Музыкальная драматургия
учебно-методический материал по музыке (7 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная драматургия.
Цели:
- развитие нравственной гармоничной личности;
- формирование музыкальной культуры;
- приобщение учащихся к “золотому фонду” классической и современной музыки;
- развитие музыкальных способностей – певческого голоса, ансамбля, хорового исполнения.
Оборудование урока:
- портрет Д.Д. Шостаковича;
- запись симфонии № 7 (эпизод нашествия фашистов).
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель задаёт вопросы учащимся о музыке. В процессе беседы выясняется сильный и слабый ученик.
– Что такое музыка?
– Перечислите фамилии композиторов?
– Чем отличается опера, балет, оперетта друг от друга?
– Перечислите название хоров?
– Назовите ансамбли по числу исполнителей?
– Самый низкий мужской голос? (Бас)
– Самый высокий женский голос? (Колоратурное сопрано)
– Что такое образ?
– Что такое увертюра?
– Перечислите жанры?
– Виды музыкальных образов: лирический, драматический, эпический?
– Что такое драматургия?
Ответы учащихся.
II. Изучение нового материала
Учитель: Мы продолжаем работать над темой “Музыкальная драматургия”. Сегодня в классе будет звучать музыка советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975 г.).
Многоплановое и разнообразное по содержанию творчество Шостаковича стало классикой советской и мировой культуры ХХ века. Его творчество очень разнообразное. Он сочинил
- оперы:
- “Нос”,
- “Игроки”,
- “Леди Макбет Мценского Уезда”;
- балеты:
- “Болт”,
- “Золотой век”,
- “Светлый ручей”;
- музыкальные комедии;
- песни;
- прелюдии и фуги;
- симфонии (их – 15).
– Одна из симфоний композитора прозвучит сегодня в классе на нашем уроке. Это – симфония № 7 “Ленинградская”.
"Седьмая симфония" – выдающийся памятник героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 г.). Работа начата в осаждённом Ленинграде и посвящается этому городу. Симфония написана в 1941 году в декабре месяце. Три первые части сочинены в осаждённом Ленинграде, финал закончен в г. Куйбышеве.
Премьера состоялась в Ленинграде 9 августа 1942 г. В осаждённом городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. В оркестре Радиокомитета осталось всего 15 человек, а нужно было не менее ста, тогда созвали всех бывших музыкантов и ёщё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом.
9 августа "Седьмую симфонию" Шостаковича сыграли в зале филармонии, дирижировал Карл Ильич Элиасберг.
Слушание 1-й части симфонии № 7. Задание перед прослушиванием: найти и записать противопоставление словам.
Противопоставления:
- мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости;
- человек – варвар;
- добро – зло;
- мир – война;
конфликт:
- столкновение;
- борьба;
- победа.
– Знаменитый “эпизод фашистского нашествия” – потрясающая картина вторжения разрушительной силы, схватка советского народа с фашизмом, борьба двух миров.
Повторное слушание.
– На чём основана здесь драматургия?
Ответы учащихся.
Вывод учителя: Драматургия основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия.
Чем им обязан – знаю я.
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Степан Щипачёв
– В минуты затишья между боями каждый солдат вспоминал своих родных и близких. Где-то тихо-тихо играла гармошка, навевая лирическую атмосферу спокойствия и тишины.
Жди меня и я вернусь
Только очень жди…
Можно прослушать любую военную песню о войне (по выбору).
III. Работа над песней
1. Показ песни группы “ЛЮБЭ” “Меж высоких хлебов”.
2. Распевание.
3. Дыхательная разминка.
4. Пение с текстом. (Обратить внимание на распределение дыхания, точное выдерживание длительностей, чёткость дикции, артикуляции.)
IV. Подведение итогов урока
Беседа с учащимися.
V. Домашнее задание
– Сопоставляя уроки литературы (“Героизм и самоотверженность в борьбе за родную землю”), изобразительноего искусства (картина В. Пророкова “У Бабьего Яра”) и музыки (симфонии №7 Д. Шостаковича), постарайтесь сформулировать общую тему: “Борьба Советского народа за свою свободу и независимость”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Музыкальная драматургия".
Конспект урока....
Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Музыкальная драматургия"
Урок разработан по программе Д.Б.Кабалевского. На примере Увертюры к кинофильму "Дети капитана Гранта", легко воспринимаемым учащимися этого возраста, мы закрепляем и тему четверти, и сонатную форму. ...
Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".
Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....
Урок музыки в 7 классе на тему: Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.
Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева Данный материал урока поможет создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыка...
конспект урока по музыке на тему" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)
конспект урока по музыке" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)...
Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»
На примере незнакомого ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...
урок в 7 классе "Два направления музыкальной культуры - духовная и светская". Раздел: Музыкальная драматургия - развитие музыки
Время не властно в сиянье рассвета,Яркий пейзаж нарисует любовь,Образ желанный, в туманы одетый,Там, где мы с Музыкой будем вдвоём.Время бессильно стереть это счастье,Музыка в сердце плывёт, как волна...