ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОТ АБСТРАКНОГО К КОНКРЕТНОМУ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В РАМКАХ ФГОС
статья по музыке (5, 6, 7 класс) на тему
В статье расскрываются основные способы подходох и их различия творческой деятельности учащихся на уроках музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
state.doc | 68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОТ АБСТРАКНОГО К КОНКРЕТНОМУ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В РАМКАХ ФГОС
Для развития сферы интересов учащихся используются различные методы и технологии в рамках всех предметов: начиная от математики заканчивая экономикой и физической культурой. Одним из таких предметов и является «Музыка». Актуальной проблемой мы видим необходимость учитывать определенные особенности развития культуры и общества в целом и системы образования. Происходит своеобразная попытка догнать, ну или по крайней мере не отставать от современных тенденций.
На наш взгляд, в нашем предмете, как раз и видно личностные особенности развития мышления и формы знаний которые получают учащиеся. На ровне с этим, так же видно явное противоречие между способом познания или конкретнее развертывания информации в субъективном плане и собственно самим образом.
Для формирования понимания основных вопросов в рамках термина «знание», нам необходимо рассмотреть несколько формальных характеристик системы ФГОС.
Изучение музыки в средней школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их обшей духовной культуры;
- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Цели общего музыкальною образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий.[4,5,6]
Таким образом знания являются способом контроля и личностным инструментарием для развития и понимание образов, которые предлагает нам культура и общество в целом.
Но что конкретно является знанием?
Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Знание в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.
Знание в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.
Для нас же интересно такие понятия как явное и неявное знания, имеющие конкретное отношение к абстракным образам культуры. [9]
Явное знание — вид знания, которое легко формализуется и систематизируется, то есть легко передаётся. Оно не требует постоянных тренировок для его получения, как, например, неявное знание. Человек может самостоятельно ему научиться, пользуясь ясными и чётко сформулированными правилами данного знания. К явным знаниям относятся, например, многие науки, такие как математика, физика, история и лингвистика.
Нея́вное знание (англ. tacit knowledge) — вид знания, к которому относится то знание, которое не может быть легко передано другим.
Термин был предложен Майклом Полани. В своей работе он писал о процессе, а не о форме знания, однако его термин был использован для обозначения вида знания, которое полностью или частично не эксплицированы (не формализованы). Неявные знания часто включают навыки (умения) и культуру, присущие нам, но не осознаваемые нами.[2]
Мышление (гр. ноэзис) — это познавательная деятельность человека. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). Мышление противопоставляют «низшим» способам освоения мира в форме ощущения или восприятия, которые свойственны в том числе и животным. Многие философы называли мышление сущностным свойством человека.
Особенностью мышления является свойство получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты.
Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры. Мышление осуществляется в многообразных формах духовной и практической деятельности, в которых обобщается и сохраняется познавательный опыт людей. Мышление осуществляется также в собственной адекватной ему форме теоретического познания, которое с опорой на предшествующие формы приобретает неограниченные возможности умозрительного и модельного видения мира.
Так же стоит уточнить две важные для нас категории мышления формирующие собственные способы достижения знаний, это абстрактное и конкретное. А. (лат. abstratio - отвлечение) - сторона, часть целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное. Способом теоретического воспроизведения в сознании целостного объекта является восхождение от абстракного к конкретному, которое есть всеобщая форма развертывания научного знания, систематического отображения объекта в понятиях. Являясь способом связывания понятий в целостную систему, отражающую объективную расчлененность исследуемого объекта и единство всех его сторон, восхождение от абстракного к конкретному предполагает первоначальное движение от конкретного (данного в созерцании) к абстракному. На этом последнем пути образуются понятия, отражающие отдельные стороны и свойства объекта, которые сами могут быть поняты лишь постольку, поскольку они рассматриваются как моменты целого, определяемые его специфическим содержанием.
Поэтому необходимо различать конкретное. как изучаемый предмет, как исходный пункт исследования (чувственное конкретное.) и конкретное. как завершение, итог исследования, как научное понятие об объекте (мысленное конкретное)[8]. Абстракное представляется же как неявный предмет в первом случае, предаставляющий возможность различных подходов, и образ не имеющий конкретной, объективной возможности реализации, но с потенциальной возможностью существования.
В нашем случае мы приходим к определенным выводам:
1.Музыка является абстракным объектом на протяжении всего процесса обучения;
2.Затруднения связанные с познанием имеют различные особенности на разных возрастных этапах становление личности, со своими формами мышления.
3.Некоторые специфические уровни предубеждений и личный опыт учащихся(в основном чувственный), играющий основную роль в восприятии музыкальных образов.
Как отмечал Ю.М. Лотман: «Сколь ни распространяли бы мы круг наших сведений, потребность в информации будет развиваться, обгоняя темп нашего научного прогресса. Следовательно, по мере роста знания незнание будет не уменьшаться, а возрастать, а деятельность, делаясь более эффективной, — не облегчаться, а затрудняться. В этих условиях недостаток информации компенсируется ее стереоскопичностью - возможностью получить совершенно иную проекцию той же реальности - перевод ее на совершенно другой язык».
Музыкальный образ определяемый своей конструкцией представляет различные цели и представления, и соответственно шаблон по которому происходит развертывание информации о объекте у композитора и слушателя различны. Так же понятно что учитель не является ни тем не другим, его задачи, это максимально эффективно «объяснить» условия понимания и вхождения в мышления композитора, перестройка с эмоционального на логическое восприятие музыки. Знания о музыке, являясь неявными, имеют возможность стать более формализованными если принимать специфику подходов восприятия(таблица):
Виды подходов к музыке | Личные цели | Внешние цели | Условия изменения(знания) | |
1.Потребитель | Развлечение | Общие эстетически-культурные | Слушание определенного продукта | Актуальность материала(временная) |
2.Исполнитель | Воспроизведение готового материала | Точное повторение шаблона | Эмоциональное переживание от процесса исполнения | |
3.Иследователь(композитор) | Открытие нового | Открытие неявных механизмов и схем шаблона | Проверка реализации шаблона в рамках разных контекстов |
Знания же в рамках этой являются именно тем шаблоном по которому возможно изменения мышления и учитель выступает в роли ориентира деятельности на формирование соответствующих целей, переориентировка собственно и является необходимым условием перехода от абстракного к конкретному, определяемая подходами к восприятию и различиями целями.
Список литературы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5?oldid=53584533
- http://www.philosophy.ru/library/kn_book/04.html
- Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996
- Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. «Музыка 5-7 классы» – М. : Просвещение, 2011.
- Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2011.
- Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — СПб.: Питер, 2003. — С.120А. Н. Леонтьев. Мышление.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)
- Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
- Философия для аспирантов : учебное пособие / В. П. Кохановский [и др.]. — 2-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2003. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 5-222-03544-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС
Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе....
Формирование УУД, построение урока музыки в рамках ФГОС
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектиров...
«Контрольно-оценочной деятельности обучающихся на уроках музыки в рамках ФГОС».
«Контрольно-оценочной деятельности обучающихся на уроках музыки в рамках ФГОС»....
Методическая разработка «Контрольно-оценочная деятельность обучающихся 1- 4 классов на уроках музыки в рамках ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального, общего образования предполагает формирование у обучающихся метапредметные результатов, в частности становление внутренней м...
Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС
Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС...
Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС
Тема индивидуального самообразования "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС".Цель самообразования: освоить новые формы и методы работы на уроках музыки, пов...
Музыкотерапия как технология психолого-педагогической коррекции на уроках музыки в рамках ФГОС.
Материал для проведения методической работы в школе, районе, семинарах учителей музыки и искусства....