Открытый урок в 4 классе по теме: "Петрушка - балет Игоря Стравинского"
план-конспект урока по музыке по теме

Гаврилюк Ирина Владимировна
  1. Организационный момент—приветствие.
  2. Основной этап урока ( цитата И. Шмелёва, краткая беседа о празднике Масленица, иллюстрация картины Б. Кустодиева, краткое знакомство с биографией И. Стравинского)
  3. Слушание музыки ( фрагмент из балета «Петрушка»)
  4. Разбор музыкальных образов, знакомство с новым понятием «народно-бытовой стиль».
  5. Коллективное творчество (создание афиши)
  6. Пение
  7. Рефлексия (итог урока, повторение новых понятий, домашнее задание.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок в 4 классе18.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Гимназия №330 Невского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по музыке в 4 классе

Подготовила

Учитель музыки

Гаврилюк Ирина Владимировна

г. Санкт-Петербург 2015

Урок музыки в 4 классе

по программе «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной

Раздел: «В музыкальном театре»

Цель:

Знакомство с обычаями и традициями русского народа, с музыкальным фольклором (заклички), знакомство с шедеврами русского искусства.

Задачи урока:

обучающая

Видеть связь литературы, живописи и музыки, чувствовать влияние жизни на разные виды искусства.

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Умение оценивать произведения разных видов искусства.

Воспитательно-нравственная

Воспитание любви к родной культуре, воспитание национального самосознания и патриотизма

Воспитательно-музыкальная

Учить детей чувствовать музыкальность живописи и живописность музыки.

Развивающая

Развивать у детей внутренний слух и внутреннее зрение, развивать музыкальный вкус и эмоциональную отзывчивость.

Планируемы результаты:

Предметные

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной культуре России.

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека.

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, импровизации и т.д.)

Познакомить детей с новыми понятиями:либретто,сюита, народно-бытовой стиль.

Личностные

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач.

Развитие духовно-нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа.

Дидактическое обеспечение урока:  мультимедийная презентация.

Техническое обеспечение урока: ПК, экран и проектор, фортепиано, музыкальный центр, диск с музыкой И.Стравинского.

Методы: деятельностный подход.

Виды деятельности учащегося: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, творческое задание по теме урока.

Тип урока: урок-творчество.

 ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент—приветствие.
  2. Основной этап урока ( цитата И. Шмелёва, краткая беседа о празднике Масленица, иллюстрация картины Б. Кустодиева, краткое знакомство с биографией И. Стравинского)
  3. Слушание музыки ( фрагмент из балета «Петрушка»)
  4. Разбор музыкальных образов, знакомство с новым понятием «народно-бытовой стиль».
  5. Коллективное творчество (создание афиши)
  6. Пение
  7. Рефлексия (итог урока, повторение новых понятий, домашнее задание.)

Ход урока

Слайд 1

Учитель:

Масленица… Я и теперь чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны, пылающие печи, ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь ещё для меня жива яркая радость.

 Иван Шмелев

К теме русских праздников обращались в своем творчестве многие писатели, композиторы и художники.

Краткая беседа о картине Б. Кустодиева «Масленица».

Слайд 2

Краткий рассказ о жизни И. Стравинского

Слайд 3

История создания балета «Петрушка».

Слайд 4

Связь кукольного героя с народным праздником, понятие балагана, определение балета, характерные особенности этого жанра.

Слайд 5

Петрушка—главный герой уличных представлений, которые разыгрывались на Масленицу.

Слайд 6

Петрушка-кукла с лицом ,намалеванным посмешнее, в шапке с кистью, его руки и ноги набиты опилками, они болтаются, заворачиваясь внутрь и дергаются от собственной тяжести. Неуклюжий, он не прыгает, а только подпрыгивает, послушный невидимой нитке Фокусника…

Слайд 7

Действие балета «Петрушка»— это воплощение русской ярмарки с плясками, шарманщиком, балаганом. На фоне праздничного гуляния толпы разворачивается трагедия кукольного героя Петрушки, которого обманула ветреная балерина…

Вопрос к детям: Достаточно ли этих слов для понимания того, что происходит в балете? Нет.

Либретто—словесный (литературный) текст балета или оперы.

 «Либретто»-«книжечка» (итал.)

Либретто к балету «Петрушка» Стравинский написал сам.

Слайд 8

Слушание фрагмента «У Петрушки» и «Народные гулянья на Масленой»

Вопросы к детям:

Какой музыкальный образ Петрушки нарисовал Стравинский? (неуклюжий, угловатый, жалкий и т.д.)

Какими средствами музыкальной выразительности это достигается?

Мелодия—прерывистая, паузы ,пунктирный ритм и т.д.

Музыка народного гулянья написана в народно-бытовом стиле.

Стравинский использует мотивы двух русских народных песен «Вдоль по Питерской» и «Ах, вы сени».

Слайд 9

Творческое задание

Изготовление афиши к балету:

На столе лист ватмана, клей-карандаш и множество заготовок—нарисованные на листочках герои балета (Петрушка, Арап, Балерина), буквы названия, автора музыки, слова «Либретто» ,«композитор» и т.д.

Трудность состоит в том что тут же лежат картинки и заготовки к опере Римского-Корсакова «Сказка о Царе Салтане». Дети должны выбрать то, что нужно для изготовления афиши именно к балету «Петрушка». Дети приклеивают на лист подходящие вырезки.

Масленица — один из любимых праздников русского народа. Это праздник встречи весны. Издавна люди пели песни-заклички, которые помогали наступлению весны.

Исполнение песни-заклички «Жаворонушки» (из третьего класса)

Исполнение других выученных песен.

Слайд 10

Подведение итогов урока, повторение основных понятий.

Домашнее задание:

  1. используя интернет, найти определение сюиты и выписать его в тетрадь.
  2. Прочитать либретто балета «Петрушка».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация к уроку 7 класс "В музыкальном театре Балет"

Презентация "В музыкальном театре. Балет"...

Разработка открытого урока Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Открытый урок был проведен в рамках районного семинара 26.03.2019 г. Урок построен по технологии деятельностного метода, целью урока является сформировать представление у учащихся о балете, ...