Создание музыкальной среды, как условие развития творческих способностей ребенка в освоении поликультурного пространства города
статья по музыке на тему
Создавая музыкальную среду на уроках музыки, на факультативных занятиях, во время работы во внеурочное время (репетиции хора, олимпиады, конкурсы, концерты, музыкально-литературные вечера, фестивали и т.д.), задумываешься о стремительном ходе времени. Все меняется вокруг: мир, общество, люди, взгляды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_pioner_326_abyasova.doc | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГОУ средняя общеобразовательная школа № 326 Невского района Санкт-Петербурга
Абясова Наталия Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель музыки
Создание музыкальной среды, как условие развития творческих способностей ребенка в освоении поликультурного пространства города
Педагоги-музыканты, следуя разными путями, идут к одной цели - воспитание личности ребенка через эстетическую, нравственную и духовную силу музыкального искусства.
Создать благоприятную музыкальную среду - значит приобщить ребенка к высочайшим творениям музыкальных гениев, к музыке, несущей радость общения с нею; помочь познать себя и окружающий мир через музыкальное творчество.
Музыкальная среда складывается из занятий на уроках музыки в школе, в музыкальных кружках и факультативах, из участия в конкурсах и олимпиадах, в концертах и праздниках, проводимых Клубом любителей музыки школы, из занятий дома и в кружках образовательных учреждениях дополнительного образования, из посещений концертов и музыкальных театров, а также из всего многообразия музыки, окружающей ребенка во внеурочное время. Задача учителя заключается в том, чтобы создать именно благоприятную музыкальную среду, развивающую творческие способности.
По инициативе Комитета культуры день12 октября 2011 года объявлен «Днём П.И.Чайковского в Петербурге». Организован конкурс сочинений-эссе на тему «Когда я слушаю музыка П.И.Чайковского» для учащихся 7-8 классов. Ребята подошли к заданию творчески и ответственно. Несколько работ были отобраны на городской конкурс, но буквально все участники конкурса проявили талант и приложили усилия. Юный поэт - Лапочкина Валерия (8 б класс школы № 326), написала стихотворение после прослушивания «Патетической» симфонии №6 П.И.Чайковского.
Здесь мне открылось мироздание.
Здесь композитора стенание.
Улыбка, радость, боль и гнев.
И всё это идёт в распев.
Бессмертной музыки порыв,
То тих ручей, то грома взрыв,
То всех эмоций круговорот,
То безмятежного спокойства свод.
Звучит здесь скрипка, альт, виолончель,
Фагот, гобой и нежной флейты трель,
Чтобы воспроизвести творение одно,
Создать симфонию из ничего.
Творец, весь мир склонился пред тобой,
А ты ушёл, обрёл покой.
Но знай, душа твоя жива,
Она к нам с музыкой пришла…
Создавая музыкальную среду на уроках музыки, на факультативных занятиях, во время работы во внеурочное время (репетиции хора, олимпиады, конкурсы, концерты, музыкально-литературные вечера, фестивали и т.д.), задумываешься о стремительном ходе времени. Все меняется вокруг: мир, общество, люди, взгляды. Меняемся мы сами и наши ученики. Компьютерные технологии, телевидение, видеозаписи, диски, концерты рок и поп-музыкантов, создают новый тип слушателя. Трудно шагать в ногу со временем. Учитель должен чутко улавливать пульс времени, стараться не отстать от него. Сегодня на помощь учителю музыки приходят интерактивные технологии, мультимедийные разработки, компьютерные музыкальные развивающие и обучающие игры и программы.
Главными союзниками в вопросе создания благоприятной музыкальной среды должны стать родители. Помимо математики и иностранного языка, экономики и информатики важно сформировать отношение родителей к музыкальным занятиям. Достаточно сложно убедить взрослых, что не только компьютер и телевизор должен быть в доме, ребенку нужен музыкальный центр, справочная литература по музыке, а также посещения музыкальных концертов и спектаклей.
Перечень названий кружков и факультативов разнообразен. Учитель должен не только заявить об этом внеклассном занятии, но и составить пояснительную записку, тематический план на год, разработать содержание курса. Школа не имеет возможности открывать много кружков и факультативов, поэтому нужно хорошее обоснование и большая заинтересованность детей и родителей в музыкальных занятиях, а главное- эта работа должна быть ярко представлена.
В школе создан Клуб любителей музыки. Идея создания такого объединения пришла несколько лет назад. Учителю музыки всегда нужны союзники и помощники. Таковыми часто становятся учителя других предметов, имеющие музыкальное образование или просто любящие петь, ученики, занимающиеся в музыкальных школах, ученики старших классов, заинтересованные музыкой и редко - родители.
Клуб любителей музыки организован для детей и взрослых, проявляющих особый интерес к музыке, хоровому пению, игре на музыкальных инструментах. Организация направлена на развитие музыкально-эстетической деятельности учащихся во внеклассной работе, активизацию стремления учащихся к исполнительской деятельности, развитие эстетического вкуса и интереса, воспитание эмоционального отношения к музыке, понимание прекрасного, расширение и обогащение мира эстетических переживаний.
Хоровое пение, пожалуй, самый популярный вид деятельности. В школьном хоре могут петь все желающие. В нашей школе любят петь не только дети, но и учителя. Это очень помогает в работе учителя музыки. Поют все, от директора школы до первоклассников, а совместные посещения театров и концертов стали хорошей традицией школьного коллектива.
Участие в разнообразных конкурсах и концертах помогает поющим детям набраться опыта, оценить свои силы, улучшить свое умение чисто интонировать, выразительно петь, реализовать свой талант.
Ежегодно проходят олимпиады по музыке. Мы представляем команду учеников, которые защищают честь школы на районном, а потом на городском туре. Подготовка к олимпиаде - очень сложное дело.
Вот уже пятый год наша школа принимает участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по искусству «Артолимп» в номинации «Музыка». У нас есть призеры (Чмелевская Екатерина 7б класс) и победители (Старченко Сергей 6б класс).
Школьная музыкальная филармония научит понимать классическую музыку, лучше разбираться в жанрах и стилях, поможет узнать больше о музыкальных инструментах и услышать их звучание, приобщит к музыкальной культуре Санкт-Петербурга.
На факультативных занятиях по музыкальному Санкт –Петербургу учащиеся знакомятся с театрами, концертными залами, музыкальными музеями нашего города, подробно изучают творчество русских композиторов, учат песни о городе. В прошлом учебном году, в рамках программы школы-лаборатории, ученики 6б класса создали компьютерный проект «Звуки Невского района», который заинтересовал многих учителей музыки города на конференции в Музыкально-педагогическом колледже №3. В этом году намечена работа по исследованию музыкального наследия П.И.Чайковского, А.П.Бородина, К.Дебюсси, И.Ф.Стравинского и создание нового проекта «Концертный Петербург»
В программе факультатива «Музыкальный Петербург» проведение музыкальных салонов, литературно-музыкальных гостиных, творческие встречи с композиторами и исполнителями. Школа сотрудничает с детским композитором Дмитрием Воскресенским. Незабываемые минуты радости общения с веселой, современной музыкой получили ребята начальной школы в прошлом году. «Песенка обиженного крокодильчика», «День рождения бегемотика», «Почемучный возраст» и многие другие песни стали хитами в репертуаре младших школьников.
Яркое впечатление оставил концерт «По концертным залам Петербурга», подготовленный преподавателями и студентами Музыкально-педагогического колледжа №3. Так родилась идея нового исследовательского проекта «Концертный Петербург». Ребята 4-6 классов получили задание найти в городе некоторые интересные места, связанные с музыкой, сфотографировать здания, найти информацию об истории концертного зала, театра или музея. Следующий этап- посещение концертного зала или музея, а затем творческий отчет в виде презентации.
Подготовка и проведение школьных дискотек, изучение музыкальных вкусов и увлечений старшеклассников дает возможность заинтересованным ребятам реализовать себя в этой области музыки. Организация школьной вокально-инструментальной группы, обучение игре на синтезаторе, привлечение и выступление молодежных коллективов на школьных дискотеках также входит в программу клуба любителей музыки.
Ежегодно проходят конференции по искусству и культурологии. В конце прошлого года, на научно-практической конференции старшеклассников «Мир в зеркале культуры» в гимназии №330, две ученицы 8б класса (Матюшова В. и Игнатович А.) успешно выступили с исследовательской работой « Рэп – молодежная музыкальная культура ХХI века». Не менее интересно участие школы в музыкальных конкурсах районного и городского уровня: «Молодежь славит ветеранов», «Споемте, друзья», «Свирель поет», «Весенняя капель», «Семь веселых нот», «Невские голоса» и др.
Театрализованные представления очень популярны среди школьников. В музыкальном театре мы пробовали ставить оперу « Муха-цокотуха», «Двенадцать месяцев», были постановки на немецком языке.
В содружестве с ДДТ «Левобережный», ЦР Библиотекой им. Л.Соболева, КЦ «Троицкий», ДМШ им. Глазунова, МПК №3 рождаются новые проекты, конкурсы, викторины, обогащается музыкальный багаж школьников, закладываются кирпичики эстетического воспитания, осваивается поликультурное пространство города.
Таким образом, расширяются знания детей о городе, о его музыкальной истории и традициях, повышается заинтересованность в освоении предмета «Музыка», развиваются творческие способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьников.
Актуальность темы вытекает из противоречия между новыми требованиями общества к подготовке школьников: формирование новых качеств – инициативность, способность само...
Создание коммуникативной образовательной среды как условие развития одаренности детей
В условиях обновления содержания образования в рамках приоритетного проекта «Образование» и национальной инициативы «Наша новая школа» особое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и соц...
ИКТ в образовательном процессе, как условие развития творческих способностей.Компьютерные музыкальные программы.
Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных идеалов. Главное, что должен сделать педагог...
«Создание безбарьерной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
Основная задача сотрудничества специалистов по коррекции нарушений в развитии ребенка - помочь родителям осознать свою роль в процессе его развития, вооружить методами и приемами преодаления физически...
Создание образовательной среды как условия развития творческих способностей учащихся
В данной статье автор рассматривает вопрос о влиянии образовательной среды школы на успешное обучение и развитие творческих способностей личности учащихся. Образовательная среда является своеобразной ...
«Русский музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыкально-эстетического направления и во внеурочное время"
Возрождения народных традиций является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа. Рассмотрена сущность и жанровая специфика русского ...
«Развитие речи учащихся в поликультурном пространстве. Урок русского языка» (урок – знакомство со словарем В.И. Даля в 6 классе)
Аннотация: Предложен методический материал, демонстрирующий пример урока русского языка, составленного по методике В.Д. Шадрикова (методике оценки уровня квалификации педагогических работников). ...