Урок по теме: "Музыкальная драматургия".
план-конспект урока музыки (7 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в седьмом классе
Тема четверти: Музыкальная драматургия.
Урок углубление в тему. Тема урока: Программные произведения.
Драматургия контрастных сопоставлений.
Цель урока: Выявить яркое противостояние двух контрастных
образов (в увертюре - фантазии «Ромео и Джульетте») и
взаимодополняющие образы (в песне К.Молчанова «В землянке».
Задача: Определение драматургии в рамках музыкальных
произведений; углубить восприятие понятий «образ»,
«содержание», «музыкальная форма».
Формировать чувство эстетического сопереживай и.; произведениям искусства. Материал: Портрет П.И. Чайковского, репродукции из трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта».
П.И. Чайковский Гчасть из увертюры-фантазии «Ромео
и Джульетта».
К.Листов «В землянке».
Методы: беседа, сравнительный анализ образов, образное
сопоставление.
Ход урока
- Музыкальное приветсвтвие «Добрый день».
- Беседа.
Учитель: Сегодня мы с вами поговорим ещё раз о программных
произведениях.
Программная музыка, что это такое? В чем суть программных произведений? С примерами программных произведений мы знакомились на увертюрах.
Какие увертюры мы знаем? Что такое увертюра?
Чем является увертюра к музыкальным жанрам: опере, балету, симфонии и т.п.?
В какой форме пишутся увертюры?
Назовите основные разделы сонатно-симфонической
формы? Ответы детей.
Учитель: Увертюра также может быть и самостоятельным
произведением.
Сегодня мы знакомимся с одним из таких примеров. Это увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». А музыку написал хорошо знакомый вам композитор П.И.Чайковский (показ портрета).
А кто является литературным автором этого
произведения? Ответ детей.
Учитель: Уильям Шекспир - великий английский драматург,
поэт, живший более 400 лет тому назад.
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте». Кто знает о чем эта трагедия?
Ответ детей.
Учитель: Коротко о сюжете трагедии (рассказ)
А кто из героев этой трагедии помогал влюбленным, был их наставником и покровителем? (монах Лоренцо).
Сегодня мы услышим первую часть увертюры-фантазии
- экспозицию.
- Какие музыкальные образы и сколько вы услышите в I части?
- Контрастные они или взаимодополняющие?
- Определить характер музыки каждого образа?
3. Слушание I части увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта»: а) тема вступления - образ монаха Лоренцо;
б) i тема ГП - образ вражды;
в) 2 тема ПП - образ любви.
Анализ.
а) 1 образ. Образ какого героя изображает эта музыка? Симфонический
оркестр подражает какому церковому инструменту? (Органу).
б) 2 образ. Характер? Что происходит в музыке этой темы? Как
назовём этот образ?
в) 3 образ. Характер? Как назовём этот образ?
Ответы детей.
Учитель: Драматургия этого произведения строится на контрасте образов или на взаимопонимании.
Образы любви и вражды ярко противоречат друг другу.
А какой образ вы считаете ведущим, главным в этом произведении? Ответы детей.
Учитель: Тема любви во все времена является одной из главных тем жизни.
В какой песне мы встречаем ещё этот образ?
Ответ детей.
Учитель: Давайте вспомним песню К.Листова «В землянке», но сначала немного распоёмся.
4. Распевка: а) Настройка на главных звуках в тональности;
б) «О, ми, о, фьё» (работа над дыханием, расширение
диапазона).
5. Исполнение песни «В землянке».
Учитель: Какие образы слышим в этой песне? Сколько их? Образы любви и образ войны.
Контрастны они или взаимодополняют друг друга? В каком характере исполняется эта песня?
Работа над характером исполнения.
Итог урока: Какие образы мы сегодня рассмотрели? Как они взаимодействуют друг с другом в этих произведениях?
В увертюре «Ромео и Джульетта» - контрастные,
а в песне - взаимодополняющие. На следующем уроке мы продолжим знакомство за развитием главных образов этой трагедии.
Самоанализ педагогической деятельности
Уроки музыки ставят перед собой широкую задачу ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, воспитать в учащихся музыкальную культуру, как часть их духовной культуры.
Педагогические задачи учебно-воспитательной деятельности:
- Обеспечение условий для общеобразовательного процесса, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
- Формирование и развитие навыков учебной деятельности учащихся на основе психолого-педагогического анализа особенности обучения музыки;
- Развитие общей эрудиции учащихся на основе осуществления межпредметных связей и ознакомление с историческими сведениями по музыке;
- Привить школьникам интерес и любовь к музыкальному искусству, сформировать у них эстетические критерии музыкальной культуры, научить слушать и исполнять музыкальные произведения самых различных жанров.
Обеспечению условий общеобразовательного процесса способствует:
■ применение средств наглядности для изучения материала;
И ознакомление с основной и дополнительной литературой;
Шдиференцированный подход к формированию знаний, умений и
навыков и к контролю знаний учащихся; Ш формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать
изучаемые факты и понятия; Н развитие мыслительных навыков в деятельности.
Ориентируясь на новые ценности образования и новые подходы к построению содержания преподаваемого предмета можно отметить. Что в своей работе воспитательные цели реализуются двояко:
- Использование содержания учебного материала, несущего воспитательную информацию. На уроках музыки этот способ реализую, опираясь на межпредметные связи.
- Использование на уроках видов деятельности, которые требуют проявления личных качеств. Так на уроках формируются увлеченность, инициативность, хороший вкус, способность к самооценке. Хотелось бы выделить из многообразия такие цели:
- Воспитание эстетического отношения к окружающему миру;
- Воспитание культуры речи.
К развивающим я отношу: Формирование музыкально-практических навыков и умений. В частности развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки и занятиях хора. К позновательным - углубление понятий музыка, жанры музыки, закрепление и углубление знаний о традициях культуры и искусства родного края, связь музыки с другими видами искусств.
Изучаю и реализую в преподавании общее решение задач не только на программном материале, но и на материале выходящем за рамки прохождаемого материала.
В процессе педагогической деятельности я продолжила знакомство с программами мастеров педагогики: Н.Терентьевой («Программа музыкально-эстетического развития», Ю.Алиева «Музыка в 1-8 классах», Н.А.Ветлугиной «Обучение в 1-м классе» и,другими.)
Внедряю элементы личностно-ориентированного обучения:
а) организую индивидуальную деятельность по осмыслению и
проработке заданного материала;
б) применяю задания, позволяющие ученику самому выбрать тип, %ид
и действие учебного материала;
I
в) поощряю и стимулирую проявление учениками инициативы и
активности в образовательном процессе;
г) развитие современных жанров объясняю на богатых традициях русской и зарубежной культуры.
Исходя из темы школы работаю над формированием модели общения с учащимися в рамках личностно-ориентированного обучения.
В работу включаю задания творческого характера: способности творческого мышления, способности к абстрагированию, динамическому регулированию.
По каждой теме рекомендую учащимся список дополнительной литературы.
На уроках использую дидактические игры, историчесике справки, создаю проблемные ситуации.
Дети -учатся любить и понимать музыку, развивают свои творческие способности, познают основы музыкальной грамоты, азы музыкальной культуры.
В дни открытых дверей школы провожу открытые уроки для родителей, мероприятия, праздники.
Созданию благоприятного психологического климата способствует внедрение в деятельность элементов педагогики и сотрудничества, деловая атмосфера урока.
Свой предмет лю'блю, считаю его основным в воспитательном и учебном процессе учащихся, т.к. г^рМш^ично развитая творческая личность формируется именно на уроках музыЦг
У учащихся имеются прочные знания по предмету, сформирован
устойчивый интерес, поэтому развитие творческого мышления на
уроках, творческих способностей имеют свой результат, ...
Думаю, что любовь к предмету, к детям, увлеченность делом и самоусовершенстование дадут более высокие показатели и результативность в дальнейшей своей педагогической деятельности.
.2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Музыкальный театр" в 3 кл.
Показан обобщённый урок по теме "Музыкальный театр" в виде похода в театр. Беседа по закреплению материала и постановка мини-спектакля "Волк и семеро козлят"....
Разработка урока по теме « Музыкальные инструменты России»
Цель: углубить знания детей о мире русской народной культуры с помощью народной инструментальной музыки.Задачи-воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине средствами русской народной музыки...
Конспект урока по теме:" Музыкальная живопись и живописная музыка".
Данный конспект содержит один из звеньев разных видов искусств-пейзаж. Урок интегрированный и рассматривает средства выразительности в изобразительном искусстве и музыке....
Урок на тему «Музыкальный портрет»
Урок на тему «Музыкальный портрет»...
Сценарий урока по теме "Музыкальный образ"
В ходе урока учащиеся обращаются к музыкальной и живописной поэзии С.А. Есенина, к музыкальной и поэтической живописи И.И. Левитана, к живописной и поэтической музыке П.И. Чайковского.Развитие музыкал...
Разработка урока по теме "Музыкальные портреты"
Урок музыки в 1 классе по теме "Музыкальные портреты" предназначен для учителей, работающих по программе Е.Д.Критской.На уроке дети учатся анализировать музыку и сопоставлять ее с изобразительны...
Конспект урока на тему: "Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент".
laquo;Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент»....