Сказочные герои в музыке
план-конспект урока по музыке (5 класс)
План-конспект урока "Сказочные герои в музыке" представляет собой контрольный урок по пед.практике в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnye_geroi_v_muzyke.docx | 483.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМ. А.А. ДАУРОВА"
Заключительный урок
по педагогической практике
МКОУ «СОШ №2» 5 «А» класс
Подготовила: студентка 4 курса ДХО
Гавриленко Ольга
Консультант Кохова А.Я.
Черкесск 2018
Тема: Сказочные герои в музыке
Цели и задачи:
- создать условия для ознакомления учащихся с музыкальными образами сказочных персонажей на примере «Заколдованного сада Кащея» из балета «Жар-Птица» И. Стравинского и «Избушки на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского;
- продолжить работу по выявлению связей музыки и живописи, показать, как разные виды искусства независимо друг от друга воплощают одно и то же жизненное содержание;
- способствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Оборудование:
- Портреты композиторов, наглядные иллюстрации;
- Компьютер с колонками;
- Звукозаписи музыкальных произведений
Музыкальный материал:
- И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица»
- М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»
- В. Дашкевич «В гостях у сказки»
- А. Журбин «Вторая песенка дядюшки Ау»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Музыкальное приветствие;
- Проверка готовности к уроку;
- Перекличка.
2. Постановка учебной задачи.
Учащиеся рассматривают иллюстрации к сказкам на доске.
- Как связаны эти изображения с музыкой? Какая тема урока? (Высказывания учащихся)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкальными сказочными образами Жар-птицы, волшебного сада Кащея и Бабы Яги через произведения И. Стравинского и М. Мусоргского. Запишите тему урока в тетради.
3. Изложение новой темы.
-Ребята, назовите сказки, которые вы читали, и их героев. (Высказывания учащихся).
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального произведения, но наряду с воплощением её содержания разрастался, становился всё более живописным и зримым музыкальный мир её образов. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – словом, всё богатство видимого волшебного мира получило своё звуковое выражение. Благодаря музыке мы узнали, что в сказке все звуки особенные, волшебные: необычно шуршат и падают снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному.
- Сейчас вы услышите музыку, раскрывающую сказочный образ.
Слушание. (Звучит «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица» И.Стравинского)
- Каким в музыке предстает мир Кащеева царства? Что вы изобразили бы иллюстрируя услышанное произведение? (Высказывания учащихся)
У композитора М.П. Мусоргского был друг художник Виктор Гартман, который неожиданно умер в молодом возрасте. Чтобы почтить его память, организовали выставку, где были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, наброски. Мусоргский не раз обошел выставку. Всматриваясь в картины друга, он захотел запечатлеть его «картинки» в музыке. Так появился фортепианный цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 номеров: «Прогулка» - тема зрителя, объединяет пьесы «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея, богатый и бедный», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Избушка на курьих ножках», «Богатырские ворота».
По эскизу часов в виде домика на курьих ножках Мусоргский, пустив свою фантазию в полет, создал сказочный образ Бабы-Яги.
Слушание. (Звучит «Избушка на курьих ножках» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского).
- Какой вы представили Бабу-Ягу в пьесе Мусоргского? Что она делает? (Высказывания учащихся).
- Какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ? (регистровые, динамические, темповые). (Высказывания учащихся)
Композитор Мусоргский хорошо представлял себе облик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка надвинута на глаза, ноги в онучах, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалёванном лице. Колдунья быстро семенила ногами, разметая дорогу взмахами громадной метлы. Такой – смешной и страшной – изобразил её композитор. Его Баба-Яга – настоящая волшебница. Она способна на неожиданные превращения.
А вот как описал музыку пьесы Д. Б. Кабалевский: «Ни одного простого, натурального звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчание в самых глубоких басах. Мелодия какая-то скрученная – сначала топчется на одном месте, потом движется, подскакивая, или внезапно нарочно преувеличенно хромает. Вообще, всё это получается каким-то совсем недобрым… Баба-Яга просто-таки выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке…».
4. Музыкальная физминутка.
5. Разучивание.
Сегодня мы разучим песню из мультфильма «Дядюшка Ау». Главный герой – старичок лесовичок, рассказывает о себе в песне. (Прослушивание «Вторая песенка дядюшки Ау» слова Э. Успенского, музыка А. Журбина.)
Работа над песней: разучиваем отдельные фрагменты песни, показываем рукой движение мелодии (пластическое интонирование), повторяем слова, исполняем песню.
6. Рефлексия
Сегодня ещё раз убедились, как дружно живут живопись, музыка и литература. Разные искусства дополняют друг друга, помогают и глубже раскрывают замыслы авторов: композиторов, писателей, художников.
– С какими сказочными героями и сюжетами вы встречались на уроке музыки?
- Как связаны музыка и изобразительное искусство?
- Как связаны музыка и литература?
(Высказывания учащихся)
7. Домашнее задание.
Дома на альбомном листе нарисуйте иллюстрацию к одному из музыкальных произведений, с которым познакомились на уроке.
Оценки за урок.
- Закончим наш урок песней Владимира Дашкевича «В гостях у сказки».
Исполнение песни.
Выход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в VI классе. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)
VIкласс. Тема урока: Сказочные образы в музыке. Опера «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. (2-й урок по данной теме)Тип урока: урок-сценарий.Цель: Показать жизнеутверждающую красоту музыки...
Ассамблея сказочных героев "Права ребёнка и сказочные герои"
Занятие проводится в форме игры двух команд,которые соревнуясь выполняют различные задания по правам ребёнка участвуют сказочные герои .Они на примере нарушений прав помогают п...
Презентация к уроку музыки по теме "Путешествие в мир сказочных героев А.С.Пушкина"
В презентации представлены иллюстрации к сказкам Пушкина, портреты композиторов, которые обращались к творчеству Пушкина....
Урок музыки в 3-4 классах малокомплектной начальной школы по теме «В детской (Детские и сказочные образы в музыке русских композиторов)»
Материал содержит технологическую карту урока, конспект и кроссворд для урока....
«Музыкальная живопись» сказок и былин. Сказочные герои в музыке» в рамках ФГОС ООО
Методическая разработка урока музыки в рамках ФГОС ООО...
Урок по музыке 5 класс. Сказочные герои в музыке
Урон ознакомливает учащихся с музыкальными сказочными образами.Выявляет роль музыки в литературе....
Конспект урока по музыке по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."
Конспект урока по музыке для 5 класса по теме "Музыкальная живопись сказок и былин. Сказочные герои в музыке."...