Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» для 1 класса
рабочая программа по музыке на тему
Рабочая программа по музыке для 1-го класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения на основе авторской программы по «Музыке», Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_1klass_-_2014-2015.doc | 208 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Татановская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании Методического совета школы и рекомендована к утверждению протокол №___ от ___ августа 2014 года Руководитель МС ________ /О.Е.Попова/
| Утверждена Приказ № ___ от ____августа 2014 г. Директор школы ___________/О.П. Илларионова/ |
Рабочая программа
по учебному курсу «Музыка»
для 1 а,б класса
начального общего образования
(базовый уровень)
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Корнилова Л.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
музыка 1 класс
1. Роль и место дисциплины | Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона, образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Рабочая программа по музыке составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, определяет конкретные виды музыкально-творческой деятельности учащихся. Содержание направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Данная программа составлена на основе традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникативных. |
2. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования
• Программы для общеобразовательных учреждений. Рабочая программа по музыке для 1-го класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения на основе авторской программы по «Музыке», Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой М. |
3. Ценностные ориентиры учебного предмета | Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир». Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. |
4. Цели и задачи | Основные цели курса: Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. Таким образом, изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
Задачи музыкального образования младших школьников :
|
5. Специфика программы | Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
|
6. Основные содержательные линии курса | Материал курса «Музыка» представлен следующими содержательными линиями:
|
7. Структура программы | Музыка вокруг нас (16 ч) Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, загадки. Народная и профессиональная музыка. Музыка и ты – 17ч. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность музыки. Интонации музыкальные и речевые. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, лад) Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор-исполнитель-слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. |
8. Требования к результатам | Личностные результаты:
Метапредметные результаты: Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, историей, кино. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Музыка» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД) Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли, Разрешение конфликтов, постановка вопросов. Управление поведением партнера: контроль, коррекция. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса «Музыки» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
|
9. Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, уроков-концертов. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, могут заниматься внеурочно (внеурочная деятельность в группе продленного дня или с родителями). Типы уроков и их сокращения: УИПЗЗ – урок изучения и первичного закрепления знаний УЗЗВУ - урок закрепления знаний и выработки умений УКИЗ – урок комплексного использования знаний УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний УПОКЗ – урок проверки, контроля и оценки знаний |
10. Итоговый контроль | Оценка знаний и умений обучающихся проводится в рамках участия в концертных программах класса или школы. В ходе прохождения программы учащиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий. |
11. Объем и сроки изучения | На изучение музыки отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа: I четверть - 9 ч. IIчетверть - 7ч IIIчетверть -9ч IVчетверть -8ч |
Содержание учебного курса
Музыка 1 класс
Раздел 1 Музыка вокруг нас – 16ч.
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.
Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.
Ролевая игра «Играем в композитора», сочинение мелодии и исполнение.
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа.Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики”
маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Раздел 2 Музыка и ты – 17ч.
Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям в художественных образах. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ
1 класс (33 часа)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | ||
Музыка вокруг нас (16 ч) | |||
«И Муза вечная со мной!». | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель (Н) | ||
Хоровод муз | Знать понятия: хор, хоровод (Н) | ||
«Повсюду музыка слышна…» | Знать понятие композитор (Н) Уметь сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст | ||
Душа музыки - мелоди | Знать понятия: мелодия, марш, танец, песня(Н) | ||
Музыка осени | Уметь определять настроение стихотворений, музыкальных произведений | ||
Сочини мелодию | Знать понятия: мелодия, аккомпанемент (Н) Уметь сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст | ||
«Азбука, азбука каждому нужна!» | Знать понятия: азбука, куплетная форма (Н) | ||
Музыкальная азбука | Знать понятия: ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, или нотоносец, скрипичный ключ (Н) | ||
Музыкальные инструменты | Знать понятия: мелодия, аккомпанемент; композитор, исполнитель, слушатель звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ. (Н) | ||
Звучащие картины | Знать отличия народной от профессиональной музыки (П) Уметь определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано (П) | ||
Разыграй песню | Уметь: - выразительно исполнять песню; - составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (П) | ||
«Пришло Рождество, начинается торжество» | Знать понятия: народные праздники, рождественские песни (Н) | ||
Родной обычай старины | Уметь выразительно исполнять колядки (Н) | ||
Добрый праздник среди зимы | Уметь определять настроение, характер музыки (Н) | ||
Музыка и ты – 17ч. | |||
Край, в котором ты живёшь. | Знать понятия: родина, малая родина (Н) | ||
Художник, поэт, композитор | Уметь находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже (П) | ||
Музыка утра | Уметь проводить интонационно – образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) (П) | ||
Музыка вечера | Уметь проводить интонационно – образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) (П) | ||
Музыкальные портреты | Уметь проводить интонационно – образный анализ сочинений (П) | ||
«Музы не молчали…» | Знать понятия: солист, хор. Уметь: - объяснять понятия: отечество, подвиг, память; - выразительно исполнять песни (Н) | ||
Музыкальные инструменты | Уметь: - проводить интонационно – образный анализ музыкальных сочинений; - обобщать, формулировать выводы (П) | ||
Мамин праздник | Уметь: - анализировать музыкальные сочинения; - импровизировать на музыкальных инструментах; - выразительно исполнять песни (П) | ||
Музыкальные инструменты | Знать понятия: старинные, современные инструменты. Уметь на слух определять звучание гитары, фортепиано, аккордеона (Н) | ||
Музыка в цирке | Уметь проводить интонационно – образный анализ музыкальных сочинений (П) | ||
Дом, который звучит | Знать: что такое балет, опера. Уметь различать в музыке песенность, маршевость, танцевальность (П) | ||
Опера - сказка | Знать понятие опера. Уметь выразительно исполнять фрагменты произведений (П) | ||
«Ничего на свете лучше нету…» | Уметь выразительно исполнять фрагменты из музыки к мультфильму (Н) | ||
Афиша. Программа | Знать понятия: музыкальная азбука, мелодия, аккомпанемент, народная и композиторская музыка (П) | ||
Музыка вокруг нас. Музыка и ты. | Знать понятия: музыкальная азбука, мелодия, аккомпанемент, народная и композиторская музыка (Н) |
Учебно-тематический план
Музыка – 33 ч.
Тема | Количество часов | Вид контроля |
Музыка вокруг нас | 16 | Текущий. Итоговый |
Музыка и ты | 17 | Текущий. Итоговый |
Итого | 33 |
Программно-методическое обеспечение
по музыке в 1-ом классе
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015учебный год.
3.Программа по «Музыке» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой .
Литература и средства обучения
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр, кроме специально оговоренных случаев)
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экземпляра на двух учащихся)
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экземпляров)
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания | ||
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1.Учебник по «Музыке» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой . | Д | Примерная программа по музыке, авторская программа по «Музыке» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой. | ||
2.Хрестоматии с нотным материалом. | Д | Для 1 класса | ||
3. Сборники песен и хоров. | Д | Для хорового пения в классе. | ||
4. Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки). | Д | Пособия, входящие в учебно- методический комплект по музыке. | ||
5.Методические журналы по искусству. | Д | Федерального значения. | ||
6. Рабочие блокноты (творческие тетради) | Д | |||
7. Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству. | Д | Необходимы для самостоятельной работы учащихся. | ||
8. Справочные пособия, энциклопедии. | Д | Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь. | ||
Печатные пособия | ||||
1.Таблицы | Д | |||
2.Схемы | Д | |||
3.Транспорант: нотный и поэтический тексты гимна России | Д | |||
4.Портреты композиторов | Д | |||
5.Атласы музыкальных инструментов | Д | |||
6.Дидактический раздаточный материал | Д | |||
Экранно-звуковые пособия | ||||
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке. | Д | |||
2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных выступлений. | Д | |||
Учебно-практическое оборудование | ||||
1. Музыкальные инструменты : фортепиано, аккордеон | Д | Два инструмента для кабинета музыки | ||
2.Народные инструменты : свистульки, деревянные ложки, трещотки. | П | |||
3.Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки. | Д/К | Для оформления музыкально-графических схем. | ||
4. Персональный компьютер. | Д | Для демонстрации электронных образовательных ресурсов | ||
5. Медиапроектор. | Д |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Татановская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании Методического совета школы и рекомендована к утверждению протокол № ____от ___ августа 2014 года Руководитель МС ________ /О.Е.Попова/
| Утверждена Приказ №___ от ___августа 2014 г. Директор школы ___________/О.П. Илларионова/ |
Календарно-тематическое планирование
по учебному курсу «Музыка»
для 1 а, б класса
начального общего образования
(базовый уровень)
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Корнилова Л.В.
№ | Тема урока | Кол. час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | УУД | Дата | |||
По плану | По факту | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Музыка вокруг нас – 9ч. | |||||||||||
1 | «И Муза вечная со мной!». | 1 | УИПЗЗ | Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель. | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель | Текущий. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | ||||
2 | Хоровод муз | 1 | УИПЗЗ | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с понятием “хор”, “хоровод”, с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Хоровод - древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. | Знать понятия: хор, хоровод | Текущий. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | ||||
3 | Повсюду музыка слышна. | 1 | УИПЗЗ | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы. Ролевая игра «Играем в композитора», Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок. | Знать понятие композитор. Уметь сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст | Текущий. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе | ||||
4 | Душа музыки – мелодия. | 1 | УИПЗЗ | Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры – песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие “шаги” в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- “солдатики” маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса. | Знать понятия: мелодия, марш, танец, песня | Текущий. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | ||||
5 | Музыка осени. | 1 | УИПЗЗ | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная форма песен. | Уметь определять настроение стихотворений, музыкальных произведений | Текущий. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | ||||
6 | Сочини мелодию. | 1 | УКИЗ | Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент». Тема природы в музыке. Ролевая игра «Играем в композитора». Муза вдохновляет тех, кто имеет желание, обладает трудолюбием, кто хочет научиться новому. | Знать понятия: мелодия, аккомпанемент Уметь сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст | Текущий. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь | ||||
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» | 1 | УЗЗВУ | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. | Знать понятия: азбука, куплетная форма | Текущий. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, в коллективных инсценировках | ||||
8 | Музыкальная азбука. | 1 | УИПЗЗ | Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки. Запись нот - знаков для обозначения музыкальных звуков. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ. | Знать понятия: ноты, звуки, звукоряд, нотный стан или нотоносец, скрипичный ключ | Текущий. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач | ||||
9 | Музыка вокруг нас | 1 | УОСЗ | Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов, их тембровая окраска. | Знать понятия: мелодия, аккомпанемент; композитор, исполнитель, слушатель; звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ | Итоговый | Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения | ||||
Музыка вокруг нас – 7ч. | |||||||||||
1 | Музыкальные инструменты. | 1 | УИПЗЗ | Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. | Знать понятие народная музыка. Уметь определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей | Текущий. | Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | ||||
2 | Музыкальные инструменты. | 1 | УИПЗЗ | Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель - флейта, гусли – арфа – фортепиано. | Знать понятие: музыка авторская (композиторская). Уметь определять на слух звучание фортепиано, арфы | Текущий. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы | ||||
3 | Звучащие картины | 1 | УИПЗЗ | Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля - на каких картинах “звучит” народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами. | Знать отличия народной от профессиональной музыки. Уметь определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано | Текущий. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: читать простое схематическое изображение. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | ||||
4 | Разыграй песню. | 1 | УИПЗЗ | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л.Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки. | Уметь: - выразительно исполнять песню; - составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста | Текущий. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | ||||
5 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. | 1 | УКИЗ | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок. | Уметь различать характер музыки. Знать понятия: народные праздники, рождественские песни | Текущий. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника | ||||
6 | Добрый праздник среди зимы. | 1 | УОСЗ | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. Урок посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год. Знакомство со сказкой Т.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен. | Знать, что такое «музыкальное содержание». Уметь выразительно исполнять песни | Текущий. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | ||||
7 | Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас» | 1 | УОСЗ | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения. | Уметь определять настроение, характер музыки; посильным образом участвовать в её исполнении | Итоговый | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | ||||
III четверть. «Музыка и ты» (9ч) | |||||||||||
1 | Край, в котором ты живешь | 1 | УИПЗЗ | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Понятие “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное отношение к вечным проблемам жизни и искусства. Родные места, родительский дом, восхищение красотой материнства, поклонение труженикам и защитникам родной земли. Гордость за свою родину. Музыка о родной стороне, утешающая в минуты горя и отчаяния, придававшая силы в дни испытаний и трудностей, вселявшая в сердце человека веру, надежду, любовь… | Знать понятия: родина, малая родина. Уметь объяснять их | Текущий. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки | ||||
2 | Художник, поэт, композитор | 1 | УКИЗ | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям в художественных образах. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, “услышанной сердцем”, очаровавшей их природе. | Уметь находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже | Текущий. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | ||||
3 | Музыка утра | 1 | УИПЗЗ | Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес. | Уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) | Текущий. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | ||||
4 | Музыка вечера | 1 | УИПЗЗ | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки. | Уметь проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) | Текущий. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | ||||
5 | Музыкальные портреты | 1 | УИПЗЗ | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов. | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений | Текущий. | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания | ||||
6 | «Музы не молчали...» | 1 | УЗЗВУ | Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении. Знакомство со сказкой и народной игрой “Баба-Яга”. Встреча с образами русского народного фольклора. | Знать понятия: солист, хор. Уметь: объяснять понятия: отечество, подвиг, память; выразительно исполнять песни | Текущий. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | ||||
7 | Музыкальные инструменты | 1 | УЗЗВУ | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник - общность в родственных словах. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества. | Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений; обобщать, формулировать выводы | Текущий. | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | ||||
8 | Мамин праздник | 1 | УКИЗ | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки. | Уметь: анализировать музыкальные сочинения; импровизировать на музыкальных инструментах; выразительно исполнять песни | Текущий. | Регулятивные: осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | ||||
9 | Музыкальные инструменты | 1 | УОСЗ | Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. | Знать понятия: старинные, современные инструменты. Уметь на слух определять звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано | Итоговый | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании | ||||
IV четверть. «Музыка вокруг нас» (8ч) | |||||||||||
1 | Музыка в цирке | 1 | УИПЗЗ | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку. Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины. | Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений | Текущий. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | ||||
2 | Дом, который звучит | 1 | УИПЗЗ | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления. | Знать: что такое балет и опера. Уметь различать в музыке песенность, маршевость, танцевальность | Текущий. | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, осуществлять поиск нужной информации. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию | ||||
3 | Опера-сказка | 1 | УЗЗВУ | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет.. Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах “встречаются” песенная, танцевальная и маршевая музыка. | Знать понятие опера. Уметь выразительно исполнять фрагменты из опер | Текущий. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | ||||
4 | «Ничего на свете лучше нету...» | 1 | УИПЗЗ | Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе – хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка. | Уметь выразительно исполнять фрагменты из музыки к мультфильму | Текущий. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников | ||||
5 | Афиша. Программа | 1 | УКИЗ | Музыка для детей. Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы. | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель; музыкальная азбука; основные жанры: мелодия, аккомпанемент; старинные и современные музыкальные инструменты; народная и композиторская музыка; музыка изобразительная и выразительная | Текущий. | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе | ||||
6 | На концерте | 1 | УОСЗ | Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников по теме «Музыка и ты». Познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт». | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель; музыкальная азбука; основные жанры: мелодия, аккомпанемент; старинные и современные музыкальные инструменты; народная и композиторская музыка; музыка изобразительная и выразительная | Текущий. | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе | ||||
7 | Легко ли стать музыкантом | 1 | УОСЗ | Исполнение и слушание музыки по желанию детей. Способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем). | Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель; музыкальная азбука; основные жанры: мелодия, аккомпанемент; старинные и современные музыкальные инструменты; народная и композиторская музыка; музыка изобразительная и выразительная | Текущий. | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе | ||||
8 | Музыка вокруг нас | 1 | УПОКЗ | Исполнение наиболее понравившихся учащимся песен. Закрепление понятий и впечатлений, полученных в 1 классе. | Знать понятия: музыкальная азбука, мелодия, аккомпанемент, народная и композиторская музыка | Итоговый. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу "Музыка" для 5 классов. Леденёва Е. В.
Рабочая учебная программа по учебному курсу "Музыка" для 5 классов общобразовательной школы разработана на основе авторской программы «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, М., Просвещение...
Рабочие программы по учебному курсу "Музыка"
Рабочие программы созданы в соответсвии с ФГОС НОО...
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету "Музыка" (5 класс, 2014-2015 уч. год) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 7 класс, базовый уровень на 2017 – 2018 учебный год Макарычев Ю. Н. Атанасян K. C.
Данная рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12...
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка»
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опо...