Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьников.
статья по географии по теме
Актуальность темы вытекает из противоречия между новыми требованиями общества к подготовке школьников: формирование новых качеств – инициативность, способность самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, творчески мыслить и находить нестандартные решения, умело реагировать на разные жизненные ситуации, умение формулировать интересы и осознавать возможности, выбирать профессиональный путь, формирование умений к дальнейшему приобретению знаний и недостаточным уровнем подготовленности выпускников школы к реализации этих требований.
« Учить учиться»- так в двух словах можно сформулировать главную целевую установку современного урока. Учитель на таком уроке выступает как организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Как формировать у школьников умение учиться, т.е. умение учить самого себя; потребность в использовании различных источников информации? Как создать стимулирующую (активную образовательную) учебную среду?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirova.doc.doc | 108 КБ |
Предварительный просмотр:
Моделирование активной образовательной среды как условие развития личности школьников.
Дементьева И. Г., учитель географии
МБОУ «Кыринская средняя общеобразовательная школа»
"Мы приступаем к реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", - сказал Д.Медведев. - Сегодня я эту образовательную инициативу утвердил. Ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны".
Концепция модернизации Российского образования одним из приоритетов сегодняшней российской образовательной политики определяет обеспечение качества образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому в развитии личности школьников большая роль отводится созданию активной образовательной среды, в которой деятельность ученика носит самостоятельный характер - он планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне его, проектирует результат.
Актуальность темы вытекает из противоречия между новыми требованиями общества к подготовке школьников: формирование новых качеств – инициативность, способность самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, творчески мыслить и находить нестандартные решения, умело реагировать на разные жизненные ситуации, умение формулировать интересы и осознавать возможности, выбирать профессиональный путь, формирование умений к дальнейшему приобретению знаний и недостаточным уровнем подготовленности выпускников школы к реализации этих требований.
« Учить учиться»- так в двух словах можно сформулировать главную целевую установку современного урока. Учитель на таком уроке выступает как организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Как формировать у школьников умение учиться, т.е. умение учить самого себя; потребность в использовании различных источников информации? Как создать стимулирующую (активную образовательную) учебную среду?
Сумма знаний, которые может дать школа, всегда ограничена. В период НТР приобретенные знания быстро устаревают и, большая часть этих знаний теряется, поэтому человеку приходится непрерывно пополнять их путем самообразования. Школьная реформа призвана обеспечить окончательный переход от школы лишь усвоения знаний, ориентированной непосредственно на формирование некоторых знаний , умений и навыков , к школе жизни, школе мысли, школе активного социального действия, раскрытие детям личностного смысла самого учения , развитие адекватного отношения детей к учению , его мотивации, формирование личности в целом.
Как в отечественной дидактической литературе, так и в зарубежных странах в самом общем виде принято выделять два основных стиля обучения:
традиционный (формальный)
прогрессивный ('неформальный, поисковый). По данным психологов, при традиционном обучении учащийся обычно задействует 10-15 % своего мозгового потенциала. В результате происходит не развитие, а наоборот консервация способностей на достигнутом уровне, т. к. основной мотив- престижный, на оценку - получил «5» и «успокоился». Основной мотив прогрессивного стиля - учебно-познавательный, который в отличие от престижного «бескорыстен», т. к. ориентирован не на отметку, а в основном на процесс познания. Он «не насыщаем» (прочитав, к примеру, одну книгу об исследователях-географах, ученик находит и читает следующую). Весьма важно, что этот мотив вызывает положительные эмоции, которые субъективно переживаются как радость познания.
« Учить учиться»- так в двух словах можно сформулировать главную целевую установку современного урока. Учитель на таком уроке выступает как организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Как формировать у школьников умение учиться, т.е. умение учить самого себя; потребность в использовании различных источников информации? Как создать стимулирующую (активную образовательную) учебную среду?
Осуществлять это можно на основе современных педагогических технологий. Для совершенствования приемов воздействия на учащихся мною внедряется в учебный процесс технология развивающего обучения Д.В. Эльконина - В.В. Давыдова.
На основе анализа публикаций ученых и учителей можно представить психолого-педагогическое обоснование развивающего обучения:
1) на уроках создается психологический комфорт с помощью следующих основных условий - уважительного отношения, справедливого отношения учителя к результатам работы учащихся, помощи со стороны учителя учащимся в учебной деятельности, обеспечения выбора учащимися уровня усвоения материала, практической направленности творческой деятельности ;
2) творческие задания составляют основу учебной деятельности учащихся с первого до последнего урока по теме;
3) в процессе образования учащиеся осваивают методы научной творческой деятельности;
4) усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности - общенаучные , общепредметные, и тематические понятия;
5) теоретические закономерности не предлагаются учащимся в готовом виде, как это происходит при информационно- репродуктивном обучении, а формулируются через существенные признаки в процессе анализа и систематизации научной информации, решения проблем, проведения исследований и экспертиз, проектной и прогностической деятельности самостоятельно или с помощью учителя;
6) для выполнения творческих заданий и работ необходимо составление алгоритмов, и как утверждают психологи, эта деятельность требует мыслительных усилий , обсуждения , поэтому на уроках развивающего обучения;
7) учебная деятельность на первом этапе осуществляется в групповой форме, затем через парную работу, постепенно переходит в индивидуальную форму работы, в рамках которых можно организовать общение и сотрудничество.
Соответственно речь является не только средством развития мышления, но и важнейшим условием успешности учебной деятельности. Обсуждая алгоритм, процесс выполнения задания и получаемые ответы, учащиеся предельно эффективно развиваются, формируется не только их учебная , но и социальная самостоятельность . На таких уроках длинные монологи учителя просто не нужны, он выступает как руководитель, консультант и оппонент, т.е. он создает условия для возникновения деятельности. И наконец,
8) учебная деятельность включает контроль и анализ результатов выполнения заданий на эмоциональном, информационном, теоретическом уровнях.
А что же память? Память в развивающем обучении формируется непроизвольно. Ежеурочная работа с теоретическими понятиями, анализ и преобразование их существенных признаков приводит к тому, что определения основных теоретических понятий учащиеся запоминают без особых усилий, при этом они способны не только воспроизводить формулировки, но и анализировать, и преобразовывать их.
Эта теория, на мой взгляд, позволяет рассмотреть процесс обучения географии с новых точек зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
В основе развивающего обучения (РО) лежит деятельностный подход . Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность, и вне деятельности нет личности».
Любая деятельность человека имеет определённую цель. Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся – развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, подготовить учащихся к умению самостоятельно пополнять знания, воплощать в жизнь научно-технические решения, дать высшим учебным заведениям хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.
Требование активизации процесса обучения в целях развития самостоятельности мышления учащихся ставит перед учителями проблему отбора содержания, обеспечивающие связь обучения с жизнью при раскрытии программных понятий и, поиск методов и приемов, предусматривающих опыт осуществления способов деятельности (т.е. умения и навыки, опыт творческой деятельности).
В самостоятельной УД выделяют пять основных компонентов: учебно -познавательные мотивы как осознание «для чего я должен изучать географию»; определение учебных задач (УЗ), т.е. действие целеполагания - «что я должен сделать?». Далее выделяется выбор средств и методов, а также планирования решения (« как и в какой последовательности я должен решить задачу»). После этого следует решение УЗ и действие самооценки («все и правильно ли я сделал?»).
Согласно выделенных компонентов, изучение темы урока или раздела учебной программы, согласно теории развивающего обучения, должно состоять из трех основных этапов: -мотивационного -ориентировочного; -операционно-познавательного и -рефлексивно-оценочного.
Процесс обучения может состояться только при наличии всех этих элементов, при отсутствии даже одного из них он распадается. Таким образом, планируя учебный процесс, учитель должен для каждой темы и урока четко вычленить реальные и доступные цели обучения, на базе которых будут реализовываться развивающие возможности урока. Они должны отражать конечный результат работы учителя и ученика, определять отбор основного и второстепенного учебного материала, средств обучения, методов и методических приемов, структуру урока.
Данная технология используется мною при проведении разных типов уроков, в т.ч. нетрадиционных. (Классификация уроков Щенева В.А.)
Типы уроков по дидактической цели | |||||
Формы проведения уроков | Уроки формирования новых знаний | Уроки обучения умениям и навыкам | Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений | Уроки проверки и учета знаний и умений | Комбинирован ные уроки |
Уроки лекционной формы, уроки-экспедиции (путешествия), уроки-исследования, уроки-инсценировки, учебные конференции (пресс-конференции), интегрированные | Практикумы практических работ, сочинения, уроки-диалоги, уроки с ролевой и деловой игрой | Семинары внеклассного чтения, повторительно-обобщающие диспуты, игровые: КВН, "Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Счастливый случай". Интегрированные театрализованные (урок-суд), уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. | Зачетные, викторины, конкурсы, смотр знаний, защита творческих работ, проектов, творческие отчеты |
Формы и методы активизации процесса обучения.
Для развития мышления очень удобна учебная модель: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РАЗМЫШЛЕНИЕ. Это технология развития критического мышления (ТРКМ). Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.). Эти навыки и умения станут прочной базой для успешного освоения приёмов работы с информацией. Данная технология тесно переплетается с проектной технологией- личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, вобравший в себя проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, совместную развивающую деятельность учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата.
Цель использования технологии: создание предпосылок для личной заинтересованности ученика в изучении темы, активного вовлечения учащихся в процесс поиска информации, осмысления ее, актуализации знаний, создание атмосферы сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам.
Проект «Кому на Руси жить хорошо».
I. Мотивационно -ориентировочный этап. Планируемый результат: определение личной значимости географических знаний .
Главная функция целевой установки - сосредоточить внимание на главных вопросах темы, добиться их прочного и глубокого усвоения и обеспечить нормализацию учебной нагрузки. Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения, т. к. выполняет задачу привлечь внимание учеников к теме, пробудить у них любознательность, любопытство, познавательный интерес- сформировать полноценный учебно-познавательный мотив деятельности.
Этап. Вызов. Вводное слово учителя: «Наша Родина велика, необозримы и прекрасны ее просторы, но самое прекрасное - это наш народ, который принадлежит разным нациям и проживает на разных территориях. Народы различаются по языку, традициям , культуре и, наконец характером и укладом жизни. В.О. Ключевский писал о характере русского человека: «В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого. … ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс…». Беседа.
- Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально в парах-группах. Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы. Ученик “вспоминает”, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения);
- Систематизирует информацию до её изучения.
В результате беседы с учащимися вырисовывается следующая схема: человек – часть природы и вне ее жить не может; природа географической оболочки является для человека средой обитания ,т.к. потребности в пище, воде, одежде, жилье и духовном развитии человек удовлетворяет за счет разнообразных предметов и свойств природы.
Вывод: природа-источник существования человека.
Основополагающий вопрос : А хорошо ли там, где нас нет? Стоит ли
менять место жительство?
Проблемный вопрос: Природа России, добрая мама или злая мачеха?
Формулировка гипотезы решения проблемы: природные условия решающим образом влияют на историческое развитие общества, образ жизни, быт и культуру человека. По степени благоприятности природные условия для жизни людей неодинаковы, на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения, т.к. известно, что Россия – северная страна.
Формулировка цели проекта: выявление влияния природных условий на жизнь человека, определение степени благоприятности территории (где же природа более благосклонна к человеку, а где очень сурова).
Лучше всего такую зависимость можно проследить на примере природных зон. Посмотрим, какой отпечаток откладывает природа на быт, занятия, характер человека. Одинаково ли влияние природных условий на здоровье, культуру, быт и хозяйственную деятельность человека в разных природных зонах?
Задание: Заполнить таблицу:
Влияние природных условий на традиционный образ жизни людей
Название природной зоны | Особенности природных условий | Особенности жизни (одежда, занятие , черты характера | Хозяйственная деятельность | |
Исторически сложившаяся | На современном этапе | |||
II.Операционно-познавательный этап :
Определение состава группы для проведения исследований и представления результатов (разделение на группы.)
Этап. Осмысление. Непосредственный контакт с новой информацией. Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». В ходе этого этапа происходит:
-принятие (конструирование ) учебной задачи в процессе постановки и поиска ответов примерно на такие вопросы:
- Что это такое? - Что я об этом знаю? Что мне понятно? - Чего не знаю? Что не понимаю? - Зачем мне нужно в этом разобраться, узнать? - Что буду изучать? Чему могу научиться? Какую проблему решу?
1)«Мозговой штурм»: формулирование и обсуждение тем исследований ; проводится оценка начальных знаний учащихся с использованием представленной учителем презентации и поддерживающей её беседы.
В данном случае применим прием работы с информацией –ИНСЕРТ ЗНАЧКИ ПО ХОДУ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ, ИНФОРМАЦИЕЙ
- «!» - уже знаю
- «+» – новое для меня
- «-» – думал иначе
- «?» –думал иначе, есть вопросы
2) обсуждение общего плана проекта и план работы группы:
- планирование решения учебной задачи : - Что делать сначала? - Что поможет? - Сколько времени потребуется?
3) обсуждение форм представления и учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, ), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах;
4) поиск информации, обсуждение возможных источников информации,
самостоятельная работа учащихся в группах с информацией;
5) подготовка к защите проекта, оформление результатов исследования,
консультации с руководителем проекта.
6) защита полученных результатов. Представление итогов проекта на школьной конференции.
III. Рефлексивно-оценочный этап (размышление). : при выполнении проекта учащиеся проводят обсуждение результатов, которое позволяет учащимся определить степень достижения цели и достоверность своих выводов согласно плана.
1) Для отслеживания результатов работы по проекту использовался проблемно-исследовательский портфолио :
- - своевременность выполнения работы,
- -правильность ее выполнения, логичность изложения и подачи информации,
- -источники информации, творческий подход,
- -умение делать выводы, соответствие целей результатам работы. Размещаются в портфолио предварительные результаты проведенных исследований, промежуточная оценка результатов проекта.
2) Оценивание результатов проекта школьниками и учителем
Фамилия и имя участника проекта | Оценка группы (руководителя группы) | Оценка учителя |
Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Оценка, самооценка - слова, анализирующие: - Что нового узнал? Чему научился? -Насколько продвинулся к цели? - Как решал учебную задачу? Можно ли иначе?
3) рефлексия осуществляется и при выступлении групп. Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
В качестве домашнего задания по окончании реализации проекта я предложила решить проблему: «Внимание! Проблема.»
«Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность?» .Учащиеся должны обосновать свою точку зрения.
При обучении географии учащимся (в зависимости от способностей) предоставляется возможность заниматься на более высоком уровне сложности с применением технологии перспективно – опережающего обучения – одна из развивающих, её можно применять в средней и старшей школе.
Эта работа включает следующие направления:
1.Обучение детей с повышенными способностями по данной программе идет синхронно с основной массой учащихся на уроке. Например, задания повышенной трудности: «Разделите предложенные объекты на группы, дайте название каждой группе: Лавразия, платформа, равнина, Северная Америка, Гондвана, Австралия, Африка, вулканы, сейсмические пояса, горы, выветривание».
2.Работа с детьми в рамках подготовки к научно- практическим конференциям : посещение кружка «Юный исследователь»- собственная авторская разработка, рецензия на программу составлена методистом ЗабКИПРКРО ВоропаевойТ.В., элективные курсы в рамках предпрофильной подготовки. На этих занятиях ведется исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи.
Зная теорию исследования, приобретя опыт исследовательских навыков на уроке , учащиеся уже выполняют серьёзные исследовательские работы: «Влияние автотранспорта на степень загрязненности атмосферного воздуха в с.Кыра»; «Энергетическая политика в школе и дома: энергопотребление ,пути энергосбережения».
На районном конкурсе научно- исследовательских работ им. В.И. Сажина в 2010-2011 г, обе работы заняли 2 место. Работа «Энергетическая политика в школе и дома: энергопотребление ,пути энергосбережения» представлена в крае на конкурсе «Юные исследователи Забайкалья» и отмечена грамотой за интересную исследовательскую работу.
Вовлечение учащихся в исследовательские проекты, выполнение творческих заданий с элементами экспериментирования, подтверждающего или опровергающего предположения учащихся, опытная проверка выраженных ими сомнений неизбежно приводят к возникновению познавательного интереса. Конечно, это отнюдь не значит, что поисковые задачи должны решаться на всех уроках. Однако периодическое включение в урок решения познавательных задач или поискового метода необходимо.
Разноуровневый подход к анализу активности школьника в значительной мере помогает в каждый данный отрезок времени определить уровень, на каком совершается его деятельность, и перспективы ее развития. Неправильный выбор уровней познавательной деятельности влечет за собой либо чрезмерную трудность задания для учащихся , либо, напротив , исключительно репродуктивную их деятельность, что одинаково плохо сказывается на интересе учащихся к предмету и ,как следствие , вызывает снижение их знаний и умений. Меняется и роль учителя . Если на I уровне деятельность учителя на уроке является обучающей и ведущей , то на II и III уровнях деятельность учителя можно рассматривать как организационную и контролирующую. Таким образом , формирование УД есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления, без вмешательства учителя. Это и есть целостное , системное видение учебного процесса , которое позволяет как бы «сверху» рассмотреть отдельные элементы , их иерархию и взаимосвязи . Элементы содержания объективно взаимосвязаны: каждый последующий опирается на предшествующий (нет например умения без усвоения знаний). Каждый последующий элемент изменяет предшествующие
( так, без знаний невозможна творческая деятельность; а творческая деятельность приводит к новым знаниям и делает уже усвоенные знания более гибкими , оперативными и глубокими).
Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
В условиях решения этих стратегических задач ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия с целью развития таких важнейших качеств личности как инициативность, способность самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, творчески мыслить и находить нестандартные решения, умело реагировать на разные жизненные ситуации, умение формулировать интересы и осознавать возможности, выбирать профессиональный путь, формирование умений к дальнейшему приобретению знаний.
Таким образом, используемые в практике технологии предполагают создание активной развивающей среды - целостной педагогической системы, в которой предметные ЗУН это только инструмент, с помощью которого формируются думающее восприятие, мыслящая память, творческая практическая деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УСПЕШНОСТЬ КАК НЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА И РОЛЬ ПОРТФОЛИО В МОДЕЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА
Данная работа - выступление на педагогическом совете. Рассматривает успешность как важное условие развития личности ребёнка, портфолио ученика как максимальную возможность испытать радость успеха, ярк...
Выступление на методическом совете«Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника»
Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит... Урок — зона психологического комфорта. ...
«Воспитание на положительном на уроках истории и обществознания как условие развития личности школьника».
В федеральном компоненте стандарта одна из целей исторического образования представлена как « развитие гуманитарной культуры личности, ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмыслени...
Презентация "Образовательная среда как условие сохранения здоровья школьников с ОВЗ"
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу ...
Образовательння среда как условие развития личности ее субъектов
ОБАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДАКАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЕЕ СУБЪЕКТОВЭффективность образования, а следовательно, и психического развития, зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и во...
Информационно-образовательная среда как условие развития образовательной организации Автор Осепян Анна Карленовна
Сегодня мы живем в мире, характерной чертой которого является нарастание темпов изменений. На мировом рынке появляются новые технологии, которые требуют от образовательных управленческих технологий, п...
Создание комфортной среды на уроках, как необходимое условие развития личности школьника
В рамках проведения регулярных заседаний, мы работаем над совершенствованием и повышением эффективности воспитательной работы в нашем образовательном учреждени...