Методическая разработка урока музыки по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка» в 3 классе «В сказочной стране гномов»
методическая разработка по музыке по теме

Глинкина Елена Геннадьевна

Методическая разработка урока музыки по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка» в 3 классе

Тема года: «О чем рассказывает музыка»

I четверть    Урок № 3

Тема урока: «В сказочной стране гномов»      

Цель урока:

Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.

Задачи урока:

1.      Обеспечить условия для формирования навыка слушания и исполнения музыки, умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыкальных произведений, главными героями которых являются сказочные существа – гномы.

2.      Способствовать развитию у обучающихся воображения и фантазии, творческой инициативы в процессе слухового и зрительного восприятия музыкальных образов, в практике коллективного музицирования.

3.      Применять знания об основных средствах музыкальной выразительности и музыкальных формах при анализе прослушанного или исполняемого произведения; уметь выявлять роль средств музыкальной выразительности в раскрытии мифологических тем и сюжетов.

4.      Развивать у детей способность к нравственно-эстетическому переживанию; ощущению и воплощению целостности, гармонии и волшебной красоты окружающего мира.

Тип урока – Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx110.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки

по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка» (М.: Дрофа, 2015)

в 3 классе

Тема года: «О чем рассказывает музыка»

I четверть    Урок № 3

Тема урока: «В сказочной стране гномов»        

Цель урока:

Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.

Задачи урока:

  1. Обеспечить условия для формирования навыка слушания и исполнения музыки, умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыкальных произведений, главными героями которых являются сказочные существа – гномы.
  2. Способствовать развитию у обучающихся воображения и фантазии, творческой инициативы в процессе слухового и зрительного восприятия музыкальных образов, в практике коллективного музицирования.
  3. Применять знания об основных средствах музыкальной выразительности и музыкальных формах при анализе прослушанного или исполняемого произведения; уметь выявлять роль средств музыкальной выразительности в раскрытии мифологических тем и сюжетов.
  4. Развивать у детей способность к нравственно-эстетическому переживанию; ощущению и воплощению целостности, гармонии и волшебной красоты окружающего мира.

Тип урока – Урок изучения нового материала.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, иллюстративный и нотный материалы, поделки учащихся (фигурки гномов из бумаги), детские музыкальные инструменты.

Музыкальный материал:

  • Эдвард Григ «Шествие гномов» (слушание)
  • «Добрый гномик», музыка Т.Сониной, слова Новицкой (пение)
  • «Тролли», музыка Г.Гладкова, стихи из норвежской народной поэзии в переводе Ю.Вронского (слушание)
  • «Весёлая планета», музыкальная композиция из сборника «Happy baby» (исполнение)

Ход урока. Содержание учебного материала урока и этапы урока.

  1. Организационный момент.

  1. Вводная беседа: После озвучивания темы «В сказочной стране гномов», учитель спрашивает у детей, что такое сказка, в чем состоит смысл волшебства, кто такой гном, как он выглядит, где живет, чем занимается, что общего и какие различия между человеком (ребёнком) и гномом?

Предполагаемые ответы:

сказка - сочетание реальных событий (происходящих на самом деле) и вымышленных;

волшебство – это особенные звуки и необычные слова (заклинания), волшебные жесты и магические движения;

волшебство – это умение видеть необыкновенное в обыденном и умение делать из обычного волшебное;

гномы  –  сказочные карлики, бородаты и славятся богатством и мастерством; трудолюбивы, суетливы и пугливы;  живут в лесу, далеко в горах, на крышах домов и т.д.

В процессе беседы выявляется, что данная тема - одна из любимых детьми, потому что «маленький человечек» (пусть даже с бородой) очень похож на любого ребёнка.                     Он – маленький волшебник, который делает мир добрым и красивым.

Характеристика видов деятельности:

  • Размышлять, рассуждать на заданную тему.
  • Выражать эмоциональное отношение к образу главных героев.

  1. Знакомство со сказочными героями – гномами.

«Кто такие гномы» (по модели Т.Боровик и Т.Маниной) – ритмодекламация на стихи Я.Штаудингера с шумовым сопровождением (на детских музыкальных инструментах).        В аккомпанементе дублируется ритм, заложенный в ритме  стихотворения. Задачи: развитие речевого интонирования, чувства ритма, тембрового слуха, образного мышления. Предлагается исполнение текста в форме диалога учителя и учеников (по принципу: вопрос – ответ) или двух групп обучающихся.

Учитель (1 группа)                                Ученики (2 группа)

Кто такие гномы?                                 С бородами крошки.

Что у них на ножках?                        Красные сапожки.

Аисты сапожки гномам подарили?        Чтобы до рассвета гномы в них кружили.

Если кто захочет увидеть это танец?        Пусть сегодня ночью до рассвета встанет,

                                                

                                                Пусть он притаится за скирдой соломы

Вместе

И тогда увидит, как танцуют гномы!

В ходе урока используется дополнительное наглядное пособие – фигурка гномика (которую дети заранее изготавливают сами по шаблону – раскрашивают, наклеивают на картон, вырезают по контуру и кружок внутри). В дальнейшем совмещаем фигурку гномика с любым из мимических выражений, и настроение у гномика меняется в зависимости от услышанной или исполняемой музыки!

Характеристика видов деятельности:

  • Передавать в собственном исполнении (речевом интонировании) различные музыкальные образы;
  • Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах.
  • Различать настроения и чувства, выраженные в словах.
  • Сравнивать различные интонации.
  • Уметь вести «музыкальный диалог».

  1. Отражение одного из самых популярных детских мифологических сюжетов в музыкальных произведениях разных жанров.

«Танец гномов» - игра с двумя деревянными палочками (клавесами) или карандашами под фонограмму («Весёлая планета» из детского сборника «Happy baby»). Игра преподаёт детям уроки исполнительского артистизма: палочки – «ножки», они же – «дирижерские палочки.

Описание танца:

        Исходное положение – сидя за столом; у каждого ребёнка по две палочки, которые он держит в руках с опорой на стол (образная ассоциация: палочки – «ножки шагают по дорожке»).

1-4 такты – «ножки шагают» вперед.

5-8 такты – «ножки шагают» в назад.

9-12 такты – «попрыгать» поочередно на одной и на другой «ножке» по 2 раза.

13-14 такты – «попрыгать» на двух «ножках» вперед.

15-16 такты - «попрыгать» на двух «ножках» назад.

17-24 такты – чередовать удары палочек друг о друга с ударами по столу.

25-32 такты – традиционное дирижирование (тактирование) палочками в двухдольном метре.

Характеристика видов деятельности:

  • Осуществлять музыкально-ритмические движения в соответствии с заданными критериями.
  • Осваивать навыки тактирования (дирижирования) в двухдольном метре.
  • Передавать в собственном исполнении музыкальный образ.

  1. Исполнение и прослушивание вокальных сочинений, в которых главным героем является гном.

  1. «Добрый гномик» (музыка Т.Сониной, слова Новицкой) – пение песни с фортепианным сопровождением. Задачи: работа над выразительным исполнением песни, развитие певческого интонирования, формирование эстетических и морально-этических качеств личности – доброты, жизнерадостности, дружелюбия.

Живёт весёлый гномик в таинственном лесу.

Он носит сто веснушек на маленьком носу.

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля.

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля.

С кузнечиком играет он в прятки поутру.

По лесу раздаётся весёлое «Ку-ку».

Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку.

Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку.

Весёлые словечки у гномика живут.

Он носит их в кармане, а они поют:

«Хи-хи, хо-хо, ха-ха-ха-ха!

Хи-хи, хо-хо, ха-ха-ха-ха!»

А вечером ложится он спать на сундучке,

И лишь звенит бубенчик на красном колпачке:

«Динь-дон, динь-дон, дили-дили-дон.

Динь-дон, динь-дон, дили-дили-дон».

Характеристика видов деятельности:

  • Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении.
  • Передавать в пении различные интонации.
  • Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом.

  1. Динамическая пауза.

«Гномы» - двигательное упражнение (модель Лопухиной)

Жил да был веселый гном, – поставить руки на бочок
Он в лесу построил дом. – 
поднять и соединить руки над головой
Рядом жил поменьше гномик, – 
опустить руки немного пониже
Под кустом он сделал домик. – 
соединить руки перед собой на уровне груди
Самый маленький гномишка – 
присесть, показать руками около пола
Под грибом сложил домишко. –
 соединить «домиком» пальцы рук
Старый мудрый гном – гномище, – 
выпрямиться, расставить ноги на ширину плеч
Выстроил большой домище. – 
развести руки в разные стороны

Был он стар и был он сед, – покачаться вправо-влево,

И большой был домосед.
Каждый день соседи-гномы –
 шагать на месте
Навещали деда-гнома.
Их встречал радушно гном, – 
поклоны вправо-влево, раскрыв руки в стороны
Все любили этот дом. –
 хлопки в ладоши

Характеристика видов деятельности:

  • Импровизировать в форме театрализации в соответствии с образами, заданными .

в стихотворении.

  • Выражать мимикой и жестами настроение исполняемого произведения.

  1. «Тролли» (музыка Г.Гладкова, стихи из норвежской народной поэзии в переводе Ю.Вронского) – прослушивание и знакомство с содержанием песни.

После прослушивания песни учитель спрашивает у детей: какими они представили себе троллей, как они выглядят, чем занимаются, что роднит их с гномами, чем они от них отличаются?  

В процессе беседы выявляется, что тролль (по-шведски значит — очарование, колдовство) — сверхъестественное существо из скандинавской мифологии — то ли карлик, то ли наоборот, великан. Представляют собой горных духов.

Увидеть тролля можно в глухом лесу или высоко в горах. Тролль с виду похож на гору или гигантский валун, поросший мхом и вереском, а иногда и деревьями. По преданиям, великаны враждовали с богами и людьми. О них говорили, что они свирепы, жестоки и упрямы. 

Рассказывают, что не всегда тролль вредит человеку, бывает он и добродушным и выступает как радушный хозяин. Случается, что тролль помогает человеку, а человек — троллю.

В данной песне тролли – не страшные. Но несколько угрюмые, немногословные, малообщительные.

Жили-были трое троллей                        

На вершинах дальних гор.

Жили тролли, не скучали.

Хоть молчали с давних пор.

Как-то раз, никто не знает,

От каких таких причин

В той стране раздался грохот:

«Что за шум?» - спросил один.

Но затих ужасный грохот,

И опять настал покой.

Двести лет прошло в молчанье:

«Это мышь», - сказал другой.

А когда еще столетье

Протекло над краем снов,

Третий тролль сказал:

«Прощайте, ненавижу болтунов!»

Характеристика видов деятельности:

  • Определять характер и содержание музыкального произведения.
  • Распозновать выразительные и изобразительные особенности музыки.

  1. Воплощение образа сказочных персонажей (гномов) в инструментальной музыке. Изучение нового материала и слушание музыки.

Эдвард Григ «Шествие гномов» - слушание музыки.

 

Анализ средств музыкальной выразительности, выявление структуры произведения – особенностей музыкальной формы.  

Задачи: формирование культуры слушания музыки, развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воображения.

Характеристика видов деятельности:

  • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов;
  • распознавать художественный смысл трехчастной формы.

В ходе обсуждения дети отвечают на вопросы учителя:

Как начинается произведение?

Какой характер имеют средства музыкальной выразительности в I части?

Какой образ возник?

Предполагаемые ответы обучающихся:

Гномы – это сказочные человечки, живущие в лесу. Они быстрые, немного неуклюжие. Они идут гурьбой, прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место.

Это фантастические существа, не очень красивые, даже немного уродливые. В сказках говорится, что они охраняют богатства – клады с сокровищами, которые прячут под землёй.

Мы смотрели мультфильм «Белоснежка и семь гномов». В этой сказке рассказывается  о гномах, которые добывали сокровища – алмазы, высекая их молоточками в горных породах, в пещерах. Они каждое утро уходили на работу, а вечером возвращались в свой домик. Среди них были сердитые, злые гномы (Ворчун, Профессор) и забавные, смешные (Апчхи), был и добрый, самый маленький гномик, который всегда попадал в смешные истории.

http://festival.1september.ru/articles/613569/presentation/13.JPG

В пьесе Грига рассказывается про гномов не очень добрых, потому что музыка звучит таинственно, она иногда страшная, злая.

Учитель: А почему пьеса Э.Грига называется «Шествие гномов»? Что такое шествие?

Предполагаемые ответы обучающихся:

Музыка похожа на марш, но не совсем обычный, какой-то сказочный. Слышны внезапные, неожиданные удары (акценты), прыжки, ужимки, будто гномы прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают. Музыка больше похожа не на марш, а на фантастический танец.

Характер этой части был не постоянный, он менялся. Сначала музыка была тихой, таинственной,  загадочной, будто подкрадывающейся, потом очень громкой и злой, а в конце – опять тихой.

Можно себе представить, что гномы сначала приближались издалека, а потом удалились.

Вначале музыка была затаённая, сердитая, таинственная, колючая, отрывистая. Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей, недовольной, тёмной, тяжёлой. Гномы подошли совсем близко. Но вот музыка затихает, гномы удаляются.

Учитель:

Как образ развивается дальше?

Какой характер имеют средства музыкальной выразительности в II части?

Предполагаемые ответы обучающихся:

Музыка средней части – волшебная, нежная, мечтательная, созерцательная.  Может быть, композитор хотел изобразить,  как сверкают как огоньки сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье. Музыка звучит светло, завороженно, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими драгоценностями, рассматривают их.  Музыка тоже мерцает и искрится, сверкает, поблёскивает, переливается. Маршевость сменилась танцевальностью.

Две мелодии в средней части, задумчивая и мерцающая, повторяются дважды. Второй раз они звучат ещё светлее, выше, прозрачнее. 

Учитель:

Как заканчивается это произведение? К чему привело музыкальное развитие?

Предполагаемые ответы обучающихся:

В последнем разделе повторяется музыка I части.

Детям предлагается на рисунке выделить цветными карандашами те средства музыкальной выразительности, которые определяют характер и содержание каждой части пьесы «Шествие гномов».

В результате творческой работы, обнаруживаются специфические особенности трёхчастной  двутемной формы, в которой I и III части – похожие, сходные темы, а во второй части – показ новой темы, нового образа (серединный контраст).

Буквенное обозначение такой формы: А В А.

Художественный смысл -  показ многогранного образа, красиво, симметрично, но развития образа нет.

«Шествие гномов»  Э.Грига относится к программной музыке. В данной пьесе разновидность программности – живописная, так как музыка воспринимается как театрально зримая сюжетная картинка. Огромную роль играет звукоизобразительность и звукоподражательность. Источником информации служат формы движения и пейзажные зарисовки, возникающие в сознании слушателя в связи с этой музыкой.

  1. Итог урока.

Характеристика сказочного образа гномов на основе анализа и сравнений музыкальных произведений разных жанров.

Составление таблицы:

гномы

тролли

общее

Маленькие человечки, с бородой, в колпачках, волшебники, суетливые, быстрые.

различия

Добрые, весёлые, жизнерадостные, смешные, резвые, активные.

Угрюмые, сердитые, важные, молчаливые, немногословные, иногда злые.

  •  «Фантазия на тему Эдварда Грига» - просмотр мультфильма (производство киностудии «Союзмульфильм», 1993 г.)

Вывод: В заключительной части урока дети отвечают на вопросы: Что интересного и полезного мы узнали, побывав в музыкальной сказочной стране гномов? Какие положительные качества обнаружили у гномов благодаря музыкальной характеристике этого образа? Чему нас учит сказка и музыка на эту тему?

Доброте, трудолюбию, жизнелюбию, взаимопомощи, отзывчивости, умению дружить и радоваться жизни.

Библиография использованных методических материалов

  1. Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2014.
  2. Асафьев Б.В. Эдвард Григ. «Музыка», Ленинград, 1984.
  3. Боровик Т.А. Осенняя гамма. Методические рекомендации к программе «Искусство». Минск., 2000.
  4. Васина-Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. М.: Дет. литература, 1986.
  5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977.
  6. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. литература, 1970.
  7. Левашова О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1962.
  8. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.
  9. Поплянова Е. А мы на уроке – играем. М., 1994.
  10. Холопова В. Музыкалный ритм. – М., 1980.
  11. Элементарное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....

Георгий Свиридов "Поэма памяти Сергея Есенина".(Методическая разработка к 15 уроку в 5 классе "Что может изображать хоровая музыка?"по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак)

Для Свиридова, творчество которого издавна славилось родниками народного мелоса, песенного фольклора, вполне естественно и закономерно особое тяготение к хоровому звучанию. Уже в кантатах и орат...

Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых  серверов" для 8 класса. Вместе с конспектом урока Вы найдете раздаточный матер...

Методическая разработка урока Мировой художественной культуры на тему: «Храмовое зодчество древней и средневековой Индии: верность традиции.» 10 класс

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель ...

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы "Talking about a new friend" по УМЛ Биболетовой М.З. 3 класс

Методическая разработка раздела образовательной учебной программы 3 класс Биболетова...

Методическая разработка урока технологии по программе:Простейшие швы: "вперёд иголку"

Научиться выполнять простейшие швы.  Задачи нашего урока:  научиться выполнять простейшие швы: вперед иголку и шнурок....