Методическая разработка урока музыки по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка» в 3 классе «В сказочной стране гномов»
методическая разработка по музыке по теме
Методическая разработка урока музыки по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка» в 3 классе
Тема года: «О чем рассказывает музыка»
I четверть Урок № 3
Тема урока: «В сказочной стране гномов»
Цель урока:
Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.
Задачи урока:
1. Обеспечить условия для формирования навыка слушания и исполнения музыки, умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыкальных произведений, главными героями которых являются сказочные существа – гномы.
2. Способствовать развитию у обучающихся воображения и фантазии, творческой инициативы в процессе слухового и зрительного восприятия музыкальных образов, в практике коллективного музицирования.
3. Применять знания об основных средствах музыкальной выразительности и музыкальных формах при анализе прослушанного или исполняемого произведения; уметь выявлять роль средств музыкальной выразительности в раскрытии мифологических тем и сюжетов.
4. Развивать у детей способность к нравственно-эстетическому переживанию; ощущению и воплощению целостности, гармонии и волшебной красоты окружающего мира.
Тип урока – Урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 110.41 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока музыки
по программе В.В.Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак «Музыка» (М.: Дрофа, 2015)
в 3 классе
Тема года: «О чем рассказывает музыка»
I четверть Урок № 3
Тема урока: «В сказочной стране гномов»
Цель урока:
Осмысление образа сказочных героев (гномов) посредством выразительных и изобразительных возможностей музыки.
Задачи урока:
- Обеспечить условия для формирования навыка слушания и исполнения музыки, умения распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыкальных произведений, главными героями которых являются сказочные существа – гномы.
- Способствовать развитию у обучающихся воображения и фантазии, творческой инициативы в процессе слухового и зрительного восприятия музыкальных образов, в практике коллективного музицирования.
- Применять знания об основных средствах музыкальной выразительности и музыкальных формах при анализе прослушанного или исполняемого произведения; уметь выявлять роль средств музыкальной выразительности в раскрытии мифологических тем и сюжетов.
- Развивать у детей способность к нравственно-эстетическому переживанию; ощущению и воплощению целостности, гармонии и волшебной красоты окружающего мира.
Тип урока – Урок изучения нового материала.
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, иллюстративный и нотный материалы, поделки учащихся (фигурки гномов из бумаги), детские музыкальные инструменты.
Музыкальный материал:
- Эдвард Григ «Шествие гномов» (слушание)
- «Добрый гномик», музыка Т.Сониной, слова Новицкой (пение)
- «Тролли», музыка Г.Гладкова, стихи из норвежской народной поэзии в переводе Ю.Вронского (слушание)
- «Весёлая планета», музыкальная композиция из сборника «Happy baby» (исполнение)
Ход урока. Содержание учебного материала урока и этапы урока.
- Организационный момент.
- Вводная беседа: После озвучивания темы «В сказочной стране гномов», учитель спрашивает у детей, что такое сказка, в чем состоит смысл волшебства, кто такой гном, как он выглядит, где живет, чем занимается, что общего и какие различия между человеком (ребёнком) и гномом?
Предполагаемые ответы:
сказка - сочетание реальных событий (происходящих на самом деле) и вымышленных;
волшебство – это особенные звуки и необычные слова (заклинания), волшебные жесты и магические движения;
волшебство – это умение видеть необыкновенное в обыденном и умение делать из обычного волшебное;
гномы – сказочные карлики, бородаты и славятся богатством и мастерством; трудолюбивы, суетливы и пугливы; живут в лесу, далеко в горах, на крышах домов и т.д.
В процессе беседы выявляется, что данная тема - одна из любимых детьми, потому что «маленький человечек» (пусть даже с бородой) очень похож на любого ребёнка. Он – маленький волшебник, который делает мир добрым и красивым.
Характеристика видов деятельности:
- Размышлять, рассуждать на заданную тему.
- Выражать эмоциональное отношение к образу главных героев.
- Знакомство со сказочными героями – гномами.
«Кто такие гномы» (по модели Т.Боровик и Т.Маниной) – ритмодекламация на стихи Я.Штаудингера с шумовым сопровождением (на детских музыкальных инструментах). В аккомпанементе дублируется ритм, заложенный в ритме стихотворения. Задачи: развитие речевого интонирования, чувства ритма, тембрового слуха, образного мышления. Предлагается исполнение текста в форме диалога учителя и учеников (по принципу: вопрос – ответ) или двух групп обучающихся.
Учитель (1 группа) Ученики (2 группа)
Кто такие гномы? С бородами крошки.
Что у них на ножках? Красные сапожки.
Аисты сапожки гномам подарили? Чтобы до рассвета гномы в них кружили.
Если кто захочет увидеть это танец? Пусть сегодня ночью до рассвета встанет,
Пусть он притаится за скирдой соломы
Вместе
И тогда увидит, как танцуют гномы!
В ходе урока используется дополнительное наглядное пособие – фигурка гномика (которую дети заранее изготавливают сами по шаблону – раскрашивают, наклеивают на картон, вырезают по контуру и кружок внутри). В дальнейшем совмещаем фигурку гномика с любым из мимических выражений, и настроение у гномика меняется в зависимости от услышанной или исполняемой музыки!
Характеристика видов деятельности:
- Передавать в собственном исполнении (речевом интонировании) различные музыкальные образы;
- Участвовать в коллективном музицировании на детских музыкальных инструментах.
- Различать настроения и чувства, выраженные в словах.
- Сравнивать различные интонации.
- Уметь вести «музыкальный диалог».
- Отражение одного из самых популярных детских мифологических сюжетов в музыкальных произведениях разных жанров.
«Танец гномов» - игра с двумя деревянными палочками (клавесами) или карандашами под фонограмму («Весёлая планета» из детского сборника «Happy baby»). Игра преподаёт детям уроки исполнительского артистизма: палочки – «ножки», они же – «дирижерские палочки.
Описание танца:
Исходное положение – сидя за столом; у каждого ребёнка по две палочки, которые он держит в руках с опорой на стол (образная ассоциация: палочки – «ножки шагают по дорожке»).
1-4 такты – «ножки шагают» вперед.
5-8 такты – «ножки шагают» в назад.
9-12 такты – «попрыгать» поочередно на одной и на другой «ножке» по 2 раза.
13-14 такты – «попрыгать» на двух «ножках» вперед.
15-16 такты - «попрыгать» на двух «ножках» назад.
17-24 такты – чередовать удары палочек друг о друга с ударами по столу.
25-32 такты – традиционное дирижирование (тактирование) палочками в двухдольном метре.
Характеристика видов деятельности:
- Осуществлять музыкально-ритмические движения в соответствии с заданными критериями.
- Осваивать навыки тактирования (дирижирования) в двухдольном метре.
- Передавать в собственном исполнении музыкальный образ.
- Исполнение и прослушивание вокальных сочинений, в которых главным героем является гном.
- «Добрый гномик» (музыка Т.Сониной, слова Новицкой) – пение песни с фортепианным сопровождением. Задачи: работа над выразительным исполнением песни, развитие певческого интонирования, формирование эстетических и морально-этических качеств личности – доброты, жизнерадостности, дружелюбия.
Живёт весёлый гномик в таинственном лесу.
Он носит сто веснушек на маленьком носу.
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля.
Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля.
С кузнечиком играет он в прятки поутру.
По лесу раздаётся весёлое «Ку-ку».
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку.
Ку-ку, ку-ку, ку-ку-ку-ку-ку.
Весёлые словечки у гномика живут.
Он носит их в кармане, а они поют:
«Хи-хи, хо-хо, ха-ха-ха-ха!
Хи-хи, хо-хо, ха-ха-ха-ха!»
А вечером ложится он спать на сундучке,
И лишь звенит бубенчик на красном колпачке:
«Динь-дон, динь-дон, дили-дили-дон.
Динь-дон, динь-дон, дили-дили-дон».
Характеристика видов деятельности:
- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении.
- Передавать в пении различные интонации.
- Импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальным образом.
- Динамическая пауза.
«Гномы» - двигательное упражнение (модель Лопухиной)
Жил да был веселый гном, – поставить руки на бочок
Он в лесу построил дом. – поднять и соединить руки над головой
Рядом жил поменьше гномик, – опустить руки немного пониже
Под кустом он сделал домик. – соединить руки перед собой на уровне груди
Самый маленький гномишка – присесть, показать руками около пола
Под грибом сложил домишко. – соединить «домиком» пальцы рук
Старый мудрый гном – гномище, – выпрямиться, расставить ноги на ширину плеч
Выстроил большой домище. – развести руки в разные стороны
Был он стар и был он сед, – покачаться вправо-влево,
И большой был домосед.
Каждый день соседи-гномы – шагать на месте
Навещали деда-гнома.
Их встречал радушно гном, – поклоны вправо-влево, раскрыв руки в стороны
Все любили этот дом. – хлопки в ладоши
Характеристика видов деятельности:
- Импровизировать в форме театрализации в соответствии с образами, заданными .
в стихотворении.
- Выражать мимикой и жестами настроение исполняемого произведения.
- «Тролли» (музыка Г.Гладкова, стихи из норвежской народной поэзии в переводе Ю.Вронского) – прослушивание и знакомство с содержанием песни.
После прослушивания песни учитель спрашивает у детей: какими они представили себе троллей, как они выглядят, чем занимаются, что роднит их с гномами, чем они от них отличаются?
В процессе беседы выявляется, что тролль (по-шведски значит — очарование, колдовство) — сверхъестественное существо из скандинавской мифологии — то ли карлик, то ли наоборот, великан. Представляют собой горных духов.
Увидеть тролля можно в глухом лесу или высоко в горах. Тролль с виду похож на гору или гигантский валун, поросший мхом и вереском, а иногда и деревьями. По преданиям, великаны враждовали с богами и людьми. О них говорили, что они свирепы, жестоки и упрямы.
Рассказывают, что не всегда тролль вредит человеку, бывает он и добродушным и выступает как радушный хозяин. Случается, что тролль помогает человеку, а человек — троллю.
В данной песне тролли – не страшные. Но несколько угрюмые, немногословные, малообщительные.
Жили-были трое троллей
На вершинах дальних гор.
Жили тролли, не скучали.
Хоть молчали с давних пор.
Как-то раз, никто не знает,
От каких таких причин
В той стране раздался грохот:
«Что за шум?» - спросил один.
Но затих ужасный грохот,
И опять настал покой.
Двести лет прошло в молчанье:
«Это мышь», - сказал другой.
А когда еще столетье
Протекло над краем снов,
Третий тролль сказал:
«Прощайте, ненавижу болтунов!»
Характеристика видов деятельности:
- Определять характер и содержание музыкального произведения.
- Распозновать выразительные и изобразительные особенности музыки.
- Воплощение образа сказочных персонажей (гномов) в инструментальной музыке. Изучение нового материала и слушание музыки.
Эдвард Григ «Шествие гномов» - слушание музыки.
Анализ средств музыкальной выразительности, выявление структуры произведения – особенностей музыкальной формы.
Задачи: формирование культуры слушания музыки, развитие ассоциативно-образного мышления, художественного воображения.
Характеристика видов деятельности:
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия тем, образов;
- распознавать художественный смысл трехчастной формы.
В ходе обсуждения дети отвечают на вопросы учителя:
Как начинается произведение?
Какой характер имеют средства музыкальной выразительности в I части?
Какой образ возник?
Предполагаемые ответы обучающихся:
Гномы – это сказочные человечки, живущие в лесу. Они быстрые, немного неуклюжие. Они идут гурьбой, прыгают, кувыркаются, перебегают с места на место.
Это фантастические существа, не очень красивые, даже немного уродливые. В сказках говорится, что они охраняют богатства – клады с сокровищами, которые прячут под землёй.
Мы смотрели мультфильм «Белоснежка и семь гномов». В этой сказке рассказывается о гномах, которые добывали сокровища – алмазы, высекая их молоточками в горных породах, в пещерах. Они каждое утро уходили на работу, а вечером возвращались в свой домик. Среди них были сердитые, злые гномы (Ворчун, Профессор) и забавные, смешные (Апчхи), был и добрый, самый маленький гномик, который всегда попадал в смешные истории.
В пьесе Грига рассказывается про гномов не очень добрых, потому что музыка звучит таинственно, она иногда страшная, злая.
Учитель: А почему пьеса Э.Грига называется «Шествие гномов»? Что такое шествие?
Предполагаемые ответы обучающихся:
Музыка похожа на марш, но не совсем обычный, какой-то сказочный. Слышны внезапные, неожиданные удары (акценты), прыжки, ужимки, будто гномы прихрамывают, ковыляют, даже подтанцовывают. Музыка больше похожа не на марш, а на фантастический танец.
Характер этой части был не постоянный, он менялся. Сначала музыка была тихой, таинственной, загадочной, будто подкрадывающейся, потом очень громкой и злой, а в конце – опять тихой.
Можно себе представить, что гномы сначала приближались издалека, а потом удалились.
Вначале музыка была затаённая, сердитая, таинственная, колючая, отрывистая. Потом становится очень яркой, зловещей, угрожающей, недовольной, тёмной, тяжёлой. Гномы подошли совсем близко. Но вот музыка затихает, гномы удаляются.
Учитель:
Как образ развивается дальше?
Какой характер имеют средства музыкальной выразительности в II части?
Предполагаемые ответы обучающихся:
Музыка средней части – волшебная, нежная, мечтательная, созерцательная. Может быть, композитор хотел изобразить, как сверкают как огоньки сокровища гномов, их сказочные богатства, которые хранятся в подземелье. Музыка звучит светло, завороженно, будто гномы, затаив дыхание, любуются своими драгоценностями, рассматривают их. Музыка тоже мерцает и искрится, сверкает, поблёскивает, переливается. Маршевость сменилась танцевальностью.
Две мелодии в средней части, задумчивая и мерцающая, повторяются дважды. Второй раз они звучат ещё светлее, выше, прозрачнее.
Учитель:
Как заканчивается это произведение? К чему привело музыкальное развитие?
Предполагаемые ответы обучающихся:
В последнем разделе повторяется музыка I части.
Детям предлагается на рисунке выделить цветными карандашами те средства музыкальной выразительности, которые определяют характер и содержание каждой части пьесы «Шествие гномов».
В результате творческой работы, обнаруживаются специфические особенности трёхчастной двутемной формы, в которой I и III части – похожие, сходные темы, а во второй части – показ новой темы, нового образа (серединный контраст).
Буквенное обозначение такой формы: А В А.
Художественный смысл - показ многогранного образа, красиво, симметрично, но развития образа нет.
«Шествие гномов» Э.Грига относится к программной музыке. В данной пьесе разновидность программности – живописная, так как музыка воспринимается как театрально зримая сюжетная картинка. Огромную роль играет звукоизобразительность и звукоподражательность. Источником информации служат формы движения и пейзажные зарисовки, возникающие в сознании слушателя в связи с этой музыкой.
- Итог урока.
Характеристика сказочного образа гномов на основе анализа и сравнений музыкальных произведений разных жанров.
Составление таблицы:
гномы | тролли | |
общее | Маленькие человечки, с бородой, в колпачках, волшебники, суетливые, быстрые. | |
различия | Добрые, весёлые, жизнерадостные, смешные, резвые, активные. | Угрюмые, сердитые, важные, молчаливые, немногословные, иногда злые. |
- «Фантазия на тему Эдварда Грига» - просмотр мультфильма (производство киностудии «Союзмульфильм», 1993 г.)
Вывод: В заключительной части урока дети отвечают на вопросы: Что интересного и полезного мы узнали, побывав в музыкальной сказочной стране гномов? Какие положительные качества обнаружили у гномов благодаря музыкальной характеристике этого образа? Чему нас учит сказка и музыка на эту тему?
Доброте, трудолюбию, жизнелюбию, взаимопомощи, отзывчивости, умению дружить и радоваться жизни.
Библиография использованных методических материалов
- Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка. 1-4 классы. Методическое пособие. М., Дрофа, 2014.
- Асафьев Б.В. Эдвард Григ. «Музыка», Ленинград, 1984.
- Боровик Т.А. Осенняя гамма. Методические рекомендации к программе «Искусство». Минск., 2000.
- Васина-Гроссман В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. М.: Дет. литература, 1986.
- Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977.
- Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. литература, 1970.
- Левашова О. Эдвард Григ. Очерк жизни и творчества. М., 1962.
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.
- Поплянова Е. А мы на уроке – играем. М., 1994.
- Холопова В. Музыкалный ритм. – М., 1980.
- Элементарное воспитание по системе Карла Орфа. М., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.
Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....
Георгий Свиридов "Поэма памяти Сергея Есенина".(Методическая разработка к 15 уроку в 5 классе "Что может изображать хоровая музыка?"по программе В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак)
Для Свиридова, творчество которого издавна славилось родниками народного мелоса, песенного фольклора, вполне естественно и закономерно особое тяготение к хоровому звучанию. Уже в кантатах и орат...
Методическая разработка урока технологии (обс луживающего труда) «Виды отделки швейных изделий. Выбор модели и моделирование» в 5 классе.
Методическая разработка урока технологии (обс луживающего труда)...
Авторская методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса
Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по теме "Поиск информации с помощью универсальных поисковых серверов" для 8 класса. Вместе с конспектом урока Вы найдете раздаточный матер...
Методическая разработка урока Мировой художественной культуры на тему: «Храмовое зодчество древней и средневековой Индии: верность традиции.» 10 класс
Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель ...
Методическая разработка раздела образовательной учебной программы "Talking about a new friend" по УМЛ Биболетовой М.З. 3 класс
Методическая разработка раздела образовательной учебной программы 3 класс Биболетова...
Методическая разработка урока технологии по программе:Простейшие швы: "вперёд иголку"
Научиться выполнять простейшие швы. Задачи нашего урока: научиться выполнять простейшие швы: вперед иголку и шнурок....