Рабочая программа по музыке 5 класс ФГОС, авторы Г.П. Сергеева, Е.Д.Критская
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
В программе прописаны универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_5_klass.docx | 102.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ильичевская СОШ»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол от «____» _____________ 2014 г. № _________ Руководитель ШМО Леонова Н. Б../ _____________/ | Согласовано: заместитель директора по УВР Ермолаева О.Н / «___» _________2014г | Утверждаю Директор МОУ Ильичевская СОШ Киримов В.Ю / «___» __________ 2014 г |
Программа по музыке
Предметная область: искусство
5 класс
Составитель: Колесникова Елена Ивановна
учитель музыки
1 категория
п. Ильичево
2014-2015год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 5-го класса разработана на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по музыке
- Основной образовательной программы
- Примерной программы музыке основного общего образования
- примерной программы общего образования и программы «Музыка 5-7 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011г.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год
- Примерного учебного плана 2010 года
- Учебного плана школы на 2014-2015 год
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям.
Учебно - методический комплект
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева «Музыка 5 класс»- Москва. Просвещение 2014год.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану 2010 года для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения музыки на этапе общего образования отводится 35 часов в год, из расчета 1ч в неделю,35 недель.
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской и зарубежной музыкальной культуры.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Цель программы – заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать культуру мышления и речи.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод междисциплинарных взаимодействий;
-метод проблемного обучения;
-метод сравнения (впервые).
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах;
Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с литературой («Сказка о царе Салтане», «Щелкунчик», «Былина о Садко», «Сказки тысячи и одна ночи», роман в стихах «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта» и другие произведения),
-изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска);
-историей (борьба русских княжеств с половцами, эпоха Возрождения, эпоха Просвещения, Смутное время в России в начале XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.);
-мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»);
-русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»);
-природоведением (времена года, различные состояния и явления природы),
-географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Структура курса:
Музыка и литература- 17 часов.
Музыка и изобразительное искусство- 18 часов.
Форма организации учебного процесса:
групповая, коллективная, индивидуальная.
Форма урока:
Урок-игра, урок-концерт, урок-беседа, урок-путешествие.
Виды контроля:
текущий, итоговый, тест, музыкальная викторина.
Результаты освоения учебного предмета «Музыка»
Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию.
По итогам освоения программы 5 класса ученик научится:
- понимать о взаимодействии между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством;
- размышлять о музыке, подборе музыкальных стихотворений, рисунков;
- определять главные отличительные особенности музыкальных жанров-песни, романса, хоровой музыки, оперы, балета, а также музыкально- изобразительных жанров;
- определять основные жанры народной и профессиональной музыки;
- определять на слух виды оркестров, инструментов;
- размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Получит возможность:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- выражать свои личные музыкальные впечатления в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях;
- определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
В слушательской деятельности получит возможность:
- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- дать вербальную или невербальную (в рисунке, в пластике и т.д.) характеристику прослушанного произведения, его образно-эмоционального содержания, средств музыкальной выразительности, их взаимосвязи, процесса развития музыкального образа и музыкальной драматургии данного произведения, его интонационных, жанровых и стилевых особенностей;
- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе.
Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке.
Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор —- поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различие выразительных средств разных видов искусства.
Воздействие музыки на человека, ее роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.
Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трехчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и формы.
Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX— XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).
Музыка в современном мире: традиции и инновации.
Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.
Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., ее стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.
Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, а сареllа. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.
Календарно-тематическое планирование 5 класс
Тема года: “Музыка и другие виды искусства»
Тема первого полугодия «Музыка и литература» (17 часов)
1 четверть
№ | Тема урока Форма урока | Элемент содержания | Решаемые проблемы | Предметные результаты | Планируемый результат | Дата | ||||
Ууд(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные). | коррекция | факт | ||||||||
1 | Что роднит музыку с литературой. Урок -путешествие | Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.
| Интонационное родство музыки и литературы | Развитие общих музыкальных способностей, образного и ассоциативного мышления, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа; | П.: представление об общности жанров музыки и литературы, сходстве их выразительных средств; Р.: умение определять цель (выявление многосторонних связей музыки и литературы); планирование собственных действий (при чтении стихов и исполнении мелодии); К.: передача собственных впечатлений о музыке, стихотворном тексте в устной речи; взаимодействие в коллективе процессе исполнения песен; И.: поиск информации в сети Интернет о литературных произведениях, со страниц которых «звучит» музыка. Л.: Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой в процессе освоения музыкальной культуры России, мира. | 3.09 5а 5.09 5б | ||||
2 | Вокальная музыка. Россия, нет слова красивей… Комбинированный урок. | Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанры вокальной музыки – песня.
| Как в созвучии лирического размышления писателя, художника и композитора раскрывается образ Отчизны Песня, романс. | Образное и ассоциативное мышление; воспитание эстетического отношения к миру; развитие творческих способностей связанных с литературой. | П.: представление о языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства. Р.: планирование собственных действий (при чтении стихов и исполнении мелодии); оценка воздействия музыки и стилей на собственное отношение к ней. К.: передача собственных впечатлений о прослушанной музыке, литературных строках; взаимодействие в коллективе процессе исполнения песен. И.: поиск информации в сети Интернет о литературных произведениях. Л.: Активизация своего слухового опыта на знакомые произведения; выявление ассоциативных связей музыки с литературой в процессе освоения музыкальной культуры России. | 10.09 5а 12.09 5б | ||||
3 | Русские народные песни. «Песня русская в березах, песня русская в хлебах». Урок-концерт | Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни). Народная песня, ее жанры и особенности. Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма Русские народные песни:
| Жанры русских народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, протяжные, хороводные. | Расширение музыкального и общего культурного кругозора; | П.: устойчивое представление о содержании, стиле народной музыки, закрепление понятий и музыкальных терминов. Р.: умение определять стили музыки своего народа, планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки. К.: инициирование взаимодействия в коллективе, группе. И.: расширение источников информации электронные энциклопедии, поиск и формирование фонотеки.воспитание музыкального слуха, устойчивого интереса к народному музыкальному наследию. Л: Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой в процессе освоения музыкальной культуры России, мира | 17.09 5а 19.09 5б | ||||
4 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Стучит, гремит Кикимора…» Комбинированный урок | Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественнаясамоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.
| Как звуки музыки помогли создать образ музыкального сказа? Народное сказание, симфоническая миниатюра. | Эмоционально – ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа литературного образа; воспитание музыкального слуха, устойчивого интереса к классическому музыкальному наследию. | П.: представление об общности жанров музыки и литературы, сходстве их выразительных средств. Р.: прогнозирование результатов художественно – музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой; оценка воздействия музыки на собственное отношение к ней. К.: передача собственных мнений о музыке и литературе. И.: формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора и обработки информации Л.: Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой в процессе восприятия музыки | 24.09 5а 26.09 5б | ||||
5 | Фольклор в музыке русских композиторов. «Что за прелесть эти сказки» Урок обобщения и систематизации знаний. | Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.
| Как русскому композитору удалось передать в музыке восточный колорит? Программная музыка, симфоническая сюита. | Развитие образного и ассоциативного мышления, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа литературного и музыкального образа | П.: устойчивое представление о форме музыкального произведения; усвоение музыкальных терминов и понятий. Р.: умение определять цель (выявление многосторонних связей музыки и литературы); планирование собственных действий (при слушании музыкальных произведений) К.: совершенствование учебных действий с музыкальной и литературной информацией; взаимодействие в коллективе в процессе исполнения песни. И.: обработка информации в сети Интернет. Л.: Осмысление взаимодействия музыки и литературы как средства расширения представления о содержании музыкальных образов. | 1.10 5а 3.10 5б | ||||
6 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. «Мелодией одной звучат печаль и радость…», «Песнь моя летит с мольбою» Урок закрепления нового материала. | Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
| Вокализ, песня без слов, баркарола, романс. | Эмоционально – ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа литературного образа; воспитание музыкального слуха, устойчивого интереса к классическому музыкальному наследию. | П.: устойчивое представление о содержании, языке музыкальных произведений различных жанров. Р.: постановка цели в постановке исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров. К.: передача собственных впечатлений о музыке в устной речи, взаимодействие в коллективе в процессе исполнения песни. И.: расширение источников информации необходимой для закрепления знаний «развивающие викторины» Л.: Взгляд на природу со стороны композитора; активизация своего слухового опыта на знакомые произведения; сопереживание чувств других людей. | 8.10 5а 10.10 5б | ||||
7 | Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.
| Живительный родник творчества. Интерпретация, обработка, трактовка. | Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством. | П.: представление о языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки. Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействии с другими видами искусства. К.: передача собственных впечатлений о музыке; взаимодействие в коллективе процессе исполнения песен. И.: поиск информации в сети Интернет о художественных произведениях, с полотен которых «звучит» музыка. Л.: Понимание жизненного содержания музыки; отражение народной песни в русской профессиональной музыке; связь между композиторским и народным музыкальным искусством. | 15.10 5а 17.10 5б | ||||
8 | Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перезвоны» Урок-беседа | Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
| Музыка как повествование о жизненном пути человека. Симфония, программная симфония, симфония - действо | Развитие образного и ассоциативного мышления: Знание о значение колокольного звона в жизни человека; умение выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи | П.: представление о профессиональной музыке в ее связях с другими видами искусства. Р.: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, импровизации, игре на инструментах) К.: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме. И.: использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Л.: Понимание музыки в жизни людей, значение колокольного звона в жизни человека; уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи | 22.10 5а 24.10 5б | ||||
9 | Всю жизнь мою несу Родину в душе… «Скажи, откуда ты приходишь, красота?» Тест по темам четверти. | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. | Скажи, откуда ты приходишь, красота? Кантата, струнные инструменты, челеста, флейта. | Эмоционально – ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа литературного образа; воспитание музыкального слуха, устойчивого интереса к классическому музыкальному искусству. | П.: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе размышления о музыке. Р.:умение определять цель (выявление многосторонних связей музыки и литературы); планирование собственных действий (при исполнении мелодии). К.: совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и литературной информацией. И.:собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений с помощью сети Интернет. Л.: Взгляд на природу со стороны композитора; активизация своего слухового опыта на знакомые произведения; сопереживание чувств других людей. | 29.10 5а 31.10 5б | ||||
2 четверть | ||||||||||
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Комбинированный урок. | Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. | Почему творчество Г.Свиридова часто сравнивают с песней? Мастер, хор, оркестр. | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского композитора Г. В. Свиридова | П.: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения Р.:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров. К.: совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и литературной информацией. И.: использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Л.: Знать: что благодаря музыке | 12.11 5а 14.11 5б | ||||
11 | «Гармонии задумчивый поэт» Урок- беседа | Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
«Вальс №7» Ф.Шопен | Гармонии задумчивый поэт. Лирическое стихотворение, жанры фортепианной музыки. | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве польского композитора Ф. Шопена | П.: представление о профессиональной музыке в ее связях с другими видами искусства. Р.:владение умением целеполагания в постановке исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров. К.: передача собственных впечатлений о музыке в устной форме. И.: использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Л.: Активизация своего слухового опыта на знакомые произведения; Осознанное отношение к поставленной проблеме: основные события | 17.11 5а 21.11 5б | ||||
12 | «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» Урок- беседа | Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. | «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» Серенада для струнного оркестра, реквием, контраст, интонация. | Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве австрийского композитора В.А. Моцарта | П.: представление о профессиональной музыке в ее связях с другими видами искусства. Р.:опираться на имеющийся жизненный музыкальный опыт в процессе знакомства с новым музыкальным произведением. К.: передача собственных впечатлений о музыке, литературном произведении в устной и письменной форме. И.: использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Л.: Активизация своего слухового опыта на знакомые произведения; Осознанное отношение к поставленной проблеме: основные события | 19.11 5а 28.11 5б | ||||
13 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Урок -путешествие | Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет. Садко.
| Синтез музыки, драматического действия и изобразительного искусства в опере. Опера, либретто, ария, речитатив. | Развитие образного и ассоциативного мышления: знание историю развития | П.: устойчивое представление о содержании, форме оперы, усвоение словаря терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке. Р.: умение определять цель (выявление многосторонних связей музыки и литературы); планирование собственных действий (при чтении нотной записи). К.: передача собственных впечатлений о музыке, стихотворном тексте в устной речи; взаимодействие в коллективе в процессе исполнения песен; И.: поиск информации в сети Интернет о литературных произведениях, со страниц которых «звучит» музыка. Л.: Активизация своего слухового опыта на знакомые произведения; сопереживание чувств других людей. | 3.12 5а 5.12 5б | ||||
14 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Урок -путешествие | Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.
| Как музыка создает образ танца? Балет, сказка, балетная мозаика, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца. | Умение анализировать | П.: представление об общности жанров музыки и литературы, сходстве их выразительных средств. Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, участие в художественной деятельности. К.: передача впечатлений о музыке в устной и письменной речи. И.: поиск информации в сети Интернет о литературных произведениях, со страниц которых «звучит» музыка. Л.: Активизация своего слухового опыта на знакомые произведения. Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой в процессе освоения музыкальной культуры балета. | 10.12 5а 12.12 5б | ||||
15 | Музыка в театре, кино, на телевидении. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.
| Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении. | Умение анализировать | П.: представление об общности жанров музыки и литературы, сходстве их выразительных средств. Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, участие в художественной деятельности. К.: передача впечатлений о музыке в устной и письменной речи. И.: поиск информации в сети Интернет о литературных произведениях, со страниц которых «звучит» музыка. Л.: Активизация своего слухового опыта на знакомые произведения. Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой в процессе освоения музыкальной культуры. | 19.12 5а 24.12 5б | ||||
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Урок -путешествие Тест | Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.
| Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Мюзикл, театр, действие, образ танца. | История возникновения мюзикла; отличительные черты мюзикл от оперы, умение называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов. | П.: применение полученных знаний о музыке, музыкантах, композиторах на уроке. Р.: прогнозирование результатов художественно – музыкальной деятельности при выявлении связей с литературой, театром, кино. К.: интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, театрализации музыкальных образов. И.: расширение источников знаний с помощью электронных энциклопедий, сети Интернет. Л.: Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой; сопереживание чувств других людей. | 17.12 5а 26.12 5б | ||||
17 | Мир композитора. Урок -игра Музыкальная викторина. | Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства. | Музыкальная викторина «Угадай мелодию». | Развитие общих музыкальных способностей, образного и ассоциативного мышления, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе обобщения накопленного материала. | П.: применение полученных знаний о музыке, музыкантах, жанрах, других видах искусства в игре «Угадай мелодию» Р.: участие в музыкальной игре. К.:коммуникативные действия в процессе восприятия музыкальных фрагментов. Л.: Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примерах творчества русских и зарубежных композиторов. | 14.01а 16.01б | ||||
Тема второго полугодия: “Музыка и изобразительное искусство (18 часов) | ||||||||||
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.
| Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства Портрет, пейзаж, батальное полотно, орнамент, гравюра, рисунок, колорит, композиция | Образное и ассоциативное мышление: вслушиваться в музыку, мысленно представлять зрительный (живописный) образ, всматриваться в произведение изобразительного искусства, услышать ту или иную музыку | П.: представление об общности жанров музыки и изобразительного искусства, сходстве их выразительных средств; Р.: умение определять цель (выявление многосторонних связей музыки и изобразительного искусства); планирование собственных действий (при рассматривании картин и исполнении мелодии); К.: передача собственных впечатлений о музыке, с помощью цвета; взаимодействие в коллективе процессе исполнения песен; И.: поиск информации в сети Интернет о художественных произведениях, со страниц которых «звучит» музыка. Л.: Расширение культурно – информационного пространства, включение ассоциативных представлений от прослушанной или увиденной музыки. | 21.01а 23.01б | ||||
19 | Небесное и земное в звуках и красках. Комбинированный урок. | Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.
«Ave Maria» Ф. Шуберт | «Любить, молиться, петь. Святое назначенье…» Песенность, знаменный распев, песнопение, унисон, пение а капелла, солист, хор, орган. | Расширение музыкального и общего культурного кругозора; размышлять, в чем выражается общность языка различных видов искусства. | П.: понимать и выделять интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. Р.: осмысливать свою деятельность в процессе восприятия, исполнения музыкальных сочинений разных жанров. К.: передача собственных впечатлений о музыке, искусстве в устной и письменной речи И: осмысление роли информационно- коммуникационных технологий в жизни школьника. Л.: Уважительное отношение к иному мнению, мнению композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства | 28.01а 30.01б | ||||
20 | Звать через прошлое к настоящему. Урок закрепления нового материала | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст) Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
хор «Вставайте, люди русские» | Как исторические события и судьбы защитников Родины отражены в музыкальных и художественных образах. Кантата, триптих, трехчастная форма, контраст, набат, хор: тенор, бас, сопрано, альт | Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах; развитие музыкальных способностей (определять на слух | П.: представление об общности жанров музыки и искусства, сходстве их выразительных средств. Р.: нахождение ассоциативных связей между художественными образами музыки и изобразительного искусства. К.: совершенствование своих действий в ходе работы с музыкальной и художественной информацией. И.:поиск информации в сети Интернет о художественных произведениях, видеотеки по теме урока. Л.: Чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России; знание подвигов своего народа, своего края. | 4.02а 6.02б | ||||
21 | Звать через прошлое к настоящему. Урок закрепления нового материала | Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
«Въезд Александра во Псков» | Выразительность, изобразительность, контраст, песня – плач, меццо - сопрано | Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах; развитие музыкальных способностей (определять на слух | П.: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки; устойчивое представление о содержании и форме музыкального произведения. Р.: нахождение ассоциативных связей и наблюдение за и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм, жанров. К.: распознавать художественный смысл различных форм построения м И.:поиск информации в сети Интернет о художественных произведениях, видеотеки по теме урока. Л.: Расширение культурно – информационного пространства, включение ассоциативных представлений от прослушанной или увиденной музыки. | 11.02а 13.02б | ||||
22 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Урок обобщения и систематизации знаний. | Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. | Как природа вдохновляет художников, поэтов, музыкантов на создание произведения искусства? Мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок. | Выявления общих и выразительных возможностей музыки и живописи; анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | П.: представление о профессиональной музыке в ее связях с другими видами искусства.Р.:Постановка цели в постановке исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров. К.: планирование собственных действий (при восприятии музыки и исполнении). И.: использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Л.: Общность музыки и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку? | 18.02а 20.01б | ||||
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка. Продолжение темы | Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок
«Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт. | Зримые образы музыки С. Рахманинова и Ф.Шуберта Квинтет, выразительность, прелюдия. | Выявления общих и выразительных возможностей музыки и живописи; анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад | П.: поиск и выделение необходимой информации об особенностях музыкального языка композитора. Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, исполнения музыки. К.: самооценка собственных действий в процессе восприятия музыки, исполнения её. И.: расширение источников информации (электронные приложения, Интернет) Л.: Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов. | 25.02а 27.02б | ||||
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Комбинированный урок | Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. | Почему в основе профессиональной музыки лежат народные истоки? Мелодия, гармония, контраст, повтор, сюита, фреска, орнамент, арфа, оркестр | Знания места и значения колокольных звонов в жизни человека. Умение проводить интонационно-образный анализ музыки. | П.: устойчивое представление о содержании, языке музыкальных произведений различных жанров. Р.: понимать и осмысливать свою деятельность в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров. К.: передача собственных впечатлений о музыке в устной речи, взаимодействие в коллективе в процессе исполнения песни. И.: расширение источников информации необходимой для закрепления знаний «развивающие викторины» Л.: Определять взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, изобразительного искусства, театра, кино и др.) | 4.03а 6.03б | ||||
25 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Урок обобщения и систематизации знаний. | Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.
«Скрипка Паганини» В. Мигуля. | Скрипка как олицетворение эстетики звучания человеческого голоса. Натюрморт, скрипка соло, концерт, каприс, интерпретация. | Знание об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Умение сопоставлять скрипичную музыку с живописью; анализировать, сравнивать произведения. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов. | П.: владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, участие в художественной деятельности. К.: передача впечатлений о музыке в устной и письменной речи. И.: Поиск информации в сети Интернет о литературных произведениях, со страниц которых «звучит» музыка. Л.: Уважительное отношение к истории других народов, готовность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания в нем. | 1103а 13.03б | ||||
26 | Волшебная палочка дирижера. Контрольный урок. Тест. Музыкальная викторина | Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. «Музыкант» Б. Окуджава | Как мастерство дирижера может отразиться на исполнении симфонической музыки. Симфонический оркестр, дирижер, группы музыкантов. | Применения полученных знаний в области терминологии: оркестр, дирижер; состав групп инструментов оркестра, виды оркестров; уметь называть имена | П.: усвоение словаря терминов и понятий в процессе работы. Р.: участие в художественной и проектно – исследовательской деятельности, осмысленность и обобщенность учебных действий. К.: совершенствование учебных действий самостоятельной работы с художественной и музыкальной информацией. И.: обработка и преобразования художественной информации. Л.: Проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 18.03а 20.03б | ||||
27 | Образы борьбы и победы в искусстве. Комбинированный урок. | Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. | Симфония №5 как целая жизнь композитора, полная борьбы. Эскиз, этюд, набросок, зарисовка. | Умение: делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй); проводить интонационно-образный анализ музыки. | П.: усвоение словаря терминов и понятий в процессе работы. Р.: участие в художественной и проектно – исследовательской деятельности, осмысленность и обобщенность учебных действий. К.: совершенствование учебных действий с художественной информацией. И.: обработка и преобразования художественной информации. Л.: Проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. | 1.04а 3.04б | ||||
4 четверть | ||||||||||
28 | Застывшая музыка. Урок -беседа | Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов | Почему архитектуру называют застывшей музыкой? Органная музыка, хор а капелла. | Образное и ассоциативное мышление; воспитание эстетического отношения к миру; развитие творческих способностей связанных с искусством.Расширение музыкального и общего культурного кругозора. | П. представление о языке музыкальных произведений различных жанров, выделять общие признаки музыки в ее связях с другими видами искусства. Р. планирование собственных действий (при рассмотрении иллюстраций на страницах учебника); оценка воздействия музыки и стилей на собственное отношение к ней. К.: передача собственных впечатлений о прослушанной музыке, художественных полотнах. И.: поиск информации в сети Интернет о музыкальных церковных произведениях. Л.: Активизация своего слухового опыта на знакомые произведения; выявление ассоциативных связей музыки с литературой в процессе освоения музыкальной культуры России. | 8.04а 11.04б | ||||
29 | Полифония в музыке и живописи. Урок обобщения и систематизации знаний. | Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
М.К. Чюрленис. Фуга. | В музыке Баха слышатся мелодии космоса… Духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга. | Сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально – творческую деятельность (слушание музыки) Овладение основами музыкальной грамотности: способность воспринимать музыку со специальной терминологией. | П.: размышление о музыке, применение полученных знаний о музыке и композиторе; устойчивое представление о содержании и форме музыкального произведения. Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия; прогнозирование результата музыкальной деятельности, развернутость анализа музыкального сочинения К.: передача собственных впечатлений о музыке, о других видах искусства, совершенствование учебных действий с художественной информацией. И.: расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимосвязи музыки с другими видами искусства; расширение источников информации Л.: Уважительное отношение к иному мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. Взгляд на мир со стороны композитора. Этические чувства доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости. | 15.04а 17.04б | ||||
30 | Музыка на мольберте. Комбинированный урок | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море». | Живописность музыки и музыкальность картин в творчестве литовского композитора и художника. Композиция, форма, музыкальная живопись, цветовая гамма, звуковая палитра. | Осмысление что роднит музыку и изобразительное искусство? Умение выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства. | П.: представление о содержании, форме музыкальных произведений различных композиторов. Р.: воплощать художественно-образное содержание музыки и произведений изобразительного искусства в драматизации, пластическом движении. К.:совершенствование учебных действий с музыкальной и художественной информацией. И.: поиск информации в сети Интернет о художественных и музыкальных произведениях, со страниц которых «звучит» музыка. Л.: Понимание социальных функций музыки, изобразительного искусства и литературы в творчестве художника и композитора М. К. Чюрлениса. | 22.04а 24.04б | ||||
31 | Импрессионизм в музыке и живописи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.
«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков | Влияние импрессионизма на создание музыкальных и художественных образов. Импрессионизм живописная музыка, джазовые ритмы, интерпретация. | Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи. | П.: усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования. Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства. К.: передача собственных впечатлений о музыке и других видах искусства, совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и художественной информацией. И.: Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Л.: Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального слуха, устойчивого интереса к классическому музыкальному наследию. | 29.04а 8.05б | ||||
32 | О подвигах, о доблести и славе... Комбинированный урок. | Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические. Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений. Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:
«Реквием» стихи Р. Рождественского. | Реквием как память павших за Родину. Реквием, графика. | Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах; образное и ассоциативное мышление; воспитание эстетического отношения к миру. | П.: представление об общности жанров музыки и искусства, сходстве их выразительных средств. Р.: нахождение ассоциативных связей между художественными образами музыки и изобразительного искусства. К.: совершенствование своих действий в ходе работы с музыкальной и художественной информацией. И.:поиск информации в сети Интернет о художественных произведениях, видеотеки по теме урока. Л.: Чувство гордости за свою Родину, русский народ и историю России; знание подвигов своего народа, своего края. | 6.05а 13.05б(за 1 мая) | ||||
33 | В каждой мимолетности вижу я миры… Комбинированный урок. | Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В.Гартмана. | Взаимопроникновение музыки и изобразительного искусства. Фортепианная миниатюра, язык искусства. | Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества. | П.: представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений, связь музыки с другими видами искусства. Р.: использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений. К.: анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. И.: осуществлять поиск музыкальной информации в сети Интернет. Л.: Понимание жизненного содержания музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой; изобразительным искусством, сопереживание чувств других людей. | 13.05а 15.05б | ||||
34 | Мир композитора. С веком наравне. Урок –игра «Музыкальная викторина» | Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей. | Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. | Развитие общих музыкальных способностей, образного и ассоциативного мышления, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе обобщения накопленного материала. | П.: применение полученных знаний о музыке, музыкантах, жанрах, о других видах искусства в процессе самообразования Р.: участие в проектно – исследовательской деятельности. К.: защита исследовательских проектов. И.: использование информации в исследовательском проекте, умение применять ИКТ как инструмент сбора, поиска и обработки информации. Л.: осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов. | 20.05а 22.05б | ||||
35 | Заключительный урок – обобщение. Урок -концерт | Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. | Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всем её многообразии. Искусство. | Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. | П.: применение полученных знаний о музыке, музыкантах, жанрах, о других видах искусства в процессе творческой деятельности. Р.: оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней. К.: Интерпретация и самооценка собственных коммуникативных действий в процессе исполнения, театрализации музыкальных образов. Л.: Использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира в творческой деятельности. | 27.05а 29.05б |
Особенности современного урока музыки
Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках федеральных государственных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.
В основной школе изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
- развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения.
Основным нововведением стандартов второго поколения является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуется такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
В широком смысле термин УУД обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаково-символические действия.
Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества. Именно это составляет сущность регулятивных действий по музыке.
Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Более детальное описание универсальных учебных действий по музыке осуществлено Сергеевой Г.П., Критской Е.Д:
5-ый класс
Личностные УУД
- понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
- осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
- понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах;
- использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.
Познавательные УУД
- устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;
- усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности;
- применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.
Регулятивные УУД
- владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира;
- планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности;
- прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино;
- осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, о других видах искусства, музицирования, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности;
- оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).
Коммуникативные УУД
- передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи;
- совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
- знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов;
- самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализаций, драматизаций музыкальных образов.
Информационные УУД
- осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека;
- формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
- расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства, полученных на уроках;
- использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
- обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки;
- расширения с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использования информации в проектно-исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа по музыке по ФГОС. 3 класс.
Рабочая программа по музыке по ФГОС с тематическим планированием. 3 класс....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по музыке по ФГОС, 5 класс
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак ( М.: Дрофа, 2012)...
Рабочая программа "Музыка" для 5 класса по авторам Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критской 2019 год
Программа по музыке для 5 класса по авторам Г.П. Сергеевой и Е.Д Критской 2019 год. Программа составлена в соответсвии с Федеральными законами, тематичекое планирование составлена по учебнику "Му...