Новые технологии для новой школы. Опыт внедрения ФГОС в основной школе.
Учитель: Лоскутова Оксана Ивановна
МКОУ «Волчихинская средняя общеобразовательная школа №2 »
Волчихинского района
Алтайского края.
2015 год
Технологическая карта урока музыки
по теме: «Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке» в рамках ФГОС ООО
Класс: 5 класс
УМК " Школа России"
Предмет: музыка
Учебник: «Музыка » 2 класс, В В Алеев, Т.И. Науменко, «Просвещение»2013 г
Тема урока: «Сказочные герои в музыке».
Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с музыкальными сказочными образами в произведениях И. Стравинского, М. Мусоргского; способствовать развитию творческого воображения, внимания.
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира;
- развитое музыкально–эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
- усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;
- владение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;
- определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- устойчивые навыки самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности;
- сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов и различных творческих задач.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Учащиеся научатся:
- анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;
Учащиеся получат возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями;
- оценивать современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней;
- определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях.
Учащиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные Учащиеся научатся:
- аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;
Учащиеся получат возможность:
- участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности
- применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию.
- Учебник: «Музыка» 5 класс, В.В. Алеев, Т.И. Кичак, М «Просвещение»;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
Список используемой литературы:
1. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования [текст] / Э.Б. Абдкллин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев, В.В. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
3. Алексеева, Л.Л. Музыка. Планируемые результаты. Система знаний. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [текст] / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013.
4. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [текст] / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
5. Алиев, Ю.Б. Пение на уроках музыки [текст] / Ю.Б. Алиев. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
6. Гришанович, Н.Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей [текст] / Н.Н. Гришанович. – Мн.: Юнипресс, 2006.
7. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [текст] / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. Пособие [текст] / Т.А. Затямина. – М.: Глобус, 2007.
9. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.
10. Курушина, Т.А. Музыка. 1-6 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков [текст]/ Т.А. Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
11. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
12. Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева [текст] / сост. О.П. Власенко. – Волгоград: Учитель, 2012.
13. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект [текст]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
14. Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие [текст]. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013.
15. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приёмы и задания [текст] / Е.А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.
Электронные источники информации:
1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/cat/musika/
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru
6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html
Этап урока
| Цель
| Содержание взаимодействия с учащимися
| Методы и приемы работы
| ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный
| Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | У:Добрый день вам, добрый день Д:В мире музыки , фантазии и песен У: Добрым будь, щедрым будь Вместе: И с искусством в добрый путь. | – | Ф | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. |
Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
| Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | У:Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправимся в путешествие. А вы любите путешествовать? А куда мы сегодня отправимся, вы узнаете послушав подсказку. У: В некотором царстве ,в некотором государстве…… Ну что, ребята, догадались? Д: В сказку.
| Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока | Ф | Организует диалог с обучающимися, в ходе которого помогает детям определить тему урока, формулирует , составляет совместно с обучающимися план урока. | Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - осваивают диалоговую форму общения |
| Выход на тему урока, постановка задач | У: Ну конечно в сказку. У: О чём –то скрипит половица И спице опять не спится Присев на кровати подушки Уже навострили ушки И сразу меняются лица Меняются звуки и краски Тихонька скрипит половица По комнате ходит сказка. У: Ребята я сегодня приготовила для вас сюрприз, а он был в сундучке, но кто-то украл его и я предлагаю вам отправиться в путешествие на его поиски, побывать в гостях у сказки и встретится со сказочными героями. У: Ребята так какая же тема урока?( ответы детей) У: Тема урока: «Сказочные герои в музыке»
У: А какие задачи вы перед собой поставите? Д:1Слушатьи анализировать музыку. 2Исполнять вокальные произведение. 3Знакомится с новыми произведениями и композиторами. 4Находить связь музыки с другими видами искусства.(ИЗО, литература)
| | Ф | Читает стихотворение , помогая выйти на тему | Слушают и высказывают свое мнение, ставят задачи на урок | Регулятивные: Организуют свою деятельность, принимают её цели и задачи Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - оценивают результаты деятельности Коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения |
| | | У: Но прежде чем мы отправимся в путешествие, посмотрите у вас на столе лежат оценочные листы, подпишите листы пожалуйста и не забывайте себя оценивать. Ну а что бы нам было не скучно в пути, мы с вами споём песню, в названии которой есть имя сказочного героя. У:Какая это песня? Айболит Исполнение песни «Айболит»
| Вокально-хоровая работа
| ф | Исполнение песни вместе с детьми. | Исполнение песни с учителем.
| Регулятивные: Организуют свою деятельность, принимают её цели и задачи Познавательные: Развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки Личностные: - оценивают результаты деятельности |
| У: Ну что ребята ,навстречу приключениям. Ой, ребята, слышите, кто-то идёт нам навстречу? Послушайте внимательно, чей это голос?( звучит Ария Снегурочки из оперы « Снегурочка» Н.А. Римский –Корсаков) Слайд №2 Снегурочка У: Скажите кто это? Из какого произведения она к нам пришла?( из оперы) Кто написал эту оперу?(Римский-Корсаков) На основе какого произведения написана опера?(сказки Островского) А какой рисует музыка Снегурочку?( веселая, беззаботная, холодная) А какая музыка по характеру?(зимняя, волшебная) А связь с каким искусством мы сейчас увидели? ( с литературой) У: Ребята, что бы продолжить наше путешествие мы должны выполнить задание, которое оставила нам Снегурочка (на ёлке весит снежинка с заданием)
|
| Ф | Подводит детей к тому, чтобы они узнали сказочного героя | Дети по звучанию музыки узнают героя | Личностные: будет иметь определенный уровень развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.
|
|
| Развитие умения работать в парах | Задание называется: «Великие русские композиторы» Слайд №3(портреты композиторов Прокофьев, Чайковский, Римский-Корсаков) Напишите в тетради фамилию, имя и отчество этих композиторов. Теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте по образцу.( пока дети выполняют задание звучит музыка « В мире много сказок»)
|
| П | даёт задание | Выполняют задания «Великие русские композиторы» | Регулятивные: Организуют свою деятельность, принимают её цели и задачи Личностные: -- оценивают результаты деятельности Коммуникативные: - осваивают диалоговую форму общения
|
умение работать в группах | У: Ну что, продолжаем наше путешествие. Посмотрите, какой красивый замок. Ребята, здесь слово какое-то необычное, зашифрованное, наверное это имя следующей героини. Как вы думаете - кто это? Слайд№4(Золушка и буквы УШКОЗАЛ) Из какой сказки эта героиня и кто её написал? Д: Сказка « Золушка» написал Ш. Перро. У: А вот русский композитор С.С. Прокофьев на основе этой сказки написал балет, который он тоже назвал « Золушка» Слайд №5 А вы знаете, ребята, этот балет Прокофьев написал во время В.О. войны. Премьера балета состоялась 21 ноября 1941 года ,как праздник самой победы восприняли люди этот балет, воспевающий торжество справедливости над злом и ненавистью. А кто помнит, куда хотела попасть Золушка? Д: На бал. У: А кого она повстречала на балу? Д: принца. У: Итак Золушка и принц танцевали на балу танец. А вот какой они танцевали танец вы мне скажите прослушав фрагмент(звучит Вальс) Д: вальс На столе у вас лежат цветные полоски бумаги, передайте настроение Золушки в цвете. Сейчас мы с вами проследили связь музыки с каким искусством?( ИЗО) У: Ребята Золушка оставила вам конверт, давайте посмотрим, что в нем. (учитель читает письмо) Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами. Я так торопилась на бал, но оказывается, в дворцовом оркестре злые сестры спрятали все инструменты. Вы должны мне помочь-отгадайте загадки о музыкальных инструментах. (на слайдах показываются отгадки) Слайд№6-13
| | Г | Включает вальс и просит определить какой это танец
| Слушают музыку и определяют танец | Регулятивные: Организуют свою деятельность, принимают её цели и задачи Личностные: -- оценивают результаты деятельности Коммуникативные: - осваивают диалоговую форму общения
|
|
| 1.У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем Весельчак , а не буян Голосистый мой …(баян)
2. Первые марши играют военные, Дяденьки дуют лишь в них здоровенные. А вот вторые на крышах стоят, Дружно зимою все сильно дымят. (трубы)
3. Треугольная доска, А на ней три волоска. Волосок - тонкий, Голосок - звонкий. ( балалайка)
4. В лесу вырезана, Гладко вытесана, Поёт-заливается. Как называется? (скрипка)
5Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня?(рояль)
- В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. (гармонь) У: Проверьте по образцу и оцените себя.
| | ф | Загадывает загадки | Отгадывают загадки | Коммуникативные: - умение работать в группе слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
физминутка |
| У: А теперь ребята сделаем привал и немного отдохнем
У:Послушайте стихотворение и скажите, о каком сказочном герои идёт речь в этом стихотворении?
Сначала жил я в сказке, что Гофман написал Затем стал музыкальным- уже в балет попал Среди других игрушек я был не слишком мил Уродлив, непригляден, огромный рот, мундир
Д: Щелкунчик Слайд№14 У: В каком произведении мы встречаемся с эти героем? Д: Балет « Щелкунчик» У :Давайте вспомним сюжет балета(ответы детей) У: Послушайте и скажите, как называется этот фрагмент из балета « Щелкунчик»? Д: Марш Щелкунчика. У: А вот сегодня. мы послушаем и посмотрим ещё один фрагмент из балета и называется он « Па-де-де». Па-де-де означает танец вдвоем. А кто эти двое? Д: Маша и Щелкунчик У: Конечно как счастлива была Маша. Весь это бал, и цветы и музыка-всё для нее. И главное, рядом с ней - её верный друг Щелкунчик. Как хорошо им было вместе!!! А волшебная музыка всё кружила и кружила их в танце. (видеофрагмент « Па-де-де»)
| Проводит музыкальную физминутку | Ф |
| Выполняют физминутку |
|
|
| У: Ребята, Щелкунчик оставил вам орешки с заданиями. Предлагаю поработать в группах. Задание «Там где трудно одному ,разберем с друзьями» 1 гр- Дайте балету другое название 2 гр- дайте характеристику фрагменту ,пользуясь словарём эмоций. 3 гр-Какой композитор написал это балет? 4 гр-найдите в словаре и запишите определение, что такое балет. 5 гр-выберите карту настроения для завершения балета. 6 гр-Что является основой балета. У: Проверьте по образцу и оцените себя. Слайд №15 У: Балет всегда создает обобщённый и возвышенный образ прекрасного человека. Полюбив балет, вы откроете такой образ и в себе
|
| Г | Даёт задание | Выполняют задание в группах | Коммуникативные:- проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя, выполнять творческие задания, определять этапы выполнения задания |
| Творческое задание | Ну а мы, продолжаем наше путешествие.(звучит музыка) У: А сейчас прозвучит музыка, название которой вы не знаете. Я только скажу, что написал эту музыку П. И. Чайковский. Но прежде чем мы послушаем музыку, я скажу, что сейчас мы будем работать в парах. После прослушивания вы должны ответить на поставленные вопросы. Слайд №16 1в-Какая репродукция созвучна музыке?( Баба-Яга, Золушка, Елена Прекрасная) 2в-Какими звуками музыка рисует образ этой героини( выбрать острыми, нежными, плавными, злыми, резкими, грациозными) запишите в тетради. Проверьте по образцу , оцените себя и скажите,так как же называется это произведение? ( звучитпьеса «Баба Яга») У: Правильно Баба Яга. Эта пьеса из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковский Слайд №17 Вы знаете ребята, что Баба –Яга один из молодых героев русских сказок. У языческих народов Сибири и Алтая главное божество носило имя Баба -Яга. Её идол делали в виде пожилой женщины с горбом и косматыми волосами. Сажали в ступу и ставили в избушке на курьих ножках в непроходимых лесах тайги. В жертву приносили животных. На русичей идолы производили ужасающее впечатление. Что и было затем перенесено в сказки. Таким образом, языческая богиня стала прототипом Бабы -Яги из русских народных сказок. Но в сказках Баба – Яга напоит, накормит, спать уложит.
| | п | Даёт задание | Выполняют задание | Коммуникативные:- проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя, выполнять творческие задания, определять этапы выполнения задания |
|
| А как вы думаете ,может ли Баба-Яга быть смешной? Д: Да, может У: Да, может, ведь про неё в народных играх даже сложена забавная прибаутка–дразнилка. Баба-Яга костяная нога С печки упала, ногу сломала Побежала в огород Напугала весь народ Побежала в баньку Испугала зайку
А сейчас мы с вами попробуем сочинить музыку на эти стихи.
| Творческое задание | И | Даёт задание | Выполняют задание(импровизируют) | Коммуникативные:- проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; - умение выделить нравственный аспект поведения; - готовность к сотрудничеству и дружбе; Регулятивные: Выполнять учебные действия в качестве слушателя, выполнять творческие задания, определять этапы выполнения задания |
Рефлексия | Обеспечение позитивного настроя на получение знаний | У вас на парте лежит не раскрашенная Баба-Яга, сейчас мы её будем раскрашивать Слайд№18 1 –если на уроке было интересно, тема урока поняли - то разными цветами. 2- если на уроке было не всё понятно –зелёным. 3-если урок не понравился, было не интересно – красным цветом. ( пока раскрашивают, звучит музыка) Ну а теперь, просигнальте мне, я вижу что большинство из вас подняли разноцветных, значит наша работа удалась. Ну а теперь, вернёмся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока.(ответы детей)
А сейчас мы с вами споём песню «Старая сказка»-исполнение.
Звучит волшебная музыка. У:Ребята, а вот и сундучок появился. Он появился потому, что вы справились со всеми заданиями. Давайте посмотрим, что в нём?(пятёрки) Да ребята, это значит ,что настало время подсчитать свои баллы.
| Рефлексия | Ф | Обеспечивает положитель ную реакцию учащихся на уроки музыки | Получают позитивный настрой от урока | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. |
Домашнее задание по выбору(дифференцированное). Слайд №19
|
| 1 –сочинить четверостишье об одном из сказочных героев ,с которыми мы встретились на уроке. 2- нарисовать эскизы костюмов сказочных героев. 3- сочинить свою музыкальную сказку.
|
|
| Дает домашнее задание | Записывают домашнее задание |
|
Итог урока |
|
Учитель: Чтобы сказки не обидеть Надо их почаще видеть Их читать и рисовать Их любить и в них играть Сказки всех отучат злиться А научат веселиться Быть добрее и скромнее Терпеливее, мудрее.
К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Но волшебство не заканчивается, ведь все вы маленькие волшебники и постарайтесь оставаться ими, делайте добро, любуйтесь красотой, умейте восхищаться прекрасным!!!!! Всем большое спасибо! До свидания! Слайд №20 Выход под музыку « Песня о волшебниках»
|
|
|
|
|
|