Рабочая программа по музыке для 3 класса ФГОС Критская Е.Д.
рабочая программа по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Рассмотрено на методическом объединении Руководитель МО _____ /Гавриличева О.В./ Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _____ /Давлетшина Р.Р./ «___» _________ 20__г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №13 _____ /Юрченко Л.А./ Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
3 класс
Разработчик:
Гавриличева Ольга Владимировна,
учитель музыки
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для обучающихся 3-х классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373);
3. Образовательной программой образовательного учреждения;
4. Положением о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС второго поколения. Рабочая программа разработана с учётом примерной программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 1-4 классов под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011г., и ориентирована на использование учебника «Музыка. 3класс» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т. С. Шмагина, М: «Просвещение» 2012г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253).
Цель курса:
-формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи курса:
-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
-воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству; художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
-развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 3класса семь разделов: «Россия-Родина моя», «День, полный событий», «О России петь-что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
Общая характеристика учебного курса
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Особенность построения курса состоит в том, что он охватывает широкое культурологическое пространство, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты слышания, видения конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Место учебного курса в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение курса музыки в
3 классе отводится время в объёме 34 часов, в неделю-1 час.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формирование культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий.
-формирование уважительного отношения к культуре других народов.
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.
-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладение навыками смыслового чтения «текстов» различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
-сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
-сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
ученик получит возможность:
- воспринимать музыку различных жанров;
-размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
-ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
-ценить отечественные народные музыкальные традиции;
-соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
-определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
-общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
-исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
ученик научится:
- развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
-понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
- накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
- развивать умения и навыка хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
- включаться в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных).
-оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание учебного курса
1.Россия-Родина моя (5ч).
Познакомить детей с песенностью музыки русских композиторов, лирическими образами в романсах и картинах русских композиторов и художников, с образами защитников Отечества в различных жанрах музыки.
2.День, полный событий (4ч).
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
3. О России петь-что стремиться в храм (4ч).
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Вербное воскресенье.
4.Гори, гори ясно, чтобы не погасло (5ч).
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей.
5. В музыкальном театре (6ч).
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Контраст. Мюзикл как жанр лёгкой музыки.
6.В концертном зале (6ч).
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Флейта, скрипка. Музыкальная форма.
7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (4ч).
Роль композитора, исполнителя слушателя в создании музыкальных произведений. Джаз-музыка 20века. Особенности ритма и мелодии. Музыка-источник вдохновения и радости.
Тематический план курса
№ | основные разделы | количество часов |
1 | «Россия-Родина моя» | 5 |
2 | «День, полный событий» | 4 |
3 | «О России петь - что стремиться в храм» | 4 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 5 |
5 | «В музыкальном театре» | 6 |
6 | «В концертном зале» | 6 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 4 |
Итого: | 34 | |
1 полугодие | 16 | |
2 полугодие | 18 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Программы к завершённой предметной линии учебников по музыке для 3 класса под редакцией Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2011г. |
Учебник, учебное пособие | Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: Учебник для учащихся 3 кл. М.: Просвещение, 2011г.
|
Рабочая тетрадь для обучающихся | Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка»: рабочая тетрадь 3 кл. М.: Просвещение, 2009г. |
Электронное приложение к УМК | Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».3 класс. (СD) |
Дидактический материал | |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | Олимпиадные задания «Музыка» для 1-4 классов, Волгоград: Учитель, 2011г. |
Методическое пособие с поурочными разработками | Пособие для учителя. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2011; |
Список используемой литературы | |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | ОМС (по темам курса), презентации, мультимедийные пособия, видеофильмы из коллекции классических произведений, авторские разработки педагога, электронные модули для интерактивной доски. |
Материально-техническое обеспечение | Компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, пианино, цифровая доска, видеомагнитофон. |
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, обучение с применением ИКТ.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
- Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
- Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля. Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского, проектного методов обучения.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, фронтальный опрос, кроссворды, викторины.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия, организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), видеофильмы, фонд учебных презентаций по музыке, интерактивных обучающих упражнений, электронных иллюстраций и др.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 3-х классов и специфики данного классного коллектива.
В 2015- 2016 учебном году на параллели 3 классов будут учиться более 100 обучающихся. Основная масса обучающихся 3 классов – это дети с высоким и средним уровнем способностей и высокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету на высоком уровне. Они отличаются высокой организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных заданий. Вместе с тем, в 3 классах обучаются дети с более низким уровнем способностей, невысокой мотивацией учения. Чтобы включить всех детей в работу на уроке, будут использованы разнообразные формы организации их деятельности.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Название раздела. Тема урока. | Количество часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности | Аудио-визуальный материал | Примечания | |
План | Факт | ||||||
1. | РОССИЯ-РОДИНА МОЯ. Мелодия-душа музыки. | 1 | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. | П.И.Чайковский «Симфония № 4» (2часть). | |||
2. | Природа и музыка (романс). Звучащие картины. | 1 | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. | Н.Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье», П.И.Чайковский «Благословляю вас, леса». | |||
3. | Виват, Россия! (кант) Наша слава-русская держава. | 1 | Знать песни о героических событиях истории Отечества. | «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский» (канты), «Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п.). | |||
4. | С.С.Прокофьев. Кантата "Александр Невский». | 1 | Знать песни о героических событиях истории Отечества. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений. | С.Прокофьев «Александр Невский». | |||
5. | М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». | 1 | Знать песни о героических событиях истории Отечества. | М.Глинка. Опера «Иван Сусанин». | |||
6. | ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ. Образы природы в музыке. | 1 | Находить общие интонации в музыке, живописи, поэзии. | П.И.Чайковский «Утренняя молитва», «Спи, дитя, моё, усни», Э.Григ «Утро». | |||
7. | Детские образы в музыке. | 1 | Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. | М.П.Мусоргский «Детская». | |||
8. | Портрет в музыке. | 1 | Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения. | С.Прокофьев «Петя и волк», «Болтунья». | |||
9. | Детские образы в музыке. | 1 | Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. | М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». | |||
10. | О РОССИИ ПЕТЬ-ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ. Образ матери в музыке, изобразительном искусстве. М.И.Глинка. | 1 | Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). | С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся!», Ф.Шуберт «Ave Maria». | |||
11. | Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!» | 1 | Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. | Тропарь Иконе Владимирской Божьей Матери, В.Гаврилин «Мама». | |||
12. | Святые земли Русской. Княгиня Ольга и князь Владимир. | 1 | Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. | Баллада о князе Владимире, величание князю Владимиру и княгине Ольге. | |||
13. | ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО. Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. | 1 | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. | «Былина о Добрыне Никитиче», былина о Садко и морском царе. | |||
14. | Певцы русской старины. | 1 | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. | М.Глинка «Руслан и Людмила», Н.Римский-Корсаков «Садко». | |||
15. | Сказочные образы в музыке. | 1 | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. | Н.Римский-Корсаков опера «Снегурочка». | |||
16. | Урок-концерт (исполнение песен). | 1 | |||||
17. | Народные традиции и обряды: прощание с Масленицей. Звучащие картины. | 1 | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. | Н.Римский-Корсаков «Снегурочка». | |||
18. | В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ. Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал. | 1 | Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. | М.И.Глинка «Руслан и Людмила». | |||
19. | Опера Н.А.Римского- Корсакова «Садко». «Океан-синее море». | Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. | Н.Римский-Корсаков «Садко». | ||||
20. | Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика». | 1 | Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения. | К.Глюк «Орфей и Эвридика». | |||
21. | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. | 1 | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. | Н.Римский-Корсаков «Снегурочка». | |||
22. | Опера «Снегурочка». В заповедном лесу. | 1 | Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. | Н.Римский-Корсаков «Снегурочка». | |||
23. | О РОССИИ ПЕТЬ-ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ. Образ праздника в искусстве. Вербное Воскресенье. | 1 | Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций». | А.Гречанинов, Р.Глиэр «Вербочки», «Осанна». | |||
24. | В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ. Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица». | 1 | Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. | П.И.Чайковский «Спящая красавица». | |||
25. | В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ. Музыкальное состязание (концерт). | 1 | Различать на слух старинную и современную музыку. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей. | П.И.Чайковский «Концерт №1» 3часть, песня-закличка «Веснянка». | |||
26. | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 1 | Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. | И.С.Бах «Шутка», С.Прокофьев «Тема Птички». | |||
27. | Музыкальные инструменты (скрипка). | 1 | Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. | П.И.Чайковский «Мелодия для скрипки с оркестром», Н.Паганини «Каприс» для скрипки соло. | |||
28. | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. | 1 | Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. | Э.Григ «Пер Гюнт». | |||
29. | Бетховен «Героическая» симфония. Финал. | 1 | Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов. Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. | Л.Бетховен симфония №3 «Героическая». | |||
30. | Мир Бетховена. | Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов. | Л.Бетховен «Лунная» соната», «К Элизе». | . | |||
31. | ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ. В современных ритмах. | 1 | Различать характерные черты языка современной музыки. | Р.Роджерс «Звуки музыки», А.Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад». | |||
32. | Чудо-музыка. Острый ритм джаза звуки. | Различать характерные черты языка современной музыки. | Дж. Гершвин «Порги и Бесс», Д.Кабалевский «Чудо-музыка». | ||||
33. | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. | 1 | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. | С.Прокофьев «Шествие солнца», Г.Свиридов «Снег идёт». | |||
34. | Певцы родной природы (Э.Григ и П.Чайковский). | 1 | Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи композиторов. | П.И.Чайковский «Мелодия для скрипки», Э.Григ «Утро». |
Лист корректировки рабочей программы
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 7 класс ФГОС по Критской Е.Д.
Программа содержит введение, пояснительную записку, структуру и т.д. + КТП с УУД....
Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС, авторы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская
В программе прописаны универсальные учебные действия....
Рабочая программа по музыке 5 класс. автор: Критская
Предоставленный метериал является рабочей программой, используемой во время проведения уроков...
Рабочая программа по музыке 5 класс .Сергеева,Критская
Рабочая программа разработана на основе учебника "Музыка" ред.Критская ,Сергеева...
Рабочая программа по музыке 6 класс .Сергеева,Критская
Рабочая программа разработана на основе учебника "Музыка" Критская,Сергеева...
Рабочая программа по музыке 7 класс .Сергеева,Критская
Рабочая программа разработана на основе учебника "Музыка" ред.Критская,Сергеева...
1 Рабочая программа по музыке 8 КЛАСС ФГОС. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева 2021-22 г
1 Рабочая программа по музыке 8 КЛАСС ФГОС. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева 2021-22 г...