Отчёт по методической проблеме учителя музыки Толстой А.В.: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры".
учебно-методический материал по музыке на тему
Краткий отчёт по методической проблеме и работе в средних классах на уроках музыки с приложениями итоговых тестовых и контрольных заданий в конце учебного года по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой (5 - 7 кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Отчёт о проделанной учебно-методической работе
по предмету «Музыка» учителя Толстой А. В.
В 2014 – 2015 учебном году, я работала над проблемой: "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры". В своей работе я использовала такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства.
Начиная с пятого класса, учащиеся научились понимать специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств, взаимодействие музыки с другими видами искусства, на основе осознания специфики языка разных видов искусств, роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов, стилистические особенности музыкального языка русских и зарубежных композиторов. Дети выполняли практические задания: тестирования, отвечали на вопросы, писали сочинения, эссе, создавали презентации, проекты, писали рефераты.
К седьмому классу, на завершающем этапе изучения курса «Музыка», учащиеся научились: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств, различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки, находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности, участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Высказывать свои размышления о музыке - определять её характер, основные интонации: восклицание, радость, жалость; устанавливать простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями, выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной), сопоставлять их с музыкой других народов и стран, ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс и др.)
Приложение № 1
Итоговый тест для 5 класса
- Как называется произведение М. Мусоргского, пример музыкальной живописи:
а) Хованщина; б) «Картинки с выставки»; в) «Борис Годунов»
- Дайте определение термину «ритм»: а) чередование различных звуковых, речевых, изобразительных элементов; б) высота человеческого голоса; в) концертное произведение.
- Назовите имя и фамилию композитора, сочинившего произведение «Реквием»: а) Ф. Шопен; б) И.С. Бах; в) В. Моцарт.
- Что значит «знаменный распев»: а) пение под знаменем; б) знамя, то есть знак; в) звуковысотное пение.
- Что значит пение в унисон: а) одноголосно; б) на три голоса; в) сольное пение.
- Кантата это: а) духовное произведение; б) инструментально-симфоническое произведение; в) многочастное хоровое произведение.
- Романс это: а) вокальная пьеса для голоса с инструментальным сопровождением; б) духовой инструмент; в) камерное произведение.
- Высокий женский голос называется: а) баритон; б) альт; в) сопрано.
- В католических соборах поют в сопровождении: а) органа; б) скрипки; в) рояля.
- Как называется пение без сопровождения: а) ария; б) акцент; в) а капелла.
- С.С. Прокофьев написал кантату: а) «Кармина Бурана»; б) «Александр Невский»; в) «Зелёный шум»
- Что значит термин «вокализ»: а) песни на воде; б) пение без слов; в) ладовая окраска.
- Что означает французское слово impression: а) удивление; б) восхищение; в) впечатление.
- Назовите имя французского композитора-импрессиониста: а) Клод Дебюсси; б) Клод Моне; в) М. Чюрлёнис.
- Какой музыкальный портрет «рисует» французский композитор в пьесе с джазовым ритмом: а) маленького танцора; б) маленького певца; в) маленького музыканта.
Приложение № 2
Итоговый тест для 6 класса
I часть
1. На каком языке звучит знаменитый студенческий гимн «Гаудеамус»: а) итальянском; б) латинском; в) немецком.
2. Какой новый песенный жанр зародился в середине XX века в нашей стране:
а) авторская песня; б) спиричуэл; в) баллада.
3. Эстрадный певец во Франции: а) бард, б) скальд, в) шансонье.
2. Национальное происхождение вальса: а) польский; б) австрийский; в) русский.
3. Автор «Сентиментального вальса»: а) М. Балакирев;
б) П. Чайковский; в) М. Глинка.
4. Родина Ф. Шопена: а) Чехия; б) Польша; в) Франция.
5. Песня, лежащая в основе ІІІ части І концерта П.И. Чайковского для фортепиано с оркестром: а) русская; б) украинская; в) белорусская.
6. Любимый инструмент И. Баха: а) орган; б) скрипка; в) флейта.
7. Танец королей: а) полька; б) менуэт; в) гавот.
II часть
- Откуда к нам пришёл джаз.
- Кто первым начал сочинять спиричуэлы.
- Что значит спиричуэл.
- Какие инструменты используют для игры в направлении «джаз».
- Кто стал первым джазменом в России.
- Кто из современных певиц в России исполняет джаз.
- Кого называют тапёром.
- Вспомните, как называется музыкальное сопровождение в немом кино.
- Перечислите разновидности джазовой музыки.
- Назовите известных европейских джазовых исполнителей.
- В средние века по дорогам городов странствовали…. (перечислите)
- Дайте определение термину «авторская песня».
- Назовите имена известных авторов-исполнителей.
- Перечислите, какие произведения относятся к не программной музыке.
- Объясните, что значит программное произведение.
- Дайте определение термину Этюд.
- Каким инструментом владел Ф. Шопен.
III часть
I вариант
№ | Содержание задания | Варианты ответов |
1 | Определите вид музыки | А.композиторская Б.народная В.композиторская в народном духе |
2 | Определите музыкальный жанр | А.вокальное произведение Б.инструментальная пьеса В.симфоническая музыка |
3 | Выбери инструмент деревянно-духовой группы симфонического оркестра | А.арфа Б.гобой В.валторна Г.контрабас Д.свирель |
4 | Определи тембр голоса | А.бас Б.тенор В.сопрано |
5 | Музыкальное произведение для голоса без слов | А.ария Б.вокализ В.романс |
6 | Что означает в переводе слово «рондо»? | А.круг Б.бег В.соревнование |
7 | Определи композитора | А. Бетховен Б. Шопен В. Чайковский |
8 | Определи исполнителя | А.оркестр народных инструментов Б.орган В.симфонический оркестр |
9 | Творчество какого композитора отражает девиз: «Через борьбу – к победе!» | А.Бетховен Б.Шопен В.Чайковский |
10 | Произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента | А.концерт Б.симфония В.сюита |
11 | К какому виду музыки относится данный фрагмент? | А.композиторская Б.композиторская в народном духе В.народная |
12 | Жанр, не относящийся к вокальным произведениям: | А.романс Б.кантата В.симфония Г.песня |
13 | Определи тип музыки | А.песенно-танцевальный Б.танцевально-маршевый В.маршево-песенный |
14 | Определи характер музыки | А.безмятежный, спокойный Б.бурный, взволнованный В.печальный, задумчивый |
15 | Литературная основа оперы или балета | А.либретто Б.сценарий В.пересказ |
II вариант
№ | Содержание задания | Варианты ответов |
1 | Определите имя исполнителя | А. Л.Г.Зыкина Б. А.В.Нежданова В. М. Девятова |
2 | Определите автора музыки | А. Бетховен Б. Рахманинов В. Чайковский |
3 | Выбери инструмент медно-духовой группы симфонического оркестра | А.арфа Б.гобой В.валторна Г.контрабас |
4 | Определи жанр музыкального произведения | А.вокальная музыка Б.инструментальная пьеса В.симфоническая музыка |
5 | Высокий женский голос – это… | А.альт Б.тенор В.сопрано |
6 | Что означает в переводе слово «форте»? | А.быстро Б.высоко В.громко |
7 | Грузинский народный инструмент | А.балалайка Б.бандура В.чонгури |
8 | Определите тип хора | А.детский Б.женский В.мужской Г.смешанный |
9 | Выбери девиз, характеризующий творчество Л. Бетховена | А. «Через борьбу к победе!» Б. «…чтобы в моей музыке люди находили подпору и утешение» В. «Жизнь прекрасна» |
10 | Ансамбль из 4-х музыкантов | А.квартет Б.соло В.оркестр |
11 | Вид синтетического искусства, содержание которого передаётся в сценических музыкально-хореографических образах, и объединяет в себе на основе сценария: музыку, танец, пантомиму, декорации, костюмы. | А.балет Б.опера В.симфония |
12 | Назовите тембр голоса | А.бас Б.тенор В.сопрано |
13 | Определи жанр музыкального произведения | А.вальс Б.марш В.полька |
14 | Назови звучащий инструмент | А.клавесин Б.орган В.фортепиано |
15 | Сольный номер из оперы, характеризующий героя | А.ансамбль Б.антракт В.ария |
Приложение № 3
Итоговый тест для 7 класса
Задание № 1.
- Для кого Морисом Равелем был написан испанский танец.
- Что значит «ария».
- Какое первоначальное название, дал М. Огиньский, своему Полонезу.
- Дайте определение понятию «полифония».
- Объясните значение термина «полонез».
- Что значит «опера».
- Как вы понимаете слово «болеро».
- Что значит понятие «баллада».
- Перечислите действующих лиц в балладе «Лесной царь».
- Какой вокально-инструментальный ансамбль исполняет «Полонез».
- Что значит, а capella.
- Дайте определение «романсу».
- На каком инструменте исполняется пьеса «Порыв» Шумана.
- Какой использован приём в романсе «Весенние воды».
- Как вы понимаете термин «увертюра».
- Какие инструменты использованы в «Пляске скоморохов».
Задание № 2.
Соедините правильно:
Л. Бетховен «Болеро»
Н.А. Римский-Корсаков «Свадьба Фигаро»
В. Моцарт «Весенние воды»
Ф. Шуман «Риголетто»
С. Рахманинов «Снегурочка»
Ф. Шуберт «Полонез»
И. Бах «Порыв»
Дж. Верди «Лесной царь»
М. Равель «Токката и фуга»
М. Огиньский «Эгмонт»
Задание № 3.
- К какому жанру относится произведение «Лесной царь» Ф. Шуберта.
- К какому жанру относится произведение «Болеро» М. Равеля.
- К какому жанру относится произведение «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова.
- К какому жанру относится произведение «Полонез» М. Огиньского.
- К какому жанру относится произведение «Весенние воды» С. Рахманинова.
- К какому жанру относится произведение «Эгмонт» Л. Бетховена.
- К какому жанру относится произведение «Порыв» Ф. Шумана.
- К какому жанру относится произведение «Риголетто» Дж. Верди.
Задание № 4.
- К каким искусствам относят музыкальную драматургию?
- С раскрытием, каких образов связан термин «музыкальная драматургия».
- На каком методе построена народная песня.
- Приведите музыкальный пример, который относится к «имитации»
- Что означает слово «вариация».
- В какой музыке широко применяется «варьирование».
- Приведите музыкальный пример народной песни
- Объясните значение слова «имитация».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление проблемы воспитания музыкальной культуры школьников.
Возможное применение музыкально-рациональной психотерапии для детей с психофизиологическими отклонениями....

Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"
Индивидуальная тема самообразования. "Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части ...

"Хоровое пение как средство формирования музыкальной культуры школьников"
В основе системы работы по форомированию музыкальной культуры учащихся средтствами хорового пения следующие принципы: «Каждый класс – х...

Вокальный ансамбль как средство формирования музыкальной культуры школьников
Сегодня образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, способной к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному...

Методическая разработка "Развитие чувства ритма и формирование музыкальной культуры младших школьников"
В работе отражены теоретические и методические аспекты формирования и развития чувства музыкального ритма у детей младшего школьного возраста....

«Формирование музыкальной культуры школьника, как части духовной культуры»
laquo;Влияние музыки на детейблаготворно, и чем раньшеони начнут её использоватьна себе, тем лучше для них»В.Г. Белинский...
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В решении проблемы формирования духовности значительную роль играет культурная среда, где значительное место отводится музыке....