Урок по музыке 5 класс. Сказочные герои в музыке
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Урон ознакомливает учащихся с музыкальными сказочными образами.
Выявляет роль музыки в литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnye_geroi_v_muzyke.docx | 31.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по музыке 5 класс.
Тема: «Сказочные герои в музыке»
Цель урока: Выявить роль музыки в литературе.
Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с музыкальными сказочными образами.
Задачи:
Образовательные - познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», «Избушка на курьих ножках», песней «Сказка по лесу идёт», дать сравнительную характеристику.
Развивающие - развитие механизмов творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию. А также развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладового слуха.
Воспитательные - формирование устойчивого интереса к искусству вообще, к музыки в частности. Воспитание интереса к процессу творчества.
Форма урока: комбинированный
Тип урока: получение новых знаний
Виды деятельности:
- беседа;
- слушание музыки;
- анализ творческих заданий;
- игра;
- пение;
Методы обучения:
- обобщение;
- наглядно-слуховой;
- игровой метод;
- стимулирование творческой деятельности, через создание проблемной ситуации;
- проблемно-поисковый метод
Ход урока:
- Организующий момент: (1 мин)
(Слайд №1 ). Вход под музыку «В гостях у сказки»
Уч.– Здравствуйте, ребята, рада видеть вас!
Кто мне скажет, под какую музыку мы вошли в класс? (В гостях у сказки»)
- Разминка: создание радостного настроения
(Слайд №2 ). Ребята, посмотрите на картинки в презентации и выберите для себя одно солнышко, которое вам понравилось. Улыбнитесь своему солнышку, как оно вам улыбается.
И я хочу, что бы такое хорошее настроение у вас было в течении всего урока, а может быть и в течении всего дня.
III. Повторение пройденного материала:
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
(Слайд №3 )
Дети: Мы познакомились с великим сказочником в музыке, композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым.
Учитель: Кто мне скажет, сколько сказочных опер он написал? (7)
( «Снегурочка», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невиданном граде Китяже и деве Февронии», «Золотой петушок»).
Кто нарисовал рисунки к этим операм? (Вывешиваем на доску)
(Слайд №4 ) Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов - это слова-подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала. Что их объединяет?
- Музыкант – песня – композитор - музыкальный инструмент =?
Что объединяет эти слова? (музыка)
- Стихи – поэт – песня - книга =? (литература)
Учитель: Найдите в этих загадках общее слово?
- конечно, слово песня повторяется, а почему?
Дети: потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы.
Учитель: А что станет с музыкой, если не будет литературы? (ответы учащихся) (Композитор не сможет сочинить такую красивую музыку; композитор превращает стихотворение в музыкальное произведение, и поэзия становится частью музыки; стихотворный текст придаёт музыке новое звучание).
Учитель: Действительно, музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.
IV. Объяснение новой темы
( Слайд №5 )
Учитель: Перед вами отрывок из стихотворения С. Есенина, прочитайте и выделите в нём музыкальные слова:
«Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает,
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в страну далекую,
Седые облака». (Идёт, качает, с крикам)
Учитель: Попробуйте заменить эти слова. Что же стало с этим стихотворением без музыкальных слов?
Дети: Стихи теряют свою красоту.
( Слайд №6 )
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, сможет музыка обойтись без литературы?! А поможет нам в этом - сказка!
Мы отправимся в гости к сказочным персонажам. Ведь вы любите сказки? (ответы обучающихся)
Уч. – Назовите своих любимых сказочных героев. (ответы обучающихся)
Уч. – Но на музыкальных занятиях сказки необычны, так как их герои говорят на музыкальном языке – они поют или играют на музыкальных инструментах.
И сегодня мы попробуем это продемонстрировать вместе с вами.
(Вызывается 1 ученик и демонстрирует игру на муз. инструменте – дудочка,
2 – ученик демонстрирует игру на скрипке, а остальные учащиеся демонстрируют на месте).
О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. И сегодня я вам расскажу одну из таких сказок,- называется она « Музыкант-чародей».
А вы усаживайтесь удобнее, слушайте, смотрите и имитируйте музыкальные инструменты:
( Слайд №7 )
Включается инструментальная фонограмма . «Игра на дудочке»
« Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасёт, бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет…
( дети изображаю игру на флейте ) Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше - в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.
(Слайд №8 )
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку ( дети изображают игру на скрипке) и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея. Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков.
( презентация, слайд №9 )
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат ( дети изображают)
А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. «Эх, погибать так с
музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка….
(звучит фрагмент игры на скрипке). Замерли кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли.
(Слайд №10 )
Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант - чародей».
Учитель: Понравилась вам сказка?
-Почему волки отступили от музыканта? (они услышали музыку и отступили)
-Итак, кто же главный герой сказки? (Музыка)
Дети: Музыка - является главным героем этой сказки.
Учитель: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?
(Слайд №11 )
Дети: Сказочные герои в музыке. (Записать в тетрадь тему урока)
Учитель: То, какую роль играет сказочная тема в литературе, можно увидеть ещё в одном музыкальном произведении – фортепианном цикле Модеста Петровича Мусорского «Картинки с выставки».
(Слайд №12 ).
Мы свами послушаем одну из пьес, которая называется «Избушка на курьих ножках».
Затем сравним эти 2 муз. произведения и дадим характеристику.
(Листы с характеристикой раздать каждому)
Таблица характеристик.
Найдите подходящие характеристики для прозвучавшего произведения
Характер звучания | Отметка (+) |
Мощный | |
Лёгкий | |
Величественный | |
Грозный | |
Воздушный | |
Ласковый | |
Таинственный | |
Нежный | |
Задорный | |
Добродушный |
(на обратной стране)
Проблемный вопрос: Как с помощью средств музыкальной выразительности Мусоргский представил нам сказочного персонажа «бабу ягу»?
Варианты решения:
- тембр: звучит оркестр;
- динамика: звучит тихо, потом громко, снова тихо – прилетела яга, покружила, снова улетела;
- регистр - высокий и низкий: спускается и снова улетает вверх;
- темп - быстрый - полёт бабы яги;
- интонации - злые, колючие, страшные.
Действительно, образ бабы Яги более красочный, когда композитор использует различные тембровые краски, регистры, музыкальные инструменты. Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народных сказочных образов.
V. Физкультминутка «Золотая рыбка» (Слайд №13 ).
Учитель: А сейчас, послушайте песню и скажите, имеет ли она отношение к нашей теме урока?
(Слайд №14 ). Звучит песня «Сказка по лесу идёт» (С импровизацией)
Вокально-хоровая работа:
- разучивание I куплета;
- прохлопываем ритм;
(Слайд №15). Какую же роль играет музыка в сказках? Помогает в трудную минуту
- Характеризует героев
- Пробуждает чувства и останавливает зло
- Описывает образ жизни героев
- Играет главную роль
VI. Выводы:
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- С какими сказками познакомились?
- Кто в наших сказках был главным героем? (МУЗЫКА)
- Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки? Почему?
(Слайд №16). Самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?
Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи небыли бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!
( Слайд №17).
Вывод
VII. Оценивание:
Отмечаются наиболее активные ученики. Выставляются оценки за урок .
(Слайд №18).
VIII. Домашнее задание:
Учитель:
1. С. 159 – 161 выписать в тетрадь образ Бабы Яги.
2. Представьте что, вы художники-декораторы, и вам нужно дома нарисовать сказочный персонаж к любому понравившемуся произведению, которое вы услышали на уроке. (по желанию учащихся)
Закрепление пройденного материала.
(Слайд №19) «Угадай сказочного героя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок во 2 классе"Сказочное путешествие"по учебнику Никитенко З.Н.
-повторение лексики по теме"Продукты питания"-введение местоимений he, she-знакомство с новой лексикой a head, eyes, a nose, a mouth, hair, a leg, a nail-тренировка речевого образца I want...
урок во 2 классе"Сказочное путешествие" по учебнику Никитиной З.Н.
-формирование у учащихся положительного отношения к выполняемой деятельности и интереса к английскому языку-расширение кругозора детей-воспитание нравственных качеств учащихся...
Урок по музыке для 5 класса "Диалог музыки и живописи"
Данный урок проводился в 5 классе по программе по музыке Г. Сергеевой и Е.Критской и учебнику « Музыка» 5 класс вышеназванных авторов. Программа рассчитана на 35 учебных часов в год с одним уроком в н...
Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....
«Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке» в рамках ФГОС ООО
Методическая разработка урока музыки в рамках ФГОС ООО...
Открытый урок по музыке "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина.
Материал представляет сценарий открытого урока музыки в 7классе "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина". Цель урока- знакомство с музыкальными характеристиками главных героев оп...
Сказочные герои в музыке
План-конспект урока "Сказочные герои в музыке" представляет собой контрольный урок по пед.практике в 5 классе....