном я хожу». А вот пример плясовой песни, которую вы все знаете с малых лет: Читаю отрывок из сказки А. С. Пушкина: С ободренною душой Князь пошел себе домой; Лишь ступил на двор широкий - Что ж? под ёлкою высокой, Видит, белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет, И с присвисточкой поет При честном при всем народе: Во саду ли, в огороде. (Пою один куплет) А были ещё так называемые обрядовые песни. Каждое событие в жизни человека сопровождал обряд. Родился человек – его необходимо покрестить, чтобы жив-здоров был и ангела-хранителя имел. Пришло время жениться – без свадебного обряда не обойтись. И так далее всю жизнь. Обряды и, соответственно, песни разделялись на календарные и бытовые. Календарные были связаны с сельскохозяйственными работами, со сменой времён года. А бытовые - с семейными праздниками. - Какой семейный праздник в жизни добра молодца и красной девицы вы знаете? - Да, это свадьба. Свадьба в те времена не всегда была радостью, т. к. молодые люди до этого могли друг друга и не видеть. Об этом поётся в произведениях, отрывки из которых я вам сейчас исполню. Исполняются: «Я ли в поле да не травушка была» (о девушке, которую поневоле выдали замуж), «Соловей» (о юноше, которого рано женили). - Как вы думаете, это народные песни? - Да, очень похожи. Интонацией народно-песенной: протяжностью, грустью. А сочинил эти песни, вернее сказать, романсы великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Как он тонко чувствовал душу народа! Другой русский композитор, Михаил Иванович Глинка, говоря о первичности народной музыки, говорил: «Создаём не мы; создаёт народ; мы только записываем и аранжируем». | Дети отвечают на вопросы. Дети отвечают на вопросы. Дети аплодируют. Дети слушают песню. Дети слушают песню. Дети повторяют фразы песни и хлопают в ладоши. Дети слушают песню. Разучивание песни. Дети слушают стих и песню. Дети отвечают на вопросы, поддерживают беседу. |
2.3. Использование народно-песенной интонации в современном песенном творчестве: | - сравнение классической русской народной песни с современной эстрадной песней - исполнение с листа песни Игоря Матвиенко на стихи Сергея Пеленягрэ «Конь». | И наше время композиторы используют народные интонации в своих песнях. Например, песня Игоря Матвиенко «Конь». (напеваю) - Почему она так быстро ушла в народ? … Потому, что третья строчка куплета взята из русской народной песни «Ах ты, душечка». (напеваю и сравниваю). Исполняемем три куплета песни «Конь».
| Дети слушают, поют песню по текстам с листа. |
| Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Я надеюсь, что вы узнали что-то новое для себя. Скажите, достойна русская песня нашего внимания, внимания современного человека? - Безусловно, да. - Какая же она русская песня? - Да, русская песня может быть грустной и весёлой, протяжной и быстрой, с разными сюжетами, т. е. разнообразной, как сама жизнь. Забывать народную песню нельзя, потому это наше национальное достояние. То, что создали до нас наши предки, а мы не должны их предавать. Мы должны помнить! И передать тем, кто будет после нас. Спасибо вам, что вы были хорошими зрителями, слушателями и участниками нашего уже сложившегося ансамбля! Я работаю педагогом детских творческих объединений «Вокальный ансамбль» и «Гитара» в клубе «Штрих» детско-юношеского центра «Контакт». Всего доброго, до свидания! | Дети делятся впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)
Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать творчество родного края....
Величие русской музыкальной культуры начала XX века.
Сценарий мероприятия, в рамках программы "Россия в мир. Мир в России. Русский мир." Величие русской музыкальной культуры начала XX века....
Урок музыки по теме: "Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (народные песни)"
Технологическая карта урока «Музыка» 2 класс...
Дипломная работа "Создание методического комплекта "Бардовская песня" для развития музыкальной культуры школьников"
quot;Создание методического комплекта "Бардовская песня" для развития музыкальной культуры школьников"...
Методическая работа "Русская музыкальная культура ХХ века С.Прокофьев – альбом пьес «Детская музыка»"
Русская музыкальная культура ХХ века С.Прокофьев – альбом пьес «Детская музыка»...
Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина.Народные песни.
Технологическая карта урока "Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина. Народные песни. Музыка 2 класс....
Открытый урок "Развитие русской музыкальной культуры во второй половине XIX века"
Открытый урок по предмету "Музыкальная литература" с учащимися 7 класса на тему "Развитие русской музыкальной культуры по второй половине XIX века"...