Урок по музыке 5 класс. Сказочные герои в музыке
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Ломтева Татьяна Викторовна

Урон ознакомливает учащихся с музыкальными сказочными образами.

Выявляет роль музыки в литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnye_geroi_v_muzyke.docx31.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке 5  класс.

  Тема: «Сказочные герои в  музыке»

Цель урока: Выявить роль музыки в литературе.

Цель деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с музыкальными сказочными образами.

Задачи:
Образовательные - познакомить со сказкой «Музыкант-чародей», «Избушка на курьих ножках», песней «Сказка по лесу идёт», дать сравнительную характеристику.


Развивающие - развитие механизмов творческого мышления: объем и надежность памяти, механизм сближения понятий, воображение, фантазия, цельность восприятия, способность к открытию. А также развитие музыкальных способностей: чувство ритма, ладового слуха.


Воспитательные - формирование устойчивого интереса к искусству вообще, к музыки в частности. Воспитание интереса к процессу творчества.

Форма урока: комбинированный

Тип урока: получение новых знаний

Виды деятельности: 
- беседа;
- слушание музыки;
- анализ  творческих заданий;
- игра;
- пение;
Методы обучения: 
- обобщение;
- наглядно-слуховой;
- игровой метод;
- стимулирование творческой деятельности, через  создание проблемной ситуации;
- проблемно-поисковый метод

Ход урока:

  1. Организующий момент:  (1 мин)

(Слайд №1 ). Вход под музыку «В гостях у сказки»

Уч.– Здравствуйте, ребята, рада видеть вас!

Кто мне скажет, под какую музыку мы вошли в класс? (В гостях у сказки»)

  1. Разминка: создание радостного настроения

(Слайд №2 ). Ребята, посмотрите на картинки в презентации и выберите для себя одно солнышко, которое вам понравилось. Улыбнитесь своему солнышку, как оно вам улыбается.

И я хочу, что бы такое хорошее настроение у вас было в течении всего урока, а может быть и в течении всего дня.
III. Повторение пройденного материала:
Учитель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
(Слайд №3 )

Дети: Мы познакомились с великим сказочником в музыке,  композитором Николаем Андреевичем Римским – Корсаковым.

Учитель: Кто мне скажет, сколько сказочных опер он написал? (7)

( «Снегурочка», «Ночь перед рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане»,  «Кащей Бессмертный», «Сказание о невиданном граде Китяже и деве Февронии», «Золотой петушок»).

Кто нарисовал рисунки к этим операм? (Вывешиваем на доску)


(Слайд №4 ) Посмотрите на доску, вы увидите несколько слов - это слова-подсказки, по ним вы должны угадать одно слово, которое я загадала. Что их объединяет?

  1. Музыкант – песня – композитор - музыкальный инструмент =?

Что объединяет эти слова? (музыка)

  1. Стихи – поэт – песня - книга =? (литература)

Учитель:   Найдите в этих загадках общее слово?
- конечно, слово
песня повторяется, а почему?
Дети:   потому, что песня не сможет существовать ни без музыки, ни без литературы.
Учитель:   А что станет  с музыкой, если  не будет  литературы?                       (ответы учащихся) (Композитор не сможет сочинить такую красивую музыку; композитор превращает стихотворение в музыкальное произведение, и поэзия становится частью музыки; стихотворный текст придаёт музыке новое звучание).
Учитель:   Действительно, музыка и литература два разных вида искусства, которые прекрасно существуют вместе, дополняя, и обогащая друг друга.

IV. Объяснение новой темы
( Слайд №5 )
Учитель:   Перед вами отрывок из стихотворения С. Есенина, прочитайте и выделите в нём музыкальные слова:

«Поет зима - аукает,
Мохнатый лес
баюкает,
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в страну далекую,
Седые облака». (Идёт, качает, с крикам)

Учитель:   Попробуйте заменить эти слова. Что же стало с этим стихотворением без музыкальных слов?
Дети:   Стихи теряют свою красоту.
( Слайд №6 )

Учитель:   Сегодня на уроке мы с вами должны выяснить, сможет музыка  обойтись без  литературы?!    А поможет нам в этом - сказка!

Мы отправимся в гости к сказочным персонажам. Ведь вы любите сказки? (ответы обучающихся)

Уч. – Назовите своих любимых сказочных героев. (ответы обучающихся)

Уч. – Но на музыкальных занятиях сказки необычны, так как их герои говорят на музыкальном языке – они поют или играют на музыкальных инструментах.

И сегодня мы попробуем это продемонстрировать вместе с вами.

(Вызывается 1 ученик и демонстрирует игру на муз.  инструменте – дудочка,

2 – ученик демонстрирует игру на скрипке, а остальные учащиеся демонстрируют  на месте).

О музыке рассказывается во многих сказках, о ее волшебной силе, о чудесах, которые она творит. И сегодня я вам расскажу одну из таких сказок,- называется она « Музыкант-чародей».
А вы усаживайтесь  удобнее, слушайте, смотрите и имитируйте музыкальные инструменты:
( Слайд №7 ) 

Включается инструментальная фонограмма . «Игра на дудочке»

« Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет.  Пасёт,  бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет…

( дети изображаю игру на флейте ) Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше - в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились.  Играл печально – на всех тоска  нападала.  Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.
(Слайд №8 )
Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку ( дети изображают игру на скрипке)  и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея.  Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков.
( презентация, слайд №9 )
Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат ( дети изображают)
А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. «Эх, погибать так с
музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам.  Как живая заговорила скрипочка….

(звучит фрагмент игры на скрипке).   Замерли  кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли.
(Слайд №10 )
Перестал музыкант играть, а волки, как сонные  в лес потянулись. Вот какой был музыкант - чародей».

Учитель: Понравилась вам сказка?
-Почему волки отступили от музыканта? (они услышали музыку и отступили)
-Итак, кто же главный герой сказки? (Музыка)

Дети: Музыка - является главным героем этой сказки. 

 
Учитель: Ребята, кто из вас уже догадался, как же называется тема нашего урока?
(Слайд №11 )
 Дети:  Сказочные герои в музыке. (Записать в тетрадь тему урока)

Учитель:  То, какую  роль играет сказочная тема  в литературе, можно увидеть ещё в одном музыкальном произведении – фортепианном цикле Модеста Петровича Мусорского «Картинки с выставки».

 (Слайд №12 ).

Мы свами послушаем одну из пьес, которая называется «Избушка на курьих ножках».

Затем сравним эти 2 муз. произведения и дадим характеристику.

(Листы с характеристикой раздать каждому)

Таблица характеристик.

Найдите подходящие характеристики для прозвучавшего произведения

Характер  звучания

Отметка (+)

Мощный

Лёгкий

Величественный

Грозный

Воздушный

Ласковый

Таинственный

Нежный

Задорный

Добродушный

(на обратной стране)
Проблемный вопрос: Как с помощью средств музыкальной выразительности Мусоргский представил нам сказочного персонажа «бабу ягу»?

Варианты решения:
- тембр: звучит оркестр;
-
динамика: звучит тихо, потом громко, снова тихо – прилетела яга, покружила, снова улетела;
-
регистр - высокий и низкий: спускается и снова улетает вверх;
-
темп -  быстрый - полёт бабы яги;
-
интонации -  злые, колючие, страшные.
Действительно, образ бабы Яги более красочный, когда композитор использует различные тембровые краски, регистры, музыкальные инструменты. Эта пьеса является одним из наиболее ярких воплощений в музыке народных сказочных образов.
 


V. Физкультминутка «Золотая рыбка» (Слайд №13 ).

Учитель: А сейчас, послушайте песню и скажите, имеет ли она отношение к нашей теме урока?
(Слайд №14 ). Звучит песня «Сказка  по лесу идёт» (С импровизацией)

Вокально-хоровая работа:
- разучивание I куплета;
- прохлопываем ритм;

(Слайд №15). Какую же роль играет музыка в сказках?    Помогает в трудную минуту

- Характеризует героев

- Пробуждает чувства и останавливает зло

- Описывает образ жизни героев

- Играет главную роль

VI. Выводы: 

  1. О чем мы говорили сегодня на уроке?
  2. С какими  сказками  познакомились?
  3. Кто в наших сказках был главным героем?  (МУЗЫКА)
  4. Появилась бы сказка «Музыкант-чародей» если бы не было музыки? Почему?

(Слайд №16).  Самый важный вопрос: может ли литература обойтись без музыки?

Дети: Нет, без музыки многие стихи не стали бы песнями; без музыкальных слов, многие стихи небыли бы такими красивыми; не появились бы многие музыкальные жанры, а также литературные произведения и сказки, где главным героем является музыка!
( Слайд №17).

 Вывод

VII. Оценивание:
Отмечаются наиболее активные ученики. Выставляются оценки за урок .

(Слайд №18). 

VIII. Домашнее задание: 

Учитель: 

1. С. 159 – 161 выписать в тетрадь образ Бабы Яги.

2. Представьте что, вы художники-декораторы, и вам нужно дома нарисовать сказочный персонаж к любому понравившемуся произведению, которое вы услышали на уроке. (по желанию учащихся)

Закрепление  пройденного материала.

(Слайд №19) «Угадай сказочного героя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок во 2 классе"Сказочное путешествие"по учебнику Никитенко З.Н.

-повторение лексики по теме"Продукты питания"-введение местоимений he, she-знакомство с новой лексикой a head, eyes, a nose, a mouth, hair, a leg, a nail-тренировка речевого образца I want...

урок во 2 классе"Сказочное путешествие" по учебнику Никитиной З.Н.

-формирование у учащихся положительного отношения к выполняемой деятельности и интереса к английскому языку-расширение кругозора детей-воспитание нравственных качеств учащихся...

Урок по музыке для 5 класса "Диалог музыки и живописи"

Данный урок проводился в 5 классе по программе по музыке Г. Сергеевой и Е.Критской и учебнику « Музыка» 5 класс вышеназванных авторов. Программа рассчитана на 35 учебных часов в год с одним уроком в н...

Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»

Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....

«Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке» в рамках ФГОС ООО

Методическая разработка урока музыки в рамках ФГОС ООО...

Открытый урок по музыке "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина.

Материал представляет сценарий открытого урока музыки  в 7классе "Образы главных героев оперы "Князь Игорь" А.П.Бородина". Цель урока- знакомство с музыкальными характеристиками главных героев оп...

Сказочные герои в музыке

План-конспект урока "Сказочные герои в музыке" представляет собой контрольный урок по пед.практике в 5 классе....