Урок музыки в 7 классе на тему: Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.
По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева
Данный материал урока поможет создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие в музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_muzykalnaya_dramaturgiya._reshetnikova_s.g.docx | 666.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. НОЯБРЬСК
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6
муниципального образования город Ноябрьск»
(МБОУ СОШ № 6)
7 класс
Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.
По программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева
Учитель музыки и МХК:
Решетникова Светлана Георгиевна
2012-2013 уч. г.
Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.
Цель урока: создать условия для осознания и осмысления того, что значит музыкальная драматургия, развитие в музыке.
Задачи урока:
Дидактические:
- сформировать знания основ музыкального творчества композиторов М.П.Мусоргского, Р. Шумана.
- научить анализировать музыкальные произведения;
Развивающие:
-развивать мыслительные способности учащихся;
-развивать интерес к музыке через творческое самовыражение;
-развивать музыкальный слух.
Воспитательные:
- приобщить учащихся к музыкальным ценностям на примере музыки М.П.Мусоргского, Р.Шумана.
- способствовать развитию эстетических чувств у школьников, любви к русской и зарубежной музыке.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы и приемы, используемые на уроке: словесный, наглядный, междисциплинарных взаимодействий, проблемного обучения, творческий, активный диалог с учащимися.
Оборудование урока:
Компьютер, проектор, магнитофон, иллюстрации картин, портреты М.П.Мусоргского, Р.Шумана, напечатанные тексты стихов.
Ход урока:
Художественно-педагогическая идея урока: Вы объяснили музыку словами.
Но, видно, ей не надобны слова -
Не то она, соперничая с вами,
Словами изъяснялась бы сама.
И никогда (для точности в науке)
Не тратила бы времени на звуки.
Новелла Матвеева
На экране тема: «Музыкальная драматургия. Развитие музыки»
У. Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы.
- С какими музыкальными формами построения мы с вами знакомы?
Д.- ответы ( период, рондо, 2х частная, 3х частная, вариации)
У. - В каких музыкальных произведениях более подробно, ярко слышится движение, смена образов, написанных в музыкальной форме?
Д. – В произведениях, построенных в более сложных музыкальных формах.
У. Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли. Но не менее важно проследить и за процессом её развития. Попытаемся увидеть разницу в изображениях природы…
У. – Первое изображение или второе имеет конечный результат, итог?
Д. – ответы
У. – А что мы видим на втором изображении?
Д. – ответы
У. Мы видим главную тему картины – река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения.
Так и в музыке, то она плавная, то извилиста, как сама река – это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры.
Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия.
У. Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.
У. Вспомните, в 6 классе мы слушали пьесу М.П. Мусоргского «Старый замок».
- К какому образу в данном произведении обратился композитор?
Д. – Образ Средневековья-давно ушедшего времени, далёкой истории.
У. «Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность.
Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!
«Старый замок», к которому мы вновь обратимся сегодня на уроке, чтобы услышать есть развитие в данном произведении или нет.
К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».
- Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение?
- О чем поет свою песню трубадур?
Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками.
Слушание - «Старый замок» М.П. Мусоргского. (1839-1881)
У. В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:
Старый замок – пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.
- Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство? А в чем различие?
Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.
Ничто не забыто: не только « проемы ниш» и « аркады гулкие» – все то, что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине.
Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).
Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.
А вот в музыке – все наоборот.
В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности, однообразен ритм- ♪♪♪♪, однообразно гармоническое сопровождение; и лишь в мелодии, что мы слышим?
Повторное слушание.
Д. –грусть, тоска.
У. В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного страдания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.
-Сколько пластов прослушивается в данной пьесе?
Д.- ответы.
У. - Несколько пластов, которые придают звучанию статичность, нет развития. И на этом фоне – звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании- статичности и мелодии трубадура происходит слияние времен-ушедшего и устремление к настоящему.
У. - Что же может нам показать музыка?
Д. - Движение.
У. – Но и изобразить вечность подвластно музыке!
- Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает наше внимание?
Д. – Принцип повторности.
У. Сегодня на уроке прозвучит противоположное пьесе «Старый замок» по образу, характеру, настроению,- пьеса «Порыв» Р. Шумана. (1810 -1856)
Динамичное, импульсивное сочинение. Данная пьеса построена также на принципе повторности.
-Определите, в какой форме построено данное произведение?
Слушание.
Д. – Рондо.
У. При повторном прослушивании заполните таблицу драматургии пьесы «Порыв».
- Сколько тем звучит в ней?
Д. – Две
№ | Темп | Динамика | Характер |
Первая тема | (быстро) | (громко) | (Страстно, бурно) |
Вторая тема | (спокойно) | (тихо) | (Нежно, трепетно) |
У. - Какой динамический оттенок преобладает в пьесе?
Д. - Громко (форте).
У. - Куда стремится мелодия в пьесе?
Д. – Вверх.
У. И вновь возникает впечатление двуплановости музыкального образа.
1) близкого, реального
2) далекой мечты
- Какие средства музыкальной выразительности придают звучанию выразительность, динамичность, глубину?
Д. – Ритм, темп, динамика, гармония, мелодия.
У. – Соотнесите средства музыкальной выразительности с их определениями.
Средства музыкальной выразительности | Определения |
Ритм | Музыкальная мысль, выраженная одноголосно |
Темп | Чередование разных по длительности звуков |
Мелодия | Скорость звучания |
Динамика | Аккорды, сопровождающие мелодию. |
Гармония | Громкость звучания |
У. Вывод. Какой бывает музыкальная драматургия?
Д. Статичной и динамичной.
Д/З Ответить на вопросы:
- Чем отличается музыкальная драматургия в пьесах «Старый замок» М. Мусоргского и «Порыв» Р. Шумана?
- К программной или непрограммной музыке относятся данные пьесы? Почему?
Литература.
- Музыка. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко. – М.: Дрофа, 2011.
- Энциклопедический словарь юного музыканта. М., 1985.
3. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Музыкальная драматургия"
Урок разработан по программе Д.Б.Кабалевского. На примере Увертюры к кинофильму "Дети капитана Гранта", легко воспринимаемым учащимися этого возраста, мы закрепляем и тему четверти, и сонатную форму. ...
Урок музыки в 6 классе по теме "Музыкальная драматургия. Жизнь музыкальных образов в одном произведении".
Урок должен помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмена из оратории "По следам Руставели" композитора Отара Тактакишвили....
Разработка урока в 5 классе по теме "Музыкальная живопись и живописная музыка".
Данный урок входит в систему уроков по теме «Музыка и изобразительное искусство». Его цель – формирование интереса к произведениям музыки и живописи, расширение и углубление «ассоциативного поля...
Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах".
Конспект урока в 5 классе по теме "Писатели и поэты о музыке и музыкантах"....
Разработка урока в 5 классе по теме "Жанры инструментальной и вокальной музыки"
Урок в 5 классе "Жанры инструментальной и вокальной музыки"....
план к уроку музыки 7 кл на тему музыкальная драматургия-развитие музыки
план к урокм музыки :музыкальная драматургия-развитие музыки...
Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка. Морской пейзаж» (6 класс)
Проведение бинарных уроков успешно решает такую проблему, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. На бинарных уроках ребята работают легко и с интересом ...